Применение гендерного подхода при организации основных видов деятельности (познавательной, трудовой, игровой, коммуникативной) в условиях ФГОС   И  Взаимодействие образовательного учреждения и семьи в обеспечении гендерной социализации детей» (из опыта ра
консультация (младшая, средняя, старшая группа)

Лихачева Лилия Толгатовна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx66.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Школа №15» с. Демарино

(Структурное подразделение д/с «Колокольчик»)

Консультация

«Применение гендерного подхода при организации основных видов деятельности (познавательной, трудовой, игровой, коммуникативной) в условиях ФГОС

И

Взаимодействие образовательного учреждения и семьи в обеспечении гендерной социализации детей»

Старший воспитатель ДОУ

 Лихачева Л.Т.

Слайд№2

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155

 Стандарт направлен на решение следующих задач:

Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, независимо от места   жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и   других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); формирования социокультурной среды, соответствующей   возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей

Слайд№3

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ АСПЕКТ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ

  • Социальная стратегия государства предполагает включение гендерного компонента во все области общественной жизни: в образование, культуру, политику и экономику.

Слайд№4

  • В нашей стране проблемы педагогического сопровождения процесса гендерной социализации детей дошкольного возраста и внедрения гендерного подхода в педагогическую практику ДОУ стали обсуждаться сравнительно недавно, и в этом плане уже накоплен некоторый опыт. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования впервые за всю историю дошкольного образования в нашей стране предусматривают решение проблем развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста с учетом гендерного подхода. Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом.

Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между "женскими" и "мужскими" профессиями. Некоторые мужчины, в свою

очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из "добытчиков" они постепенно превращаются в "потребителей", а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.

На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения, пряча за этим страх перед окружающей действительностью. Наблюдая за детьми в детском саду, мы замечаем, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.

Содержание игр детей также вызывает тревогу: дети демонстрируют  модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умеют договариваться в игре, распределять роли.

Кроме того, в процессе трудовой деятельности, не все дети умеют самостоятельно распределять обязанности с учётом пола партнёра. Мальчики не проявляют желания прийти на помощь девочкам, тогда, когда  необходима физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность.


Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.
Большинство родителей сыновей в будущем хотят видеть: ответственными, смелыми, решительными, выносливыми, сильными. Дочерей хотят видеть: ласковыми, красивыми, изящными.
Беседы с родителями, их анкетирование и тестирование показало, что знания родителей об особенностях воспитания мальчиков и девочек минимальны, дети часто воспитываются по принципу «так, как воспитывали меня».

Значит, проблема воспитания, и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.

Цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными. Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни.
В примерных общеобразовательных программах в соответствии с ФГОС включена задача:
 формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Для того чтобы в дошкольном образовательном учреждении воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей, у педагогов и специалистов должна быть сформирована гендерная компетентность, которая предполагает овладение педагогами организационными, психолого-педагогическими и дидактическими аспектами руководства детской деятельностью с акцентом на гендерную идентичность. Все это позволило нам сделать вывод о необходимости создания в ДОУ условий для гендерного подхода в работе с дошкольниками. Сложность такой работы заключается в том, что педагоги испытывают недостаточность теоретических знаний об особенностях физиологических функций и психологических процессов мальчиков и девочек

Слайд№5

Цель гендерного подхода:

  • Целью гендерного подхода в педагогикеявляется воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

Слайд№6

Задачи гендерного подхода при организации основных видов деятельности в детском саду:

  • 1. Организация предметно – развивающего пространства в группах, способствующего формированию гендерной идентичности и гендерной социализации дошкольников.
  • 2. Выявление особенностей гендерных представлений детей дошкольного возраста и гендерного поведения в непосредственно образовательной деятельности.
  • 3. Внедрение интегрированного подхода в гендерное воспитание дошкольников.
  • 4. Информационно-просветительская деятельность ДОУ с родителями по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста.

Слайд№7

Выстраивание модели образовательного пространства по 4 направлениям:

  1. Знакомство педагогов с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения
  2. Построение соответствующей развивающей среды
  3. Построение модели педпроцесса (организация основных видов деятельности с учетом гендерного подхода)
  4. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи в обеспечении гендерной социализации детей

Слайд№8

Реализация 1 направления в ДОУ:

 Знакомство педагогов с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения

На начальном этапе нашей главной целью было заинтересовать членов педагогического коллектива данной работой и предоставить возможность для творческого отношения к воспитанию мальчиков и девочек. Подбирали и анализировали теоретический и практический материал по данной теме. Провели анкетирование педагогов для выявления их отношения к проблеме гендерного воспитания.

Анкета для воспитателей

  • Что такое гендер?
  • Что Вы понимаете под гендерным воспитанием?
  • Что такое гендерная социализация?
  • Как Вы планируете и осуществляете работу по гендерной социализации детей в детском саду?
  • Что Вы понимаете под гендерным подходом?
  • Как Вы реализуете гендерный подход в образовательном процессе детского сада?
  • Какую работу Вы проводите с родителями по гендерной социализации детей дошкольного возраста?
  • Как Вы повышаете свою компетентность в вопросах гендерной социализации детей в детском саду?

Изучали психолого-педагогическую литературу по теме «Особенности гендерного воспитания детей дошкольного возраста». Для расширения представлений педагогов об особенностях полоролевого развития детей, уточнения представлений о современных методах работы по вопросам полоролевого воспитания был проведен тематический педсовет «Развитие личности ребенка в современных условиях, с учетом полоролевого воспитания», где были раскрыты следующие вопросы: «Гендерный подход как одно из условий модернизации современного дошкольного образования» (старший воспитатель), «Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей» (Недоспасова Е.В.), «Организация предметно-игровой среды в  ДОУ на основе гендерного подхода» (Додерко Е.А.), «Формы и содержание взаимодействия ДОУ с родителями по вопросам полоролевого воспитания детей» (Пьячева Т.А.); организованы просмотры  по основным видам деятельности во всех возрастных группах, проведён смотр-конкурс образовательной среды в ДОУ.

Изучение этапов формирования полового сознания и использование рекомендаций к ним помогают педагогам нашего ДОУ в организации и построении педпроцесса соответственно каждого возраста. Что значительно повышает  уровень работы педагогов, её качественность в соответствии Федеральному Государственному Стандарту.

Слайд№9

Этапы формирования полового самосознания:

  • понимание половых различий – (к 2-м годам)

Различает по внешним признакам – одежда, прическа, игрушки

  • осознание своего пола – (к 4-5 годам)

Ребенок рассмеётся, если ему скажут, что мальчик превратится в девочку

  • гендерная идентификация – (к 7 годам и в течении всей жизни)

Это представление о самом себе как о представителе мужской или женской группы

Слайд№10

От рождения до 3-х лет

  • Становление полового самосознания малыша.
  • Ребенок начинает осознавать себя представителем человеческого рода и одновременно неповторимой уникальной личностью.
  • Учится управлять своим телом. Стремится оценить свои возможности, понять чувства и эмоции.
  • Происходит первичная половая идентификация. Учится ориентироваться в том, кто мальчик, кто девочка. Начинает сравнивать себя с другими людьми.
  • Проявляет внимание к различным частям своего тела. С интересом наблюдать за раздетыми людьми.
  • Задает вопросы о различиях между полами, спрашивает, откуда берутся дети.
  • В речи использует местоимение «он», «она». Редко допускает ошибки в употреблении родовых окончаний глаголов.
  • Отличия в половой  принадлежности связывает с такими признаками, как одежда, прическа.
  • Играет в игры, которым обучают взрослые. В играх мальчики более активны, девочки пассивны.

Слайд№11

Действия взрослых

  • Важно создать условия для становления личности ребенка, его мужественности-женственности (полная гармоничная семья, в которой отношения между родителями строятся на основе взаимного уважения мужского и женского начала).
  • В отношениях к мальчикам и девочкам проявлять ласку, нежность, любовь, внимание к физическим и эмоциональным потребностям детей.
  • В общении с детьми эмоционально реагировать на их действия.
  • Одевать детей в одежду, делать прическу в соответственно их полу.
  • Воспитывать гигиенические навыки.
  • Мальчики лучше воспринимают информацию с помощью зрительного анализатора, девочки – с помощью слухового анализатора.

Слайд№12

От 3-х до 4-х лет

  • Ребенок продолжает ассоциировать пол окружающих его людей его с такими случайными признаками как одежда и прическа.
  • Делает попытки без помощи взрослых разделять роли в играх в соответствии с полом участников игры.
  • Мальчики начинают проявлять инициативу, активность, соревновательность.
  • Начинают складываться интересы, ценностные ориентации и предпочтения определенных видов деятельности и способов поведения, характерных для мальчиков и девочек, появляются первые представления о социальных ролях (папы и мамы) – сюжетно ролевая игра «Семья».
  • Слайд№13

Действия взрослых

  • Развивать положительное отношение и уважение к собственному имени. Рассказывать о его происхождении. Вместе с ребенком произносить имя по-разному: ласково, сокращенно, полностью – с фамилией и отчеством.
  • Развивать модели ролевого, мужского или женского, поведения. Поощрять поведение детей, соответствующие их половой идентификации, при необходимости тактично корректировать проявление неадекватного поведения. Показывать образцы правильного полоролевого поведения.
  • Направить свои усилия на формирование у детей наиболее полных представлений о себе – о своем теле, имени, возрасте, половой принадлежности.
  • Развивать положительное отношение ребенка к себе.
  • В доступной форме дать детям знания об общем и различном у мужчин и женщин. Рост, сила, прическа, одежда, манера поведения, тон речи, род занятий, различия в телосложении, прежде всего, те, которые доступны взору ребенка (нет необходимости углубляться в анатомические особенности).

Слайд№14

От 4-х до 6-х лет

  • Формирование отношений между мальчиком и девочкой. Дети способны распределять роли в играх по половому. Имитируют в игровой деятельности женские и профессиональные мужские качества и умения.

  • Игры девочек чаще происходят в ограниченном пространстве, мальчики осваивают всю близлежащую территорию – и горизонтальную, и вертикальную.
  • Начинают интересоваться вопросами об устройстве и работе собственного организма.
  • Начинают понимать, что когда-то они были другими-маленькими и скоро снова изменятся, вырастут и станут большими, а затем и взрослыми, т.е. начинается процесс личностного времени. Появляются вопросы о детстве родителей.
  • К 5-ти 6-ти годам дети твердо знают свою половую принадлежность и осознают ее необратимость и неизменность.
  • Начинается этап ролевых игр. Дети играют в то, что они увидели, при этом подражают отношениям родителей. Могут появиться увлечения, пылкая влюбленность, причем предметом любви может любой взрослый человек из окружения ребенка.
  • Начинается разделение детей в общении: мальчики дружат только с мальчиками, девочки дружат только с девочками. Мальчики активно (подсознательно) ищут пример для подражания.

Слайд№15

Действия взрослых

  • Вырабатывать у мальчиков и девочек уважительное и доброжелательное отношение друг к другу, формировать правильное отношение между мальчиками и девочками на личном примере.
  • Создавать игровые ситуации, необходимые для закрепления полоролевого поведения.
  • Показывать характерные отличия профессиональных качеств и умений людей разных профессий.
  • Беседуя с детьми об отличиях мальчиков и девочек, подводить их к мысли о том, что главной отличительной характеристикой является поведение. Поощрять в девочках женственные черты, в мальчиках - мужественные.
  • Отвечать на детские вопросы, связанные с различием полов, рождением ребенка (доступно в соответствии с возрастом ребенка).

Слайд№16

Использование личностно-ориентированных технологий помогает педагогам в творческом подходе в вопросе гендерного воспитания.

Механизмом гендерного воспитания детей дошкольного возраста выступают личностно-ориентированные технологии:

1. Средства

2. Методы

3.Формы

игры

народные сказки

пословицы

колыбельные песни

игры 

познавательно-развивающие этические беседы

проблемные ситуации

схемы-действия

игровая деятельность

экспериментальная

проблемно - поисковая

Слайд№17,18,19

Реализация 2 направления – построение соответствующей развивающей среды

Предметная развивающая среда - одно из условий полоролевого воспитания ребенка, стимулирующая ребенка на отражение в жизнедеятельности своего (мужского, женского) образа. Роль взрослого состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных ее элементов с учетом гендерных  и индивидуальных особенностей, и потребностей каждого ребенка. Игровая предметно-пространственная среда позволяет создавать в миниатюре общественную жизнь взрослых, помогает детям глубже проникнуть в социальную сущность их деятельности и отношений. Она обеспечивает психологический комфорт, укрепляет здоровье, развивает и воспитывает, создает устойчиво позитивное настроение и доставляет удовольствие. Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п.), но и является основой для самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями. В группах нашего детского сада созданы условия для игр «Спасатели», «Строители» и др. Для девочек – «Салон красоты», «Кукольный уголок» со всеми необходимыми аксессуарами. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей считаем преодоление разобщённости между ними и организации совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки - женские.
Для реализации гендерного подхода в приобщении старших дошкольников к азам трудовой деятельности взрослых оснастили необходимым оборудованием и инструментами и материалами Детскую кухню и Мастерскую «Самоделкина».
Конструктивная деятельность одно из любимых занятий, как мальчиков, так и девочек. А особенно любят заниматься с конструкторами мальчишки.

Слайд№20

Элементами предметно -  развивающей среды выступают:

  • Мини-среда, предоставляющая то, что необходимо для формирования мужских и женских умений, для преодоления разобщенности между детьми и организации совместных игр и других видов деятельности, где дети с помощью воспитателя и самостоятельно, упражняются в выполнении правил хорошего тона (как сидеть за столом, пользоваться столовыми приборам и салфеткой, передавать хлеб, усаживать девочку за стол, вести беседу и т.д.).

Слайд№21,22

  • Уголок для мальчиков, наполненный предметами «мужского мира» (машины конструкторы, строительный материал) фуражки, пилотки, строительные каски, что позволяет проигрывать специфичные для пола роли (военный, моряк, милиционер, строитель и т.д.);
  • Мастерская по ремонту игрушек с материалом для ремонта, запасными деталями, шкафчик с игрушечными образцами инструментов и т.д.);

Слайд№23,24,25,26

 

  • Уголок для девочек - модель уютного уголка, куклы-мальчики, куклы-девочки со всеми необходимыми атрибутами, аксессуарами, игрушечная мебель, шкатулки с бусами, пуговицами и т.д., т.е. те предметы, которые способствуют выполнению различных социальных ролей (кукла-мама, кукла-хозяйка, кукла-мастер).
  • Игрушечная гостиная - диван, сервант со столовым и чайным сервизами, стол, цветы на столе и на стенах и т.д., где
  • Игрушечный кухонный блок: шкаф с полочкам и ящиками, посуда, газовая плита, стол для разделки продуктов и приготовления пищи; тазики для стирки белья

  • В детском саду созданы игровые центры для девочек и для мальчиков, где учтены интересы детей по их возрастным особенностям. С особым вниманием наши педагоги относятся к проектированию предметно-пространственной среды, создающей основу для реализации индивидуального подхода к ребенку, придерживаясь следующим принципам:

Слайд№27,28

  • -  обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;
  • -  организации уголков уединения;
  • -  предоставления права и свободы выбора;
  • -  создания условий для моделирования, поиска и экспериментирования;
  • -  полифункциональности использования помещений и оборудования;
  • -  возрастной и полоролевой адресованности оборудования и материалов
  • - одинаковое количество игр, пособий в зонах для мальчиков и девочек;
  • - свободный выбор зон детьми, возможность организации совместных игр;
  • -  расширение горизонтального и вертикального игрового пространства группы, что особенно важно для полноценного развития детей.

Слайд№29

Реализация 3 направления-

Построение модели педпроцесса (организация основных видов деятельности с учетом гендерного подхода)

«…может реализовываться в различных   видах деятельности: общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка…» (Федеральный Государственный Стандарт)

  • Переход дошкольного образовательного процесса к уровню Федерального Государственного Образовательного Стандарта на современном этапе требует организацию основных видов деятельности с обязательным учётом гендерного подхода в ДОУ.
  •  Гендерная социализация в дошкольном периоде –  период усвоения норм, правил поведения, социальных установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе,  при отсутствии внимания по данному вопросу, он может потерять свою значимость, что повлечёт за собой  несвоевременное  их формирование, замедлит процесс вхождения в социальную среду.

Слайд№30,31

Формы непосредственно образовательной деятельности

Детская  деятельность

Примеры форм работы

  1. Познавательно- исследовательская
  2. Коммуникативная

1.Наблюдение

Экскурсия

Решение проблемных ситуаций

Экспериментирование

Коллекционирование

Моделирование

Реализация проекта

Игры (сюжетные, с правилами)

2.Беседа

Ситуативный разговор

Речевая ситуация

Составление и отгадывание загадок

Игры (сюжетные, с правилами

Детская  деятельность

Примеры форм работы

Трудовая

Игровая

Физическое развитие

Хозяйственно-бытовой труд

Труд на участке

Труд по самообслуживанию

Ручной труд

Игры-экспериментирования

Сюжетные самодеятельные игры

Обучающие игры

Досуговые игры

Двигательная активность

Занятия

Спортивные праздники

Индивидуальная работа

Слайд№32

Игровая деятельности

В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения.

Ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью.

В игре хорошо видно, как заметно различаются мальчики и девочки.

Слайд№33

Нужно различать:

  • Игра как деятельность

  • Игра как педагогическая форма

Слайд№34

Структура игры как деятельности:

Мотивация -которая обеспечивается добровольностью участия в игровой деятельности, возможностью выбора, состязательностью, удовлетворением потребностей и самореализацией

Целепологание-

Планирование

Реализация цели

Анализ результатов-в которых личность реализуется как субъект деятельности

Слайд№35

Организация игровой деятельности

В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков мы уделяем особое внимание. При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей обращаем внимание на следующее:

  •  Привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
  •  Достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой   девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;
  •  Наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.

Слайд№36,37

Важная роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики, вначале под руководством, а затем самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолёт, пароход, вагон поезда и. т. д. При этом очень важным условием для воспитания детей с

учётом их гендерных особенностей является то, что мальчикам может быть поручена «тяжёлая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и. т. д.

      Роль воспитателя состоит в том, что он ежедневно участвует в играх детей. При этом он руководит, как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно играет с девочками и мальчиками.

  Часто взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют в войну. Но если учесть, что мальчикам физиологически нужно больше пространство для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию, то, возможно, причины для осуждения будет меньше. Просто предоставьте им пространство и следите, чтобы игры не носили агрессивного характера, для этого нужно научить играть мальчиков в солдат, лётчиков, моряков и создать для этого соответствующие условия. Так как мальчики очень любят разбирать игрушки, изучать их строение и конструкцию (а взрослые часто воспринимают это как намеренную порчу игрушек), при покупке игрушек для мальчиков нужно это учесть. Лучше для игр приобретать конструкторы «сборно – разборные модели транспорта».

  Для игр девочкам требуется небольшое пространство. Организуя игровую среду, нужно об этом помнить. Желательно, чтобы всё, что может понадобиться для игры было рядом. Девочки чаще всего в играх осваивают роль мамы, поэтому необходимо, чтобы у них было достаточное количество кукол, колясок и прочейатрибутики. Так как удевочек лучше развита мелкая моторика, то им больше требуется мелких игрушек, атрибутов к играм

Слайд№38,39,40,41

Игры мальчиков и девочек

Мальчики

Девочки

Использо-вание игрового пространства

Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и используют при этом все предоставленное пространство. Если в горизонтальной плоскости пространства мало, то мальчики осваивают вертикальную плоскость: лазают по лестницам, забираются в шкаф и т.д.

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают игровые предметы в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка для обустройства игрового пространства.

Предпо-читаемые

игрушки

Любят разбирать игрушки, использовать их для различных целей, трансформировать;

любят конструкторы, строительный материал, игрушки, изображающие транспорт, технику;

заготовки и полуфабрикаты для игрушек – самоделок;

интересуют шумящие и сложные по конструкции игрушки, сборно-разборные игрушки.

Девочки меньше интересуются внутренними устройствами игрушек, больше назначением, используют их обычно по прямому назначению;

предпочитают игрушечную мебель, одежду, кухонную утварь, кукольные принадлежности;

в старшем дошкольном возрасте очень любят мелкие игрушки, для которых они создают миниатюрное жилое пространство и своими руками обустраивают быт: мастерят лоскутные куколки, шьют и вырезают из бумаги кукольную одежду, готовят аксессуары из бусинок, бисера, пуговиц, природного материала.

Игровые роли

В играх берут на себя роли солдата, шофера, летчика и т.п.

В дошкольном возрасте охотно осваивают различные социальные роли, очень привлекательна для них роль мамы.

Игровые объединения

Играют в больших группах. Значительный фактор социализации - группа сверстников, которая подкрепляет их представления о мужской доминантности. Сильно выражено соревновательное начало, нередки споры, обиды, конфликты, выяснения отношений и борьба за лидерство.

Девочки тяготеют к более интимной дружбе, предпочитая диады, триады;

Совершенствуют навыки общения, учатся дополнять друг друга, взаимодействовать через игровой предмет; редко возникают конфликтные ситуации.  

Игровой интерес

Увлекает сам сюжет и действия героев, профессиональные и деловые отношения людей.

Наибольший интерес  представляют отношения между героями и обустройство игрового пространства, воспроизводящего бытовую и эмоциональную атмосферу.

Правила игры

В старшем дошкольном возрасте главным становится четкое следование игровому правилу  или содержанию своей роли. Не заботясь о чувствах игровых партнеров, мальчики стараются доказать свою правоту и убедить в ней остальных игроков.

Оценивают правила как хорошие и начинают им следовать, если они принимаются всеми играющими и не вызывают конфликтов, более терпимы к исключениям из правил и игровым нововведениям.

Сюжетно-ролевые игры

Играют в «Слесарную мастерскую», «Автосалон», «Стройку», «Магазин бытовой техники» и др. Тематика сюжетно-ролевых игр носит технический или общественный характер, в них мальчики осмысленно и добровольно принимают на себя мужские  роли.  

Играют в «Семью», «Дочки-матери», «Детский сад», «Больницу», «Кафе», «Аптеку», «Кафе», «Школу», «Магазин», «Показ мод» и другие игры по семейно-бытовой тематике.

Цель игры

Закладываются и развиваются основы нравственности мальчиков:

надежность, ответственность, великодушие, уважение к девочкам (женщинам), желание заботиться о слабых.

Закладываются и развиваются основы нравственности девочек: верность, доброжелательность, терпеливость, уважение к партнеру по игре.

Ролевые действия

Стараются поступать по-мужски: быстро, уверенно, решительно, в споре и соревновании отстаивают свое мнение. В проблемной ситуации пытаются показать силу ловкость, смелость, пытаясь самоутвердиться.

Более последовательны, стабильны, обдуманы, предсказуемы и стабильны;

Тяготеют к многократным повторам с небольшими вариациями, поэтому игровые умения у девочек несколько ниже, а диапазон сюжетов уже, чем у мальчиков: обустраивают дом, воспитывают детей, ухаживают за больными, ведут хозяйство, приглашают гостей

Полоролевая предметно-развивающая среда

На наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр  в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения. Мини-центры: «Автосервис», «Мастерские», «Пожарные» и др.

Достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери.

Мини-центры: «Уголок хозяюшки», «Салон красоты», «Парикмахерская» и др.

Самостоятельная деятельность на прогулке

Занимают себя строительством или подвижными играми, автогонки, соревнуются в командах, занимая все пространство игровой площадки

Собирают гербарии, рисуют мелками на асфальте, играют в «классики», изготавливают пирожки из песка или снега в рамках более ограниченного пространства, им достаточно веранды или песочницы.

Игровое общение с противоположным полом

Игровое общение с девочками обычно вызывает некоторые затруднения, т.к. игры девочек менее интересны для мальчиков.

Довольно охотно принимают приглашение мальчиков в совместную игру.

При этом мальчики учатся быть ответственными и решительными

Девочки учатся заботиться о ком-либо

Обмен ролями для преодоления негативных ролевых стереотипов

У детей, имеющих разноплановый опыт игрового взаимодействия (совместные игры «Центр здоровья», «Поликлиника», «Торговый центр» и др.), более высокие показатели развития интеллекта и воображения.

Слайд№42, 43

Трудовая деятельность

В большинстве комплексных вариативных программ дошкольного образования конца XX – начала XXI века отсутствуют разделы, связанные с трудовым воспитанием детей, что является отражением социально-экономических и идеологических изменений, произошедших в этот период в Российской Федерации. Общество,  государство и семья остро осознают необходимость вернуть утраченное в последние годы уважительное отношение к труду как к самостоятельной ценности. Цели дошкольного образования, связанные с всесторонним и гармоничным развитием воспитанников, не могут быть достигнуты вне решения задачи трудового воспитания, так как труд является одним из универсальных средств приобщения к  человеческой культуре, социализации  и формирования личности ребенка.

Слайд№44

Задачи

Основные задачи психолого-педагогической работы:

- развитие трудовой деятельности (обеспечение освоения детьми разных видов детской трудовой деятельности, адекватных их возрастным и гендерным возможностям);

- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей  и его результатам;

- формирование первичных представлений о труде взрослых (целях, видах, содержании, результатах), его роли в обществе и жизни каждого человека.

Слайд№45

Организация совместной трудовой деятельности.

 На первых порах целесообразно создавать пары из мальчика и девочки для выполнения достаточно простых поручений, где надо проявить и физическую силу (мальчика), и аккуратность, тщательность (девочки). Постепенно дети учатся самостоятельно распределять трудовые операции с учетом пола партнера. Так, у мальчиков формируются навыки владения инструментами, у девочек – умение украшать интерьер, ухаживать за малышами и др.

Слайд№46,47, 48,49,50,51,52

Большое внимание в нашем детском саду мы уделяем организации трудовой деятельности, обращая внимание на психофизические возможности детей.

мальчики

девочки

Хозяйственно-бытовой труд

Меняют воду, пылесосят, выбивают пыль из ковриков

Протирают пыль на полочках, моют игрушки, стирают кукольное белье.

Дежурства

Ставят для занятия столы, стулья, вешают доски, подметают пол,

Сервируют стол, протирают  столы, раскладывают наглядный материал, убирают его, моют кисточки, розетки для красок или клея.

Труд в уголке природы

Переносят горшки с комнатными растениями, приносят землю для пересадки комнатных растений

Поливают, рыхлят комнатные растения, моют блюдца из-под комнатных растений

Труд на участке

Подметают и очищают дорожки от листвы, зимой – от снега, делают горку из песка в песочнице, делают совместно с воспитателем снежные постройки, выносят оборудование с веранд на участок для игр и занятий спортом, приносят воду в мини-басссейн для игры с водой.

Поливают песок в песочнице. Наводят порядок на веранде, в игровых уголках, протирают пыль на полках, шкафах, моют игрушки, подметают пол в игровых домиках.

Труд на огороде

Приносят лейки с водой, посыпают межрядья песком, окучивают огородные растения.

Сеют семена, поливают, рыхлят, пропалывают всходы огородных культур и цветов.

Ручной труд

Мастерят поделки из природного материала, конструируют из бумаги, картона, мелкого конструктора

Делают сувениры для малышей, мальчиков

Слайд№53

Познавательная деятельность

Познавательное  развитие  предполагает  развитие  интересов   детей,

любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий,  становление  сознания;  развитие  воображения  и    творческой активности; формирование первичных представлений о себе,  других   людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира  (форме,  цвете,  размере,  материале,  звучании,  ритме,   темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве  и  времени,  движении и покое, причинах и  следствиях  и  др.),  о  малой  родине  и   Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках,  о  планете  Земля  как  общем  доме    людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Слайд№54,55

Гендерный подход в познавательной деятельности

Познавательная деятельность должна быть направлена на обеспечение детей знаниями о представителях двух противоположных полов, профессионально й деятельности мужчин и женщин, семейно-бытовой и нравственно-этической культуре, обычаях и традициях народного воспитания.

Накопленная народом педагогическая мудрость, которая содержится в сказках, играх, пословицах, традициях и обрядах, также способствует овладению ребенком ценностями и способами полоролевого поведения.

С этой целью детей нужно знакомить с русскими народными играми, заучивать с ними пословицы и поговорки о женских и мужских качествах, семье, труде.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Слайд№56

Коммуникативная деятельность

Центральным понятием данной области программы является понятие «Коммуникация» (от англ. communikate – сообщать, передавать), которое предполагает:

- осуществление передачи  содержания социально-исторического опыта человечества;

- передачу опыта различных видов деятельности и обеспечение их освоения;

- обмен мыслями, переживаниями по поводу внутреннего  и окружающего мира,  побуждение и убеждение собеседников действовать определенным образом для достижения результата.

Коммуникация (общение) со взрослыми и сверстниками является как неотъемлемым компонентом других видов детской деятельности (игры, труда, продуктивной деятельности и др.),  так и самостоятельной деятельностью детей дошкольного возраста.

При этом речь выступает одним из важнейших средств коммуникации и проявляется в дошкольном возрасте, прежде всего, в диалогах и полилогах, в которых говорящие обмениваются мыслями, ставят уточняющие вопросы друг другу, обсуждая предмет разговора

Слайд№57

Задачи социально-коммуникативного развития

  • Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности
  • Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками
  • Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых
  • Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий
  • Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания
  • Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества
  • Формирование основ безопасного поведения
    в быту, социуме, природе
  • Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

Слайд№58

Организация коммуникативной деятельности в ДОУ

Коммуникативные действия - обеспечивают возможности сотрудничества - умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Подборка художественных произведений для мальчиков, это сказки героического содержания, отрывки из былин, рассказы о защитниках Отечества, о представителях героических профессий, их мужественных поступках в мирное время, но в необычных обстоятельствах. Эти произведения дают возможность показать детям, что самую трудную и опасную работу обычно выполняют мужчины, вызывая чувство восхищения их мужеством, желание подражать им.

На занятиях следует обращать внимание мальчиков на то, как надо относиться к девочкам, пожилым людям. В разговоре с детьми можно упомянуть о том, что девочка – будущая мама, к ней нужно проявлять уважение. У воспитанных мужчин и мальчиков во всем мире есть правило: девочкам и женщинам надо уступать.

В процессе занятий можно уточнить представления детей о заботливости и равнодушии, черствости, трудолюбии и лени, вежливости и грубости и разъяснить эти понятия.         

Воспитательное воздействие художественного произведения более эффективно, если его восприятие сопровождается иллюстрациями, репродукциями картин. Возможно использование аудиосказок, просмотр мультфильмов, фильмов для детей по дивиди и с помощью АРМА.

Книжный уголок для мальчиковдля

воспитания у мальчиков представлений о смелости, стойкости, готовности оказать помощь слабым и пожилым людям, готовность и желание защищать Родину

Книжный уголок для девочек для формирования представления о женственности, таких качествах, как заботливость, мягкость, ласковость, миролюбие, терпимость к недостаткам других

  • «Твои защитники», «Богатырская застава», Л.А. Кассиль;
  • «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», С.Я. Маршак;
  • «На льдине», «Почта», Б.П. Житков;
  • «Айболит» К.И. Чуковский;
  • «Приключения Буратино», А. Толстой;
  • «Наш Андрейка», О. Яковлева;
  • «Самый смелый», Г. Мямлина;
  • «Котенок», Л.Н. Толстой;
  • «Тема и Жучка», Н.Гарин-Михайловский;
  • «Самое страшное», Е.А. Пермяк
  • «Сам», К. Мурзалиев;
  • «Вот какой я взрослый стану», В. Приходько;
  • «Неумейка», «Мужчина в доме», Я. Ким;
  • «Я один у мамы сын», А. Усанова;
  • «Сережа и гвозди», В. Берестов;
  • «Невидимка», З. Александрова;
  • «Жадных нет», Э.Мошковская;
  • «Я слышал!», И. Токмакова;
  • «Храбрец», А. Сидоров;
  • «Мастер», Б.Заходер;

Русские сказки:

  • «Крошечка-Хаврошечка»,
  • «Морозко»,
  • «Василиса Прекрасная»
  • «Брат и сестра»
  • «Маша и медведь»
  • «Рукодельница и ленивица»,
  • «Сестрица Алёнушка и братец  Иванушка»,
  •  «Двенадцать месяцев»
  • «Аленький цветочек»,С.Т.Аксаков
  • «Русалочка» Г.Х.Андерсен
  • «Девочка-Снегурочка». В.Даль
  • «Красная Шапочка», Ш.Перро
  • «Снежная королева», Г.Х. Андерсен

-    «Цветик семицветик», В. Катаев.

Нравственный смысл заботливости, желание опекать и оберегать малышей, эти и другие нравственные позиции можно показать детям, читая стихи:

  • «Младший брат» А. Барто,
  • «Научу братца одеваться»,
  • «Не мешайте мне трудиться», Е. Благинина,
  • «Мальчик потерялся», З. Александрова
  • «Федорино горе», К.Чуковский

Слайд№59

Организация физического развития

Физическое развитие включает приобретение опыта в  следующих   видах деятельности детей: двигательной, в том числе  связанной  с   выполнением упражнений, направленных  на  развитие  таких  физических    качеств, как координация  и  гибкость - способствующих   правильному формированию опорно-двигательной системы организма; развитию равновесия,   координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным,  не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба,   бег, мягкие  прыжки,  повороты  в  обе  стороны).   Формирование     начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение  подвижными  играми  с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление  ценностей  здорового  образа  жизни,    овладение его элементарными нормами  и  правилами  (в  питании,  двигательном   режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Слайд№60,61,62

Гендерный подход к физическому развитию

На занятиях по физическому развитию дифференцированное воспитание мальчиков и девочек производится по следующим направлениям:

  1. Учет сенситивных этапов для формирования и совершенствования физических качеств, двигательных умений и навыков у мальчиков и девочек с целью получения максимальных результатов при минимальных физических и психических затратах.
  2. Осуществление общей физической подготовки с разной дозировкой нагрузок мальчиков и девочек в упражнениях на выносливость, в характере и величине мышечных усилий. Более глубокая специальная подготовка может осуществляться через раздельную программу, основанную на использовании различных видов игр, упражнений, соревнований.
  3. Предъявление разных требований к выполнению одних и тех же движений: четкость, ритмичность, дополнительные усилия - для мальчиков; пластичность, выразительность, грациозность  - для девочек.

Эти направления могут реализовываться на обычных физкультурных занятиях, когда вводная и заключительная части, общеразвивающие упражнения и подвижные игры проводятся фронтально со всеми детьми. А обучение основным видам движений, спортивным упражнениям и элементам спортивных игр в основной части планируется отдельно для мальчиков и девочек.

Одним из приоритетных направлений развития нашего ДОУ является физическое развитие воспитанников. Учитывая различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек, осуществляем дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими. На таких занятиях используем следующие методические приёмы для учёта половых особенностей дошкольников:
Слайд№63

  • различная дозировка в количестве упражнений (мальчики отжимаются 10 раз, девочки - 5);
  • разная продолжительность (например, мальчики прыгают через скакалку 1.5 минуты, девочки - 1 минуту);
  • подбором оборудования (например, девочкам дают более легкие гантели);
  • обучение сложным двигательным движениям (метание на дальность легче дается мальчикам, а прыжки на скакалке - девочке);
  • пространственные границы: мальчикам выделяется большая, чем девочкам часть зала, так как для них характерно дальнее зрение, а для девочек – ближнее;
  • распределение ролей в подвижных играх (например, мальчики – медведи, девочки - пчелы);
  • расстановка и уборка снарядов (девочки всегда расставляют и убирают только мелкий, легкий инвентарь, а мальчики группкой  в несколько человек – тяжелое оборудование);
  • оценка деятельности: для  мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто оценивает и как. Для мальчиков слово  «молодец» эмоционально значимо, а для девочек  подбираем слова с более сильным эмоциональным компонентом: «Ты была похожа на балерину», «У тебя очень мягкие движения кисти», «У тебя самое бесшумное приземление»;
  • сопровождение: чаще напоминаем мальчикам о способах выполнения задания, о требованиях к качеству, так как они больше нуждаются во внимании при «шлифовке» отдельных элементов техники; а в работе с девочками используем образец, имитацию, словесные указания
  • акцентируем внимание детей на мужских и женских видах спорта

Слайд№64

Реализация 4 направления-

Взаимодействие образовательного учреждения и семьи в обеспечении работы по гендерному подходу в воспитании детей

  • Работа с родителями предполагает повышение компетентности родителей по вопросам формирования гендерного подхода в воспитании детей,она носит информационно – практический характер.
  • В наши дни родительская семья по-прежнему остается важнейшим институтом социализации дошкольников, ей принадлежит ведущая роль в личностном развитии детей младшего дошкольного возраста, но, по мнению И. С. Кона, которое мы разделяем, уже «не обладает той самодовлеющей ролью, на которую она претендовала в предшествующую эпоху» (Кон И.С., 1998, с. 163). Сказывается, как развитие системы общественного дошкольного воспитания, так и изменение структуры и функций самой семьи (ослабление традиционной роли отца, занятость женщин, сокращение количества детей в семье, преобладание нуклеарных семей и т.д.), а также нередкое желание родителей переложить ответственность за развитие личности собственного ребенка на плечи учреждений дошкольного воспитания.
  • «…обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.» («Дошкольное образование: федеральный стандарт»)

Слайд№65,66

Взаимодействие с семьёй в нашем детском саду

Для полноценного воспитания ребёнка важно, чтобы родители были грамотными в вопросе гендерного воспитания детей.

 С этой целью нами проводятся различные формы работы с родителями:

1.Родительское собрание «Влияние средств массовой информации на формирование полоролевого поведения в детском саду».

  1. Консультации с презентациями, беседы, наглядная информация по таким темам как: «Мальчики и девочки – любить по-разному».
  2. Создание совместно с ребенком (сыном, дочкой) альбома «Моя семья».

4.Экскурсии по месту работы родителей с целью воспитания у мальчиков и девочек позитивного отношения к своей социальной роли. Проведение тематических экскурсий: в столярную мастерскую, пожарную часть, сельские магазины и др.

5.  Проведение Анкетирования «Каким(ой) должен(а) быть мальчик(девочка)?», «Что любит мой ребёнок?»

6. Участие родителей в КВН: «Мамы разные нужны, мамы всякие важны»,посвященного Дню матери.

7.   Оформление фотовыставки «Папа может все» к празднику «Защитника отечества» (для того, чтобы осознать и возвысить      значимость мужчин в семье).

8.Проводятся индивидуальные консультации для родителей по особенностям воспитания мальчиков и девочек в семье

Слайд№67

Анкета для родителей:

Уважаемые родители!

Для совершенствования работы по теме: «Гендерное воспитание старших дошкольников» предлагаем вам ответить на вопросы:

  1. Ваше имя, возраст, образование (желательно)………………………………………………………………………….
  2. Кто, по вашему мнению, должен научить ребенка нормам поведения, свойственным представителям его пола (родители, воспитатели, специальные службы и др.)……………………………………………………………….
  3. С какого возраста следует заниматься воспитанием ребенка, направленным на овладение им нормами поведения, свойственными представителям его пола?........................................................................
  4. Какой вид обучения и воспитания в дошкольном учреждении вы считаете наиболее рациональным: раздельное (мальчики и девочки посещают разные дошкольные учреждения, отдельно в разных группах) или совместное? ………………………………………………………………..
  5. Нужно ли, по вашему мнению, проводить какие-либо виды деятельности в условиях ДОУ отдельно с мальчиками и отдельно с девочками, и почему? ………………………………………………………………………………………………………………
  6. Испытываете ли вы затруднения в воспитании своего ребенка, связанные с вопросами гендерного воспитания? ……………………………………………………………………………………………………………
  7. Какие из перечисленных форм работы ДОУ с родителями по вопросам гендерного воспитания детей вы считаете наиболее приемлемыми для вас (родительские собрания, индивидуальные или групповые консультации, беседы, наглядная агитация и др.)? …………………………………………………………………………………………………………………
  8. Какие черты характера следует формировать у девочек?.......................................................................................................
  9. Какие черты характера следует формировать у мальчиков?...................................................................................................

 Считаете ли вы тему данного исследования актуальной и почему? …………………………………………………………………………………………………………….

Слайд№68

Вывод:

        Вариантов форм и методов работы с педагогами, родителями и детьми по формированию гендерного подхода огромное множество, главное подойти к решению проблемы серьезно, обдуманно. Педагоги и родители должны понимать, что во многом от них зависит, каким вырастет ребенок, как в будущем он будет моделировать свои отношения с противоположным полом, с окружающим миром, требующим подчас принятия незамедлительного решения, соответствующего его социальной роли.

Сформировать представления, какими должны быть мужчины и женщины, очень важно, но ограничиваться этим нельзя. Надо помочь ребенку реализовать эти представления. Для этого, прежде всего, используются естественные и создаются проблемные ситуации, близкие жизненному опыту детей. Немалую роль играет и личный пример поведения взрослого, который воспитывает ребенка.Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.

Мальчик и девочка – два разных мира. Если воспитатели и родители заинтересованы в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, то они могут с успехом решить эти задачи.

Слайд№69

Заключение:

Наша работа по созданию в детском саду условий, способствующих реализации гендерного подхода, приносит положительные результаты. Повышается  уровень психолого-педагогической компетентности воспитателей и  их творческого потенциала. Родители воспитанников приобретают знания об особенностях воспитания детей разного пола. Расширяется кругозор детей, увеличивается объем знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины. Выросли требования к работе по культуре поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки - доброжелательными по отношению к мальчикам. Дети знают половую принадлежность своего имени, отношение к нему.  Наработанный опыт нашего педагогического коллектива будет углубляться и совершенствоваться в дальнейшем.

Слайд№70

Рекомендуемая литература:

  • Климина, Л.В. Если вы растите сына - СПб: Детство-Пресс, 2012.
    Климина, Л.В. Если вы растите дочь - СПб: Детство-Пресс, 2012.
  • Гендерное развитие детей дошкольного возраста. Методическое пособие. – автор составитель Нохрина В.Н. Екатеринбург, 2003г.
  • Артемова Л. «Дошкольное воспитание» №3 2004г. Социализация ребенка в семье
  • . Горшкова Е. ж/л «Дошкольное воспитание» // №12 2000 «Учите детей общаться».
  • . Похомова Е., Колпачева Ж, ЧерновинаС., Якобсон С. ж/л «Дошкольное воспитание» № 12. 2000 Формирование взаимоотношений между детьми 3-4-х лет.

. Журавых О. ж/л Дошкольное воспитание// №2 2002г. «Пойми меня

План работы

по организации совместной игровой деятельности девочек и мальчиков

Тема

Вариативность игровых действий

Приемы вовлечения девочек и мальчиков в игровую деятельность

«Семья»

Прием гостей

Скоро должны прийти гости. Но вот беда-то, папа ушел на работу, кто же поможет перенести стол и стулья из кухни в комнату (или наоборот)? Может быть соседи? Предложить мальчикам исполнить роль соседей по дому и помочь девочке-хозяйке расставить необходимую мебель.

День рождение куклы

У куклы день рождения. А какой же праздник без торта? Надо обратиться к повару-кулинару. Мальчики, кто хочет быть поваром, чтобы испечь для куклы торт? Но на торт же нужны свечки! Кто-то съездит на машине в магазин за свечками?

Кукла заболела. Вызов скорой помощи.

Кукла-дочка заболела. С ней дома один остался только папа. Ему нужна помощь. Девочки, подскажите, что делать? Девочка предлагает вызвать скорую помощь. Мальчики постройте скорее машину скорой помощи, а то врачу не на чем приехать к больной кукле. Приезжает скорая помощь с водителем-мальчиком и врачом-девочкой.

Семья переезжает в новую квартиру. Новоселье

В группе перестановка после дневного сна. Ребята, посмотрите, нам построили новую квартиру. Надо переезжать и перевозить вещи. А вещи-то все тяжелые. Нам нужна грузовая машины. Мальчики, может быть не все еще выехали из гаража? Есть ли свободный водитель грузовика и грузчики? На новоселье приглашаются все участники переезда.

Поездка на автобусе

Девочка-хозяйка решила сварить грибной суп. А грибов не оказалось. Где можно взять грибы для супа? (в магазине, в лесу). Давайте отправимся в лес за грибами. Для этого нам нужен автобус. Построим? Чтобы сесть в автобус нужно купить билет. Девочки, кто хочет стать билетным кассиром (кондуктором) и продавать билеты? А еще нам нужен внимательный, сильный, ответственный водитель для автобуса.

Водителя среди мальчиков можно выбрать считалкой. В путь!

Непредвиденная дорожная ситуация

На построенном автобусе девочки вместе с куклами «детьми» отправляются мо магазинам. Вдруг спускается колесо. Водитель обращается к пассажирам за помощью. Нужен телефон, чтобы вызвать аварийную машину. Мальчикам предлагают организовать спасательную бригаду, чтобы подкачать колесо или его заменить.

«Магазин»

Магазин открывается

Путешествие на автобусе (машине) было длительным. Пассажиры проголодались. Пассажир-воспитатель просит водителя остановить автобус возле ближайшего магазина. Остальных детей воспитатель просит организовать магазин овощей, магазин сладостей, магазин соков.

Купим одежду кукле

Девочка-мама идет в магазин, чтобы выбрать одежду для куклы-дочки. Магазин огромный, одежды много, поэтому весь товар должен охраняться. Роли охранников можно предложить мальчикам.

«Автомастерская»

Перерыв на обед

Мальчики-«слесаря» очень долго работали. Воспитатель, обращаясь к девочкам: «Девочки, пора наших мальчиков накормить». Давайте приготовим им обед. Мальчики-«водители» привезите девочкам овощи, фрукты и т.д.

«Парикмахерская»

Новые прически

Воспитатель приходит с новой прической и обращает на это внимание детей. Предлагает поиграть в парикмахерскую, в которой девочки будут парикмахерами, а мальчики - клиентами. Затем дети меняются ролями, ведь мальчики тоже могут быть хорошими парикмахерами.

Причешем куклу

Воспитатель обращается к сначала к девочкам, а потом к мальчикам: «Девочки, мне кажется, что вашим куколкам пора сходить в парикмахерскую. Что-то у них волосики спутались, да и челку надо подстричь. Мальчики открывайте скорее парикмахерские. К вам уже выстраиваются очереди. Нужно куклам головы помыть, причесать»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерный подход к организации игровой деятельности детей младшего возраста.

Опыт работы по формированию первичных геендерных представлений у младших дошкольников....

Презентация "Организация основных видов деятельности - игровой"

ФГОС регламентирует, что ведущей деятельностью дошкольников должна быть игровая. Разообразие игр и их значение вы найдете в этой презентации...

Реализация гендерного подхода в освоении основных видов движений детьми средней группы

Физическая культура в ДОУ выступает как одно из главных составляющих направлений целостного и разностороннего развития детей. Традиционно её роль - формирование здоровья, обеспечение нормального роста...

Презентация. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи, как залог эффективной социализации детей дошкольного возраста "Воспитатели и родители - партнеры"

Презентация педагогического проекта. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи, как залог эффективной социализации детей дошкольного возраста. "Воспитатели и родители - партнеры."...

Комплексный подход при организации различных видов деятельности по теме "Рыбка"

Конспект занятия для детей раннего дошкольного возраста. Окружающий мир. Развитие моторики, развитие органов чувств и зрительного восприятия. Формирование социально-коммуникативного взаимодействия....

Доклад "Современные подходы к организации разных видов деятельности дошкольников в процессе физического воспитания

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РАЗНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯЧехонадских С.А.      В настоящее  время в связи с переходом н...