Конспект занятия по формированию культуры поведения на тему: «Культура поведения за столом»
план-конспект занятия (средняя группа)

Сайранова Елена Арсентьевна

Обобщить представление о культуре еды и поведении за столом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_povedeniya.docx19.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию культуры поведения на тему:  «Культура поведения за столом»

Цели:

Обобщить представление о культуре еды и поведении за столом.

Закрепить знание названий и применение посуды, уточнить ее дифференцирование.

Закрепить понятие «столовые приборы».

Материал: разнообразная посуда, столовые приборы, слайды и иллюстрации с изображением продуктов и разных видов посуды, бумажные и полотняные салфетки.

Ход занятия

Воспитатель читает отрывок из стихотворения К.Чуковского «Федорино горе»:

И помчалися по улицам ножи:

«Эй, держи, держи, держи, держи, держи!»

И кастрюля на бегу

Закричала утюгу:

«Я бегу, бегу, бегу,

Удержаться не могу».

Вот и чайник за кофейником бежит,

Тараторит, тараторит, дребезжит…

Утюги бегут, покрякивают,

Через лужи, через лужи перескакивают.

А за ними блюдца, блюдца –

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

Вдоль по улице несутся -

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

На стаканы – дзынь! – натыкаются,

И стаканы – дзынь! – разбиваются.

А за ними вилки,

Рюмки да бутылки,

Чашки да ложки

Скачут по дорожке.

Мимо курица бежала

И посуду увидала:

«Куд-куда! Куд-куда!

Вы откуда и куда?»

Педагог предлагает вспомнить название стихотворения, задает вопрос:

- Почему посуда убежала от бабушки Федоры?

Ответы детей.

Воспитатель уточняет ответы текстом из стихотворения:

И ответила посуда:

«Было нам у бабы худо,

Не любила нас она,

Била, била нас она,

Запылила, закоптила

Загубила нас она!».

- Как наша Ксения Андреевна заботится о посуде?

- Какая посуда есть в вашем доме?

- Для чего нужны кастрюля, чайник, сковорода, хлебница, салатница, супница, приборы для специй?

Педагог предлагает найти картинки с изображением посуды и подобрать картинки с изображением предметов, для которых она используется (хлебница – хлеб; салатница – огурцы, помидоры; сковорода – мясо, рыба; кастрюля – картофель, свекла, капуста).

Воспитатель обращает внимание на разные тарелки (глубокая, мелкая, десертная), уточняет, для чего они предназначены.

Педагог предлагает показать приборы, при помощи которых разливают, раскладывают и принимают пищу (половник, лопатка, ложка, вилка, нож), вводит понятие «столовые приборы», уточняет, как нужно пользоваться ими, обобщает ответы детей.

Посуда и столовые приборы предназначены для приготовления и приема пищи. В глубокую тарелку наливают первое блюдо, в мелкую кладут второе или закуски, а на десертную можно положить хлеб, пирожное или фрукты. Первое блюдо едят ложкой, салаты и второе блюдо – при помощи ножа и вилки. Нож  и вилка являются острыми предметами, поэтому пользоваться ими надо осторожно, чтобы не поранить себя и сидящего рядом.

Разливают суп, борщ половником, специальной лопаткой раскладывают второе блюдо. Посуду и столовые приборы нужно содержать в чистоте: мыть, чистить.

Воспитатель предлагает вспомнить, как нужно накрыть на стол для обеда, чая, кофе, отобрать для этого картинки, натуральные или игрушечные предметы.

Теперь поговорим о том, как правильно принимать пищу. Можно ли по поведению за столом определить, воспитанный человек или нет? Подумайте, правильно ли поступают дети, о которых я вам расскажу.

Воспитатель предлагает ситуации, анализирует каждую, побуждает делать выводы.

Ситуации:

Лёша и Игорь решили перекусить. Они поставили сковороду с жареной картошкой на стол и стали есть вилками прямо из сковороды. Потом они пили чай с вареньем. Каждый доставал варенье из банки своей столовой ложкой и сразу направлял ложку в рот. Полакомившись, они стали катать из хлеба шарики и соревноваться, чей шарик укатится дальше. За этим занятием их застала бабушка.

Как вы думаете, что она сказала ребятам?

Ответы детей.

Катя и Лена обедали. Катя отломила от куска хлеба маленький кусочек и съела его. Лена откусила от своего куска хлеба кусочек и тоже его съела. Обе девочки положили оставшейся хлеб на десертные тарелочки.

Кто из девочек сделал правильно?

Ответы детей.

Хлеб из общей тарелки берут руками, кладут на десертную тарелочку, отламывают понемногу и съедают. Хлеб – полезный и нужный для организма продукт, поэтому съедать его нужно полностью. Хлеб – это труд многих людей, поэтому нельзя превращать его в игрушку.

Хлеб очень рад, когда его едят,

И обижается, и плачет,

Когда он ничего не значит

Для легкомысленных ребят.

Мы поговорили о том, какая, бывает посуда, для чего она предназначена, как нужно принимать пищу. Теперь давайте вспомним о правилах поведения за столом.

Что значит – есть красиво? (Сесть прямо, не класть локти на стол, жевать с закрытым ртом, не чавкать, держать нож в правой, а вилку в левой руке. Не крошить хлеб, отламывать по кусочку. Закончив еду, положить ложку, вилку в тарелку, а не на скатерть). Можно ли разговаривать во время еды? Как и когда? (Не громко, прожевав пищу.)

Для чего используются две салфетки: Бумажные и полотняное? Покажите, как ими пользоваться (Полотняную салфетку расстилают на коленях, а губы вытирают бумажной салфеткой).

Что не забудет сделать воспитанный человек после еды? Какими словами модно выразить благодарность? (Благодарю, спасибо, всё было очень вкусно.)

Поднимите руку те, кто считает себя воспитанным человеком?

Как вести себя за столом

… Жила-была девочка Даша. Пошла она одна в лес, заблудилась и очень проголодалась. Вдруг видит: стоит избушка, а из ее открытых окон так вкусно пахнет! Девочка постучала в дверь и спрашивает: «Кто здесь живет? Можно войти?»
- Входи! – ответила старушка, выглянувшая в окно. – Я здесь живу с моими внуками.
Девочка вошла и не успела сделать двух шагов, как упала, поскользнувшись на валявшихся на полу макаронах.
А когда встала, увидела мальчиков, сидевших за столом: один дул на горячий суп так сильно, что брызги летели во все стороны, другой устроил настоящую охоту на котлету и, громко стуча вилкой, старался пронзить ее насквозь. Наконец наколол на вилку котлету и стал ее обкусывать; измазал при этом нос и щеки, потом вытер их рукавом.
«Фу, как противно! – подумала Даша. – Лучше сяду с девочкой, которая пьет компот». И тут же вскрикнула, потому что девочка стала выплевывать вишневые косточки так далеко, что попала ей прямо в лоб…
- Как вам не стыдно так некрасиво есть! – в слезах крикнула Даша. Все разом стали что-то отвечать ей, но понять их было невозможно, потому что все говорили с набитыми ртами.
- Извините, - вздохнула Даша, - но за столом с вами сидеть очень неприятно. Уж лучше я останусь голодной.
И ушла.

Примерные вопросы для обсуждения:
Почему Даша ушла из лесной избушки?
Правильно ли Даша сделала, что ушла? Как лучше было поступить?
Что не так делали дети? Как нужно правильно есть суп, макароны, котлеты, пить компот?
Зачем нужно правильно вести себя за столом?
Какие правила поведения за столом ты уже знаешь?

  
Локти на стол не клади, только кисти рук.

  Закуски и салаты с больших блюд клади не теми ложками, которыми ешь сам, а теми, что на блюде.

  Ложку или вилку с едой подноси к чуть склоненной голове, но никогда не наклоняйся к тарелке.

  Прожевывай пищу обязательно с закрытыми губами — ни быстро, ни медленно, не чавкай и не разговаривай с полным ртом.

  На тарелку клади ровно столько, сколько съешь.

  Когда трапеза закончена, нож и вилку клади на тарелку параллельно друг другу справа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию культуры поведения у младших дошкольников «Если добрый ты»

Приоритетная область: познавательное развитие, в интеграции с образовательными областями: речевое развитие, физическое развитие.Цель: Освоение детьми нравственных представленийЗадачи:Познакомить детей...

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему: «Культура поведения детей».

В данном материале представлен  полный ход  проведения родительнского  собрания на тему "Культура поведения детей". Также предлагаю презентацию к конспекту....

Конспект занятия по формированию культуры поведения на тему: «Волшебные слова»

Сформировать общую культуру личности: навыки общения, правила этикета. Подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила вежливости....

Конспект занятия по формированию культуры поведения на тему: «Культура поведения за столом»

Обобщить представление о культуре еды и поведении за столом.Закрепить знание названий и применение посуды, уточнить ее дифференцирование.Закрепить понятие «столовые приборы»....

Конспект занятия по формированию культуры поведения на тему: «Что такое этикет?»

Познакомить с понятием «этикет»; учить находить правильные решения в различных проблемных ситуациях...

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему: «Культура поведения детей».

В данном материале представлен  полный ход  проведения родительнского  собрания на тему "Культура поведения детей"....