Беседы с дошкольниками «Что такое милосердие?» «Милосердие и сострадание!» «Мы разные - мы равные!»
план-конспект занятия (старшая группа)

Ильиных Ирина Александровна

Беседы с дошкольниками

 

«Что такое милосердие?»

«Милосердие и сострадание!»

«Мы разные - мы равные!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_s_doshkolnikami.docx30.85 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа с дошкольниками

«Мы разные - мы равные!»

Цели:

• формировать представления о доброте, добрых поступках, их значении в жизни человека;

• развивать желание совершать добрые поступки, получать от этого удовольствие;

• формировать знания о том, кто нуждается в добрых поступках.

ХОД БЕСЕДЫ:

Чтение стихотворения "Вежливым и добрым быть совсем не трудно"

Вежливым и добрым быть совсем не трудно.

Надо лишь внимание к людям проявлять.

Старику, старушке при езде в автобусе

Или же в трамвае место уступать.

Пожелать здоровья близким всем при встрече

И "Всего хорошего", уходя домой.

Быть всегда опрятным, чистым и умытым,

Чтобы всем хотелось говорить с тобой.

Бабушке и маме без напоминания сразу помогать,

А свои игрушки, нужные вещички

Вовремя на место с пола убирать.

Не болтать ногами сидя за обедом

И не разговаривать когда суп во рту.

Защищать всех слабых, не кричать, не драться,

Сохранить стараться мира красоту.

Вежливым и добрым быть совсем не трудно.

Надо только правила знать и выполнять.

Этих правил много для детей хороших

Мы с тобою вместе будем изучать.

Ребята, есть люди, которые особенно нуждаются в теплоте, заботе, доброте - это особенные люди. Это люди, которые по состоянию своего здоровья не могут самостоятельно передвигаться, не видят или не слышат, не могут сами позаботиться о себе. Поэтому о них должны позаботиться мы.

Мы можем этим людям принести продукты, помочь перейти дорогу, одеться, обуться, помогать во всем и быть к ним внимательными.

Сегодня мы с вами поговорим об особенных людях. Это люди, которые нуждаются в нашей помощи, защите, уважении, доброжелательности. Эти люди живут рядом с нами как взрослые, так и дети. Они не хуже и не лучше, они просто ДРУГИЕ.

- Эти дети, также как и вы любят играть, веселиться, общаться, заниматься спортом, хотят учиться в школе, чтобы многому ещё научиться.

Да, они многого не могут и не умеют. Но разве мало такого, чего мы сами не умеем и не можем? Разница лишь в том, что мы свои “не могу” при желании способны преодолеть самостоятельно, а им для этого нужна наша помощь. А нам нужна их помощь, для того, чтобы стать добрее, искреннее, и ценить каждый миг жизни. Кто же они, дети с ограниченными возможностями, и чем отличаются от всех остальных? К детям-инвалидам относятся дети, которые значительно ограничены в жизнедеятельности, в самообслуживании, передвижении, ориентации,  обучению трудовой деятельности и т.д. Да, инвалиды – это люди с ограниченными возможностями. Кто-то из них плохо или совсем не видит, кто-то не слышит или не может говорить. У кого-то нет руки или ноги, кто-то совсем не может ходить. Одни уже рождаются с такими ограниченными возможностями, а другие становятся инвалидами после болезней,  травм или несчастных случаев. Они живут среди нас. Люди порой их не замечают или не хотят замечать. В школы и детские сады тоже ходят дети-инвалиды. Одни с виду такие же как и все, а у другие отличаются от здоровых детей. И им очень трудно справляться с ежедневными трудностями жизни. Порою для некоторых из них сделать один шаг бывает трудно и требуется много усилий. А мы даже не задумываемся когда идем или бежим, берем  что-то в руки, рассматриваем картинки, слушаем музыку…

У них такие же сердца, такие точно мысли,

Такая ж кровь и доброта, такие же улыбки.

Они достойны тех же прав, что есть у нас на свете,

Ведь инвалид – не приговор, мы вместе на планете.

И каждый волен выбирать,  чем хочет он заняться,

Куда идти, куда летать,  и чем же наслаждаться.

Так пусть же каждый новый день  несет в себе участье,

Поддержку жизни на земле,  добро, любовь и счастье.

Я,  думаю, что вы станете добрее, внимательнее, отзывчивее. Чтобы хоть как-то помочь им. Хочется добавить, что каждый  инвалид желает, чтоб к нему относились как к полноценному человеку. И как сказал один из таких людей: « Мы чувствуем себя нормально, как и все другие люди, инвалидами нас делает – отношение людей к нам». Им не нужна ваша жалость, им нужна ваша дружба и помощь.

Очень часто люди с ограниченными возможностями могут достигнуть большего, чем совершенно здоровые люди. Вот примеры людей, которые, несмотря на свои заболевания, достигли в жизни больших успехов. Это и великие спортсмены, знаменитые актеры, певцы, талантливые художники, прославленные композиторы, писатели. И среди нас есть особенные дети. Они также ходят в детский сад. Ребята, особенным детям очень тяжело в жизни. Поэтому будьте добрыми, отзывчивыми, милосердными и никогда не отказывайте таким детям в помощи. Они вам будут очень благодарны!

Добрым быть совсем не просто, не зависит доброта от роста.

Доброта приносит людям радость. И взамен не требует наград.

Доброта с годами не стареет, доброта от холода согреет,

Если доброта, как солнце, светит, радуются взрослые и дети.


Добро, которое мы делаем бескорыстно, не пропадет. Оно нужно всем нам. Спешите же делать добро! Делать добро здесь и сейчас.



Беседа с дошкольниками

«Милосердие и сострадание!»

Цель:Воспитывать чувство доброжилательности, сопереживания, внимательности, доброты, милосердия.

Учить детей высказывать свои мысли, делиться своим мнением. Развивать речь детей.

Задачи: Способствовать усвоению понятий «доброта», «милосердие». Способствовать раскрытию нравственного самосознания.

Ход мероприятия

1. Приветствие.

Здравствуйте ребята!

2. Сообщение темы беседы.

Сегодня мы поговорим с вами о таком нравственном понятии как милосердие.

     1. Вводная часть.

«Без сострадания, милосердия

невозможно жить в мире!»

В наш стремительный век невероятных проектов инженерии, глобальных проблем, волнующих человечество, очень важно сохранить в душе, тот потоённый уголок, заботливо оставленный для милосердия и доброты.

Одно из самых красивых слов на свете – милосердие.

Так что же это такое милосердие?

Милосердие – это милость сердца, сострадание, забота, любовь. Чужая боль, чужое несчастье, чужая потеря – вот на что оно обращенно.

В словаре Ожегова «милосердие» – трактуется, как готовность помочь кому – нибудь или простить кого – нибудь из сострадания и человеколюбия.

Человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро.

Научиться по – настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте – не легкий, долгий, путь на котором человека ожидают взлёты и подения, спуски и подъёмы.

У каждого человека большего и маленького свой путь к доброте, милосердию, состраданию.

Послушайте притчу «Отец и Сын».

Отец подводит сына к окну и говорит: Сын посмотри вокруг. Что ты видишь?

-Деревья, солнце, вон собака бежит... Много чего, папа.

Вот если ты все это полюбишь, примешь близко к сердцу – каждую травинку, цветок,каждую тварь Божью, ты будешь богат. Все это будет твое. Тебе только останется распоряжаться этим богатством с бережностью и благодорить творца. Если ты не полюбишь все видимое и невидимо – будешь беден. Жизнь твоя, Если даже и богата внешне, превратится в серую, скучную ленту.

Вопрос детям.

Как вы думаете, что имел в виду отец, говоря сыну эти слова?

Вы еще юны, но уже сейчас старайтесь быть вежливыми со взрослыми, добрыми друг другу, внимательными к окружающему вас миру.

Доброта – вещь удивительная, она сближает, как ничто другое, она тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать, на котором мы можем понять друг другаю

Добрый, милосердный человек бережёт природу, любит птиц, зверей, помогает выжить им в зимнию стужу.

Послушай рассказ В.А. Сухомлинского и ответь на вопросы. 

Чтобы бабочка не укололась.

Маленькая Зоя гуляла в саду. Она подошла к акации. На акации - острые колючки, над акацией летает яркая бабочка. Ой, как же ей не страшно летать! Налетит на колючку - и что же будет? 

Наклонилась Зоя к акации, сломала одну колючку, другую, третью... Мама увидела и спрашивает:

— Что ты делаешь, Зоя? Зачем колючки ломаешь? 

— Чтобы бабочка не укололась, — отвечает Зоя. 

Вопросы: 

  1. Что Зоя подумала о бабочке? Запишите ее мысли. 
  2. Почему мама не сразу смогла понять поступок дочери? 
  3. Как вы считаете: детям или взрослым больше свойственно сострадание? Почему?

Что бы развить в себе милосердие, нужно вкладывать свои душевные силы в другого человека, учиться видить в нем себя, сво тревоги, заботы, волнения.

Стих: «Как много на Земле домов»

Как много на земле домов... 
Как мало тех, куда мы ходим. 
А сколько среди них таких, 
Где мы участие находим?! 
Согреют душу там теплом, 
Одарят мудростью великой...

Да, мало их, но есть они, 
Иначе б Русь была безликой. 
А в тех домах живет любовь, 
Струится радостью и светом, 
И мы туда с тобой идем 
За добрым словом и советом.

(А.Ремизова)

В каждом доме живут люди, но не каждый придет к вам на выручку, даст полезный совет, согреет добрым словом в трудную для вас минуту.

Что бы воспитать милосердие в черством человеке, нужно приводить примеры милосердия, восхищаться милосердными поступками окружающих, разъяснять и показывать как следует поступать в том или ином случаи.

Стих «Про утенка»

Что ты тискаешь утенка? 
Он малыш — а ты большой, 
Ишь, задравши головенку, 
Рвется прочь он всей душой! 
Ты представь такую штуку

— Если б толстый бегемот 
Захотел с тобой от скуки 
Поиграть бы в свой черед?!

Взял тебя бы крепко в лапу, 
Языком бы стал лизать. 
Ух, как стал бы звать ты папу, 
И брыкаться, и кричать!

Ты снеси утенка к утке,

— Пусть идет купаться в пруд. 
Лапы мальчика не шутки, 
Чуть притянешь — и капут.

Вопрос детям.

1.Какой можно сделать вывод?

2.Были ли случаи в вашей жизни, когда на ваших глазах обижали животных?

3.Какого человека можно назвать добрым, милосердным?

Старайтесь проявлять сострадание и милосердие. Пусть не всегда имеете вы возможность помочь всем, но нужно к этому стремиться.

Каждый хороший поступок, это частица добра, вежливости, вложенная в огромный мир от нее становится теплее, светлее и радостнее. Только любящий человек добрый, милосердный может быть счастливым.

Кроме доброты и милосердия в нашей жизни встречается и зло.

Зло - это вред другим людям, близким и далёким, окружающей природе.

Работа у доски.

Упражнение «Солнышко» (на столе лежат лучики, на которых написана первая буква. Нужно дописать слово, относящиеся к милосердию и доброте и прикрепить лучик к солнышку).

Работа с пословицами. ( На доске прикреплены облака, сделанные из цветной бумаги на них записаны пословицы). Прочитайте и попробуйте разъяснить их смысл.

  • Доброе слово лечит, злое калечит.
  • Кто любит добрые дела, тому и

жизнь мила.

  • Добрый человек в добре живёт век.
  • Делай другим добро - будешь сам

без беды.

4.Заключительная часть

И в заключение нашей беседы давайте проведем с вами игру – тренинг «Волшебный цветок»

Дети, встаньте в круг, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу. (Можно включить красивую приятную мелодию)

Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее слушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе.

А теперь откройте глаза. Посмотрите вокруг. Глядя друг другу в лицо пожелайте чего-нибудь хорошего. Я хочу, что бы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете и взяли с собой, уходя их этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами.

5. Итог беседы

Вопрос детям.

Что значит быть милосердным? Что не совместимо с понятием доброта, милосердие?

Делайте людям добро, разделяйте с ними радость и беду, любите уважайте друг друга, будьте готовы прийти на помощь в любую минуту, умейте прощать из сострадания, человеколюбия.

Милосердие это неразделимое слияние чувства и поступка. Будьте милосердными.

В память о нашей встрече я раздам вам сердечки.

( Раздаю сердечки из бумаги с пожеланиями)

Беседа с дошкольниками

      «Что такое милосердие?»

 
Цель: 1. Формировать понятие о милосердии, как способности сопереживать, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. 
          2. Развивать умение сострадать и быть милосердным. 
          3. Совершенствовать грамматически правильную речь детей. 
          4. Воспитывать доброе отношение к людям, окружающему миру. 
Методы: беседа, объяснение, рассказ, просмотр отрывка мультфильма «Дюймовочка». 
Ресурсы: мультфильм «Дюймовочка», цветная бумага, клей, ножницы. 

Ход занятия 
Круг радости 
«Сердце добрым быть должно 
Так оно сотворено 
Чтоб дарить любовь и свет, 
Всем вокруг десятки лет!» 
- Добрые люди дарят любовь и доброту тем, кто их окружает. Давайте улыбнемся друг другу и пожмем руки. 
Просмотр мультфильма «Дюймовочка». 
(фрагмент мультфильма «Дюймовочка» по мотивам сказки Г. Х. Андерсена) 
Беседа 
- Как бы вы поступили на месте Дюймовочки? 
- Как называют людей, которые проявляют заботу о больных, оказывают помощь, тем, кто в ней нуждается? 
- Как вы понимаете, что такое милосердие? (ответы детей) 
- Милосердие – (состоит из 2 слов: милость и сердце) – это помощь, тем, кто в ней нуждается. Человека, который не умеет сострадать, сочувствовать, называют равнодушным, бессердечным. Быть милосердным – значит бескорыстно помогать людям. 
Разминка. «Доскажи словечко» 
«Если вижу я беду, то я мимо.. . (не пройду) 
Доброту не забывай, людям смело…(помогай) 
В мире есть еще слова, нам их тоже знать пора, добрым словом не скупись, сердцем слушать… ( научись) 
Творчество. Оригами 
(предл сделать сердце) 
Обобщение. 
- С каким новым чувством познакомились? 
- Закончите предложение: 
Быть милосердным, значит уметь прощать обиды, помогать слабым, больным людям; ухаживать за животными. Милосердный человек может выбросить котенка? 
От сердца к сердцу. 
Предложить взяться за руки и хором произнести пожелание: 
«Наполним сердца добротой и милосердием!»

Беседа с дошкольниками

     «От сердца к сердцу добро летит»

Цель:

·Дать представление об "особом ребенке".

·Познакомить учащихся с проблемами детей-инвалидов.

·Развивать чувство милосердия к людям с ограниченными возможностями здоровья

·Сформировать представление о здоровье как ценности человеческой жизни.

Оборудование:  компьютер, презентация, бумага, клей, ножницы, конфеты.

         

Ход беседы

Воспитатель: Как мы начинаем любую нашу встречу?

Дети: Начинаем словом "Здравствуйте!".

Воспитатель: Все мы знаем, что означает оно не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, к кому обращено.

Для человека очень важно здоровье. Здоровье - это подарок судьбы. Надо научиться уважать и беречь этот дар. Поэтому с раннего детства мы не просто приветствуем, а учимся желать людям здоровья. Если мы желаем здоровья другим – значит желаем его и себе.

Но всегда ли от нашего желания зависит наше здоровье и здоровье окружающих людей?

Давайте вспомним сказку "Цветик - семицветик" Валентина Катаева.

Воспитатель: Я буду задавать вопросы, а вы - будете отвечать на них.

- Сколько было у волшебного цветка лепестков?

- Помните волшебные слова?

Дети: Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Облетев вокруг земли, быть по-моему вели.

Воспитатель: Почему отказался бегать с Женей мальчик на скамейке?

Дети: Потому что у него больные ноги и он передвигается с помощью костылей, мальчик- инвалид.

Воспитатель:  К сожалению, есть немало людей на нашей планете, обделенных физическим здоровьем, т. е. эти люди инвалиды или в результате перенесенной болезни, или травм, или с рождения. По другому их называют люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

- Во всем мире отмечают День инвалида.

Ребенок рассказывает стихотворение:

От сердца к сердцу добро летит,

Подобно птице.

Стучит в сердца, чтоб разбудить

И возвратиться,

Чтоб возвратиться и дарить

Всем людям радость,

Над серым днём чтоб воспарить –

Уже не малость.

У нас задача так проста:

Дарить добро от сердца к сердцу

И в вашем сердце доброте откройте дверцу!

Воспитатель: Стало доброй традицией в нашей школе ежегодно отмечать 3 декабря День инвалида, как день милосердия. Сегодняшний день пройдет под лозунгом « От сердца к сердцу добро летит».

Как вы понимаете эти слова?

Ответ детей.

Воспитатель: Для чего мы живем на этом свете? Конечно же, для того, чтобы нести добро, свет всем людям. А каким же должен быть настоящий человек?

Ответы детей.

Воспитатель: Конечно же, честным, ответственным, воспитанным, добрым.

Мы верим, что людей, готовых протянуть руку помощи, сделать доброе дело, поделиться душевной теплотой и заботой становиться чуточку больше. А это, пожалуй, самое главное.

И мы сегодня сделаем сувенир и подарим его друг другу.

КОЛЛЕКТИВНОЕ ИЗГОТОВЛЕНИЕ СУВЕНИРА.

Рефлексия: ребята дарят друг другу открытку – сувенир.

Сегодня здесь, друзья мои,

Мы собрались не зря. 
         Спешим поздравить от души

Друг друга и себя!

Пусть ангел нас хранит всегда

От жизненных потерь.
         И детство пусть не закрывает дверь,

И радует всегда!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие в старшей группе. Тема " Милосердие и сострадание - что это такое?"

Цель занятия: формировать у старших дошкольников представление о содержании данной этической категории; побуждать проявлять чувство  милосердия и сострадания к окружающим людям, сверстникам, оказ...

СОД "Милосердие и сострадание"

Не секрет, что многие современные родители считают, что у ребёнка важно развивать, прежде всего, «пробивные» качества: настойчивость, уверенность, умение постоять за себя и убедить в своей...

Открытое занятие в старшей группе на тему: "Милосердие и сострадание"

формировать у детей представление о содержании данной этической категории; побуждать проявлять чувство милосердия и сострадания к окружающим людям, сверстникам, оказывать им внимание, помощь, дел...

Новости "Всемирный день милосердия и сострадания!"

Воспитаня в детях сотрадания, милосердия ко всему окружающему, желание и умение чувствовать чужую боль....

Конспект беседы с дошкольниками «Что такое дружба?».

Конспект беседы с дошкольниками «Что такое дружба?»....

Беседа с дошкольниками "Что такое День Победы"

Познавательная беседа с дошкольниками о празднике "День Победы"...

Беседа с дошкольниками "Что такое блокада Ленинграда?"

Интерактивная беседа с детьми подготовительной группы о Дороге жизни во время войны и блокаде Ленинграда...