Проект "Убранство русской избы"
проект (подготовительная группа)

Данилова Елена Викторовна

Выбор темы вызван интересом детей к образу жизни русского народа, к разнообразия старинных предметов домашнего быта, к разделению труда в семье, к традициям русского народа в воспитании мальчиков и девочек. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ubranstvo_russkoy_izby.docx47.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский  сад № 11 «Радуга»

Проект

« Убранство русской избы»

Подготовительная группа № 13 «Звёздочки»

Воспитатель: Данилова Е.В.

2020 г.

Этапы разработки и проведения проекта

  1. Подготовительный этап

1.

Проблема

Изучение истории русского быта, устройства деревенской избы, различных обычаев и поверий, существующих в русских семьях.

2.

Актуальность

разрешения проблемы

Выбор темы вызван интересом детей к образу жизни русского народа, к разнообразия старинных предметов домашнего быта, к разделению труда в семье, к традициям русского народа в воспитании мальчиков и девочек.

3.

Цели и задачи проекта

Цель: Узнать о значении избы для человека, об особенностях внешнего и внутреннего убранства, об обычаях и традициях на Руси.

Задачи: 

1. Исследовать быт русского народа живущего 100 лет назад;

2.Узнать об особенностях внешнего и внутреннего убранства избы;

3.Изготовить макет внутреннего убранства русской избы;

4.Провести опыты по применению предметов старинного русского быта в современных условиях.

4.

Срок реализации проекта

Проект краткосрочный (двухнедельный)

I этап: Подготовительный -

II этап: Основной -

III этап: Практический -

IV этап: Заключительный -

5.

Состав участников

Дети старшего дошкольного возраста,

педагог, родители.

  1. Основной этап

1.Модель трёх вопросов.

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Что нужно сделать,

для того, чтобы узнать?

Изба –это жилище русского народа;

В избе есть печь, кровать, стол;

Мебель, посуда была сделана из дерева.

- Какое внутреннее убранство было в русской избе?

- Какая посуда  была в избе ?

- Для чего нужен был сундук в избе?

- Где ставили печь в русской избе?

- Что такое «красный угол» в избе?

Прочесть в энциклопедиях;

Спросить у родителей, бабушек и дедушек, воспитателя;

Посетить мини-музей ДОУ «Русская изба»;

Просмотр презентаций :

«Убранство русской избы», « Быт русского народа».

Объявление для родителей

Уважаемые родители!!!

В нашей группе начинается творческие проекты:

«Убранство русской избы»,

«История русского костюма»!

Предлагаем и Вам присоединиться к нам и принять активное участие в проектах и совместно с вашим ребёнком изготовить:

- Альбом «Внутреннее убранство русской избы»;

- Альбом «Традиционная посуда»;

- Альбом «Традиции  и обычаи русского народа»;

- Альбом «Русские народные орнаменты»;

- Альбом «Русские народные инструменты»;

- Альбом «Русские хороводные игры»;

- Альбом «Русские национальные костюмы»;

- Макет «Русская изба»;

Помочь в  создании в группе мини-музея:

 «Русский национальный костюм».

        С Уважением воспитатель группы!

Содержание проекта по 5 областям

  1. Практический этап

Воспитатель

Дети

Родители

На подготовительном этапе:

1.Разработка плана работы над проектом;

2.Просмотр презентаций:

«Как жили на Руси»,

«Русская изба»,

«Убранство русской избы».

3.Экскурсия в музей народного быта ДОУ.

На основном этапе:

1.Беседа «Убранство русской избы»;

2.Практическое занятие:

Изготовление макета русской избы с интерьером;

3.Цикл занятий: «Русская крестьянская изба»;

4.Изготовление альбомов для рассматривания с детьми .

На заключительном этапе:

1.Анализ и оценка эффективности деятельности, проведённой по проекту;

2. Презентация проекта.

На подготовительном этапе:

1.Просмотр фрагментов русских народных сказок;

2. Просмотр презентаций:

«Устройство русской избы»;

«Назначение предметов домашнего обихода»;

«Традиции и обычаи русского народа»;

3.Чтение и разучивание произведений художественной литературы и фольклора.

На основном этапе:

1.Рассматривание старинных предметов домашнего быта;

2.Рисование узора деревянной резьбы.

На заключительном этапе:

1.Инсценировка сказок с использованием макета «Русская изба»;

2.Рассказ детей «Как строили дом на Руси»;

3.Д/И «Построй избу»;

«Укрась избу узором»;

4.Выстакка детских работ.

На подготовительном этапе:

1.Подбор энциклопедий, книг с устным народным творчеством;

2.Подбор эллюстраций предметов быта русского народа, народного костюма, орнамента.

На основном этапе:

1.Предоставление  предметов быта русского народа в мини -музей группы ;

2.Изготовление  русской национальной одежды,  утвари .

На заключительном этапе:

1.Помощь в изготовлении макета :

«Убранство русской избы».

  1. Заключительный этап

Реализация проекта охватывала все образовательные области.

Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за  землю. На которой живёшь. Поэтому детям, начиная с дошкольного возраста необходимо знать и изучать культуру своих предков. Один из наиболее эффективных путей решения этой проблемы – «погружение в культуру». Под «погружением» понимается такая организация занятий, которая позволяет и детям и педагогам приблизить к себе далёкие эпохи, оказаться в атмосфере той культуры, услышать голоса предков. Это постепенное «вживание» в эпоху и её и культуру, примерка её нарядов  и её «образа мыслей» стало возможным благодаря реализации проекта.  

На подготовительном этапе реализации проекта необходимо было создать мотивацию для участия в проекте, как детей, так и родителей.

Для мотивации участия в проекте детей была проведена предварительная работа:

1.Знакомство детей с декоративно-прикладным народным искусством (керамическими изделиями, игрушками);

2.Чтение и разучивание произведений художественной литературы и фольклора;

3.Проведение бесед и занятий на тему: «Культурно-историческое наследие нашего народа»;

4.Показ презентаций : «Русская изба», «Внутренние убранство русской избы», «Русский народный костюм»;

5.Посещение мини-музея ДОУ.

В беседе с родителями я рассказала  о цели проекта. Родители с интересом встретили эту идею. В создании внутреннего убранства русской избы активно участвовали все семьи моих воспитанников. Большинство экспонатов, было собрано благодаря энтузиазму родителей воспитанников. Они проявили свой талант и творческий подход в изготовлении альбомов для ознакомления детей с русской культурой.

 

Конспект НОД «Русская изба»

Цель:

Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.

Задачи:

1. Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло, зыбка, ухват и т. д.)

2. Обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т. д.).

3. Развивать связную монологическую речь

4. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.

5. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

Методы и приёмы:

Словесные (рассказ, беседа, чтение стихов, загадки, прослушивание музыки, вопросы);

Наглядные (рассматривание иллюстраций, презентации, старинных вещей);Практические (дидактическая «Что было, что стало).

Материалы и оборудование: «Русская изба» с предметами быта (сундук, стол, старинная посуда, утюг, керосиновая лампа, самовар и т. д.); блюдечко с яблочком, слайды с изображением русского быта; шкатулка с загадками; дидактическая игра «Что было, что стало»; атласная ленточка для игры «игра с лентой»русскийнародный костюм для воспитателя; музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, мы пришли побеседовать с вами о русском быте, как жили наши предки в деревне.

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

Мы про эту старину,

Свой рассказ поведу.

Чтобы гости знать могли

О делах родной земли!

Ребята, сегодня мы с вами расскажем о русской избе, очень похожую на ту, где жили русские люди много лет назад. Мы видим предметы, которыми пользовались в старину, что людям нужно было для жизни. Раньше на Руси строили такие избы из деревянных бревен. В них было тепло и уютно.

Воспитатель: Вот наша изба.

Основная часть:

- А строили её, так! Было на Руси правило: шел хозяин к соседу«Приходите, - говорил - люди добрые, помогите мне избу строить»«Непременно придем!» - отвечал сосед. Шел хозяин к другому соседу и тот ему не отказывал в помощи.

Наутро, много мужиков собиралось, и вместе с хозяином начинали «рубить избу». А строили такие избы из деревянных бревен.

-Рубить избу означает - строить, а строили ее топорами. На Руси такие мастера были, что могли построить избу без одного гвоздя, так бревна подтесывали и подгоняли, что изба была прочной, никакому ветру неподвластной.

В избе всегда считали святыми 3 места:

Красный угол В красном углу совершались ежедневные моления. Красный угол- самое почётное место в доме. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали.

Русский народ славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный. Предки наши строили жилище из дерева, и называлось оно избой. Лучшая комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей. В избу входили, кланяясь. Знаете почему? (Ответы детей).

Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно набить.

. А вы знаете, что было главным в избе? (Ответы детей)

Да, печка. Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней.

Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать она уложит.

Печь – без печи хата не хата. Печь была главной частью жилища. Она служила источником тепла и света. Занимала большую часть дома. На печке можно было спать, или лежать греться. Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной, а клал печь печник. Но на печи не только можно было спать и греться возле неё, а еще в ней пекли хлеб, готовили пищу. Этот рогатый ухват нужен был для того, чтобы горячий чугунок с супом или кашей вытащить, а эта лопата для того, чтобы хлеб из печи доставать

Вот он хлебушек душистый,

Вот он тёплый, золотистый.

В нём здоровье наше, сила,

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

Стол – это «божья ладонь»«Хлеба ни куска – стол - доска»- так говорили крестьяне. В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сиденья за столом.

Ребята, а посмотрите, что на столе стоит? Это та посуда, которой пользовались люди. Сделана она из дерева, из глины. Это туеса. Сделаны они из коры деревьев. В них хранили продукты. А вот различные кувшины для жидкого: для молока, для меда. Все это называется кухонная утварь. А вот и ведра, и коромысло Ведь не удобно тяжелые ведра в руках нести, вот и придумали коромысло.

Ребёнок: Раньше всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, плели лапти, вязали, вышивали. А ещё песни пели и загадки сочиняли. Хотите послушать? (достаёт шкатулку с загадками).

1. Летом спит, зимой горит.

Пасть открывает,

Что дают – глотает.

(печь)

2. Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает.

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт.

(ухват).

3. У нас в печурочки,

Золотые чурочки.

(дрова в печи)

4. Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк,

Кашу сварит…

(чугунок)

5. Чёрный конь,

Скачет в огонь.

(кочерга).

6. Выпускает жаркий пар,

Древний чайник…

(самовар).

7. Воду дед носил с утра,

Каждый раз по два ведра.

На плечах дугой повисло,

Держит вёдра…

(коромысло).

8. Из избы идут пляшут,

А в избу идут – плачут.

(вёдра).

9. Четыре братца под одной крышей живут,

Одним кушаком подпоясаны.

(стол).

10. Сама не ест,

А людей кормит.

(ложка).

11. Верчусь, верчусь – не потею,

Только более толстею.

(веретено).

12. Стригли, щипали, а после чесали.

Чисто, пушисто – к доске привязали.

(прялка).

13. Ходит каток,

По паре порток.

(утюг).

14. Эту обувь не забыли,

Хоть давным-давно носили.

Влезут дети на полати,

У печи оставят…

(лапти).

Ребёнок: Гости, вам понравились загадки?

Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали, как жили раньше люди.

Давайте поиграем в игру «Что было, что стало»

1. Раньше носили лапти, а сейчас (сапоги)

2Раньше в печи готовили, а теперь… (на плите)

3Раньше на лавках спали, а теперь… (на кровати)

4Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас… (в шкафу)

5Раньше воду из колодца носили, а теперь… (льётся из водопровода)

Воспитатель: Молодцы! А я продолжу вам рассказывать о жизни русского народа.

Мужчины на полях работали, а хозяюшки хлеб да пироги пекли.

Ребята, самое главное на столе – это хлеб! А выпекали его в русской печи. И говорили о хлебе так«Хлеб всему голова!»

- Ну, что, гости, понравилось вам у меня в гостях?

Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас баранки испекла на дорожку. Вот в корзиночку сложила. Придёте в группу покушаете и друзей угостите.

- Ну, а теперь до свидания, гости дорогие! Приходите ещё.

Тема нод «Путешествие по русской крестьянской избе».

Цель: познакомить детей с историей русского народа через изучение устройства жилища наших предков.

Занятие проводиться в группе с мультимедийным сопровождением

                                        Задачи: 

  1. Дать общее представление детям о внешнем убранстве русской избы.
  2. Вызвать у детей интерес к жизни на Руси в далеком прошлом, к жизни наших предков.
  3. Воспитывать у детей уважительное отношение к истории нашей Родины.

Ход занятия

Воспитатель:

- Ребята, скажите, пожалуйста, что такое дом? (ответы детей)

Воспитатель :

Дом-это место, где мы чувствуем себя в безопасности. Вот как об этом говорят русские пословицы:

«Своя хатка – родная матка».

«Дома и стены помогают».

«Каково в дому, таково и самому».

Воспитатель

А какие вы знаете пословицы о доме? (ответы детей)

– Давайте с вами вспомним русские народные сказки в которых упоминаются виды жилья («Теремок» – терем; «Василиса Премудрая» – палаты белокаменные, хоромы; «Сказка о рыбаке и рыбке» – землянка; «По щучьему веленью» – изба, дворец.)

На доске в ходе беседы воспитатель прикрепляет иллюстрации с изображением: терем, палаты, изба, дворец, землянка.

Воспитатель:

В каких домах мы с вами сейчас живем?

Как вы думаете, всегда ли люди жили в таких домах? (ответы детей).

Узнать в каком жилище мы побываем сегодня, нам поможет отрывок из русской народной песни.

«Русь деревянная-края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные песни поют»

А знаете, почему Русь называли деревянной? (ответы). Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома назывались избами.

 – Что же обозначало слово изба?

Изба – звучало первоначально как «истьба», «истопка», то есть жилище, которое отапливалось изнутри, а значит, служило надежным укрытием от холода и ненастья.

Русский человек рождался в бревенчатой избе, жил в ней. Поэтому крестьянский дом называли родным, родимым. Красивый, прочный дом построить трудно. Строили его не один день. Поэтому люди сложили такую пословицу «Дом построить – не шапку на голову надеть».

– Мастера строившего дома звали плотник, а еще его называли древодел. (мастер по дереву, деревянных дел мастер). –

– Послушайте загадку и определите главный рабочий инструмент плотника:

Замечательный дружище:

Деревянная ручища,

Да железный обушок,

Да каменный гребешок.

Он у плотника в почете,

Каждый день с ним на работе. (Топор.)

Топор (тесло) – главный инструмент древоделов

Люди оживляли свой дом. Часть избы, которая выходила на улицу , была «лицом» избы. Поэтому дорогу, у которой стояли избы и стали называть улицей (находилась у «лица» дома).

Дом смотрел на мир окнами-глазами, называли ласково - оконца и украшали наличниками. Наличники – это резное украшение окна с его внешней стороны, находятся на «лице» дома.

 Чаще всего они были резными, очень красивыми и были украшением дома. Символы которые украшали наличники носили охранительную функцию.

Помимо наличников окно имело ставни-деревянные полотнища закрывающие окно-одним из главных назначений их была защита дома от воров , когда дом оставался без присмотра ( во время полевых работ,8сенокоса и т.д.) Защищали ставни и от летнего зноя и от лютого мороза. Для русской деревянной избы огромное значение играло сохранение тепла во время долгой зимы. Ставни не только удерживали тепло в доме, а еще и защищали от сильного ветра. Ставни не такие красивые, как наличники,. имеют мало декоративных элементов, орнаментов.

Крышу дома украшал конек.  Люди верили, что он оберегает домашний очаг. Одним из украшений была резная доска, которая называлась «полотенце», специально сделанная пластина со сквозной резьбой.  Узоры в резьбе образуются из геометрических фигур: треугольников, квадратов, кругов или из растительных элементов: листьев, веток, цветов, ягод. - Круг – это изображение солнца – было связано с мечтой о добром небесном светиле, от которого зависело благополучие в семье крестьянина. В народе говорят: «Не земля хлеб родит, а солнце».

- Дуга – это изображение радуги – оно означало, что наступило, наконец, желанное лето. Вырезая дугу, человек призывал к себе в помощники добрые силы природы. 

Воспитатель:

Ребята, а может быть, вы сами хотите побыть мастерами?  Перед вами на столах находятся заготовки деревенских изб, я вам предлагаю украсить их отдельные элементы узорами.

После завершения работы воспитатель подводит итоги

Молодцы! Я вижу, что вы все очень постарались! И у вас интересно получилось. Давайте разместим ваши избы на доске! Посмотрите, что у нас получилось? (Деревня)

Куда мы свами сегодня путешествовали?

Как называлось жилище на Руси?

Как назывались элементы внешнего убранства избы?

Вы меня сегодня очень порадовали: внимательно слушали, ответственно выполняли задание,  активно отвечали на вопросы! Спасибо вам! Давайте подарим друг другу аплодисменты за хорошую работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вместе мы избу построим", "Устройство русской избы".

Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. Приобщая к русской культуре, пробуждается интерес к прошлому народа: его традициям, самобытности. Богадство родного языка форм...

Конспект комплексного занятия во второй младшей группе «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы»

Тема: «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы».Ознакомление с художественным словом.Заучивание потешки «Сорока-ворона».Лепка.Зёрнышки для воронёнка....

«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи

Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...

Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»

Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»...

Экскурсия в мини-музей «Русская изба» Тема: Милости просим в нашу избу Старшая группа

Данный материал будет полезен воспитателям, студентам дошкольных образовательных учреждений...

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...