Консультация для педагогов "Педагогические методы воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста"
презентация

Родичева Нина Анатольевна

Задачи, которые встают перед педагогом при формировании культуры поведения

Содержание культуры поведения

Условия воспитания культуры поведения

Особенности восприятия правил поведения детьми на разных возрастных этапах

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогические методы воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста Подготовила: Родичева Н. А.

Слайд 2

«Культурное воспитание ребенка должно начинаться очень рано, когда ребенку еще очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо видеть, слышать и кое-как говорить» А.С. Макаренко Культура поведения является важным составляющим в формировании личности. Она помогает воспитывать в ребенке такие качества, как способность подчиняться общим требованиям в коллективе, выполнять установленные правила жизни в нем, сдерживаться от неразумных желаний, а также организованность поведения, послушания, самоконтроль. И поэтому культура поведения является результатом всей воспитательной работы в ДОО.

Слайд 3

Формируя у детей культуру поведения, перед педагогом встают следующие задачи: Учить детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их делами, интересами, удобствами; Воспитывать культуру общения ребенка со взрослыми и сверстниками, выражающуюся в общительности, вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных местах; Воспитывать культуру речи, предусматривающую умение ребенка вежливо обращаться с просьбой, называя взрослых на «вы» и по имени и отчеству, не перебивать говорящих и выслушивать других, говорить четко, ясно произнося окончания слов, владеть голосом, не засорять речь лишними словами; Воспитывать культуру деятельности - умение обращаться с игрушками, книгами, личными вещами, имуществом детского сада, умение подготовиться к предстоящей деятельности, выполнять и заканчивать ее, убрав все на свои места; Выработать элементарные навыки самоорганизации свободного времени в соответствии с установленным распорядком жизни в группе.

Слайд 4

Содержание культуры поведения дошкольников: Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту. Культурно-гигиенические навыки и этикет. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктовано не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Слайд 5

Условия, воспитания культуры поведения дошкольников: Авторитет и культура воспитателей и родителей. Точный режим позволяет сформировать стереотип поведения. Правильная организация обстановки, в которой находятся дети. Положительная эмоциональная атмосфера в детском саду и семье.

Слайд 6

Поведение детей в детском саду регулируется правилами, которые формируются на основе норм: правила должны быть конкретными, предполагающими определенные поступки. правила должны быть сформулированы четко, доступно для понимания детей, в форме указаний, а не запретов; каждое новое правило требует времени для его усвоения детьми (разъяснения, обучения выполнению, напоминания, предупреждения возможных нарушений); правила вводятся постепенно.

Слайд 7

принципы единства и целостности воспитательного процесса. Это взаимосвязь задач, методов и средств воспитания: последовательности, систематичности в воспитании, повторности упражнений в формировании навыков и привычек при рациональном распределении этих упражнений.

Слайд 8

Особенности восприятия правил поведения детьми на разных возрастных этапах. 2-4 года Взрослым рекомендуется обращаться к ребенку 3-его года жизни с просьбой, не употребляя слово «правило», так как это понятие у детей еще не сформировано. 4-5 лет Взрослые должны повторять правило (словесная формулировка), дать образец поведения (демонстрация поведения в соответствии с правилом), объяснять, какие поступки или обращения не правильные. 5-7 лет . . Правило уже осознается, оно выделено, поэтому у ребенка вырабатывается дифференцированное отношение к своему поведению и поведению товарища. Постепенно стремление следовать правилу выступает для ребенка в виде обобщенной категории «НАДО».

Слайд 9

Методы воспитания культуры поведения дошкольников - беседы -чтение художественной литературы -рассматривание иллюстраций -побуждение -приучение -упражнение -наблюдение -показ действий -организация деятельности

Слайд 10

ВЫВОД Перечисляя все методы воспитания культуры поведения, следует еще раз подчеркнуть, что только в комплексном их использовании, а не изолированно, можно достичь положительных результатов в воспитании детей. А также если они будут применяться систематически и целенаправленно.



Предварительный просмотр:

Презентация для педагогов

«Система методов воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста»

Слайд 2

 А.С. Макаренко писал: «Культурное воспитание ребенка должно начинаться очень рано, когда ребенку еще очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо видеть, слышать и кое-как говорить».                                                                                  Культура поведения является важным составляющим в формировании личности. Она помогает воспитывать в ребенке такие качества, как способность подчиняться общим требованиям в коллективе, выполнять установленные правила жизни в нем, сдерживаться от неразумных желаний, а также организованность поведения, послушания, самоконтроль. И поэтому культура поведения является результатом всей воспитательной работы в ДОО. Интерес к проблеме формирования культуры поведения дошкольников обусловлен тем, что резко снижается воспитательное воздействие семьи. Перед дошкольными образовательными учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств.

Слайд  3

Формируя  у детей культуру поведения, перед педагогом встают следующие задачи:

1. Учить детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их делами, интересами, удобствами;

2. Воспитывать культуру общения ребенка со взрослыми и сверстниками, выражающуюся в общительности, вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных местах;

3. Воспитывать культуру речи, предусматривающую умение ребенка вежливо обращаться с просьбой, называя взрослых на «вы» и по имени и отчеству, не перебивать говорящих и выслушивать других, говорить четко, ясно произнося окончания слов, владеть голосом, не засорять речь лишними словами;

4. Воспитывать культуру деятельности - умение обращаться с игрушками, книгами, личными вещами, имуществом детского сада, умение подготовиться к предстоящей деятельности, выполнять и заканчивать ее, убрав все на свои места;

5. Выработать элементарные навыки самоорганизации свободного времени в соответствии с установленным распорядком жизни в группе.

Слайд 4

Содержание культуры поведения дошкольников:

Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Ребенок должен научиться содержать свое место в порядке, доводить начатое дело до конца, беречь игрушки, вещи, книги и т.д.
Важный показатель культуры деятельности – умение и желание трудиться, тяга к интересным, содержательным занятиям, появление волевого усилия в достижении результата.

Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности. Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, жестикуляции. Культура общения обязательно предполагает культуру речи.

Культурно-гигиенические навыки и этикет  важная составляющая часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктовано не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неприятную одежду. С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные правила культуры еды: за стол во время еды, есть надо с закрытым ртом, не спеша, тщательно пережевывая пищу, бережно относиться к продуктам, к хлебу, правильно пользоваться столовыми приборами.

Слайд 5

Условия, воспитания культуры поведения дошкольников:

1. Авторитет и культура воспитателей и родителей. Культура педагога, характер его общения с детьми, стиль взаимоотношений имеют огромное значение в формировании культуры поведения. Умение воспитателя использовать вместо замечания совет, а иногда юмор, тактично исправить допущенное нарушение. Всё это вызывает у детей желание общаться с ним, с готовностью откликаться на каждую просьбу. В поведении ребенка отражается также и культура родителей.

2. Точное осуществление режима позволяет поддерживать у дошкольников уравновешенное состояние, своевременно переключаться от одной деятельности к другой, не допускать переутомления, чередовать время активной деятельности и отдыха. Точный режим позволяет сформировать стереотип поведения. Своевременное проведение режимных процессов предупреждает срывы в поведении, возникающие обычно во время утомляющего ожидания.

3. Правильная организация обстановки, в которой находятся дети. Подбор игрушек, разнообразных материалов, пособий и оборудования, которые соответствуют возрасту детей, их интересам и содержанию знаний, умений и навыков, удобное размещение мебели, всё это создает условия для развертывания разнообразной деятельности, увлекает дошкольников, позволяет им находить занятия по интересам и тем самым предупреждает срывы в поведении.

4. Положительная эмоциональная атмосфера в детском саду и семье. Это атмосфера доброжелательности, разнообразной и активной содержательной деятельности детей, что воспитывает у детей стремление к занятости, организует их жизнь и отражается на формировании у них культуры поведения.

Слайд 6

Поведение детей в детском саду регулируется правилами, которые формируются на основе норм:

- правила должны быть конкретными, предполагающими определенные поступки. Например: "Входя в групповую комнату, надо поздороваться со всеми присутствующими в ней";

- правила должны быть сформулированы четко, доступно для понимания детей, в форме указаний, а не запретов;

- каждое новое правило требует времени для его усвоения детьми (разъяснения, обучения выполнению, напоминания, предупреждения возможных нарушений);

- правила вводятся постепенно.

Слайд 7

При воспитании у детей дошкольного возраста положительных навыков и привычек культурного поведения необходимо соблюдать принципы единства и целостности воспитательного процесса.

Это взаимосвязь задач, методов и средств воспитания: последовательности, систематичности в воспитании, повторности упражнений в формировании навыков и привычек при рациональном распределении этих упражнений.

Слайд 8

 Особенности восприятия правил поведения детьми  на разных возрастных этапах.

2-4 года Правила  основаны на желании ребенка этого возраста общаться со сверстниками:

 • Очередность игры с игрушкой

• Вежливое обращение к сверстнику

• Умение заметить затруднение сверстника

 • Желание чем-то поделиться  

Взрослым рекомендуется обращаться  к ребенку 3-его года жизни с просьбой, не употребляя слово «правило», так как это понятие у детей еще не сформировано. Необходимо сразу  объяснять  малышу причину просьбы:

 -Не надо кричать (крик мешает другим)

 -Не надо толкаться, драться (другим будет больно)

-Не отнимай игрушку (всем хочется поиграть)

-Играй рядом, не мешай товарищу (можно играть вместе)

-Не бросай игрушки (они ломаются и теряются)

Постепенно дети начинают воспринимать правила, как конкретные требования, но направленные только лично к каждому. Общих замечаний и указаний ребенок этого возраста  может не воспринимать. В этом возрасте ребенком фиксируется только поведение сверстников, а не собственное поведение, поэтому возникают жалобы детей.

Педагогические приемы:  • Дидактические игры «Кому плохо?», «Веселые и грустные», «Подбери игрушки для Маши и Андрюшки»

 • Этюды на развитие у малыша положительных эмоций, нравственных качеств «Давай пожалеем», «Назови ласково»

 • Рассматривание картинок из серии «Дети играют»  

4-5 лет Дети готовы к усвоению более сложных правил:

1. Будь внимателен к товарищу: -если товарищ чем-то занят – не мешай; -уступи место или открой товарищу дверь, если это необходимо.

 2. Будь приветлив: -обращайся к товарищу вежливо, спокойно; -умей выслушать, не перебивая; -извинись, если нечаянно огорчил приятеля; -не проси вещь у товарища, если она ему необходима; -вежливо откажись от помощи, если можешь справиться сам («Спасибо, я смогу сам»).

3. Приди на помощь: -товарищу надо помогать, если он что-то потерял и т.п.;.  

Следует спокойно и внимательно относиться к любым жалобам детей:

 а) жалобы детей взрослому о нетоварищеском поступке другого ребенка («Он не играет со мной, дерется, не дает машинку!»)

 б) жалобы того, кто нарушает правило («Он мне мешает!»)

 Жалуясь,  ребенок «хочет»  узнать или уточнить правило.  Дети начинают соотносить  свое поведение с поступками товарищей. Однако ребенку все еще трудно увидеть затруднительное  положение сверстника, поэтому не следует обвинять детей этого возраста в нетоварищеском поступке, так как правила еще не осознаются. Взрослые должны повторять правило (словесная формулировка), дать  образец поведения (демонстрация поведения в соответствии с правилом), объяснять, какие поступки или обращения не правильные.

   5-7 лет Правила продолжают усложняться:

 1. Будь внимателен к другим: -прежде чем что-то делать, посмотри, не мешаешь ли другому; -товарища надо поддерживать, выручать; -сам предложи игрушку или вещь, без которой можешь обойтись, а товарищу она нужна;  -мальчики должны быть  внимательны к девочкам, заботиться о них.

 2. Будь приветлив:

-не обижай других (не говори грубо, не смейся, если кто-то делает не так);  -играй дружно, принимай предложения других.

 3. Приди на помощь: -умей сочувствовать товарищу, утешать его;  -попробуй научить товарища тому, что умеешь сам, радуйся его успехам.  

В старшем дошкольном возрасте меняется функция жалоб: дети способны самостоятельно напомнить «нарушителю» о существовании моральных правил. Правило уже осознается, оно выделено, поэтому у ребенка вырабатывается дифференцированное отношение к своему поведению и поведению товарища. Правила воспринимаются и усваиваются как положительные, если их выполнение ассоциируется с положительным эмоциональным состоянием ребенка.  Постепенно стремление следовать правилу выступает для ребенка в виде обобщенной категории «НАДО». А это уже зачаточная форма чувства долга, которое потом станет мотивом нравственного поведения.  

Слайд 9

Воспитание детей, тем более нравственное, не может осуществляться каким-либо «уединенным» методом или средством. В педагогическом процессе используется целый комплекс различных методов.

Первая группа методов обеспечивает создание у детей практического опыта общественного поведения. К ним относится метод приучения ребенка к положительным формам общественного поведения, воспитания нравственных привычек. Основной смысл его заключается в том, что детей систематических в самых разных ситуациях побуждают поступать в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе, например, здороваться и прощаться, благодарить за услугу, вежливо отвечать за поступки, бережно относиться с вещами. Детей надо приучать к помощи и взаимопомощи, проявлению заботы о младших, о старших, к правдивости, скромности. Приучение осуществляется с помощью упражнения. Упражнение предполагает включение детей в разнообразную практическую деятельность, в общении со сверстниками и взрослыми в естественных жизненных ситуациях и в специально создаваемых, стимулирующих дошкольников к таким поступкам. Например,воспитатель  принимает гостей у себя. Дети должны реализовать свои знания и умения, проявить вежливость, внимание, умение спокойно разговаривать, рассказывать о своих игрушках, знакомить с материалом того или иного уголка группы.

       Или же творческие игры «Путешествия по городу на автобусе», «Театр», «Магазин», - в этих играх дети упражняются в умении применять свои теоретические знания правил культура поведения на практике.     Метод приучения дает наибольший эффект, если он сочетается с использованием примера взрослого или других людей. Желание быть похожим реализуется через деятельность подражания. К этой группе методов относятся наблюдения и показ действия. Воспитатель вместе с детьми наблюдает за играми детей другой группы. Отмечает добрые взаимоотношения детей, умение договариваться, а также отмечает и отрицательные. Воспитатель предлагает детям оценить и показать, как бы они поступили в этой ситуации, если дети затрудняются, воспитатель показывает сам то или иное действие.

       Большую роль также играет в воспитании метод организации деятельности. Воспитатель продумывает организацию, например, коллективного труда, а также подбор и расстановку участников в небольших объединениях. А детям рекомендует самим обдумать что, как они будут делать, кому нужно помочь, как спланировать работу, распределить ее. А в конце деятельности педагог помогает своим воспитанникам правильно оценить общие результаты, взаимопомощь и взаимовыручку, умение заметить вовремя затруднения товарища, прийти на помощь и не ждать за это похвалы. Эти методы могут быть применены и в игровой деятельностии в быту и т.п.

       Вторая группа методов направлена на формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок. Сюда входят:

-беседы воспитателя на этические темы,

-чтение художественной литературы и рассказывание,

-рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов.

Слайд 10

Перечисляя все методы воспитания культуры поведения, следует еще раз подчеркнуть, что только в комплексном их использовании, а не изолировании, можно достичь положительных результатов в воспитании детей. А также если они будут применяться систематически, целенаправленно.

 Хочу предложить вам немного поиграть.

«Подарок на всех»

Цель: развивать умение выбирать позитивный стиль поведения в конфликтной ситуации, сотрудничать со сверстниками.

Оборудование: цветик-семицветик.

Ход игры

Детям предлагается ситуация: «Вы получили в подарок для группы цветик-семицветик. У него только семь лепестков, а детей гораздо больше. Каждый ребенок может загадать только одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток. Но лепестков на всех не хватит. Как быть?

Вариант 1. Участники игры спонтанно решают возникшую конфликтную ситуацию. После необходимо обсудить с детьми, удаюсь ли каждому высказать свое желание, и как сделать так,   чтобы можно было высказать желания всех детей.

Вариант 2. Провести конкурс на лучшее желание и загадать лучшие, выбранные детьми.

Вариант 3. Предложить детям разделиться на 7 групп по числу лепестков и договориться о желании.

Дети могут выбирать группу в соответствии со своими желаниями. Необходимо проследить, чтобы желания в каждой группе не повторялись.


«Секрет»

Цель: учить детей различным способам установления контактов со сверстниками на основе этикетных норм.

Оборудование: сундучок с мелкими вещицами и игрушками.

Ход игры

Всем участникам игры ведущий раздает из красивого сундучка по «секрету» (пуговицу, бусинку, брошку, мелкую игрушку и т. д.), кладет «его» в ладошку и зажимает в кулачок. Игроки ходят по комнате и ищут способы уговорить кого-то показать свой секрет. Ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает наиболее робким детям найти общий язык со всеми участниками игры.


Игра-упражнение. «Мы плывем на пароходе».

Цель. Закрепить правила поведения в транспорте.

Ход игры Освоению правил способствуют игры упражнения, когда воспитатель одной фразой описывает ситуацию, а дети характеризуют ее и отвечают, как надо при этом себя вести. Например:

- Если ты станешь прыгать в автобусе, громко разговаривать, то… (ответ детей) .

- Если ты залезешь на сиденье с ногами, то…

- Если девочка шла, споткнулась о камень и уронила куклу, то…

- Если бабушка зашла в автобус, а свободных мест нет, то... и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для молодых специалистов "Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста"

Этикет - совокупность правил поведения, установленных в человеческом коллективе и принятых как норма общения в различных жизненных ситуациях....

Консультация для родителей «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей«Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»...

консультация для родителей "Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста"

Культура поведения  рассматриваеться как составная часть нравственного поведения.Умение правильно вести себя в обществе,Понятие культуры поведения можно определить как совокупность полезных устой...

Консультация для родителей "Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста через художественную литературу"

От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа.  Джон Локк....

Консультация для родителей «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» 20.05.2019г.

Консультация для родителей «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»20.05.2019г....

Консультация "Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста".

quot;Ребёнок учиться тому,Что видит у себя в дому.Родители - пример ему!Кто при жене и детях груб,Кому язык распутства люб,Пусть помнит, что с лихвой получитОт них всё то, чему их учит....

Консультация для родителей «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»

Уже с дошкольного возраста нужно воспитывать культуру поведения у детей. Взрослые могут своим положительным примером воспитать культурного ребёнка. Культура поведения не сводится к формальному соблюде...