«Формирование патриотических чувств старших дошкольников в условиях взаимодействия с родителями»
статья (старшая, подготовительная группа)

Азелькиреева Валентина Григорьевна

Требования общества, приоритеты, жизненные установки доказывают актуальность проблемы формирования гражданской принадлежности и патриотических чувств у  подрастающего поколения.  Одной из важнейших характеристик данного направления   является его социальное содержание,  а именно:  воспитание любви  к Родине,  гордости за социальные и культурные достижения своей страны, уважения к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям,  привязанности к месту жительства.Социальный заказ системе дошкольного образования определяет проблемы формирования патриотических чувств у дошкольников. При этом нравственные ценности и ориентиры семей воспитанников зачастую существенно отличаются от педагогических установок, что обостряет необходимость поиска технологий , направленных на объединение усилий педагогов и семьи, на повышение компетентности родителей в вопросах патриотического воспитания. Гражданско-патриотическое воспитание подразумевает развитие высоких нравственных и моральных ценностей у детей дошкольного возраста, в том числе,   уважение  прав и свободы, традиции и культуру других людей, других народов, проявление национальной и религиозной терпимости и толерантности. Приоритетной задачей  для педагогов  в воспитании юного гражданина  является  достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. А для этого необходимо находить время для общения. Учитывая тот факт, что формирование гражданской принадлежности и патриотических чувств у детей дошкольного возраста невозможно без участия родителей,  нужно приложить все усилия, чтобы  они стали помощниками педагогов, творчески развивались вместе с детьми и  необходимо убедить их в том, что они способны на это.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_patrioticheskih_chuvstv.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр «Южный город» пос. Придорожный муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Семицветик»

ТЕМА публикации:

«Формирование патриотических чувств  старших дошкольников в условиях взаимодействия с родителями»

Разработчик:

Азелькиреева Валентина Григорьевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

Волжский район Самарской области, 2020

                                                             

 Главной функцией новой семьи

     должна быть функция воспитания

                                                       человека и гражданина.

                               Грамши Антонио    

 

В современных условиях, когда происходят глубокие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений  становится социально – коммуникативное развитие детей  дошкольного возраста. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

    Требования общества, приоритеты, жизненные установки доказывают актуальность проблемы формирования гражданской принадлежности и патриотических чувств у  подрастающего поколения.  Одной из важнейших характеристик данного направления   является его социальное содержание,  а именно:  воспитание любви  к Родине,  гордости за социальные и культурные достижения своей страны,    уважения к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям,  привязанности к месту жительства (городу, деревне, области, стране в целом). Первостепенная задача социально – коммуникативного развития в контексте ФГОС ДО заключается в  формировании  у детей дошкольного возраста  патриотических чувств, гражданской принадлежности, первичных представлений о семье,  о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных  ценностях нашего народа, чувства гордости за достижения страны, любовь и уважение к защитникам Отечества.

Социальный заказ системе дошкольного образования определяет проблемы формирования патриотических чувств у дошкольников. При этом нравственные ценности и ориентиры семей воспитанников зачастую существенно отличаются от педагогических установок, что обостряет необходимость поиска технологий , направленных на объединение усилий педагогов и семьи, на повышение компетентности родителей в вопросах патриотического воспитания. Гражданско-патриотическое воспитание подразумевает развитие высоких нравственных и моральных ценностей у детей дошкольного возраста, в том числе,   уважение  прав и свободы, традиции и культуру других людей, других народов, проявление национальной и религиозной терпимости и толерантности. Приоритетной задачей  для педагогов  в воспитании юного гражданина  является  достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. А для этого необходимо находить время для общения. В постиндустриальный современный период развития нашего общества, когда поток информации, получаемой детьми  извне, трудно проконтролировать, в связи с чем,  приобретает наибольшее значение родительский авторитет, поэтому главным фактором успешного воспитания гражданина и патриота в семье является гражданское поведение, нравственная чистота, дела и поступки взрослых, которые окружают ребёнка.

Патриотические чувства у детей  дошкольного возраста  формируются под влиянием идеологии, среды, образа жизни и идейно-воспитательной работы в семье, дошкольном учреждении, в социальном окружении.  Поэтому процесс воспитания патриотизма является составной частью и одной из главных задач идеологической работы,  как родителей, так и педагогов. Таким образом,  у детей  будут сформированы  такие черты характера, которые помогут стать ему достойным человеком и гражданином своей страны, способному проявлять любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу.

Развитие познавательного  интереса к доступным дошкольникам  явлениям общественной жизни возможно при условии, когда мировоззрение родителей, педагогов, их личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция совпадают с требованиями общества и являются  самыми  эффективными  факторами патриотического  воспитания. Но никакие знания взрослого не дадут эффекта, если родители и педагоги  не будут любить свою страну, свой город, свой народ.

О важности приобщения детей  старшего дошкольного возраста  к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к историческому  наследию воспитывает уважение, гордость за свою Родину, месту, где ты  живешь. Поэтому детям   необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно знакомство с  историей народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов, воспитания толерантности.

Главная цель педагогов и родителей заключается в создании условий для развития познавательной мотивации и интереса к изучению   малой Родины, ее  славной историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Системное взаимодействие с педагогами, родителями и детьми дает положительные результаты. Проведя плодотворную работу, я пришла к выводу, что большое значение в патриотическом воспитании  старших дошкольников играет   их непосредственное участие  в праздниках и досугах.  В результате такой деятельности  у детей  создаются не только представления о районе, городе, стране, но и возникает чувство сопричастности к важным происходящим событиям.

Использование новых нетрадиционных форм и методов в педагогической деятельности  с детьми и вовлечение родителей и старшего поколения семей воспитанников в образовательный процесс и совместную деятельность базируется на следующих принципах:

1. гуманизм и демократизм воспитательных отношений;

2. ориентация на общечеловеческие ценности и опора на национальные, региональные и местные традиции;

3. личностно–ориентированный подход в образовании и воспитании;

4. преемственность в работе с социальными институтами района и города в целом;

5. взаимодействие со всеми видами учреждений дошкольного и дополнительного образования, а также с работниками социальной сферы.

Учитывая тот факт, что формирование гражданской принадлежности и патриотических чувств у детей дошкольного возраста невозможно без участия родителей,  нужно приложить все усилия, чтобы  они стали помощниками педагогов, творчески развивались вместе с детьми и  необходимо убедить их в том, что они способны на это.

Таким образом, знакомство старших дошкольников с историей нашей страны – процесс длительный, сложный и имеет системный характер. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только в процессе плодотворной, целенаправленной и систематической работы. Использование данных подходов способствует  формированию  патриотических чувств, первичных представления о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа у старших дошкольников, воспитанию  любви  к месту, где родился,  развитию  понимания, что малая Родина  – это частица России.  Впоследствии это  станет  одной из основ  развития личности взрослого человека – гражданина своей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формированию социально-нравственного опыта у дошкольников в условиях взаимодействия ДОУ с социумом

Статья рассказывает о б этапах формирования социально-нравственных чувств у дошкольников, через введение правил в группе....

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом и семьёй

На современном этапе, перед педагогами дошкольных учреждений, стоит не только задача по  формированию  индивида с широким мировоззренческим кругозором, развитым интеллектом, но и воспитание ...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом и семьёй.

Большая роль в реализации задач патриотического воспитания отводится совместной досуговой  деятельности взрослых и детей, так как  воспитание чувств –  процесс,  который невозможно...

Статья "Взаимодействие детского сада и семьи по формированию патриотических чувств дошкольников"

Необходимость подключения семьи, родителей к процессу ознакомления с окружающим объясняется особыми педагогическими возможностями , которыми обладает семья: это любовь и привязанность к детям, эмоцион...

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА О РОДНОМ ГОРОДЕ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО.

Эта статья направлена на формирование патриотического воспитания дошкольников через изучение краеведческого материала о родном городе....

Презентация "Литературное развитие дошкольников как условие взаимодействия с родителями"

В XXI веке весь мир встал перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Процесс литературного развития, формирования в ребенке грамотного, талантл...

Мониторинг результатов формирования патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС

Мониторинг результатов формирования патриотического воспитания  дошкольников в условиях ФГОС...