Методическая разработка "Современному малышу - современная среда"
методическая разработка (младшая группа)

Муравьёва Елена Ивановна

Вопрос организации развивающей предметно - игровой среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slaydy_po_prezentatsii.docx27.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Воскресенский сад № 4 «Рябинка»

Методическая разработка раздела общеобразовательной программы

По теме: «Современному малышу – современная среда»

                                                                              Работа выполнена

                                                                              воспитателем д/с №4 Рябинка

                                                                              Муравьевой Е.И.

2020 г.

Актуальность

Вопрос организации развивающей предметно - игровой среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально.

Активность ребёнка в условиях предметно-игровой среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребёнок действует исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению. Предметно-игровая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в процессе проявления разносторонних способностей ребёнка специальным образом организованная, она способна оказать позитивное влияние на развитие способности ребёнка к самообучению, утверждению чувства уверенности в себе, а именно это определяет особенности личностного развития детей. Отсюда вытекает, что всестороннее развитие детей невозможно без создания современной пространственной предметно-игровой среды, т.к. каждый предмет несёт определённые сведения об окружающем мире.

 Полноценное проживание  ребенком этого возрастного  периода становится основой  самоопределения, самовыражения, самоощущения, самореализации человека в будущем. Для того, чтобы  данные процессы проходили  успешно и сформировали у дошкольника положительное отношение к себе и к окружающему  миру, необходимо обеспечить ему условия для деятельности.

Одним из условий  является  образовательное  среда, окружающее ребенка,  в том числе, развивающая  предметно-пространственная  среда.

        Сегодня основными нормативными ориентирами при организации и оснащении развивающей среды выступают: Приказ Минобразования России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образовании», Письмо Минобразования России «Комментировании к ФГОС дошкольного образования» от 28.02.2014 № 08-249, Методические рекомендации для педагогических работников ДОО и родителей детей дошкольного возраста «Организация развивающей предметно-пространственной среды в  соответствии с ФГОС ДО» и образовательная программа дошкольной образовательной организации

 Предметную среду необходимо проектировать в соответствии с той программой, которая реализуется в дошкольной организации. При этом педагог должен учитывать особенности группы, знать как группу детей в целом, так и индивидуальные особенности каждого ребенка, их интересы, способности, желания.

Таким образом, осознавая значимость предметно-пространственной развивающей среды мы определили  требования к ее организации:

-оказывать положительные действия на самочувствие, здоровье и мироощущения, побуждающие детей к деятельности;

- обеспечивать полноценное и своевременное развитие ребёнка, гармоничное отношение между ребёнком и окружающим миром и быть удобной;

-максимально учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Таким образом, развивающая среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые  и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Дошкольное учреждение в соответствии с поставленными образовательными целями создаёт развивающую предметно-пространственную среду, которая в соответствии с критериями, зафиксированными ФГОС ДО, должна быть: содержательно насыщенной; трансформируемой; полифункциональной; вариативной; доступной; безопасной.

1 Содержательно насыщенной - трансформируемой (пространства) предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в    зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

2 Полифункциональной ( материалов ) предполагает:

•   возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм;

•   наличие в группе полифункциональных предметов, которые используются в разных видах детской активности.

3 Вариативной (среда) предполагает:

•   наличие в группе разнообразных материалов, игр, игрушек, обеспечивающих свободный выбор детей, а также периодическую сменяемость игрового материала, которые стимулируют игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

4 Доступной (среды) предполагает:

•   свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

5 Безопасной предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Развивающая предметно – образовательная  среда в группе построена в соответствии с основной образовательной программой нашего детского сада, программой «Радуга» Рассматривая конкретное содержание указанных в стандарте 5 образовательных областей, следует отметить, что оно может реализовываться в различных видах деятельности. Для развития этих видов деятельности я создала в своей группе соответствующие условия. Разработала в соответствии с ФГОС и Программы Радуга модель игровых и познавательных центров с описанием и перечнем оборудования, материалов и инвентаря для развития детей.

  Предметная среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей их интересов, периода обучения, образовательной программы, в соответствии с новым содержанием игр и усложняющимся уровнем игровых умений детей. Имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к развитию. Служит удовлетворению потребностей и интересов ребенка, учитываются в равной степени интересы, как девочек, так и мальчиков. Но самое главное – она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.  Все предметы известны детям, соответствуют их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным). В РППС включены также предметы для совместной деятельности ребенка со взрослым . Принимая во внимание интегративные качества образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей.

 Слайд 2.Центр сенсорного развития ,экспериментирования и окружающий мир.

Направлен на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики . воображения .Комплектация: пирамидки , матрешки с вкладышами, игрушки – шнуровки разного вида, пособия прищепки- дидактические игры на развитие мелкой моторики рук с пуговицами, кнопками,( сделаны руками родителей) ,разные виды мозаик. Дидактический стол в группе раннего возраста не заменим он наполнен игровыми дидактическими материалами, такие разнообразия привлекают внимание детей.

Для экспериментирования  для игр с песком мы подобрали совочки, ситечки, формочки, ведерки. А для игр с водой – рыбок, лодочки .заводные игрушки, которые можно использовать в воде.

Такие игры доставляют детям огромное удовольствие, так как им дается возможность играть с такими предметами, которые раньше для них были запретом. Детям очень нравится переливать воду разными способами из одной емкости в другую, наблюдать тонет или нет предмет, вылавливать с помощью ложки. Все дети по своей природе любознательны. А особенно маленькие дети. Непосредственный контакт ребенка с предметами и материалами позволяет познать их свойства, качества и возможности.

  Дети любят играть с водой и песком - это вызывает у них положительные эмоции. У детей формируется уверенность в себе, развивается самостоятельность.  Этот вид деятельности актуален  прежде всего, в адаптационный период.  

Целью создания центра природы является обогащение представлений детей о многообразии природного мира, воспитание бережного отношения к нему , дети могут наблюдать за сезонными изменениями в природе,   Совместно с родителями  своими руками сделан двор для домашних животных . Дидактическая кукла помогает знакомиться с сезонной одеждой, развивает навык самообслуживания.. модель аквариума не только несет познавательную функцию, но также и функцию релаксации.

Слайд 3. Центр конструирования и пособие - бизиборд.

Содержимое строительного центра позволяет организовать конструктивную деятельность с группой детей, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре, либо на столе. Имеются маленькие игрушечные персонажи: котята, собачки, уточки, машинки и др., которые побуждают детей к использованию их в конструировании.  

  В группе имеются разные виды конструкторов, различающихся по размеру, величине, способам крепления, которые размещаются в низких стеллажах, передвижных ящиках на колесиках, пластмассовых емкостях. Такое размещение игрового материала, способствует развитию умения классифицировать и объединять, развивается пространственное мышление. Все материалы, находятся в поле зрения, и доступны детям.

Пособие  бизиборд. Каждого взрослого посещают мысли о том, с какого возраста следует знакомить своего малыша с опасными предметами. Специально для того, чтобы решить подобную проблему, итальянский педагог и учёный Мария  Монтессори  предложила обучать детей через познание сути вещей. Она предложила перенести подручные бытовые приспособления на стенд для изучения. Двигая дверные цепочки, кольца от карниза или замок-молнию ребёнок разовьёт мелкую моторику пальцев и изучит заинтересовавшие его вещи. Разнообразие дидактических пособий в этом центре формирует у детей понятия о сенсорных эталонах, которые являются основой умственного развития детей.

Слайд 4  Центр изобразительной и музыкальной деятельности.

Изобразительной деятельности –основная цель- развитие интереса к рисованию лепке. Поэтому в центре есть  фломастеры, мелки.  пластилин, бумага для рисования . гуашь и кисти.

Музыкальная деятельность – здесь есть не только детские музыкальные мнструменты. Но сделанные своими руками – игрушки шумелки.

 Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок.. Это совершенствует навык дифференциации звучания разных предметов (барабан, колокольчик, молоток), называнию предмета и действия с ним, развивается внимания, приучаем детей ориентироваться в пространстве по звуку. Развиваем координацию движения рук, способность эмоционально откликаться на различные произведения культуры и искусства.

Слайд  5  Центр здоровья и отдыха.

 Одним из самых любимых уголков в группе является Центр развития движений. Реализует потребность детей в двигательной активности. Оснащен оригинальными видами нестандартного оборудования, разнообразным физкультурным инвентарём, что позволяет детям упражняться в различных видах движений, развивать координацию, интерес к разным видам движения . Массажные дорожки сделаны руками родителей. Они не только развивают тактильные ощущения стоп, дают массажный эффект, детям очень приятно потрогать их руками, перебирать бусинки, камушки, кроме этого дорожки носят познавательный характер,  Дети осваивают разные виды движений и развиваются такие качества как смелость, взаимопомощь.

 Большое внимание уделяется созданию в группе обстановке психологического комфорта, эмоционального благополучия. Этому способствуют центры отдыха Это пособие можно использовать в период адаптации. А за ширмой можно уединиться и отдохнуть.

Слайд 6 Центр художественной литературы и развития речи.

Маски сказочных персонажей для игр,  фланелеграф  с картинками, несколько видов театра, пальчиковый театр. Особое значение в восприятии детей раннего возраста имеет наглядность. Поэтому чтение, рассказывание,  сопровождается показом картинок, картин и игрушек. Удобно разметили книжный центр. При оформлении центра учитывали реализуемую программу и индивидуальные особенности этого возраста. Ярко, красочно оформленные книги, предметные и сюжетные картинки, альбом с фотографиями из жизни детей

Д/И «Горячий чай» формирование навыков длительного выдоха. Играем в группе детям выдаются картонные заготовки в виде чашек с паром, попросить детей подуть на чашки.

Слайд 7.Центр социализации и игры.

Пособия: панно «Здравствуйте, мы пришли!» Цель – создать наглядный образ детского коллектива; учить видеть всех и каждого, радоваться приходу детей

Игра - путь детей к познанию окружающего мира. Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, развиваются такие важные качества, как активность, самостоятельность в решении игровых задач. Именно в игре формируются первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в их игру, первые совместные игры, а в дальнейшем - умение считаться с интересами сверстников.

Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, дает возможность свободного подхода к каждому центру в группе, способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников. Наша развивающая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительного отношения, обогащает новыми знаниями и впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности.

 Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним. Это позволяет детям одновременно организовывать разные игры в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу. Оперативное изменение пространства является одним из необходимых критериев для полноценного функционирования РППС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к методическому объединению воспитателей "Современные формы и методы по развитию речи в детском саду " (часть 1)

Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи решаются на протяжении  всего д...

Презентация к методическому объединению воспитателей "Современные формы и методы по развитию речи в детском саду" (часть 3)

Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи решаются на протяжении  всего д...

Заседание методического объединения "Школа современного педагога"

Воспитание детей МБДОУ д/с № 8 в кубанских традициях(работа по проекту "Казачья честь")...

Учебно-методическое пособие по теме:"Особенности методической работы в современном ДОУ."

Цель разработки: описать процесс организации методической работы в ДОУ....

Методическая разработка "Популяризация чтения среди дошкольников: применение современных образовательных технологий"

Сегодня поговорим о работе в ДОУ с детьми и родителями (законными представителями) по направлению «Популяризация чтения»    Название технологии: «Буккроссинг»Кра...

Презентация "Современному малышу-современная среда"

Презентация "Современному малышу-современная среда"...

Презентация "Современному малышу - современная среда"

laquo;Развивающая предметно-пространственная образовательная среда»...