«Основные этапы работы по формированию связной речи дошкольников в аспекте организации единого речевого пространства»
методическая разработка

Оксана Викторовна Шевелева

«Основные этапы работы по формированию связной речи дошкольников в аспекте организации единого речевого пространства»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Основные этапы работы по формированию связной речи дошкольников в аспекте организации единого речевого пространства»

Слайд 2

Связная речь - смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связная речь выполняет важнейшие социальные функции - являясь средством коммуникации, помогает ребенку устанавливать связь с окружающими людьми и, что немаловажно, регулирует поведение ребенка в социуме, что является решающим условием для станов-ления его личности. Отсюда ясно, что невозможно развитие связной речи без совершенствования всех психических процессов, и в частности, словесно-логического мышления.

Слайд 3

Этапы работы по формированию связной речи Подготовительный этап – предварительная работа. Интеллектуальное развитие : совершенствование психологической базы речи развитие тонкой и артикуляционной моторики. Речевое развитие: развитие понимания речи расширение пассивного и активного словаря формирование фонематического восприятия и начальных навыков звукового анализа формирование фразы: договаривание предложений по предметным картинкам и без картинок

Слайд 4

- по образцу и без него - составление предложений по демонстрации действия с помощью вопросов и без вопросов -по образцу и без образца -составление предложений по одно- и много фигурным сюжетным картинам с помощью вопросов и без вопросов - по опорным словам и без опор -заучивание и воспроизведение 2 – 3 предложений составленных по сюжетной картине, связанных по смыслу формирование лексико-грамматических категорий коррекция произношения.

Слайд 5

Подготовительный период развития речи, происходит на первом году жизни ребенка , в процессе непосредственно-эмоционального общения со взрослым. Понимание речи- начальный этап в развитии функций речи. Зарождается намеренность голосовой реакции, формируется речевой слух, произвольное произношение.

Слайд 6

К концу первого – началу второго года жизни Ребенок начинает использовать слова для обращения к взрослому; Появляются первые предложения из двух слов; Появляются первые осмысленные слова; Речь выступает как средство познания и как средство установления контакта.

Слайд 7

На третьем году жизни Быстрыми темпами развивается как понимание речи, так и активная речь; Возрастает словарный запас; Усложняется структура предложений Дети начинают использовать самую простую диалогическую речь Речь связана с непосредственным опытом детей

Слайд 8

Активно вступают в разговор, могут поддержать беседу Пересказывают сказки и короткие рассказы Сами рассказывают по игрушкам и картинкам Умеют формулировать вопросы Рассказы в большинстве копируют образец взрослого Дети четвертого и пятого года жизни

Слайд 9

Дети старшего дошкольного возраста Активно участвуют в разговоре, беседе; Полно и точно отвечают на вопросы, формулируют вопросы; Достаточно хорошо участвуют в диалоге Монологическая речь развивается: дети осваивают разные типы связных высказываний(описание, повествование, рассуждение) с опорой на наглядный материал и без опоры. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений

Слайд 10

Основная функция связной речи – коммуникативная, которая осуществляется в двух основных формах: монолог и диалог . Начальный этап – овладение диалогической речью при частичном слиянии обоих процессов: развития мышления и речи. Диалог – разговор между двумя или несколькими людьми, сменяющиеся вопросы и ответы. Задачи : 1.Научить детей отвечать на поставленные вопросы (кратко и полно). 2.Научить постановке вопросов: репродуктивные – Кто? Что? Кто это? Что это? (Кто это?) поисковые – Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Сколько? Какой? (Где спит кот?) проблемные – Почему? Зачем?

Слайд 11

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания .

Слайд 12

Содержание требований к диалогической речи по возрастным группам . Ранний возраст Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на вопросы взрослых (кто это?, что делает? Какая?) Побуждают обращаться к взрослому Младший дошкольный возраст Необходимо чтобы каждый малыш легко вступал в общение со взрослым и детьми, выражал свои мысли словами, понятно отвечал на вопросы, делился своими впечатлениями, прививать привычку пользовать речевым этикетом, здороваться, говорить спасибо, стимулировать попытки детей задавать вопросы (кто?, где? ,что делаешь, зачем?)

Слайд 13

Содержание требований к диалогической речи по возрастным группам Средний дошкольный возраст Детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поведу предметов, их качества, действий с ними; педагог поддерживает стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях; педагог больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать, как в краткой, так и в распространенной форме. Постепенно приучает детей к участию коллективной беседе, продолжается воспитание культуры общения детей: приветствовать знакомых и родных с применением разных форм речевого этикета.

Слайд 14

Содержание требований к диалогической речи по возрастным группам Старший дошкольный возраст Следует учить более точно отвечать на вопросы, отвечать на один и тот же вопрос по разному; закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивая его и не отвлекаясь; особое внимание следует уделить умению ребенка формулировать вопрос; следует поощрять разговоры детей по поводу вещей, не находящихся в поле зрения ребенка, содержательное общение детей по поводу игр, прочитанных книг, просмотренных кинофильмов. Дети на данном этапе должны овладеть речевым этикетом общения, через образец педагога.

Слайд 15

Основной этап – формирование монологической речи: обучение рассказыванию (пересказу, составлению рассказов) при максимально возможном совпадении процессов мышления и речи на занятиях по обучению рассказыванию. В детском саду детей обучают двум основным типам монологов – рассказу и пересказу. Они отличаются друг от друга тем, что в первом случае ребенок отбирает содержание для высказывания и оформляет его самостоятельно, в во втором материалом для высказывания служит художественное произведение Функции монологической речи - коммуникативная (информативная и регулирующая) средство выражения мыслей, образования и развития их. Формы монологической речи: описание, повествование, рассуждение. Направления: обучение пересказу обучение составлению рассказов придумыванию по картинам, предметам, предложенному сюжету, теме, заданному началу и т. д.

Слайд 16

Пересказ - это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи. При пересказе ребенок передает готовое авторское содержание и заимствует готовые речевые формы (словарь, грамматические конструкции, связки) Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания. В методике традиционно термином «рассказ» принято обозначать самостоятельно созданные детьми монологи разного типа (описание, повествование, рассуждение)

Слайд 17

Особенности развития монологической речи в возрастных группах Ранний возраст Создаются предпосылки для развития монологической речи. Детей учат слышать и понимать доступные им по содержанию рассказы и сказки и повторять отдельные реплики и фразы. В двух фразах рассказывать по картине или об увиденном на улице. Вторая младшая Детей учат пересказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы, а также рассказывать по наглядному материалу (описание игрушки, рассказывание по картине с близким детскому опыту сюжету).Детей подводят к составлению коротких описаний игрушек и картин.

Слайд 18

Особенности развития монологической речи в возрастных группах Средняя группа Дети пересказывают содержание сказок и рассказов не только знакомых, но и впервые услышанных. Рассказыванию по картине учатся сначала по вопросам воспитателя, затем самостоятельно стоить высказывания описательного и повествовательного рассказа. Необходимо обращать внимание на структурное оформление описаний и повествовании, дается представление о разных значениях рассказов («Однажды, «Как то раз») средствах связи между предложениями.

Слайд 19

Особенности развития монологической речи в возрастных группах Старшая группа Дети связно, последовательно пересказывают литературные произведения без помощи воспитателя, выразительно передавая диалоги героев. По серии сюжетных картинок, по игрушкам учатся составлять повествовательные рассказы: указывать место и время действия, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, а в рассказах по одной картине –придумывать последующие действия.

Слайд 20

Особенности развития монологической речи в возрастных группах Подготовительная к школе группа Детей учат строить разные типы текстов (описание,, повествование, рассуждение) с соблюдением их структуры, с использованием разных типов внутритекстовых связей. Усложняются задачи и содержание обучения рассказыванию по игрушкам и картинкам, на темы из личного опыта, творческому рассказыванию без наглядного материала. Дети сами анализируют и оценивают рассказы с точки зрения из содержания, структуры, связанности.

Слайд 21

Критерии определения уровня развития связной речи : соответствие высказывания теме; раскрытие темы; наличие четкой структуры высказывания – начало, середина, конец; использование разнообразных средств связи между предложениями и частями высказывания; использование средств выразительности: в описаниях – определений, сравнений, метафор; в повествованиях – диалога героев, элементов описания и т. д; индивидуальность в выборе языковых средств (отсутствие речевых штампов и шаблонов).

Слайд 22

Структура единого речевого пространства Работа воспитателей во всех видах деятель-ности Создание РППС Работа специалис-тов над единой лексичес-кой темой Участие родителей

Слайд 23

Педагогические требования к речи педагогов. Речь взрослых должна быть абсолютно правильной, литературной, ритмичной, плавной, нормальной громкости. По форме и по тону речь педагога всегда должна быть безупречно вежливой. Грамматическое оформление обращенной речи следует согласовывать с возрастом детей: чем меньше ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи. Смысловое содержание речи взрослых должно соотноситься с уровнем общего развития детей и запасом их представлений об окружающем мире.

Слайд 24

Расширения речевой практики и активности детей Задачи: Создать условия для развития речевой активности детей. Побуждать детей к речевому общению со взрослыми и между собой. Отвечать на все вопросы ребенка, проводить беседы по поводу прочитанного, увиденного на прогулке и т.д. Развивать фонетическую сторону речи. Развивать и обогащать словарь детей на основе развития представлений об окружающем мире. Развивать умение строить предложения различной синтаксической сложности ,отвечать на вопросы с использование различных вспомогательных опор. Создавать условия для практического освоения правил родного языка Развивать связную речь Приобщать детей к культуре чтения художественной литературы с обязательным обсуждением прочитанного.

Слайд 25

Создание развивающей предметно-пространственной среды Создание развивающей предметно-пространственной среды - одно из важных направлений деятельности ДОУ. К развивающей предметно-пространственной среде относится : Центр «Наша библиотека» Цель: приобщение детей к общечеловеческим ценностям, к русской культуре; интерес к книгам. Центр «Заниматика» Цель: совершенствование дочисловых и числовых представлений. Формирование навыка пространственной ориентировки (лист). Развитие грамматически правильной связной речи. Развитие неречевых психических функций (логического мышления, памяти).

Слайд 26

Центр «Времена года» Цель: развитие неречевых психических функций, ориентировки во времени, наблюдательности, связной речи. Центр «Маленькие пальчики» Цель: развитие мелкой моторики. Формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, величина, размер), закрепление лексико-грамматических понятий. Центр «Физической культуры» Цель: развитие общей и мелкой моторики, темпо-ритмической организации, совершенствование фонематического восприятия, закрепление лексико-грамматических понятий. Центр «Я художник» Цель: развитие пальчиковой моторики, цветовосприятия, цветоразличения, творческих способностей, грамматически правильной связной речи, автоматизация поставленных звуков в свободном общении.

Слайд 27

Центр «Маленькие музыканты» Цель: развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата, слухового восприятия и внимания, ритма, тембра, фонематического слуха. Центр «Играем в театр» Цель: развитие интонационной выразительности, мимики, жестов и движений, творческой активности, раскрепощенности, автоматизация поставленных звуков, формирование монологической и диалогической связной речи. Центр « Речевичок» Цель : закрепление лексико-грамматических понятий, формирование монологической и диалогической связной речи, развитие неречевых психических функций. Во всех центрах материал подбирается в соответствии с лексической темой, что позволяет воспитателю закреплять лексико-грамматические понятия, развивать связную речь и следить за звукопроизношением.

Слайд 28

Речевое воспитание в семье Активное вовлечение семей воспитанников в развитие связной речи у детей играет большую роль в формировании заинтересованности родителей в правильном речевом развитии ребенка . Привлечение родителей необходимо начинать с анкетирования. Цель анкетирования – проанализировать и обобщить ответы родителей для дальнейшей работы с семьей по формированию связной речи у детей.

Слайд 29

- проведение консультаций для родителей на темы: «Самодельный телевизор решает проблемы с развитием речи у детей» «Развиваем речь ребенка дома» «Как научить ребенка рассказывать»; беседы и ответы на возникающие у них вопросы; знакомство с художественной литературой; дни открытых дверей и открытые занятия; -совместное разучивание стихотворений и инсценировок для праздников; -заочное консультирование, куда помимо общих рекомендаций по развитию речи детей входит «Игротека» - подборка практических игр и упражнений на обогащение и развитие словаря в домашних условиях.

Слайд 30

Опора на семью, серьезный настрой родителей на развитие связной речи у детей , позволяют создать необходимые психолого-педагогические условия решения задач образовательной работы в детском саду, грамотно их реализовывать в соответствии с возрастом и речевыми возможностями дошкольников .

Слайд 31

Желаю творческих успехов в работе над развитием связной речи у детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение пересказу в работе по формированию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития

Связная речь – это смысловое развёрнутое высказывание или цепь логически сочетающихся, грамматически правильных предложений. Пересказ - осмысленное, творческое воспроизведение литературного текста в у...

Новые формы работы по формированию связной речи дошкольников.

Речь сопровождает практически все виды деятельности ребёнка. Чем богаче и правильнее речь, тем легче ребёнку высказать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, наладить полноценн...

«Основные этапы работы по формированию связной речи дошкольников в аспекте организации единого речевого пространства»

Данная презентация  знакомит педагогов с основными этапами работы по формированию связной речи дошкольников в аспекте организации единого речевого пространства ДОУ.Материал, представленный в през...

О роли развития и этапах работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста.

Консультация для специалистов и для родителей о роли развития связной речи и о этапах работы по ее формированию....

Методическая разработка по самообразованию: Коррекционная логопедическая работа по формированию связной речи дошкольников с ОНР. Формирующий эксперимент

Коррекционная логопедическая работа по формированию связной речи дошкольников с ОНР. Формирующий эксперимент...