Сценарий мастер-класса для педагогов "Логоритмика на музыкальных занятиях".
методическая разработка

Фомина Светлана Викторовна

Мастер-класс для педагогов "Логоритмика на музыкальных занятиях", подготовила и провела музыкальный руководитель Фомина Светлана Викторовна 15.02.2019г.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей «Логоритмика на музыкальных занятиях»

Автор: Фомина Светлана Викторовна

Участникивоспитатели

Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей детских садов по использованию логоритмических упражнений в совместной и непосредственно-образовательной деятельности.

Задачи:

Познакомить воспитателей с особенностями логоритмических занятий.

- Показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников.

- Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля при работе с детьми.

- Изготовить пособие для развития речевого дыхания.

План проведения:

1.Сообщение«Что такое логоритмика».

2.Практическая часть:

- Игровой прием «Знакомство»;

- Упражнение на координацию речи с движением «Птицы»

- Упражнение на развитие чувства ритма «Птицы – пальчики»

- Пальчиковая гимнастика «Птички полетели»

- Артикуляционная гимнастика «Голодные птенчики»

- Самомассаж «Дятел»

3. Мастер-класс по изготовлению пособия для развития речевого дыхания.

4. Рефлексия.

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я представлю для вас мастер- класс на тему «Логоритмика в жизни детей»

Люди давно заметили, что движение помогает в оздоровлении организма людей. Если ты устал на работе – соверши прогулку по парку, скверу или просто по улице своего города! Если психически устал – займись энергичным спортом! А если выбился из сил, то в этом помогут танцы! Ну а если движение сопровождается речью и музыкой – эффект будет во много раз сильнее. Что же такое логоритмика и чем она полезна для детей дошкольного возраста?

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которой различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала под музыкальное сопровождение, либо без него.

Занятия эти очень полезны для физического, психического, социально-коммуникативного, речевого и эмоционального развития ребенка. Тренируются и укрепляются мышцы, развивается чувство равновесия, ловкость, сила, выносливость, способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, координация движений, красивая осанка. Польза для речи и общего развития также велика! Развивается правильное речевое дыхание, формируется понимание темпа, ритма, выразительности музыки, движений и речи, умение перевоплощаться и выразительно двигаться под музыку в соответствии с выбранным образом, проявляя и развивая тем самым свои творческие способности.

Основа занятий очень разнообразная: путешествие, геокэшинг, приключение, поход, сказочная прогулка и многое другое.

Структура логоритмического занятия:

Организационный этап: Положительный эмоциональный настрой. Художественное слово, загадка, игры на знакомства и общение, вводные упражнения (ходьба, бег, движения под музыку.

Основная часть:

- танец, танец – хоровод;

- знакомство со стихотворением, сопровождаемое движениями (можно использовать мнемотаблицы)

- песня, сопровождаемая жестами или движениями;

- артикуляционная гимнастика;

- мимические упражнения;

- массаж или самомассаж;

- пальчиковая игра;

- дыхательные упражнения;

- гимнастика для глаз;

- подвижная или коммуникативная игра;

- чистоговорки;

- речевые или музыкальные игры;

- игры на развитие чувства ритма или внимания.

Заключительная часть: Рефлексия. Упражнения на релаксацию, массаж, самомассаж, игры малой подвижности на развитие психических процессов.

В зависимости от сюжета занятие может включать упражнения на релаксацию под музыку, ,

Успешность любой деятельности с детьми зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребенком на занятии, чтобы дети с нетерпением ждали следующего занятия. Предлагаю вам окунуться в мир логоритмики.

Практическая часть:

Начнем практическую часть со знакомства. Участники мастер класса передают мяч по кругу, называют свое имя и прилагательное, начинающееся на букву своего имени (Марина Морская, Ольга Очаровательная и т. д.).

При организации начала занятия с детьми я использую вводные упражнения или упражнения на координацию речи с движением. Регулярное использование, повторение упражнений, игр на координацию речи с движением положительно влияет на развитие внимания, мышления, памяти, развитие речи. Благодаря этим упражнениям, дети учатся сочетать речь с движениями, развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат. И сейчас одно из таких упражнений я вам покажу.

Упражнение на координацию речи с движением «Птицы»

Наступила весна, все птицы рады теплу, солнышку

Дети идут по кругу, друг за другом.

Ходят по водичке птички-невелички.

Лапки – вверх, лапки – вниз и на месте покружись

Вот так, вот так и на месте покружись!

Ходьба с высоким подниманием колен, руки в стороны – вниз.

Полетели птички, быстро на носочках

Полетали, полетали и на землю опустились.

Руки в стороны.

Вдруг веселое Чик – чи – рик мы услыхали, и на ветке воробья увидали,

Крылья вверх и крылья вниз, дружно делай, не ленись!

2. Поворот вправо – влево с руками

Сизокрылый голубок нахохлился, сидит.

И гули-гули, гуль-гуль-гуль с нами говорит.

3. Приседания с обхватом коленей.

Солнце меньше светит, лапки замерзают.

Птички лапки греют, лапки подгибают.

4. Наклоны вперед

И воробушки тут как тут,

Зёрнышки с земли сами клюют.

В жизни все подчиняется ритму. Что может быть подчинено ритму? Ритмичным бывает шаг, бег, ход часов, пульс, смена дня и ночи, времен года. На своих занятиях я использую игры с палочками, погремушками, колокольчиками, карандашами. Это - увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма.

Музыкально-ритмическая игра «Птицы – пальчики»

(с палочками или карандашами) Железнова

Птицы пальчики летят, то вперед,

а то назад, что за пальчики, скажи – это пальчики мои Стучим палочками по столу.

Верх взлетели высоко, полетели далеко,

вот уже над головой–

не пора ли вам домой Стучим палочка о палочку над головой.

Птицы возвращались, плавно опускались,

прилетели сели – кушать захотели Стучим палочка о палочку перед собой.

Просто поклевали, видно, что устали Стучим по очереди палочками по столу.

Пальцы отдыхают и опять взлетают Палочки лежат на столе.

Пальчиковая гимнастика «Птицы»

Ни одно логоритмическое занятие не проходит без пальчиковой гимнастики. Польза ее для речевого развития детей известна давно. Предлагаю поиграть в игру «Птицы»

Птичка крылышки сложила,

Птичка перышки помыла,

Птичка клювом повела,

Птичка зернышки нашла.

Птичка зернышки поела,

Птичка песенку запела,

Птичка крылышки раскрыла,

Полетела.

Артикуляционная гимнастика «Голодные птицы»

Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика - совокупность упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности органов участвующих в речевом процессе.

Голодные птенчики. Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы)и произносить слоги«Ам-ам-ам-ам-ам-ам».

Птенчики глотают пищу. Сглатывание слюны. (5 раз)

Клювы разных птиц. Медленно всасывать щёки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперёд.

Мама птица прогоняет от птенцов куницу. Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать её при раскрытом рте (чмоканье).

Птенчики наелись, вкусная еда! Облизывать сначала верхнюю губу, затем нижнюю.

В заключительной части занятия я использую упражнения на релаксацию, массаж, самомассаж.

Самомассаж «Дятел»

(1) Дятел на дубу сидит и стучит, стучит, стучит,

(2) Ищет под корой жучков и съедобных червячков.

(3) Ну а если грянет гром, и польётся дождь потом,

(4) Дятел спрячется в дупло, в нём и сухо и тепло.

1 - правую ладонь выставить перед собой и растопырить пальцы - это "дуб" и постукивать пальцами левой руки, сложенными в щепоть - это "клюв дятла"

2 - слегка пощипать

3 - на слово «гром» хлопнуть по ладони, а затем побарабанить пальцам

4 - одну руку складываем в кулак и накрываем другой рукой

Мастер-класс по изготовлению пособия для развития речевого дыхания «Бабочка»

Для правильного формирования звукопроизношения у детей дошкольного возраста очень полезна дыхательная гимнастика, данные упражнения влияют на продолжительность и силу вдоха. Регулярные занятия помогут сформировать у ребенка правильное речевое дыхание, что позволит ему при выдохе произносить различные по длине фразы.

Я предлагаю вам изготовить пособие для речевого дыхания.

Материал: журналы, ножницы, линейка, карандаш, клей карандаш, нитки, цветной картон.

Надо вырезать два одинаковых или разных по размеру квадрата из бумаги

Квадрат складываем пополам и начинаем сгибать бумагу, чтобы получилась «гармошка», сначала в одну сторону от середины, а затем в другую сторону. Вот и получились гофрированные квадраты разных размеров. Затем плотно сожмём деталь по центру, а кончики крыльев расправим, оттягивая слегка вниз, у нижних крыльев. У верхних крыльев оттягивать слегка вверх. Соединим обе детали ниткой. 2 вариант. Скручиваем бабочек из готовой гофрированной бумаги ниткой, оставляя конец нитки для закрепления на цветке. Вырезаем из картона заготовки цветов. Соединяем с помощью нити бабочек и цветы между собой, приклеив серединку ромашки. Получается наше пособие.

Рефлексия мастер - класса

Уважаемые коллеги! Сегодня вы могли наблюдать и участвовать в некоторых направлениях работы, которые я использую на логоритмических занятиях.

- Что Вы получили для себя на данном занятии?

- Что вы пожелаете всем участникам группы и присутствующим?

- Чем бы вы смогли поделиться с коллегами?

Я желаю вам профессионального роста, творческих находок, постоянного самосовершенствования!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР - КЛАСС (для педагогов ДОУ) Доминантное музыкальное занятие (музыкально-ритмическая деятельность) дети 5-6 лет

Повышение профессионального уровня педагогов.   Обновление и совершенствование знаний педагогов о методах и приемах разучивания танца....

КМО МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ «МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И В МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ ДОУ»

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ«МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И В МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ ДОУ»Цель мастер-класса: Повышение уровн...

Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях»

Цель внедрения здоровьесберегающих технологий: сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей....

Мастер-класс "Применение Даров Фребеля на музыкальных занятиях в ДОО"

Применение игрового набора Фребеля на музыкальных занятиях в ДОО...

Сценарий мастер-класса «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру»

Сценарий мастер-класса«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитиимузыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру»   Здравствуй...

Сценарий мастер-класса для средней группы. Музыкально-ритмическое занятие.

Тема: «Маракасики».Цель: Изготовление маракасов из бросового материала.Предварительная работа: Игры с музыкальными инструментами, рассматривание тематических плакатов, познавательные бесед...