Мастер-класс для воспитателей «Словесные игры в речевом развитии старших дошкольников»
методическая разработка

Наталья Ивановна Рощупкина

Мастер-класс предназначен для воспитателей дошкольных организаций. Цель: познакомить в видами словесных игр и их сипользованием в образовательном процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей «Словесные игры в речевом развитии старших дошкольников»

Подготовила: Рощупкина Н.И., воспитатель МБДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Бирюча»

Цель: познакомить педагогов с видами словесных игр и их использованием с образовательном процессе ДОО.

Материал: мяч

Оборудование: мультимедийный проектор (для показа слайдов)

- Здравствуйте, уважаемые коллеги, я рада видеть вас на нашем мастер-классе. Сегодня мы с вами поговорим о развитии речи посредством словесных игр (или …о значении словесных игр в речевом развитии дошкольников).

Тема мастер-класса выбрана не случайно, т.к. словесный сговор в игре выполняет организующую функцию, содействует возникновению и укреплению взаимопонимания и дружбы между детьми.

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. В игре ребенок живет действиями и чувствами изображаемого героя. Дети не играют молча. Даже тогда, когда ребенок один, он разговаривает с игрушкой, ведет диалог с воображаемым участником игры.

Речевое общение в процессе игры выполняет огромную роль. Речь объединяет детей в их деятельности, помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения. В своей работе с детьми я выделила для себя приоритетное направление: «Значение словесной игры в речевом развитии дошкольников».

Я считаю, что словесный сговор в игре выполняет организующую функцию, содействует возникновению и укреплению взаимопонимания и дружбы между детьми. Взаимосвязь образа игрового действия и слова составляет стержень игровой деятельности.

Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

На занятиях использую дидактические игры (настольно-печатные, игры с предметами). Именно в процессе дидактической игры у ребенка активно происходит психическое развитие: развивается воля, внимание, мышление, речь.

Хороводные игры способствуют развитию связной, диалогической речи, учат детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами.

На своих занятиях большое внимание уделяю подвижным играм (игры с мячом).

Они развивают речевую и двигательную активность, вырабатывают реакцию на словесный сигнал. Подвижные игры-это не только средства полноценного развития растущего организма, но и широко раскрытые ворота в мир спорта.

Мелкая моторика рук – это не что иное, как ловкость рук. Она оказывает влияние не только на речь, но и на развитие таких психических процессов, как внимание, память, мышление и воображение. Игры с предметами (с прищепками, с мелким конструктором, пальчиковые игры и т.д.) использую в работе по повышению речевой активности детей.

А сейчас давайте с вами поиграем.

1-я игра «Полслова за вами»

Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-нибудь слова, тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину.

2-я игра «Алфавит вокруг нас»

Ведущий предлагает детям на одну из букв алфавита назвать как можно больше предметов. Победит тот, кто больше всех назовет слов.

3-я игра «Слово наоборот»

Ведущий называет быстро слова. Дети должны в уме переставить буквы этого слова и назвать это слово (кот, нос, лес, тушь, рак, шум, дом)

4-я игра «Цепочка слов»

Цель: обогащение словаря прилагательных.

Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.

Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос:

Воспитатель: Кошка, бывает какая?

- Пушистая, ласковая, разноцветная...

Воспитатель: Что еще бывает разноцветным?

- Радуга, платье, телевизор...

Воспитатель: Каким еще может быть платье?

- Шелковым, новым, прямым...

Воспитатель: Что еще может быть прямым?

- Линия, дорога, взгляд... и т.д.

Давайте мы вернёмся в наше с вами детство. Вы помните своё детство? Во что вы верили в детстве?

5-я игра «Сочиним сказку»

На лесной опушке жил зверёк, в названии которого был звук(а). Отгадайте, кто это мог быть? (Заяц)

У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук(а). Как вы думаете, что это за овощи? (Капуста, репка, картофель, кабачки). Осенью он собрал урожай и позвал на обед своих соседей. Каждый принес зайцу игрушку для его детей-зайчат, в названии которых был звук(а). Как вы думаете, что это были за игрушки? (Машина, кукла, пирамидка и т.д.) Зайчата были рады!

Вам понравилась сказка?

Наши дети нуждается в помощи. А помочь им может только тот взрослый, – который не потерял в себе волшебника!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для педагогов по теме «Значение словесной игры в речевом развитии дошкольников».

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. В игре ребенок живет действиями и чувствами изображаемого героя. Дети не играют мо...

Мастер - класс "Значение словесной игры в речевом развитии дошкольников"

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь у детей несовершенна, рассказы непоследовательны и бедны эпитетами...

ДИИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА...

«Использование технологии Вячеслава Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в речевом развитии старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»

laquo;Использование технологииВячеслава Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» вречевом развитии старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»...

Мастер-класс для педагогов "Оригинальные пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников"

Оригинальные  пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников...