Семинар - практикум: «Совершенствование общения педагогов ДОУ с родителями».
учебно-методический материал

Каляева Елена

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_2020.docx61.36 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум: «Совершенствование общения педагогов ДОУ с родителями».

Цель: Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Задачи:

1. Обобщить знания воспитателей о нормативно – правовом обеспечении взаимодействия ДОУ с родителями

2.. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.

3.  Помочь воспитателям в организации сотрудничества с семьей; научить устанавливать контакты с родителями

4.  Учить проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

5.  Обучать практическим приемам и упражнением по преодолению барьеров в общении с "трудными" родителями.

6.   Формировать способности к адекватной оценке себя в общении с родителями.

7. Познакомить педагогов с теоретическими и практическими психологическими положениями в области коммуникативной компетентности.

8. Способствовать повышению у педагогов уровня развития коммуникативных умений посредством практических упражнений.

9. Активизировать деятельность педагогов по обобщению, распространению и внедрению в практическую работу опыта коллег из других ДОУ

Формы работы с педагогами в ходе реализации проекта: Мини – лекции, практические задания, деловые игры, разбор конкретных ситуаций, дискуссии, креативные задания, самостоятельная работа с карточками, работа в малых группах, психологические упражнения, презентация.

1.Раздел Теоретическая часть «Роль сотрудничества во взаимодействии педагогов и родителей»

Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству образовательных учреждений и семьи.

В настоящие время становится все более очевидным, что повышение результативности и качества деятельности ДОУ невозможно без эффективного сотрудничества родителей и педагогов. На протяжении всего времени пребывания дошкольника в детском саду педагогам и родителям важно быть партнерами, союзниками в деле образования и воспитания, понимать друг друга, говорить на одном языке, идти в одном направлении.

       "Дошкольное детство" - уникальный период в жизни человека, когда начинает осуществляться развитие личности.

В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов

    Детский сад и семья – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Влияние на ребёнка семейного воспитания настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия ДОУ. Педагоги понимают, что без согласования с семьёй педагогические воздействия теряют всякую силу. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

 (Чтобы хлопнуть в ладоши — нужны две ладони. Каким будет хлопок, зависит от обеих ладоней.  Восточная пословица)

Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

      Сегодня, признав приоритет семейного воспитания перед обществом, возложив ответственность за воспитание детей на родителей мы понимаем, что это требует и новых отношений семьи и дошкольного учреждения.

Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие».

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Сотрудничество – это диалог, который постоянно обогащает всех партнеров, всех участников. Овладевать искусством вести диалог необходимо обеим сторонам: и родителям, и педагогам, которым следует искать позитивные способы и формы общения.

Взаимодействие воспитателей с родителями, это:

во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.

Родители

Педагоги

Родители должны быть уверены в том, что дошкольное учреждение не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком

Педагоги, в свою очередь, уверены в поддержке родителей, которые с пониманием относятся к необходимости решения проблем в группе (от воспитательных до хозяйственных).

А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется это взаимодействие.

во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Поддерживая контакт с семьей, воспитатель узнает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе.

в-третьих, это укрепление внутри семейных связей, что также, является проблемным вопросом в педагогике на сегодняшний день.

в-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в дошкольном учреждении и в семье.

    Педагог в современном детском саду должен быть широко образованной и эрудированной личностью, профессионально компетентным, умеющим найти "ключик" к каждому ребенку, родителю, иметь свою "изюминку", быть интересным для окружающих.

Важно, чтобы воспитатель не только владел внедряемыми технологиями и ориентировался в новой организации воспитательно-образовательного процесса, но и был открыт к общению.

Организация полноценного взаимодействия педагогов и родителей является сегодня одной из важнейших задач, стоящих перед коллективами дошкольных учреждений. Изучение состояния данной проблемы показывает, что во многих детских садах идет активный поиск и внедрение таких форм взаимодействия с семьями воспитанников, которые бы позволили достигнуть реального сотрудничества.

Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы (виды) работы.  Главное - донести до родителей знания. Существуют разнообразные формы (виды) взаимодействия педагогов с родителями.

Традиционные формы (виды) взаимодействия с родителями

Инновационные формы (виды)

взаимодействия с родителями

Консультации

Консультации с применением мультимедийной установки

Родительские собрания

Презентация детского сада

Открытые просмотры

Совместные праздники

Праздники для родителей

Круглый стол. Организуется в форме свободного или регламентированного общения педагогов с родителями, во время которого последние имеют возможность получить ответы на интересующие их вопросы, высказать свое мнение по заявленной или волнующей проблеме. Например: «Детские капризы», «Подготовка ребенка к школе».

Беседы

Тренинги. Предполагают организованное активное социально-психологическое    обучение   родителей   психологическим навыкам.  Например:

«Тренинг общения с детьми», «Как решать конфликты»

Конференции

Тематические занятия с родителями, семинары – практикумы.   Включают в себя активное обсуждение психолого-педагогических проблем, которое предполагает подготовку докладов, сообщений, активный обмен мнениями, разработку конкретных рекомендаций. Например: «Психологическое благополучие ребенка в семье и детском саду», «Легко ли быть родителями».

Родительский уголок

Деловые и ролевые игры. Деловые и ролевые игры. Включают обсуждение и воспроизведение (проигрывание) родителями различных проблемных педагогических ситуаций в семейном воспитании в условной обстановке для приобретения навыков и эмоционального опыта действия в таких ситуациях. Например: «Когда ребенок упрямится», «Когда малыш берет чужое», «Детская истерика в общественном месте»-

Тематические выставки

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей.  Включает в себя активную деятельность различного рода в групповом помещении, на участке. Это может быть их уборка, украшение; подготовка и посадка растений, совместное приготовление пособий, подарков,

украшений и др.

Видеосъемка. Означает видеосъемку различных моментов из жизни детей в детском саду с последующим совместным ее просмотром родителями, детьми, другими членами семьи, воспитателями. Напри мер: «Один день в саду», «Наши праздники», «Строим, рисуем, лепим», «Музыкальные занятия».

Создание страницы в социальных сетях, с помощью которой, родители получают информацию о жизни детского сада и группы.

Список предложенных форм (видов) сотрудничества не является полным и всеобъемлющим, так как ежедневная работа с родителями, постоянно рождает новые и видоизменяет старые формы (виды) работы.

Практическая часть

Упражнение-самодиагностика «Я в лучах солнца».

Цель: определить степень отношения к себе (положительно-отрицательно), поиск и утверждение своих положительных качеств. (В кругу, сидя на стульях).

Каждый участник на листе бумаги рисует круг. В кругу вписывает своё имя. Далее необходимо прорисовывать лучи, идущие от этого круга. Получается солнце. Над каждым лучом записывается качество, характеризующее этого человека. При анализе учитывается количество лучей (ясное представление себя) и преобладание положительных качеств (позитивное восприятие себя).

1. Дискуссия «Я и родители моей группы».

Задание. «Вопросы – ответы»

1. Какие формы взаимодействия с родителями Вы используете?

2. Что не получается, каких знаний не хватает, какие проблемы волнуют?

3. Как часто Вы общаетесь с родителями воспитанников? На какие темы?

4. Какие эмоции Вы испытываете при общении с родителями?

5. Какие профессиональные / личностные качества Вы проявляете при общении с ним?

6.Из-за чего, как правило, возникают разногласия, недопонимание с родителями?» «Предъявляют ли родители какие-либо претензии к Вам?»

2. Задание.  Педагогическая мастерская

Задача педагогов: определить, какие формы работы необходимо использовать при решении основных задач в блоках. Запишите их:

Блоки

Задачи

Формы

Педагогическое просвещение родителей

Повышение педагогической грамотности родителей

Лекции, семинары, семинары-практикумы, открытые занятия, работа творческих групп по интересам, родительские собрания, консультации, наглядная агитация

Включение родителей в деятельность ДОУ

Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью ДУ

Соревнования, кружки, выпуск газеты, конкурсы, викторины, совместные мероприятия

Инновационные, нетрадиционные формы взаимодействия с родителями

Активизация участия родителей в воспитании детей

Проведение социологических опросов, срезов, «Почтовый ящик», совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках, практикумы, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей,

информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск стенгазет, организация мини – библиотек

Информационно – аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек

Задание педагогам

Блоки

Задачи

Формы

Педагогическое просвещение родителей

Повышение педагогической грамотности родителей

Включение родителей в деятельность ДОУ

Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью ДУ

Инновационные, нетрадиционные формы взаимодействия с родителями

Активизация участия родителей в воспитании детей

Информационно – аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Задание 3.  Образ "Семь мы" ( по Заир-Бек)

  • Мы озабочены... (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).
  • Мы понимаем... (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности).
  • Мы ожидаем... (дается описание предполагаемых целей - результатов).
  • Мы предполагаем... (представляются идеи, гипотезы).
  • Мы намереваемся... (контекст действий, планируемых поэтапно).
  • Мы готовы... (дается описание имеющихся ресурсов различного характера).
  • Мы обращаемся за поддержкой... (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта).

2. Раздел.   Теоретическая часть «Общение»

Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией. В педагогической практике общение является важнейшим фактором профессионального успеха.

В процессе взаимодействия человека с человеком важным оказывается все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнера по общению. Поэтому первым необходимым условием успешности взаимодействия педагога с родителями является знание структуры общения.

Выделяют три составляющих общения:

 1. Перцептивная (Так, перцептивная сторона включает в себя восприятие человека человеком в процессе общения)

2.  Интерактивная. (Интерактивная сторона подразумевает организацию совместной деятельности, взаимодействия в разговоре (как мы говорим, какие цели преследуем), которое может выражаться в давлении, уклонении, пассивности одного из партеров или обоих участников взаимодействия.)

3.  Коммуникативная (Коммуникативная составляющая представляет собой процесс передачи информации: обмен мнениями, переживаниями, сведениями, желаниями, это то, что мы говорим.)

Все средства общения делят на вербальные, невербальные и паралингвистические. К вербальным средствам относят слова, которые мы произносим в процессе общения; к невербальным – жесты, мимику, дистанции, позиции общения, позы и др.; а паралингвистическим – тембр, темп голоса, интонацию, паузы.

 Практическая часть

  1. Игра «Тренировка интонации». (Интонация наиболее приемлема в общении с родителями).

Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями. (5 мин) (Участники разделены парами)

Произнести фразы:

1)  Мне не безразличны успехи Вашего ребенка

2) Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре

Произнести эти фразы с оттенками иронии, упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности, вызова (интонации обозначены на карточках). По окончании произнесения участники сообщают, удалось, ли на их взгляд, достичь цели воздействия.

1) С оттенком упрека.

2) С иронией

3) С оттенком вызова

4) С оттенком безразличия

5) С оттенком требовательности

6) С оттенком доброжелательности.

По окончании произнесения участники сообщают, удалось, ли на их взгляд, достичь цели воздействия; какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями.

В общении с родителями, необходимо, владение техникой задавания вопросов

  1. Упражнение "Выбери фразу"

Цель: найти в предложенном списке «нежелательные» для начала беседы с родителями фразы и подберите для неё смысловую пару - «желательную» фразу.

Слово ведущего: "Воспитатель несет ответственность за последствия того, что он говорит. Чтобы речь положительно воздействовала на родителей, нужно выбирать фразы, исключающие срабатывание психологической защиты у родителей. Существует несколько правил, которые следует учитывать при выборе фразы: утверждается осведомленность собеседника в обсуждаемой проблеме; инициатор беседы уверен в себе; исключаются неуважение и пренебрежение к собеседнику, вынуждающие его обороняться и подыскивать контраргументы; обращение непосредственно к собеседнику формулируется в форме “Вы-подхода”".

Инструкция. Воспитателям предлагается найти в предложенном перечне:

1) пять "неудачных" фраз, которые не следует употреблять;

2) "нежелательные" фразы и смысловые ("желательные") пары к ним.

Упражнение "Выбери фразу"

Выделите, на ваш взгляд, "неудачные" фразы красным цветом, а "нежелательные" в паре с "желательными" – синей стрелочкой так, чтобы стрелка шла от "нежелательной" фразы к "желательной".

Извините, если я помешала...

Я бы хотела...

Вероятно, вы об этом еще не слышали...

Вам будет интересно узнать...

Я бы хотела еще раз услышать...

Мне представляется интересным то, что...

Я пришла к такому выводу, что...

Вы хотите...

Думается, Ваша проблема заключается в том, что...

Давайте с вами быстро обсудим...

Как вы знаете...

Хотя вам это и неизвестно...

Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать...

Вы, конечно, об этом еще не знаете...

А у меня на этот счет другое мнение...

Конечно, вам уже известно...

Вы, наверное, об этом слышали...

После выполнения упражнения проходит обсуждение и соотнесение с верными ответами:

"Неудачные" фразы: "Извините, если я помешала…", "Я бы хотела еще раз услышать…", "Давайте с вами быстренько обсудим…", "Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…", "А у меня на этот счет другое мнение…".

"Нежелательные" фразы в паре с "желательными":

"Я бы хотела…" – "Вы хотите…";

"Вероятно, вы об этом еще не слышали…" – "Вы, наверное, уже об этом слышали…";

"Мне представляется интересным то, что…" – "Вам будет интересно узнать…";

"Я пришла к такому выводу, что…" – "Думается, ваша проблема заключается в том, что…";

"Хотя вам это и неизвестно…" – "Конечно, вам уже известно…";

"Вы, конечно, об этом еще не знаете..." – "Как вы знаете...".

Игры - разминки

1). Игра "Два полушария"

Инструкция. Участники разбиваются на тройки. Два человека олицетворяют полушария головного мозга родителя, а третий – это воспитатель, который высказывает "родителю" претензию (она должна формулироваться четко и конкретно и адресовать реально существующему родителю). Задача "полушарий" ответить на претензию совместно (каждый говорит по одному слову), чтобы разрешить проблему. Например, воспитатель спрашивает: "Почему Ваш ребенок опоздал на утреннюю зарядку? ". "Правое полушарие": "Мы... ". "Левое полушарие": "... проспали". Затем участники меняются местами.

3. Раздел. Теоретическая часть  

     «Принципы взаимодействия с родителями»

Принципами взаимодействия с родителями являются:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит, гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2.   Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3.   Сотрудничество, а не наставничество.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Готовимся серьезно.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

5. Динамичность.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.


Принципы

        К основным принципам, на основе которых строится общение педагогов с родителями относятся:

–– общение на основе диалога;

–– открытость, истинность в общении;

–– отказ от критики и оценки партнера по общению.

Условно модели общения можно выделить:

–– «Экспертная модель» – эту модель педагоги используют в тех случаях, когда берут на себя роль главных экспертов во взаимодействии с родителями. Особенностью таких отношений является то, что воспитатели осуществляют тотальный контроль над всем и сами принимают все решения. Эта модель не предполагает активного участия родителей.

–– «Трансплантантная модель» – педагоги пользуются этой моделью, когда считают себя главными экспертами во взаимоотношениях с родителями, но в то же время признают полезность участия родителей, рассматривая их как средство, ресурс для достижения поставленных целей.

–– «Потребностная модель» – эту модель педагоги используют, когда основной целью своей деятельности удовлетворение потребности семьи. Они рассматривают родителей как главных заказчиков и потребителей их услуг.

Практическая часть

1. Задание "Точка зрения" Участникам задается тема общения, но одни из них отстаивает одну точку зрения ("за"), другие - противоположную ("против").

Задача - склонить оппонента к своей точке зрения по определенной проблеме. Возможные темы:

1) "Мама учит давать сдачу, педагог учит конструктивным способам взаимодействия";

2) "Педагог рекомендует проявлять к ребенку требовательность в выполнении культурно-гигиенических навыков (одевания/раздевания и пр.) мама говорит, "он еще маленький, нам его жалко ";

3) "Вы предвзято относитесь к моему ребенку", педагог дает рекомендации по коррекции поведения ребенка;

4) Вы мне ответили "сухо" - "что вы, вам показалось, я интроверт по натуре".

5) "Вы мне ответили грубо" - вам показалось, так сложились обстоятельства и вы, не дослушав до конца, не так все поняли.

6) "Педагоги настроены против нашей семьи и нашего ребенка, вы постоянно посылаете нас то к логопеду, то к психологу, наш ребенок что, самый плохой?" - педагог дает рекомендации как можно скорректировать пробелы в развитии поведения и когнитивных процессов;

7) "Вы никогда не даете роли в утренниках и праздниках моему ребенку, он что, самый не способный?" - ребенок на самом деле не справится.

Анализ: фактически идет работа с возражениями.

- Кто с удовлетворением принимает изменение своей точки зрения? Никто.

- Какие приемы позволяют сделать этот процесс более "гладким".

4. Раздел Теоретическая часть

«Правила построения эффективного общения»

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.)

Самые универсальные – это:

  1. Улыбка,
  2. Имя собеседника
  3. Комплимент.

Для того, чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка. Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Практическая часть

Упражнение «Комплимент» (с мячом)

Цель: умение доброжелательно общаться с родителями. Сидя в кругу сделать комплимент сидящему рядом участнику как одному из родителей своей группы. Чтобы расположить к себе собеседника.  

Применить «Правило трех плюсов»

Самые универсальные – это:

улыбка,

имя собеседника

комплимент.

Задание: Сказать комплимент своему партнеру по общению. Каждый участник по кругу передает мяч и говорит своему соседу добрые, хорошие слова

Инструкция: Обратите внимание, на достоинства своего соседа, посмотрите, как он сегодня выглядит, постарайтесь заметить его привлекательность и обаяние. Сделайте ему комплимент

В процессе выполнения упражнения следуйте двум советам: пусть комплимент звучит искренне, любой комплимент должен быть немедленно возвращен.

     Кроме этих приемов, существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником:

Приемы установления контакта с родителями.

Контакт зависит от того, что мы говорим, как мы себя держим. Каждое движение – слово в языке жестов. Элементами невербальной коммуникации, в частности, являются:

  • тембр голоса и интонация,
  • пространство, разделяющее говорящих,
  • частота дыхания,
  • жесты,
  • осанка,
  • одежда,
  • выражение лица,
  • символы статуса,
  • контакт глазами.

При общении очень важно, чтобы Ваше тело, взгляд, мимика были максимально открытыми, располагали к доверию.

Голос. При разговоре используйте мягкий доверительно – деловой тон, средний темп, говорите внятно, четко излагайте свою позицию, просьбы.

    Если вы проявляете нетерпение, говорите на повышенных тонах, раздражаетесь, то о Вас может сложиться впечатление, что Вы:

  • Не уважаете других,
  • Боитесь,
  • Недоброжелательны,
  • Плохо воспитаны и др.

Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом. Взгляд. Хотите установить контакт – начните со взгляда в глаза, но тут важно не перегнуть палку, так как человек при слишком устойчивом визуальном контакте может истолковать это по-своему: может, со мной что-то не так, слишком навязчивый собеседник и т.п.

Короткая дистанция.  Организация пространства. Вокруг каждого из нас существует некоторое пространство, которое мы стремимся держать в неприкосновенности. Деликатность и умение держать дистанцию – непременное условие плодотворного общения. Возникающее напряжение в процессе общения может быть индикатором нарушения личностного пространства. В этом случае необходимо посторониться или отодвинуться, занять удобное положение.  

Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника! Выделяют 4 зоны, в которых общаются люди. По мере необходимости мы выбираем ту или иную зону. Неправильно выбранное расстояние между собеседниками во время общения может быть воспринято, например, как агрессия или полное равнодушие к собеседнику.

Зона первая - это интимная зона, она распространяется на расстояние 15-45 см. Из всех зон эта является наиболее важной, именно эту зону человек рассматривает как свою собственность. Заходить в эту зону разрешается тем людям, которые близки человеку. Сюда входят любимые люди, родители, супруги, дети, близкие друзья и родственники.

Вторая зона - личная зона, она распространяется от 46 см до 1 м 22 см. На этом расстоянии мы держимся друг друга во время деловых встреч, бесед.

Третья зона -   зона социального общения. Она распространяется от 1 м 22 см до 3 м 60 см. На этом расстоянии мы держимся от незнакомых людей, например, от слесаря и водопроводчика, когда они делают какую-либо работу у нас в доме, от почтальона, от продавца, от нового сослуживца по работе и от людей, которых мы не очень хорошо знаем.

Четвертая зона – это, так называемая общественная зона, которая начинается на расстоянии, большем 3 м 60 см от тела человека. Оно определяется тем расстоянием, с которого нам приятно общаться или обращаться к большой аудитории людей.

 Информация:

  • 0-0,5 м - интимное расстояние, на котором общаются близкие люди;
  • 0,5-1,2 м - межличностное расстояние для разговора друзей;
  • 1,2-3,7 м - зона деловых отношений (руководитель, подчиненный).
  1. Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
  2. Жесты. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги. (Известные жесты: «замки» (скрещенные на груди руки, пальцы рук, ноги), поза «льва» - знаки, воспринимаемые подсознанием любого человека однозначно: для общения Вы закрыты.)
  3. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
  4.  Еще одна техника установления контакта - присоединение. Оно означает умение говорить с родителями на одном языке, просто, не перегружая информацией. Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»

  Вывод. Техники установления контакта: контакт глаз, улыбка, приветствие, обращение по имени, открытая поза, короткая дистанция, открытые жесты, подчеркивание значимости.

5. Раздел. Теоретическая часть

«Основы построения беседы с «трудным» родителем».

Есть категории, трудных родителей

- Любой специалист ДОУ знает, как нелегко беседовать с так называемыми «трудными» родителями.

- Каких родителей можно назвать «трудными»? (Участники высказываются).

«Трудные» родители:

·Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремятся оправдать собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своего ребенка: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей!».

·Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят о помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знаем, что делать, помогите нам!».

Начинающему, неопытному специалисту трудно сохранить свою самостоятельность и избежать «подыгрывания» такому родителю, который подавляет и манипулирует, играя на сочувствии и неуверенности, и конструктивный разговор становится невозможным.

Основная цель общения педагога с родителями – объединение совместных усилий для решения конкретной проблемы ребенка (плохое поведение).

На первой фазе общения с такими родителями, необходимо сохранить эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т.е. не позволить себе зарядится отрицательными эмоциями этого родителя. Как показывает опыт, необходимо «продержаться» примерно 10-15 минут, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои претензии или жаловаться на свою беспомощность.

 В случае, с «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности.

 А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю…», «Успокойтесь».

Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт «остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с нами.

Вторая фаза беседы с родителем – конструктивный диалог, обсуждение вариантов решения проблем.

Чтобы избежать противостояния с родителями:

-  необходимо проявлять сдержанную доброжелательность и открытость;

подчеркнуть значимость родителей в воспитании собственного ребенка;

показать родителю свою положительную настроенность по отношению к его ребенку. Когда родитель увидит и почувствует, что педагог заботится о благополучии его ребенка, он перестанет прибегать к «психологической» защите и проявит готовность к сотрудничеству.

-  Не надо стремиться, во что бы то ни стало отстаивать свою позицию, навязывать своё мнение родителям (давление приводит к протесту).

- Обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка и его родителей.

Нужно выразить уверенность в том, что если будут организованы совместные усилия семьи и педагогов детского сада, то существующая воспитательная проблема будет успешно решена. «Мы вместе против проблемы, а не против друг друга».

Практическая часть

Упражнение «Перед сложным разговором»

    Пребывая в состоянии сосредоточенности и сконцентрировав волю, несколько раз (до 7) повторите текст: «Я спокойна и уверена в себе. У меня правильная позиция. Я готова к диалогу и взаимопониманию». Текст может быть изменен, главное – непоколебимо верить в произносимые слова.

Упражнение «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»

Задание по подгруппам «Составить портрет родителей» Охарактеризовать

Цель: осознание эмоционального восприятия родителей воспитанников.

Рекомендация. Педагогам предлагается разделиться на группы. Вам необходимо создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у них отрицательные чувства. Портрет может быть выполнен разными техниками.

Затем создать портрет того родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции.

Рефлексия.

1. Какие эмоции вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым Вам неприятно вступать в контакт? Какие качества Вы отразили в этом портрете? Были ли у Вас в практике такие родители?

2. Что Вы чувствовали при создании этого портрета? Есть ли в Вашей группе такие родители?

3. Какие Вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые Вам неприятны?

Основной принцип - не бороться (борьба позиций приводит в тупик).

Как пример, выполнить следующее упражнение:

Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.

Вывод ведущего: "Как вы считаете, нужно ли искать подход к тем родителям, которые вам неприятны? Общаясь с родителями, невозможно постоянно обращать внимание на их недостатки – люди вправе их иметь. Поэтому разрешите родителям ваших воспитанников быть такими, какие они есть, а не причисляйте их сразу к “трудным”, высказывая постоянные претензии в их адрес". 

Психотехническое упражнение «Давление».

Цель: осознание разных моделей в общении и взаимодействии с партнером, установка на равноправное общение.

Инструкция: встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка

прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего – слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре.

Выскажите друг другу свои впечатления. В какой ситуации Вам было эмоционально комфортнее: когда Вы давили или когда Ваш партнёр давил на Ваши ладони?

Возможно, Вы не испытали приятных минут ни в первом, ни во втором случае (Вам было неприятно давить на партнёра, и очень неприятно, когда давили на Вас).

Тогда, попробуйте не давить друг на друга, выполняйте совместные движения обращёнными друг к другу ладонями рук так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла (психоэнергетический контакт).

Почувствовали ли Вы, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства? Не забывайте, что стремясь к психологическому давлению на партнера по общению (будет ли это - родитель, коллега, ребенок), мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. И вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами.

Упражнение для педагогов "Руки" или «Две ладони».

Ведущий просит соединить ладони рук на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую, сделайте это несколько раз, усиливая интенсивность. Что вы чувствуете?

Скорее всего, хочется вернуть ладони в исходное положение, так как вторая ладонь испытывает давление. Так же и в общении, при излишнем воздействии с одной стороны, возникает сопротивление с другой. Согласитесь, гораздо спокойнее и приятнее чувствовать не столь интенсивное воздействие, а позволять быть взаимодействию. Именно этого хочется, когда слышишь слова «семья и школа».

По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука бессознательно начинает оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится.

Идеи, выносимые на обсуждение: В ответ на нажим мы подсознательно начинаем сопротивляться, то есть любая директива рождает отпор.

Если педагог настроен недружелюбно, это ощутимо и родителями неосознанно принимаются меры защиты.

Очень часто в нашей работе нам приходиться обращаться к родителям с разного рода просьбами. Что мы делаем? Чаще всего – это сухое рукописное объявление, к которому мы отправляем родителей. Я предлагаю Вам составить объявление, прочитав которое ни один родитель не решился бы Вам отказать.

Упражнение «Объявление»

Цель: упражнение воспитателей в составлении неординарного объявления для родителей.

Составьте объявление для родителей по следующим ситуациям:

1. Составьте объявление для родителей с просьбой помочь заклеить в группе окна.

2. Составьте приглашение для родителей на акцию «Мой цветущий детский сад»

3. Напомнить родителям, о своевременной оплате, за посещение детского сада, так как у них бывает задолженность.

4. Пригласить всех родителей на субботник

5. Попросить родителей перенести вечером песок

6. Попросить родителей поучаствовать на параде

6. Раздел Теоретическая часть

«Трудности в общении»

Трудностей в организации общения с родителями много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а также, с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению

Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение, и каким оно, должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе. Отсюда следует вывод: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать.

Проведенные наблюдения, беседы, деловые игры позволили выделить некоторые причины возникающих трудностей в организации сотрудничества между педагогами и родителями.

Причины:

Первая причина, заключается в особенности коммуникативного взаимодействия.

(Педагоги и родители не умеют или не хотят слушать и принимать позицию другой стороны, пытаются навязать собственную точку зрению, заставить другого изменить установки взамен организации конструктивного диалога)

Вторая причина – личностные особенности педагогов. Несформированная профессиональная позиция, непонимание собственной значимости, ценности как профессионала, неадекватная самооценка, сниженная или, напротив, завышенная самокритика приводит к неумению наладить контакт с родителями. Зачастую педагоги не готовы к деловому партнерскому взаимодействию с семьями воспитанников

Ошибки педагогов

  1. Педагоги не готовы к активным формам работы (тренинги, деловые игры и др.). Это связано с тем, что, как правило - форма, подача и усвоение материала педагогами осуществляется в стандартных формах: лекции, консультации, семинары, которые не предполагают  активного участия  родителей.
  1. Избыток теоретических знаний у педагогов и отсутствие опыта их применения на практике, когда знания получены, а механизм использования их в детском саду не отработан. (Педагог знает, что сказать родителям, но не знает как, поэтому возникают трудности коммуникативного взаимодействия).

Теория, не отработанная на практике очень быстро забывается. Предлагаем в парах отработать все этапы беседы.

Практическая часть

1. Упражнение «Искусство общения»

Задание: Подготовить короткий комментарий к тезисам.

Инструкция: перед каждым воспитателем, лежит лист с тезисами. Необходимо прочитать их и подготовить короткий комментарий к ним (по каждому тезису выслушивается и обсуждается мнение нескольких воспитателей). Сейчас вы вытягиваете полоску с тезисом и вам необходимо подготовить к нему короткий комментарий. Высказать своё мнение, согласны вы с этим высказывание или нет и почему.

Тезисы:

- Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям.

- В процессе общения воспитателю необходимо принимать те принципы воспитания, стили взаимоотношений в семье, которые предлагают родители.

- Педагог должен проявлять себя более сдержанно в выражении положительного мнения о родителях, как партнерах по общению, чем родители о педагогах.

- Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами.

- Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны.

- Преобладание оценочного стиля общения становится серьезным источником конфликтов между воспитателем и родителями.

- Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение.

- Родители должны услышать то, что сказал им воспитатель.

- Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям.

По завершении обсуждения каждого тезиса делается общий вывод.

  1. Педагоги не знают основных правил взаимодействия: не умеют слушать друг друга, концентрировать внимание на собеседнике и др.

         Одним из основных средств разрешения противоречий и конфликтов между воспитателем и родителями является педагогический такт, т.е. оптимальная форма поведения и педагогически целесообразного воздействия на родителей, умение устанавливать с ними контакт.

Развитию педагогического такта во взаимодействии с родителями способствуют проигрывание педагогами адекватных способов поведения в различных ситуациях общения с родителями.

2. Задание Психологический практикум:

Проверьте свои установки на общение с родителями: из каждой пары приведенных утверждений выделите одно, которое применимо в вашем понимании этого слова.

1.

А) Я должен как можно больше предоставлять родителям, самим принимать решения.
Б) Мне нужно настоять на своей позиции или мнении.

2.

А) Меня должны уважать.
Б) Я должен завоевать уважение.

3.

А) Я должен быть в центре внимания.
Б) Необходимо держаться в тени, но знать, что работа идет.

4.

А) Я считаю, что кредит доверия должен накапливаться.
Б) Я всегда авансирую доверие родителям.

Правильные ответы: 1Б, 2Б, 3Б, 4Б.

Если правильны не все ваши ответы, есть опасность превратиться в авторитарного, всезнающего эксперта.

3.Задание Упражнение «Решение проблемных ситуаций».

Цель: решить ситуацию, чтобы остались довольны все.

1. Ситуация.  Перед новогодним утренником Маше досталась роль Снежинки, а не Снегурочки. Мама очень возмущена по этому поводу.

2. Ситуация.  Мать, придя за ребенком вечером, не может найти его варежки, начинает ворчать, злиться на ребенка.

3. Ситуация. Родители, придя на родительское собрание, на вашу просьбу снять верхнюю одежду отказались.

4. Ситуация. Отец, забирая своего ребенка, бурно отреагировал на ваше предложение помочь в ремонте.

5. Ситуация. Мама самого активного воспитанника: «Вы хотели побеседовать со мной о поведении сына. Сейчас у меня есть время. Вообще я считаю, что вы к нему несправедливы»

6. Ситуация. Мама жалуется воспитателю, что её ребёнок приходит покусанный из детского сада, приходит с прогулки в грязной одежде.

7. Раздел Теоретическая часть

«Кому принадлежит ведущая роль в общении»

Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Основной формой работы с родителями остается родительское собрание

Практическая часть

1. Задание «Постройтесь в логической последовательности»

Работа в команде.

Каждый человек в команде получает карточку, на которой описан какой – либо из организационных фрагментов подготовки или проведения встречи с родителями.

Посовещавшись играющие должны построиться так, как им представляется последовательность действий при организации и проведении встречи. Затем вы должны прокомментировать свой выбор.

Время на работу: 3 минуты.

Порядок организационных моментов.

1. Составляется тематика, и выбираются формы проведения встреч с родителями на основе их заявок и просьб, а также с учетом данных о семьях воспитанников.

2. Определяются ответственные за подготовку и проведения каждой из встреч.

3. С родителями согласуются удобные для них дни проведения встреч.

4. Продумываются структура и содержание каждой очередной встречи: составляется план или подробный сценарий встречи с использованием методов активизации родителей.

5. Обеспечиваются заблаговременное оповещение родителей о теме встречи и их подготовке к участию в ней.

6. Выясняется мнение родителей о пользе проведенной встречи (устный опрос, анкетирование и др.)

И последний совет воспитателям. Проведя встречу с родителями, обязательно проанализируйте её ход и итоги, чему помогут следующие вопросы.

2. Упражнение "Проводим родительское собрание".

 Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание. Традиционные родительские собрания в форме лекций, отчетов уже не находят отзыва в душе родителей и не дают желаемого результата

Учебная задача: определить оптимальную последовательность действий педагога при подготовке и проведении встречи с группой родителей.

Ход упражнения.

Каждый участник получает карточку с тематикой родительского собрания в разных возрастных группах. Подумав в течение регламентированного времени, играющие представляют последовательность действий при организации и проведении родительского собрания, комментируя свой выбор.

Педагоги должны рассказать о некоторых используемых ими приёмах работы с родителями.

Составить  план проведения родительского собрания.

Тематика:

-  средняя  группа «Игра – как средство развития ребенка»

-  старшая  группа « Об упрямстве и капризах»

-  подготовительная  группа «Готовимся к школе вместе»

Подведение итогов семинара-практикума (обратная связь и рефлексия.)

Ведущий: Очень хотелось бы, выслушать ваше мнение об услышанном сегодня. Для этого мы поиграем в игру:

 «Закончи предложение»

Сегодня я узнала ….

Сегодня я уточнила …

Сегодня я открыла…

Сегодня я вспомнила…

Ведущий: Наш семинар – практикум подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. вы освежили в памяти всё, что касается работы с родителями. Успехов Вам, удач и профессионального роста. Спасибо за внимание. Всего вам доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум «Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»

Семинар-практикум«Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ с элементами тренинга «Совершенствование общения педагогов и родителей»

  Детский сад и семья – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Влияние на ребёнка семейного воспитания настолько сильно, что способно свести...

Семинар-практикум Эффективное общение педагогов с родителями

Цель семинара: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников и преодолению трудностей в общении...

Конспект семинара – практикума «Эффективное общение педагогов с родителями».

Построение взаимоотношений педагогов с родителями на основе сотрудничества....

Семинар - практикум для педагогов ДОУ с элементами тренинга «Совершенствование общения педагогов и родителей»

Семинар - практикум для педагогов ДОУ с элементами тренинга«Совершенствование общения педагогов и родителей» Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопрос...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Совершенствование общения педагогов и родителей"

Гармоничное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку личностные взаимоотношения, фо...

Семинар-практикум для педагогов с элементами тренинга «Совершенствование общения педагогов и родителей»

1. Обобщить знания воспитателей о нормативно – правовом обеспечении взаимодействия ДОУ с родителями2. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с...