Статья "Специфика работы по формированию связной речи у старших дошкольников с нарушением речи средствами пересказа с использованием сюжетных картин"
статья (средняя группа)

Статья "Специфика работы по формированию связной речи у старших дошкольников с нарушением речи средствами пересказа с использованием сюжетных картин"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx23.9 КБ

Предварительный просмотр:

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ПЕРЕСКАЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН

Ерицян Н.В.

МБОУ «Начальная школа – детский сад №44», г. Белгород

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли оказывает влияние и на эстетическое развитие ребенка: при пересказах, при создании своих рассказов ребенок использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

Логопедическое воздействие при нарушении речи преследует следующую цель – научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

Одним из основных, фундаментальных методов является пересказ или рассказывание по серии сюжетных картин. Пересказ – вид работы ребенка, средство развития речи на основе образца. Состоит в передаче ребенком содержания прочитанного текста – как художественного, так и научного, в усвоении его логики, композиции, средств языка лексики, синтаксиса, образных средств.

При обучении детей с нарушениями речи, по мнению М.М. Алексеевой, применяются вспомогательные методические приемы, облегчающие составление связного последовательного сообщения. На первом году обучения они овладевают навыками воспроизведения текста с опорой на иллюстративный материал и помощь педагога. Первоначально дети пересказывают по одному фрагменту текста; в последующем постепенно переходят к индивидуальному пересказу нескольких фрагментов и текста в целом. К концу первого года, они учатся составлять пересказ по предваряющему плану-схеме. Опорные вопросы к тексту даются в виде развернутого словесного плана перед началом пересказа. На втором году обучения дети должны овладеть пересказу без опоры на наглядный материал.

В процессе занятий по пересказу специальное внимание уделяется коррекционной работе по формированию у ребенка грамматически правильной речи, усвоению различных языковых средств построения связных высказываний. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, выделяют два вида пересказа традиционные и нетрадиционные.

Традиционные виды пересказа

Виды пересказа

Описание

Выборочный пересказ

В пересказе воспроизводят какую-то одну из частных тем (микротем) излагаемого текста. Выборочный пересказ может быть связан с картинкой-иллюстрацией, с вопросом или заданием учителя, с желанием самого учащегося.

Краткий пересказ

Вид пересказа, предполагающий передачу лишь основного, конспективного содержания излагаемого текста, лишенного деталей, подробностей.

Подробный пересказ

Вид устного пересказа прочитанного художественного, публицистического или научного текста, в котором не стоит задача сокращения, выборки, творческой перестройки; задача подробного пересказа – не только передать образец по содержанию, но и сохранить, по возможности, композицию, логику текста, синтаксис, лексику образца.

Творческий пересказ

Вид устного пересказа, характеризующийся изменениями и дополнениями в тексте.

В детском саду используется, главным образом, пересказ, близкий к тексту. Он легче других, и является средством закрепления в памяти содержания прочитанного, усвоение логики и структуры образца, его языка. Например, пересказ с перестройкой текста, от лица разных героев, в силу своей сложности, проводится только в подготовительной к школе группе. При пересказе с творческими дополнениями старшие дети придумывают отдельные эпизоды, начало, концовку произведения.

Нетрадиционные виды пересказа

Виды

Описание

Пересказ шепотом.

«Расскажи самому себе». Пересказ шепотом небольшого (из 3-5 предложений) текста перед зеркалом (каждый ребенок рассказывает, глядя в свое зеркальце).

Пересказ в диалогических парах.

Дети поворачиваются друг к другу и поочередно пересказывают прочитанный дома текст.

Пересказ по кругу.

Дети садятся, образовав два круга, и начинается общение образовавшихся диалогических пар. Далее дети внутреннего круга передвигаются в одном направлении, и образовавшиеся пары вновь делятся своими пересказами. Каждый отдельный ребенок расскажет всем по отдельности свой текст и услышит новые тексты от всех, с кем общался. Круг общения расширился, но ребенок всякий раз работал все-таки в паре. Каждый раз, пересказывая новому слушателю, он чувствовал себя увереннее, хотя условия общения изменялись.

Пересказ группе детей.

Каждый ребенок рассказывает свой стих. Далее каждый выполняет пересказ для группы. Очень важно, чтобы начиная пересказ, наиболее продвинутый в речевом развитии ребенок обеспечил застенчивому время для адаптации.

Существуют определенные требования к тексту для пересказов. Тексты подбирают доступны маленьким детям по содержанию, близкие их опыту, чтобы при пересказе ребенок мог отразить личное отношение к данному событию.

Произведения следует подбирать сюжетные, с четкой композицией с хорошо выраженной последовательностью действий.

Язык произведений для пересказа должен характеризоваться доступным детям словарем, короткими, четкими фразами, отсутствием сложных грамматических форм.

Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова, учатся владеть родным языком. Они более творчески начинают строить свои собственные рассказы  – на темы из личного опыта, на предложенный сюжет. Пересказ художественного произведения доступен и близок детям дошкольного возраста в силу того что ребенок получает готовый образец, который действует на его чувства заставляет сопереживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное.

Начиная с раннего возраста, детям систематически рассказывают сказки, читают рассказы, стихи, заботясь о том, чтобы произведение художественной литературы оказывали действенное влияние на их поведение, игры, речевое развитие.

На самых первых занятиях детям предлагают пересказывать сказки, хорошо знакомые им ранее, а на последующих – новые только что прослушанные тексты. Для того чтобы подготовить детей к пересказу, воспитатель читает текст, затем беседует с ними о прочитанном, показывает иллюстрации, дает указания. Средствами выразительного чтения, вопросами, уточняющими пояснениями он стремиться сосредоточить внимание на каждой части повествования, подчеркнуть ее связь с другими частями.

Важно, чтобы на занятиях возникали благоприятные условия для общения, содержанием которого является изложение текстов, сказок, рассказов. Различными приемами воспитатель побуждает детей к тому, чтобы они передавали прочитанное понятно, четко, ясно, умели адресовать свою речь тем, кто их слушает, могли уточнить, дополнить ответы рассказчиков, проявляя к товарищам доброжелательное заинтересованное отношение.

Можем отметить, что под пересказом понимается свободная передача текста «своими словами» или передача слушателям повествования или описания, созданного говорящим. Выделяют несколько видов пересказов, используемых в школе: рассказывание на основе личных впечатлений, подробный пересказ, краткий пересказ, выборочный пересказ, творческий пересказ. Рассказывание на основе личных впечатлений предполагает изложение фактов и впечатлений из личного опыта. Краткий пересказ предполагает сжатую передачу смысловых частей текста. Выборочный пересказ включает в себя обычно только определенные части, определенные линий произведения. При творческом рассказывании делаются дополнения и производятся различные перестройки в исходном тексте. Все виды пересказа, очень важны и взаимосвязаны в работе с детьми. Таким образом, пересказ способствует формированию речевой деятельности дошкольников. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова и словосочетания, учатся владеть родным языком.

Литература

  1. Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст] /М.М. Алексеева. –  М.: Академия, 2008. – 231с.
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи дошкольников [Текст] /М.М. Алексеева. – М.: Учеб. пособие для студ. – 2008. – 288 с.
  3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: [Текст]/ М.М. Алексеева – М.: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. заведен. – 1997.  – 400 с.
  4. Глухов В.П., Труханова Ю.А. Наши дети учатся сочинять и рассказывать  [Текст] / В.П. Глухов. –  М.: АРКТИ, 2002. – 24 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наглядных методов работы для формирования связной речи у заикающихся дошкольников.

Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию труда учителя можно правильно оценить, лишь определив у...

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи у детей с ОНР (подготовительная группа). Тема: Составление рассказа по сюжетной картине "Зимние забавы".

Проведение специальных коррекционно-развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи является одной из главных задач учителя- логопеда. Предложенное занятие рекомендуется для прове...

Методика коррекционной работы по формированию связной речи старших дошкольников с ОНР в процессе обучения пересказу

В коррекционной логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи формирование связной речи приобретает особое значение, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса....

Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с речевыми нарушениями.

У большинства детей с речевыми нарушениями дошкольного возраста наблюдается низкий уровень развития связной речи. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказыва...

Направления коррекционной работы по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является главной целью всего коррекционно-развивающего процесса....

статья "Использование мнемотаблиц в формировании связной речи у старших дошкольников"

В данной статье рассматривается вопрос развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники, выявлена актуальность проблемы развития связной монологической...

Логопедическая работа по формированию навыков связной речи у дошкольников общим нарушением речи посредством рассказов цепной структуры.

     Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно выс...