Пословицы и поговорки как средство приобщения детей к духовно-нравственным ценностям
презентация для интерактивной доски по развитию речи

Соколова Ирина Владимировна

Пословицы и поговорки как средство приобщения детей к духовно-нравственным ценностям

Приобщение ребенка к духовным ценностям становится более полным при включении в его речь фольклорных жанров.

Педагогическая ценность пословиц и поговорок - опыт народа, важное

средство ознакомления детей с окружающим миром, приобщение их к

ценностным ориентирам (К.Д.Ушинский).

            Исследования в области использования пословиц и поговорок в работе с детьми показывают, что дошкольники сталкиваются с серьезными трудностями при восприятии и использовании этого языкового материала.

Причина - эпизодическое использование пословиц и поговорок в речевом воспитании детей, отсутствие системы работы.

Вместе с тем пословицы и поговорки - краткие, емкие по смыслу изречения соединяют в себе культуру, историю и языковое богатство этого фольклорного наследия, способствуют приобщению детей к ценностным ориентирам духовной культуры.

Определение пословиц и поговорок имеет свою историю.

Определить их пытался Ф.И.Буслаев. Он писал, что пословицы нужно рассматривать как художественные произведения родного слова, выражающие быт народа, его здравый смысл и нравственные интересы.

В.И.Даль называл пословицу коротенькой притчей.

Пословица - краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм.

Поговорка - образное выражение, метко определяющее и оценивающее какое-либо явление жизни.

В отличие от пословицы, поговорка представляет собой часть суждения и обычно лишена обобщающего поучительного смысла.

Пословицы и поговорки убедительно и просто учат людей жить и работать.      Осваивая пословицы и поговорки, молодежь издавна знакомилась с разнообразными навыками прошлых поколений, наблюдениями над явлениями природы, находила разумный совет, как поступать в той или иной ситуации.

         В некоторых пословицах и поговорках запечатлены нормы крепостного права:

Тело государево, спина барская, душа Божья.

Муж крепок по жене, а жена крепка по мужу.

В народе возник целый ряд изречений, в которых были запечатлены события освободительной борьбы с внешними захватчиками:

Пусто, словно Мамай прошел.

Пришли казаки с Дону да погнали ляхов до дому (1612 г.).

Погиб (пропал), как швед под Полтавой (1709).

Особенно много пословиц и поговорок возникло об Отечественной войне 1812г.

Летит гусь на святую Русь (о Наполеоне).

Пришел Кутузов бить французов.

Голодный француз и вороне рад.

На француза и вилы – ружье.

Пропал (сгинул), как француз в Москве.

В основной массе пословиц и поговорок нашли художественное

воплощение все стороны трудовой деятельности и взаимоотношений

людей: любовь и дружба, вражда и ненависть, отношение к науке,

знаниям, природе; в них всесторонне характеризуются нравственные и

моральные качества человека.

В пословицах и поговорках нашла отражение любовь русского народа к Родине и готовность отстоять ее от захватчиков:

Своя земля и в горсти мила.

Человек без Родины - что соловей без песни.

В пословицах и поговорках запечатлены храбрость, мужество и героизм русского народа:

Денег ни гроша, да слава хороша.

Беден, да честен.

Пословицы и поговорки возникали среди различных классов и социальных групп населения, у людей различных профессий и родов занятий:

  • в крестьянской среде.

Вешний день целый год кормит.

Доброе семя - добрый и всход.

До поры до времени не сеют семени.

Пашню пашут - руками не машут.

В среде крестьян создавались и употреблялись изречения, в которых отразилась вера в то, что многие явления природы зависят от Бога, что все совершается по предопределению свыше:

Бог не родит - земля не даст.

Наряду с ними бытовали пословицы и поговорки, в которых была

выражена уверенность, что только усердным трудом можно добиться

успеха:

Бог-то Бог, да сам не будь плох.

Вози навоз не ленись, так и Богу не молись.

 

Значительное количество пословиц и поговорок возникло в среде

ремесленников:

Без топора — не плотник, без иглы - не портной.

Ремесло пить-есть не просит, а само кормит.

С ремеслом и увечный хлеб добудет.

Всяк мастер на выучку берет, да не всяк доучивает.

 

Пословицы и поговорки возникают не только в результате непосредственных жизненных наблюдений — они вливаются в разговорную речь из народно-поэтических и литературных произведений (из сказок, басен, анекдотов и т.п.):

Избушка на курьих ножках;

Битый небитого везет;

Куда конь с копытом, туда и рак с клешней;

На тате шапка горит, а тать хватъ за нее

Новые пословицы и поговорки возникают также в результате изменения старых, существовавших ранее, которые наполняются новым содержанием.

Например, «Один в поле не воин» в годы Великой Отечественной войны послужила образцом для пословицы, в которой говорилось о мужестве советских воинов:

И один в поле воин, если он советский воин.

Тогда же пословица «С миру по нитке - нищему рубашка» подверглась сатирической переделке, высмеивающей врага:

С миру по нитке - Гитлеру веревка.

Важный источник пополнения пословичного репертуара народа - произведения художественной литературы. Многие изречения писателей

стали употребляться в разговорной речи наряду с пословицами и поговорками.

Так, например, из басен И.А.Крылова в устную речь вошли

афоризмы:

А Васька слушает да ест.

А воз и ныне там.

А ларчик просто открывался.

Демьянова уха.

Услужливый дурак опаснее врага.

Свинья под дубом.

Из комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»:

Счастливые часов не наблюдают.

И дым отечества нам сладок и приятен.

Дистанция огромного размера.

С корабля на бал.

Подписано, так с плеч долой.

Как не порадеть родному человечку.

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

А судьи кто?

 

Из произведений А.С.Пушкина:

В Европу прорубить окно.

Привычка свыше нам дана.

Еще одно, последнее сказанье.

Любви все возрасты покорны.

Мы все глядим в Наполеоны.

У разбитого корыта.

Не мудрствуя лукаво.

 

Авторские афоризмы и изречения пословичного типа, получившие широкое распространение, принято называть крылатыми словами.

Таким образом, пословицы и поговорки, возникшие как жанр

народной поэзии в глубокой древности, живут активной жизнью на

протяжении многих веков: одни - без изменений, другие - постепенно

изменяясь и переосмысливаясь; устаревшие забываются, их место

занимают вновь созданные.

Существуют две основные формы пословиц: иносказание и

прямое высказывание.

 Например:

Яблочко от яблони недалеко падает (иносказание);

Хоть есть нечего, да жить весело (прямое высказывание).

Образность пословиц создается посредством метафор.

 Например:

В кармане соловьи свищут (метафора).

Роль метафоры важна. Так, например, в пословицах часто

появляются образы животных и птиц как обозначение людей, их

взаимоотношений:

Спит лиса, а во сне кур щиплет.

Пожалел волк кобылу: оставил хвост да гриву.

Не велик кулик, а все-таки птица.

От вороны павы не жди.

Другой излюбленный прием народных изречений - употребление

собственных имен в значении нарицательных. Имена собственные могут

иметь книжное происхождение:

По бороде Авраам, а по делам хам;

Фома неверующий -

из Библии;

Молчалины блаженствуют на свете;

Тришкин кафтан

- из художественной литературы.

В пословицах отражается эмоциональное и интонационное богатство разговорной речи. Они советуют, предупреждают, утверждают, констатируют, спрашивают, иронизируют...

Например:

Книга книгой, а своим умом двигай (совет).

Станешь лениться - будешь с сумой волочиться (предупреждение);

Кто зевает, тот воду хлебает

(утверждение);

Сама себя раба бьет, что не чисто жнет

(констатация);

Улита едет: когда-то будет?

(вопрос);

Целовал ястреб курочку до последнего перышка

(ирония).

Пословицы и поговорки - это энциклопедия народных знаний, а также «моральный кодекс» народа. Закрепляя в афористических жанрах, свой богатый и разнообразный жизненный опыт, народ сложил пословицы и о самих пословицах:

Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз;

Пень — не околица, а глупая речь — не пословица;

И на твою честь пословица есть;

Пословица не судима.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_kopiya.pptx2.9 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБДОУ детский сад № 50 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга Пословицы и поговорки как средство приобщения детей к духовно-нравственным ценностям Подготовил учитель – логопед: Соколова И.В.

Слайд 2

Пословица - краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм . Поговорка - образное выражение, метко определяющее и оценивающее какое-либо явление жизни. В.И.Даль

Слайд 3

Бьется как рыба об лед. г оворят дети: На льду рыбе плохо, она бьется, хочет в воду.

Слайд 4

Друзья познаются в беде . г оворят дети: Когда придет беда, друзья смогут узнать друг друга.

Слайд 5

Любишь кататься, люби и саночки возить . г оворят дети: С начало нужно саночки возить, а потом кататься . Если любишь кататься, сначала вози саночки на гору.

Слайд 6

Забытый смысл русских пословиц и поговорок. Бедность - не порок а вдвое хуже Два сапога пара да оба левые да оба на одну ногу

Слайд 7

Забытый смысл русских пословиц и поговорок. Девичий стыд - до порога переступила и забыла Дело мастера боится а иной мастер дела Зайца ноги носят волка зубы кормят , лису хвост бережет

Слайд 8

Что написано пером, того не вырубишь топором. Пословицы и поговорки в детски рисунках. Любишь кататься люби и саночки возить.

Слайд 9

За двумя зайцами погонишься ни одного не поймаешь. Цыплят по осени считают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Народный фольклор как средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям»

Статья для воспитателей детских садов и родителей, приобщение детей к русскому народному фольклору....

Русский народный фольклор как средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям

На данный момент одной из наиболее значимых задач, стоящих перед современным обществом, является развитие общечеловеческих ценностей.  Проблема общечеловеческих ценностей является одной из самых ...

Приобщение детей и родителей к духовным, нравственным социокультурным ценностям

В статье раскрываются подходы к созданию системы духовно-нравственного воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, подчеркивается его стержневая роли в освоении детьми образовательной программ...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРАКТИКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СЕМЬЕЙ

Работа имеет практическое значение, так как предложенные в ней методические рекомендации по проведению мероприятий, направлены на формирования духовно-нравственных семейных ценностей у дошкольников в ...

Формирование духовно-нравственных и социальных качеств личности дошкольника посредством использования театральной деятельности и приобщения к духовно-нравственным ценностям в сказках русского народа.

Чуткость, милосердие, сострадание - это важные качества, которые необходимы человеку и обществу. У каждой личности должны быть эти качества. В наше время мы наблюдаем некоторый «дефицит» этих качеств....

Эмоционально-личностное развитие детей младшего дошкольного возраста через приобщение к духовно-нравственным ценностям

Информация по реализации проекта "Доброе слово" в рамках реализации программы "Социокультурные истоки"...

Приобщение дошкольников духовно – нравственным ценностям через сказку

Многие  дети не умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки со...