Педагогический проект «Чудесный и мудрый мир-СКАЗКА» по приобщению детей к духовно – нравственным ценностям через сказку. Средняя группа детского сада.
проект (средняя группа)

Новикова Елена Геральдовна

В основе проекта «Чудесный и мудрый мир-СКАЗКА»

лежит образовательная область «Чтение художественной литературы», содержание которой направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Данная образовательная область выделяет главную ценность младшего дошкольного возраста – сохраняющаяся высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, готовность к «содействию» с текстом, выражающаяся в практической и игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx413.28 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Чудесный и мудрый мир — сказка»

ГБОУ Школа №1591, корпус 8, город Москва  

Автор: воспитатель - Новикова Елена Геральдовна

Педагогический проект «Чудесный и мудрый мир-СКАЗКА»

по приобщению детей к духовно – нравственным ценностям через сказку

Педагогический проект «Чудесный и мудрый мир — сказка»

Разработчик:

Новикова Елена Геральдовна

Должность:

Воспитатель ГБОУ Школа №1591, корпус 8, город Москва, ВАО

Содержание

Введение

1. Теоретическая часть

«Роль сказки в духовно-нравственном развитии ребенка»

2. Проектная часть

2.1. Информационная карта проекта

Заключение

Литература

Введение

Нет счастья вне родины, каждый пускай корни в родную землю.

Тургенев И. С.

Научить ребенка быть счастливым – задача взрослых. Всё начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. С дошкольного возраста закладывается фундамент будущей личности, гражданина своей страны.

Вот поэтому, развитие у детей духовно-нравственных чувств является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Эти чувства, из которых может вырасти патриотизм, формируется в условиях семьи, в коллективе сверстников, группе детского сада.

Одной из целей деятельности ДОУ является формирование основ базовой культуры личности, позволяющих личности ребёнка развиваться в гармонии с общечеловеческой культурой и приобретать социальную устойчивость. Эффективно самоопределяться и самореализовываться в жизни, всестороннее гармоничное развитие детей, а именно овладение всем спектром душевных, социальных, физических, интеллектуальных и моральных качеств в полной мере и без акцентирования на какой-либо одной части. Для достижения данной цели в детском саду созданы условия для разностороннего развития и саморазвития ребенка, становления его личности, приобщения к общечеловеческим ценностям с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, обеспечены условия для активного включения родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Данные цели и задачи реализуются на основе ФГОС. Стандарт соответствует принцип развития творческого потенциала, строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников как ориентир на создание творческой личности.

Стандарт направлен на интегрированный подход к работе с художественным текстом, рассматривая литературу, с одной стороны, как вид искусства, с другой – как средство развития ребенка.

Для знакомства с книжной культурой, детской литературой, обогащению активного словаря, развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, умению самостоятельно оценивать положительных и отрицательных персонажей была использована методика «Сказка».

В исследовании приняли участие 15 детей средней группы: (8 девочек и 7 мальчиков).

По данным исследования были получены следующие результаты:

средний уровень показали 9 детей

уровень ниже среднего – 6 детей

низкий уровень – 4 ребенка

Анализ полученных данных показал, что 4 ребенка не смогли объяснить поступки героев, правильно подставляли карточки с изображением соответствующих эмоциональных состояний, но не всегда их называли.

10 детей понимают смысл сказки, могут ее пересказать. Сами выбирают главного героя -выбирают волка. Дети определяют эмоциональное состояние героев сказки. Самостоятельно или  с помощью карточек (иногда с наводящими вопросами), правильно оценивают поступки героев, их роль в событиях.

Склонны идентифицировать себя с положительными героями сказки. Интерпретируют поступки и чувства героев исходя из конкретных ситуаций, пережитых детьми.

Анализ введения в художественную литературу и результаты диагностики говорят об актуальности данного проекта.

В основе проекта «Чудесный и мудрый мир-СКАЗКА»

лежит образовательная область «Чтение художественной литературы», содержание которой направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Данная образовательная область выделяет главную ценность младшего дошкольного возраста – сохраняющаяся высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, готовность к «содействию» с текстом, выражающаяся в практической и игровой деятельности.

Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства — это, прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные идеи, всегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть. Сопереживанию, состраданию должна учить детская книга. А именно сказкиСказка — это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка — его ум, чувства, воображение, волю. Сказка, игра, фантазия — животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений. Мой многолетний опыт убеждает, что эстетические, нравственные и интеллектуальные чувства, рождающиеся в душе ребенка под впечатлением сказочных образов, активизируют поток мысли, который пробуждает к активной деятельности мозг, связывает полнокровными нитями живые островки мышления. Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребенок учится мыслить словами.  На основе анализа литературы, наблюдения за детьми была выдвинута гипотеза

Сказки являются эффективным средством для формирования духовно-нравственного сознания дошкольников 4 лет при выполнении следующих условий:

Репертуар сказок будет подобран с учетом ярко выраженных нравственных понятий.

В процессе работы со сказкой воспитатель будет способствовать переводу наглядных образов в обобщенные нравственные представления у детей. Накопление эмоционального опыта и его осмысление детьми дошкольного возраста реализуется в процессе ролевой игры.

Цель: приобщение детей к духовно – нравственным ценностям через сказку.

Объект: нравственные качества детей 4 лет: справедливость, доброта, дружба, отзывчивость.

Предмет: Русская народная сказка как средство формирования нравственных качеств детей (справедливость, доброта, дружба, отзывчивость).

Цель, предмет и объект исследования обусловили постановку следующих задач:

1. Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения через сказку.

2. Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру.

3. Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений.

4. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.

При разработке педагогического проекта мною учитывались:

1) личностная и деятельностная направленность дошкольного образования;

2) необходимость творческой направленности образовательного процесса;

3) интегративный подход к содержанию образования.

4) возрастные особенности детей дошкольного возраста.

1. Теоретическая часть.

Роль сказки в духовно-нравственном развитии ребенка

Использование народных сказок – это благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки — в глубине ее содержания; созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она — творение народа.

Выдающийся педагог В. А.Сухомлинский пишет: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка. 

Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами …»

Сказка – это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными. Недаром известная русская пословица гласит: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Урок нравственности, доброты, честности, ума и иной раз хитроумия. Использование жанров народного творчества было характерной особенностью творчества многих русских писателей. К ним обращались и А. С. Пушкин, и М. Ю. Лермонтов, и Н. В. Гоголь, и М. Е. Салтыков-Щедрин.

Но все-таки сказка ярче и показательнее демонстрирует своеобразие фольклора и его единство во всемирном масштабе, открывает общие черты, присущие человеку и человечеству.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Они преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребёнка, — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Между природой сказки и природой ребёнка есть органическая связь. Так думает исследователь фольклора - Никитина М. А. Этого же мнения придерживается и В. Г.Белинский: «В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души, главный её деятель и первый посредник между духом ребёнка, и находящимся вне его, миром действительности».

Дети стремятся ко всему яркому, необычному, любят преувеличения, умеют удивляться и удивлять. Всё это можно найти в сказочной фантастике.

Сказка увлекает ребёнка, она смотрит на мир как бы его глазами, приноравливается к его понятиям. Никитина отмечает: «Во всём строе народной сказки чувствуется прекрасное знание детей и любовь к ним. Сказочные ситуации и конфликты вполне доступны пониманию ребёнка и глубоко задевают их чувства. Старшие братья несправедливо обижают младшего, сваливают на него самую трудную и опасную работу, злая мачеха преследует ни в чём не повинную падчерицу, глупый царь-самодур грозится погубить героя. Но в судьбы действующих лиц сказки вмешиваются добрые волшебные силы – и зло наказывается, справедливость торжествует. В непременном утверждении правды, добра, красоты, в разоблачении зла и состоит огромная нравственная сила сказки.

Всеми своими поэтическими средствами сказка наставляет ребёнка, показывает ему, что хорошо и что плохо, учит различать добро и зло, верить в справедливость. И делается это просто, без всякой навязчивости и морализирования. Народное сказочное искусство укрепляет в детях оптимистическое восприятие жизни, учит мечтать и, увлекая их воображение, будит творческие способности и устремления.

Сказка неотделима от красоты. Она способствует развитию эстетических чувств, а значит, способствует развитию благородства души, сердечной чуткости к человеческому несчастью. «Благодаря сказке,- пишет В. А. Сухомлинский, - ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости».

Сказки нужно использовать в воспитании детей, но возникает одна

проблема: не затруднит ли сказка познания истинных закономерностей реальной жизни. Сухомлинский считает, что дети прекрасно понимают, что является волшебством, а что происходит в реальной жизни.

В свой проект я включила три сказки«Заюшкина избушка»«Колобок»«Крошечка Хаврошечка».

Самый распространенный вид сказок, который рано становится известным ребенку,— сказки о животных. Звери, птицы в них и похожи и не похожи на настоящих. Проект «Чудесный и мудрый мир-СКАЗКА» включает в себя такую сказку. Идет петух в сапогах, несет на плече косу и кричит во все горло о том, чтобы шла коза вон из заячьей избушки, иначе быть дерезе зарубленной. Легко усмотреть в этой сказке неправдоподобие: где это видано, чтобы петух ходил с косой? Ребенок принимает выдумку за выдумку, как и взрослый, но она его привлекает необычностью, непохожестью на то, что он знает о настоящих птицах и зверях. Дети с горячим сочувствием следит за всем, о чем говорится в сказке. Больше всего их занимает сама история: будет ли изгнана коза-дереза из заячьей избушки. С радостью они воспринимают счастливый конец сказки.

Через сказку «Заюшкина избушка» я подвожу детей к пониманию ценностей поведения человека, к выявлению системы оценок в категориях «хорошо – плохо». Самые элементарные и в то же время самые важные представления (об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности) ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения. Детям надо пережить борьбу зла и добра, понять, в сказке отражены представления человека о правде, чести, красоте.

В своем проекте я уделяю внимание судьбе героев, поставленных в близкие и понятные ребенку обстоятельства. Действие в таких сказках часто совершаются в семье. Колобок не слушает старших, не оставшись дома, не имея жизненного опыта, был съеден хитрой лисой.

В развитие действия неизменно вносятся этические мотивировки: несправедливость становится источником страданий и злоключений, благополучные концовки всегда устраняют противоречия нормам справедливости. 

Сказка учит ребенка оценивать дела и поступки людей в свете правильных понятий о том, что хорошо и что плохо.

Реализуя свой проект, я думаю, дети убедятся, что в сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но все кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения. Это в высшей степени важно для формирования у человека жизненной стойкости и качеств борца за справедливость.

Выводсказка с давних пор носит наравне с развлекательным и воспитательный характер. Именно поэтому велико значение сказок в воспитании детей, ибо они занимают ум, чувства, воображение.

2. Проектная часть

2.1. Информационная карта проекта

№ Информация о проекте

Содержание

1 Название проекта Творческий«Чудесный и мудрый мир-СКАЗКА»

2 Проблема

Для педагога: Проблема поиска форм работы с

детьми для реализации проекта в соответствии с ФГОС

Для детей: Чему учит сказка?

3 Автор : Новикова Елена Геральдовна

4 Участники

Воспитатель

Дошкольники

Родители

5 Тип Групповой, краткосрочный

6 Интеграция образовательных областей

Основная общеобразовательная область:

Чтение художественной литературы

Сопутствующие образовательные области:

Познание

Коммуникация

Художественное творчество

Социализация

7 Направление деятельности по проекту

Коммуникативная, игровая, чтение художественой литературы, продуктивная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная

8 Цель

Для педагога: создание условий для духовно-нравственного развития ребенка через русскую народную сказку

Для детей: развитие эмоционально-ценностного отношения к русским народным сказкам.

Для родителей: поддержание эмоциональной вовлеченности ребенка в деятельность группы и детского сада.

9 Задачи развития детей в ходе реализации проекта

Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.

Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий:

 добро - зло, послушание - непослушание, согласие - вражда, трудолюбие - лень, бескорыстие - жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.

Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.

Развивать у детей социальные умения и навыки поведения.

Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

2. Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.

10 Формы работы с детьми

чтение

обсуждение

решение проблемных ситуаций

моделирование

речевая ситуация

беседа

диалог

слушание сказок

инсценировка

11 Краткое содержание проекта

1 этап: Информационно – аналитический диагностика компонентов нравственного сознания детей (нравственная норма и оценка);

наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий

анкетирование родителей

тематический план

подбор литературного материала

подбор дидактического и методического оснащения проекта

2 этап:

Прогностично – проектировочный

проектирование взаимодействия воспитателя со специалистами и родителями;

ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта;

разработка плана занимательной деятельности на сроки реализации проекта.

3 этап:

Организационно – исполнительный чтение сказок, прослушивание аудиозаписей сказок, просмотр сказок, иллюстраций к ним.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-408597-1453317744.jpg https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-408597-1453317759.jpg https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-408597-1453317777.jpg https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-408597-1453317793.jpg https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-408597-1453317807.jpg

Мероприятия с родителями, папки для родителей по реализации проекта

4 этап:

Контрольно - диагностический

итоговая диагностика компонентов нравственного сознания детей (нравственная норма и оценка); наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий; оценка эмоциональной сферы каждого ребёнка с последующим анализом

5 этап:

Обобщающий

рефлексия участников проекта;

отчет о реализации проекта;

оформление полученного материала по проекту, монтаж;

инсценировка сказки для родителей

12 Место проведения ГБОУ Школа №1591, корпус 8

13 Сроки проведения : октябрь 2019-январь 2020 года.

14 Возраст детей 4-5 лет

15 Время проведения В соответствии с циклограммой группы: вторая половина дня.

16 Ожидаемые результаты

Формирование основы духовно-нравственного воспитания у детей.

Приобщение детей.

Осознанная позиция родителей в приобщении

детей к русской народной сказке.

17 Практическая значимость проекта

В результате работы дети могут:

самостоятельно рассматривать книгу, комментировать увиденное, узнавать на иллюстрациях литературных героев;

инсценировать сказки;

воспроизводить сюжет, выделять и называть главных героев;

«настраиваться» на чтение сказки;

высказывать и элементарно обосновывать первые литературные предпочтения;

участвовать в совместном обсуждении;

рассказывать по иллюстрациям;

выражать восприятие текста во внешнем действии.

В результате работы родители:

активные участники мероприятий группы;

создадут книгу в подарок детям.

Заключение

В любой народной сказке все подчиняется только совершенным законам человеческого бытия, тем идеалам, которые прошли проверку многих поколений людей, выкристаллизовались, стали общечеловеческими. И детям легко принять эти идеалы, легко согласиться с закономерностью. Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни.

Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить.

В результате проектной деятельности на данном этапе можно говорить

о подтверждении гипотезы и сформулировать следующие выводы:

формируем нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения расширяем представления детей об окружающем мире способствуем формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений воспитываем у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие развиваем творческую активность развиваем выразительную, образную речь

Сказки это отличное средство сплочения детей и взрослых. В результате совместной деятельности (педагоги, родители, дети) дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научились сами сочинять сказки, сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций.

Групповая библиотека пополнилась новыми книгами сказок, в том числе самодельными.

Я предполагаю, что данный проект позволит приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям и найдет свое отражение в дальнейшей работе.

Сказка – источник детского мышления, а мысль младшего дошкольника неотделима от чувств и переживаний. Отсюда следует, что с помощью сказки можно воспитывать духовно-нравственные ценности детей.

Литература

1. В. В. Малова Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. М.: Владос. 2010

2. Л. Ф. Фатихова Изучение нравственного сознания дошкольников // Современное дошкольное образование. 2012. №1. С. 44

3. Н. Исаева Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 2012. №7. С. 19

4. Н. Султанова, Н. Цилько. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. 2004. №5. С. 7 – 14.

5. Н. Г. Пантелеева Что за прелесть эти сказки // Современное дошкольное образование. 2011. №6. С. 82

6. О. В. Чиндилова, А. В. Баденова Наши книжки. Пособие для занятий с дошкольниками по введению в художественную литературу в 3-х частях. Часть 2 (4-5 лет). М.: Баласс, 2012. 96 с.

7. О. Л. Щукина Методическая разработка по развитию речи по теме

Сказка как средство формирования нравственных представлений до-

школьников http://nsportal.ru /detskii-sad/razvitie-rechi/skazka-kaksredstvo-formirovaniya-nravstvennykh-predstavlenii-doshkolnikov  

8. Петракова Т. И. Духовные основы нравственного воспитания. –М:1997

9. Потаповская О. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей // Дошкольное воспитание. 2006. №1. С. 14 – 16.

10. Реферат Выявление роли сказки в формировании личностных черт

http://studuck.ru

11. Сказкакак источник творчества детей: Пособие для педагогов дошк. учреждений / Науч. рук. Ю. А. Лебедев. М.: Владос, 2000

12. Т. М. Грабенко Зачем читать детям сказки? СПб. 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей 4-5 лет к духовно - нравственным ценностям через педагогический проект «Моя родословная»

В проекте представлен педагогический проект "Моя родословная" направленный на решение познавательных, духовно - нравственных задач развития и воспитания детей дошкольного возраста....

Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию в средней группе детского сада «Солнышко» Тема: «Мой любимый город». Автор занятия: Евфимова Виктория Василь

Цель: Воспитание у детей чувства любви к своей Родине, родному городу.Задачи. Образовательные.*Знакомство с понятием Родина.  Находить и показывать родной город на карте Крыма.*Уточнить представл...

Перспективное планирование кружка "Родничок" по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе детского сада

Перспективное планирование кружка "Родничок" по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе детского сада...

Педагогический проект «Роль сказки в нравственном развитии детей» по приобщению детей к нравственным ценностям через сказку.

Педагогический проект «Роль сказки в нравственном развитии детей» по приобщению детей к нравственным ценностям через сказку. Цель: приобщение детей к нравственным ценностям через сказку. З...

Пословицы и поговорки как средство приобщения детей к духовно-нравственным ценностям

Пословицы и поговорки как средство приобщения детей к духовно-нравственным ценностямПриобщение ребенка к духовным ценностям становится более полным при включении в его речь фольклорных жанров.Педагоги...

Приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям через создание единого образовательного пространства: детский сад – семья.

Приобщение дошкольников к  духовно-нравственным ценностям через создание единого образовательного пространства: детский сад – семья обусловлена непрерывным процессом нравственного разв...

Приобщение дошкольников духовно – нравственным ценностям через сказку

Многие  дети не умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки со...