Реализация гендерного подхода в освоении основных видов движений детьми средней группы
учебно-методический материал по физкультуре на тему

Шебукова Марина Владимировна

Физическая культура в ДОУ выступает как одно из главных составляющих направлений целостного и разностороннего развития детей. Традиционно её роль - формирование здоровья, обеспечение нормального роста, физического развития и физического воспитания детей. Для всестороннего развития дошкольников чрезвычайно важно овладеть разнообразными движениями, в первую очередь основными их видами. Одним из главных условий является обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода к детям с учетом их гендерных особенностей. Гендер - социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные (отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация гендерного подхода в освоении основных видов движений детьми средней группы

Физическая культура в ДОУ была и остается базовой областью дошкольного образования и выступает как одно из главных составляющих направлений целостного и разностороннего развития детей. Традиционно её роль - формирование здоровья, обеспечение нормального роста, физического развития и физического воспитания детей. Для всестороннего развития дошкольников чрезвычайно важно овладеть разнообразными движениями, в первую очередь основными их видами. Одним из главных условий успешного целостного и разностороннего развития детей является обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода к детям с учетом их гендерных особенностей.

Гендер - социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные

(отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).

Для достижения положительной динамики двигательного развития дошкольников на основе использования гендерно - ориентированного подхода мы поставили перед собой следующие задачи:

-создание    предметно-пространственной   развивающей    среды    с   учётом гендерных особенностей детей;

- использование методов и приёмов дифференцированного подхода с учётом гендерных различий в физическом воспитании дошкольников;

-воспитание навыков социального взаимодействия и сотрудничества у детей разного пола;

Для успешного решения данных задач создали предметно -пространственную развивающую среду, соответствующую психофизическим особенностям, возможностям, интересам и потребностям мальчиков и девочек как в группе, так и на прогулке. Для мальчиков: кольцебросы, набор кеглей с мячами, дуги для подлезания, гимнастические палки, гантели, мячи футбольные и баскетбольные, кубики и полусферы для перешагивания, перепрыгивания, ходьбы змейкой. Для девочек: мячи надувные разного размера, легкие гантели, гимнастические помпоны, ленты, веревочные косички разной длины и толщины, гимнастическая скамейка, скакалки, обручи, мешочки с песком.

Содержательная сторона двигательной деятельности дошкольников имеет свою специфику в зависимости от пола. У мальчиков и девочек есть свои двигательные предпочтения, то есть та деятельность которая им интереснее, лучше удается и в которой наиболее ярко проявляются их особенности, связанные с полом. В частности, в процессе игр у мальчиков большое место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель и на дальность, борьба, лазанье, спортивные игры); девочки предпочитают игры с мячом, со скакалкой, упражнения в равновесии (ходьба по бревну, скамейке и прочее), танцевальные упражнения. В то же время такие виды, как подвижные игры, эстафеты нравятся и мальчикам, и девочкам, в равной степени.

Например, когда отрабатывали упражнения в беге, мальчики лучше выполняли задания на бег в быстром темпе, бег широким шагом, бег на длинные дистанции. В то время как девочки лучше справлялись с заданиями - бег в разных направлениях с ловлей и увертыванием, бег змейкой, бег в медленном темпе. Для отработки такого вида ОВД как бег змейкой мальчикам было интереснее оббегать грибочки, а девочкам цветочки. При упражнении в ползании мальчики выполняли задания - ползание на четвереньках в сочетании с подлезанием под веревку, дугу; пролезание в обруч, проползание на животе под скамейкой; ползание на четвереньках между предметами змейкой; ползание по бревну на четвереньках - быстро, но недостаточно точно. Девочки выполняли те же задания медленнее, но более пластично и грациозно, не задевая физкультурных снарядов. При упражнении в ходьбе девочки грациознее и легче, чем мальчики выполняли ходьбу на носках и на пятках, ходьбу с разным положением рук. Мальчики быстрее ориентировались при ходьбе с переменой направления.

При упражнении в прыжках мальчики могли прыгать дольше, выше и дальше девочек. А девочкам больше нравились и лучше ими выполнялись задания -подскоки с поворотами, прыжки из круга в круг, прыжки через несколько линии.

Так как центр тяжести у девочек находится ниже, чем у мальчиков, они легче справляются с упражнениями на равновесие. Когда отрабатывали упражнение - ходьба по скамейке, мальчики лучше пробегали, соскакивали, в то время как девочки ходили медленно с поворотами, лучше тянули носки, получая от этого удовольствие. У мальчиков лучше получались упражнения - остановиться по сигналу во время бега, присесть, повернуться кругом и продолжать бег; после бега по сигналу встать на куб или скамейку; стоять на одной ноге. У девочек хорошо получалось - ходьба по шнуру с мешочком на голове; ходьба по шнуру, положенному прямо, по кругу, зигзагообразно; ходьба по скамейке перешагивая кубики.

Методические приемы для учета половых особенностей дошкольников

1.   Различия   в   подборе   упражнений   и   оборудования   или   только   для мальчиков, или   только   для   девочек (например, мальчики   выполняли упражнения на равновесие с флажками в руках, а девочки - с лентами).

2.   Различия по продолжительности (например, девочки прыгают через скакалку 1 минуту, мальчики 1,5).

3. При отработке ОВД в парах (ходьба, бег, прыжки) - мальчики всегда слева от девочки, при движении через препятствия (например, через кочки) первым преодолевает путь мальчик, он помогает девочке если у неё не получается.

4. Различия в подборе оборудования (например, девочкам - легкие гантели, а мальчикам более тяжелые).

5.  Существует ряд упражнений, которыми мальчики овладевают легко, в то время как у девочек вызывают трудности и требуют большего времени для овладения   ими (метание   на   дальность   и   в   цель).   И   наоборот, есть упражнения, легкие для овладения девочками,   но  требующие  многого времени и усилий у мальчиков (прыжки на скакалке). Поэтому требовались особые методические подходы: разное число повторений, выбор подводящих и     подготовительных упражнений, использование     вспомогательного оборудования.

6.  Когда мы упражняем детей в беге, прыжках или другом виде ОВД в подвижных играх, дети принимают разные роли в зависимости от гендерной принадлежности: кошки и коты, снежная баба и снеговик. Усложняются задания для мальчиков, увеличивается расстояние: «ров» -шире, бег   -   дальше.   При   проведении   упражнений   типа «паровозик», «гусеница», «сороконожка» (когда дети должны держаться друг за друга в колонне по одному), мальчики придерживают девочек за талию, а девочки мальчикам кладут руки на плечи.

7.  В требованиях к качеству выполнения заданий. От мальчиков требуется большая четкость, ритмичность, дополнительные усилия, а от девочек -больше пластичности, выразительности, грациозности.

8.  Расстановка и уборка снарядов. Девочки всегда расставляют и убирают только мелкий, легкий инвентарь, а мальчики группой в несколько человек -тяжелое оборудование.

9.   Оценка деятельности.  Для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек - кто их оценивает и как. Для мальчиков слово «молодец» эмоционально значимо, а для девочек следует подбирать слова с более    сильным   эмоциональным   компонентом: «Ты   лучшая    в   этом движении», «Ты была похожа на балерину», «У тебя очень мягкие движения рукой, кистью», «У тебя самое бесшумное приземление».

10.  В сопровождении чаще напоминаем мальчикам о способах выполнения задания, о требованиях к качеству, так как они больше нуждаются во внимании при «шлифовке» отдельных элементов, техники, а в работе с девочками преимущественно прибегаем к образцу, имитации, словесным указаниям.

Таким образом при реализации гендерного подхода в освоении основных   видов   движений   создаются   возможности   в   формировании мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Учет половых особенностей позволяет добиваться высоких результатов, не нарушая ход

становления личности, заложенный природой ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

основные виды движений в старшей группе

в документе представлены основные движения для детей старшего возраста...

Отчёт о взаимодействии с родителями воспитанников по реализации образовательного проекта "Познаём тайны мира насекомых" с детьми средней группы

Реализация любого образовательного проекта подразумевает  активное взаимодействие и сотрудничество с родителями воспитанников. Мамы и папы, бабушки и дедушки становятся участниками образовательно...

Дифференцированный подход при обучении основным видам движений детей с косоглазием и амблиопией на физкультурных занятиях.

Современные исследования показали, что дети с косоглазием и амблиопией имеют свои специфические особенности в развитии. Анализ исследования состояния физического развития детей с косоглазием и ам...

Освоение основных видов движений дошкольников

Освоение основных видов движений дошкольников от года до семи лет по возрастам...

Выявление уровня освоения материала по ФЭМП детьми средней группы

Все более популярными становятся приключенческие игровые квесты. Квесты актуальны в контексте требований ФГОС ДО. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в ДОУ, так как ...

Итоговый педагогический совет: "Отчет о реализации воспитательно-образовательной работы по ООП ДО с детьми средней группы"

Цель и задачи, поставленные педагогом , в течение года выполнялись, основываясь на новейшие образовательные технологии:электронные презентации, наглядно-демонстрационный материал, развивающие и обучаю...