ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ФОРМИРОВАНИЕМ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
статья (старшая группа)

Елена Викторовна Пойлова

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ФОРМИРОВАНИЕМ СВЯЗНОЙ РЕЧИ 

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Л.С. Выготский, изучая процессы мышления и речи, пришел к следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто что‐то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность.  Данной проблеме посвящены исследования многих ученых, педагогов. Л.Н. Толстой обращал внимание на необходимость воспитания детей путем бесед, чтения. К.Д. Ушинский разработал целостную, стройную систему обучения родному языку. Особое внимание он уделял «развитию дара слова», то есть умению выражать свои мысли в устной и письменной речи; «усвоению форм языка», выработанных как народом, так и художественной литературой. Однако в настоящее время педагоги отмечают, что связная речь и, в частности, пересказ художественных произведений вызывает у детей серьезные трудности. Дошкольная педагогика его структуру и языковой материал; активизировать интерес к пересказыванию. Обучать пересказыванию по частям, привлечь внимание детей к иллюстрациям. Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела». Помочь детям понять и запомнить содержание сказки, учить пересказывать текст целиком и по частям, драматизировать отрывки. И/У «Скажи со словом осенний». Развитие воображения, выразительности движений «Облака» Л.В. Лебедева. «Конспекты занятий по обучению детей пересказу». Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Петушок с семьёй». Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий; учить целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием; обобщать и систематизировать представления об окружающем предметном мире, совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи. И/У «Один много». Д/И «Четвертый лишний» Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия в старшей». Пересказ сказок «Лиса и рак», «Заяц и еж» (отрывок). Учить детей пересказывать текст выразительно, без пропусков; выдерживать до конца игры взятую на себя роль; сравнить с детьми русскую народную и немецкую сказки, отметить общее и различие. Д/И «Кто, что знает» И/У «Звери и их детеныши» Волчкова В.Н. «Конспекты занятий по развитию речи в старшей группе». Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Бишка». Учить детей пересказывать рассказ, сохраняя некоторые авторские обороты речи; совершенствовать интонационную выразительность речи. Д/И «Один много» Этюд для тренировки выражения основных эмоций «Воробей» Волчкова В.Н. Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Две косы» Учить детей составлять пересказ логично, последовательно и близко к тексту; Пересказ сказки «У страха глаза велики». Учить рассказывать текст последовательно, без пропусков и повторений. Выразительно передавать речь персонажей. Этюд для тренировки развития воображения «Выбери профессию» И/У «Скажи, что делает?» «Лети, лети, лепесток…» пересказ отрывка из сказки В. Катаева «Цветик – семицветик». Закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки; учить последовательно рассказывать текст, передавая авторские обороты речи и характер героев; продолжать учить использовать при пересказе синонимы. Образовательная деятельность по пересказу литературных произведений занимает значительное место в системе работы по формированию связной речи дошкольников. Методика обучения пересказу зависит от возрастных особенностей детей, от уровня развития связной речи детей, от поставленных задач воспитателем, а также от особенностей предлагаемого воспитателем текста. В процессе работы над пересказом литературных произведений нами выделены следующие методические приемы, облегчающие овладение пересказом детей дошкольного возраста: словесные – вопросы, речевой образец воспитателя, подсказ слова или фразы, поощрение, беседа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обучение дошкольников с общим недоразвитием речи рассказыванию по картине как одно из направлений работы по формированию связной речи».

Обучение дошкольников рассказыванию по картинке является одним из направлений работы по формированию связной речи. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и приро...

Обучение пересказу в работе по формированию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития

Связная речь – это смысловое развёрнутое высказывание или цепь логически сочетающихся, грамматически правильных предложений. Пересказ - осмысленное, творческое воспроизведение литературного текста в у...

Методика коррекционной работы по формированию связной речи старших дошкольников с ОНР в процессе обучения пересказу

В коррекционной логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи формирование связной речи приобретает особое значение, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса....

Направления коррекционной работы по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является главной целью всего коррекционно-развивающего процесса....

Статья "Специфика работы по формированию связной речи у старших дошкольников с нарушением речи средствами пересказа с использованием сюжетных картин"

Статья "Специфика работы по формированию связной речи у старших дошкольников с нарушением речи средствами пересказа с использованием сюжетных картин"...

"Обучение дошкольников рассказыванию по картине как одно из направлений работы по формированию связной речи"

В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающего мира.. Картина не только расширяет представление о мире, о природных явлениях, но также воздействует на эмоции детей. Взывает инте...

Методика обучения пересказу старших дошкольников (из опыта работы).

В данной работе описана методика обучения детей пересказу....