Сообщение к педагогическому совету на тему: «Роль природы в эстетическом воспитании детей»
методическая разработка

Чугунова Ольга Леонидовна

Трудно представить  себе воспитание детей  без привлечения в помощники воспитателю природы – этого самого естественного источника красоты. Природа не только великий учитель и великий воспитатель. «Природа –источник творчес кого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего» Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона  все восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_prirody-konsultatsiya.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация  городского округа  Подольск

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МДОУ детского сада №64  «Непоседа»

Сообщение к  педагогическому совету на тему:

«Роль природы в эстетическом воспитании детей»

Подготовила и провела

Воспитатель: Чугунова О.Л.

март 2019 г.

Трудно представить  себе воспитание детей  без привлечения в помощники воспитателю природы – этого самого естественного источника красоты. Природа не только великий учитель и великий воспитатель. «Природа –источник творчес кого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего» Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона  все восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей.

Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей. Прекрасное  в природе безгранично и неисчерпаемо. Поэтому природа – источник для искусства. Прекрасное в природе было и остается предметом художественного освоения ее. Поэтому великие художники- всегда первооткрыватели прекрасного в окружающем мире.

Умение видеть природу – первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во  взаимодействии с природой. Природа помогает сделать человека выше, богаче. Внимательнее.

Природа является одним из факторов , являющих на развитие и формирование  зстетических  чувств, она неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на человека.

В жизни людей природа занимает значительное место, способствует формированию и развитию эстетических чувств и вкусов.

Любовь  к родной природе  воспитывается с раннего возраста « именно в это время  необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней.»

Эстетические чувства тесно связаны с нравственными.  Любовь к родине – это сложное , моральное чувство, которое органически  соеденено  с эстетическими чувствами, вызываемыми общением с природой.

Наиболее эффективная последовательность работы:

-непосредственное восприятие природы,

_организованное наблюдение над природой во время прогулок.

-сочетание метода наблюдения с методом активных действий во время работы на опытном участке.

 В наше время, когда с такой осторожностью поставлен вопрос об охране окружающей среды, эстетическое воспитание средствами природы должно занять должное место в системе эстетического воспитания.  Многое в связи с этим зависит от воспитателя, от его знаний, его увлеченности. Воспитатель хорошо должен знать особенности возраста детей.

У детей этого возраста наблюдается большое стремление к самостоятельности, независимости. Они хотят все увидеть, все открыть сами. Этот интерес побуждает их к активной деятельности. Но ее направление по отношению к природе может быть различным; одни из них могут разорять гнезда, стрелять из рогаток в птиц, а другие – разводить рыб, ухаживать за голубями.

Воспи тание – это организация деятельности р-ка, в которой важная роль играет организация отношений . Что значит организовать деятельность ребенка? Понятие деятельности - сложное понятие: всякая деятельность побуждается потребностью, имеет мотив и цель, -то, ради чего совершается действие.

Т.О. организовывая деятельность ребенка, т.е. воспитывая его, нужно дать ему опору в соответствующей потребности, побудить к нужной мотивации и привлечь к определенной цели. Потребность, мотивы и цели - основа наших отношений и чувств.

Только организовав потребности, мотивы и цели деятельности своего ребенка соответственной той задаче, какую вы ставите в воспитании, можно воспитать желаемое качество его личности А организовать возможно опять лишь в деятельности.

Задача педагога состоит в том, чтоб направить появившийся интерес в правильное русло, убедить детей, что истребляя природные богатства они наносят урон не только красоте родного края, но и себе ( моральный, эстетический) «Охотиться можно и с фотоаппаратом и с кинокамерой. Такой вид охоты обогатит эстетический, эмоциональный мир ребенка, разовьет в нем наблюдательность, любовь к прекрасному.

В работе по эстетическому воспитанию важно знать и учитывать не только направленность интересов, но и особенности этого восприятия, воспринимая явления  окружающей действительности , человек руководствуется не только познавательными, но и эстетическими принципами.

Эстетическое восприятие - это способность создавать и эмоционально окрашивать целостные образы под влиянием разных реальных предметов и художественных произведений.

Содержание и богатство чувств, вызванных непосредственным общением с природой, находятся в прямой зависимости от характера восприятия. В соответствии с возрастом эстетическое восприятие имеет свои особенности, обусловленные запасом представлений  и объемом жизненного опыта детей. Старшие дошкольники, как правило, не могут верно оценивать картину виденного в целом . У них еще отсутствует способность объединять, синтезировать отдельные восприятия в общие впечатления.

Способность заметить, выделить  красивое развивается постепенно. Но если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния детского сада и семьи, то оно может задержаться. Поэтому воспитатель должен направлять эстетическое воспитание своих воспитанников , чтобы они на всю жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы. В.А. Сухомлинский говорил: « Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать».

Да, доброта по сей день становится в ряд с такими качествами, как мужество и храбрость. А ведь для доброты требуется немалое мужество и храбрость.

Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому, сердечно сочувствовать ему и стремиться помочь. Сопереживанию нужно учить также вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат детей делать первые шаги.

Для обучения сопереживанию необходимы специальные виды деятельности, побуждающие к сочувствию и помощи живым существам. Формы такой деятельности  разнообразны – можно завести аквариум, или «звериную лечебницу»

Дети, выросшие в семьях, где царила грубость, а то и жестокость не сразу проникают сочувствием к своим маленьким питомцам. Но внимательная забота о них самого ребенка и сочувствие других обязательно приводили к  тому, что в сердце ребенка просыпалось тепло и жалость к беззащитному существу. Общение с природой и забота о ней необходима для воспитания добрых чувств. Домашние животные - большая помощь в воспитании личных положительных качеств ребенка, но лишь при условии бережного отношения к ним. Лишь тогда сформируется доброта, ответственность, чувство долга. Мы отвечаем за живое – и за животное и за растение – перед природой, перед обществом, перед собственной совестью.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль природы в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. Консультация для родителей.

Материал консультации поможет родителям пробудить у детей эмоциональное отношение к природному окружению в условиях проживания в мегаполисе. Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и ...

Роль природы в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

«Природа – источник творческого вдохновения, источник подъема сил человека, не только взрослого, но и подрастающего». Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей д...

Выступление на педагогическом совете на тему «Роль природы в формировании личности ребенка»

Природа ― это вся вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. Все жизненные процессы протекают в верхней оболочке Земли ― в биосфере, составной частью которой...

Выступление на педагогическом совете на тему «Роль природы в формировании личности ребенка»

Природа ― это вся вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. Все жизненные процессы протекают в верхней оболочке Земли ― в биосфере, составной частью которой...

Сообщение из опыта работы «Условия, средства, роль педагога в эстетическом воспитании детей»

Получить в детстве началоэстетического воспитания – значитна всю жизнь приобрести чувствопрекрасного, умение понимать иценить произведения искусства,приобщаться к художественномутворчеству.Н.А. ...

Сообщение на педагогическом совете, на тему: «Игра, как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»

В каждом возрасте у человека есть ведущий вид деятельности. Это то занятие, в процессе которого происходит рост, обучение, формирование личности, развитие всех навыков, знаний и умений. И для ребенка ...

Сообщение на педагогическом совете на тему: «Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям»

Духовно - нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития, обеспечивающим духовное единство народа и объединяющее его моральные ценности....