Конспект образовательной деятельности для воспитанников старшего дошкольного возраста Тема: «Знакомство с профессией программист».
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Филичева Любовь Леонидовна

Цель ОД: Сформировать познавательную активность дошкольников через ознакомление с профессией «программист».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_znakomstvo_s_professiey_programmist.docx489.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №45»

Конспект образовательной деятельности

для воспитанников

старшего дошкольного возраста

Тема: «Знакомство с профессией программист».

                                                                                               

г. Заволжье, 2021 г

Актуальность

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессией программиста обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Федеральным государственным образовательным стандартом ДО определены Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям. Таким образом, формирование представлений дошкольников о профессии программиста – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.

Содержание работы по ранней профориентации носит развивающий, информационный характер.

Новизна темы образовательной деятельности заключается в комплексном решении задач социально - педагогического направления, знакомство детей с профессией программист, о которой дети мало знают.

Ожидаемые результаты:

  • сформированы представления о профессии программиста, особенностях его трудовой деятельности, значимости его труда,
  • знакомы с понятиями "программа", «алгоритм";
  • сформированы навыки выстраивания последовательности команд, умение анализировать работу
  • умеют находить и исправлять простейшие ошибки в программах (алгоритмах).
  • сформированы навыки самоконтроля, умение договариваться и работать в команде.

Участники: дети старшего дошкольного возраста

Соучастники: программист

Конспект образовательной деятельности

для воспитанников старшего дошкольного возраста

Тема: «Знакомство с профессией программист».

Цель: сформировать познавательную активность дошкольников через ознакомление с профессией «программист».

Образовательные задачи:

  • познакомить детей с профессией «программист», особенностями его трудовой деятельности, значимости его труда;
  • создать позитивную мотивацию к выбору будущей профессии;
  • подвести дошкольников к понятиям «программа», исполнитель «программы», «алгоритм»;
  • способствовать развитию умения составлять и выполнять план (алгоритм) действий;
  • определять правильность порядка выполнения шагов;

Развивающие задачи:

  • развивать коммуникативные способности, творческое воображение, зрительное восприятие, произвольное внимание;
  • развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Воспитательные задачи:

  • воспитывать уважение к труду взрослых;
  • воспитывать отзывчивость, взаимовыручку, желание прийти на помощь.

Оборудование: загадки; картинки о профессии «Программист», ноутбук

  • демонстрационный– презентация «Профессия «Программист»»;
  • раздаточный: карточки- символы, «поле» с клетками, игрушки; игра

«Робот и командир», игра «Пиктомир», медали «Будущий программист»

Предварительная работа:

  • беседа с детьми о профессиях их родителей;
  • чтение книги Н. Носов «Приключения Незнайка и его друзей»;
  • просмотр развивающих мультфильмов «Мурзилка о создании игр программистами», «Программист»;
  • познавательная беседа «История праздника – День программиста» (13 сентября);

Ход образовательной деятельности

1.Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, я очень рада нашей встрече.

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

2. Воспитатель: Сегодня, я предлагаю поговорить об умных машинах - компьютерах. Где вы видели компьютеры? Кому они нужны?

Дети: в магазине, дома, в больнице….

Воспитатель дополняет рассказы детей:

Воспитатель: Трудно представить нашу жизнь без компьютера. С его помощью можно составлять расписания движения поездов, делать сложные хирургические операции и руководить полётом космической станции, можно общаться с людьми, которые находятся в разных точках земного шара.

Воспитатель: Как вы думаете, кто помогает людям разных профессий управлять компьютерами?

Ответы детей.

Воспитатель: (демонстрируется презентация). Помогают человеку управлять этими умными машинами программисты. Чтобы людям различных профессий: и врачам, и учителям, и строителям и космонавтам было проще решать свои профессиональные задачи, программисты создают для каждого из них специальные программы. Очень интересная и очень важная, необходимая для всех людей работа у программистов, ведь компьютеры сегодня повсюду.

3. Введение в проблемную ситуацию.

Воспитатель: Ребята, сегодня приготовила для вас очень интересную игру. Хотите поиграть?

Дети выражают согласие.

Воспитатель включает компьютер, находит на рабочем столе икт - игру, но далее происходит сбой в программе, и детям не предоставляется возможность поиграть.

Воспитатель: Ребята, у меня не получается запустить игру.

Воспитатель: Что делать? Сами сможем справиться с данной проблемой?

Ответы детей.

Воспитатель совместно с детьми приходят к выводу, что произошел сбой в программе, и нужно обратиться за помощью к специалисту- программисту.

Воспитатель: К кому же мы можем обратиться за помощью?

Дети предлагают свои версии.

Воспитатель: я сейчас попробую попросить о помощи одного моего знакомого. Он по профессии программист.

Воспитатель по сотовому телефону кому-то звонит и договаривается о встрече.

4.Основной этап.

В группу входит программист и приветствует детей.

Дети здороваются, знакомятся.

Программист: Что у вас случилось?

Дети рассказывают о том, что у них есть интересная игра, но произошел сбой в этой программе и они не могут поиграть.

Программист: Моя профессия программист. Вы знаете, чем занимается программист?

Ответы детей.

Программист: Программист-это тот человек, занимается разработкой компьютерных программ. Для того, чтобы стать профессиональным программистом, требуется не только огромное терпение, но и особый склад ума, позволяющий разговаривать на одном языке с компьютером.

А ещё нужно быть усидчивым и уметь доводить начатое дело до конца. Очень редко программисту удаётся сделать всё с первого раза, приходится долго сидеть, искать ошибки, тестировать различные методы выполнения поставленной задачи. Одна неправильная запятая может привести к тому, что вся программа перестанет работать как надо!

Я создаю разные программы для компьютеров и умею исправлять ошибки в них. И сегодня, конечно, я вам помогу и исправлю ошибку в программе вашего компьютера, чтобы вы смогли поиграть.

Программист устраняет проблему. Игра включается.

Воспитатель: Давайте спросим у программиста, трудно ли это: создавать программы? И что для этого необходимо знать и уметь? А можем ли мы написать программу?

Программист: Для того чтобы стать профессиональным программистом необходимо хорошо знать математику, уметь строить алгоритмы - это такие цепочки последовательных действий для разных объектов. Для того чтобы стать программистом надо хорошо учиться в школе, а затем учиться в колледже или институте, изучать разные языки программирования. Людям этой профессии следует обладать огромным терпением и обязательно желанием доводить начатое дело до конца. Я думаю, что могу для вас написать программу. Хотите поиграть в новую игру? Дайте мне немного времени.

Дети выражают согласие.

Воспитатель предлагает детям отдохнуть, пока программист готовит для них игру.

Физкультминутка «Профессии».

Много профессий на свете у нас! (Руки на поясе – повороты туловища вправо-влево)

О них поговорим сейчас: (Развести руки в стороны)

Вот швея рубашки шьет, (Движения воображаемой иглой)

Повар варит нам компот, (Мешаем» поварешкой)

Самолет ведет пилот — (Руки – в стороны)

На посадку и на взлет. (Опускают их вниз, поднимают вверх)

Доктор ставит нам уколы (Скрестить пальцы над головой. Движения: ладонь – кулак)

И охранник есть у школы. (Руки – согнуты в локтях, силовой жест)

Каменщик кладет кирпич, (Попеременно кладет кисти рук одна на другую сверху – вниз.)

А охотник ловит дичь (Делают бинокль из пальчиков)

Есть учитель, есть кузнец, (Загибают пальцы, перечисляя профессии)

Балерина и певец.

Чтоб профессии иметь, (Разгибаем пальцы)

Нужно много знать, уметь (Повороты кистями — тыльная сторона ладошки)

Хорошо дружок учись! (Погрозить пальчиком)

И, конечно, не ленись! (Отрицательное движение указательным пальцем)

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Программист: прежде, чем вы начнете играть, давайте разберемся с символами, которые используются в этой игре и узнаем, что они означают.

Программист: Стрелка вверх означает - иди, стрелка с поворотом вправо –означает иди направо, стрелка с поворотом влево – означает иди налево).

Программист: игра называется «Пиктомир». Вам нужно помочь роботу зажечь все синие лампочки. А чтобы их зажечь, вам нужно пройти путь, ориентируясь на символы (стрелки).

Дети играют.

Воспитатель проводит индивидуальную работу, оказывает помощь или поддержку тем детям, которым не удается выполнить правила игры.

Программист: Ребята, а вы хотите сами поучаствовать в разработке игры?

Дети выражают согласие.

Программист: предлагаю совместно разработать игру, которая называется «Робот и командир».

Воспитатель выкладывает на полу поле с клетками. В клетки раскладываются игрушки.

Программист: В этой игре вам нужно будет передвигаться по квадратам поля от клетки-старта до определенной игрушки. Двигаться можно только по вертикали и горизонтали. В этой игре вы загадываете игрушку, составляете схему движения до нее от клетки-старта. В игре будем использовать те же символы: стрелка вверх означает иди, сколько стрелок - столько и шагов. Стрелка с поворотом вправо – означает -  иди направо, стрелка с поворотом влево – означает иди налево.

Каждый ребенок выкладывает путь до определенной им игрушки на индивидуальной карточке.

Воспитатель: вам нужно разбиться на пары. Один из вас будет роботом, другой командиром. Командир отдает команды, робот выполняет. Командир может отдать команду: «Вперед 3 шага». Робот делает 3 шага вперед и сообщает: «Готово» и т.д. В результате робот приходит к определенному командиром предмету (игрушке), затем робот и командир меняются ролями.

Дети делятся на пары, играют.

Программист: Молодцы, я рад, что некоторые из вас легко осваивают программирование. Я думаю, что если вы захотите, и будете усердно учиться, то можете стать программистами. Особенно важно учиться математике. Программист прощается, уходит.

5. Рефлексия.

Воспитатель:

-Ребята, что нового вы сегодня узнали о профессии программист?

-Что делает программист? А вам понравилось программировать?

Кто хочет стать программистом? Почему?

Выводы:

Таким образом, у детей значительно повысилась познавательная активность, желание выполнять трудовые поручения. Они стали уважительнее относиться к труду взрослых и результатам их труда.

 Дети не только расширили кругозор и повысили уровень знаний о профессии программиста, но уже на этом возрастном этапе стали выбирать профессии на будущее, причем, не только ориентируясь на профессии своих родителей, стали больше интересоваться какими умениями и знаниями должен обладать специалист данной профессии.

Список используемой литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32с.

2.Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (старший возраст) Москва. 2002

3. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М., 2010

4.Беседы с ребенком. Профессии. Картинки с заданиями. М., 2013

5.Бурмистрова Н. Н. Путешествие в мир профессий // Воспитатель ДОУ. 2013. № 9

6. Голицына Н. С. Ознакомление дошкольников с социальной действительностью: перспективное планирование работы с детьми 3 - 7 лет. - М. : Мозаика - Синтез, 2006. - 39 с.

7. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет. М., 2010

8.Профессии. Демонстрационный материал. М., 2013

9.Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012.№ 2

10.Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. М., 2014

11. Интернет ресурсы:

http://nsportal.ru/

Приложение:

  1. Карточки- символы

 - иди прямо

 - иди направо

- иди налево

2. Игра «Робот и командир».

Ход игры: На полу раскладываются дорожки из ковриков, по которым надо

провести своих роботов. Каждый командир должен довести своего робота

до финиша. Робот помнит, что управлять им может только один командир, и

самостоятельно робот ничего выполнять не может, он может выполнять

только команды командира. Робот умеет выполнять только три команды: вперед, налево и направо.

3 Игра «Пиктомир»

Ход игры: Робот должен выполнить важную миссию, он в подводных пещерах, куда не может попасть человек, собирает редкие виды рыб. Перемещаясь из пещеры в пещеру, он фотографирует рыб. Ваша задача, используя пиктограммы, запрограммировать робота так, чтобы он дошел до прохода в пещеру, и при этом обратите внимание на препятствия, встречающиеся у него на пути.

4.«Робот»

Ход игры: Составь алгоритм так, чтобы Робот побывал на всех закрашенных клетках, черные полосы-это стены. Сквозь них Робот пройти не может.

5. Медаль «Будущий программист»

https://www.dewir.ru/wp-content/uploads/2018/07/11957_0.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста «Создаем книжку-малышку»

Интеграция образовательных областей:"Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие", «Речевое развитие»....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство с профессией «Эколог»

Цель: познакомить с профессией «Эколог»Задачи:1. формировать основы экологической культуры через практическую деятельность, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материа...

Конспект образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста «Деньги – денежки»

Педагогический замысел: создать условия для расширения представления об истории, функциях и видах денег у воспитанников старшего дошкольного возраста....

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство с профессией почтальона»

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста«Знакомство с профессией почтальона»Образовательная область: «Познавательное...

Интерактивный квест для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с профессией программист»

Материал содержит конспект проведения квеста с использование интерактивного оборудования. Отмечена значимость важности проведения подобных мероприятий в детском садуВ детском саду ребятишки ежедн...