Конспект проблемно-поисковой деятельности детей по практическому экспериментированию «Поможем Золушке»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Кутузова Лидия Владимировна

Конспект проблемно-поисковой деятельности детей по практическому экспериментированию «Поможем Золушке» для подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kutuzova.docx31.86 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     

                                       

                                            Кутузова  Лидия  Владимировна, воспитатель

                                            ГБДОУ детский сад №41 Адмиралтейского района

                                                              г.Санкт-Петербурга  

Конспект проблемно-поисковой деятельности детей по практическому экспериментированию «Поможем Золушке»

      Цель: Продолжать формировать у детей познавательный интерес, давать возможность разрешать  проблемную ситуацию в процессе исследовательской деятельности.

     Образовательные задачи:

-познакомить с формой энергии - электричеством;

-расширять представления о том где «живет» электричество и как оно помогает человеку;

-познакомить с причиной появления статического электричества;

      Развивающие задачи:

-развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;

-способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;

-развивать мыслительную активность, умение наблюдать, делать выводы.

      Воспитательные задачи:

-воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

-воспитывать умение работать в коллективе.

     Материалы и оборудование:

-карточки для игры «Собери картинку»,

-воздушные шарики по количеству детей;

-палочки, бумажные салфетки, варежки, соль, сахар, разносы;

Часы, батарейки;

-смайлики.

      Ход занятия

Воспитатель: Ребята, я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день. Ведь все  мы пришли в детский сад играть, думать и узнавать много нового и интересного.

- А хотите узнать, какая сказка моя любимая?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда отгадайте загадку и узнаете:

Она красива и мила, а имя ее от слова зола (Золушка)

Воспитатель: А вот и сама Золушка.

Входит Золушка.

Золушка: Здравствуйте, ребята!

- Воспитатель: Здравствуй, Золушка! Почему ты такая грустная?

Золушка: Я очень, очень хочу попасть на бал. Собираясь на бал, я стала причесываться, а мои   волосы вдруг перестали меня слушаться. Посмотрите, торчат в разные стороны. И чем больше я их  причесываю, тем непослушнее они становятся. Ребята помогите мне разобраться, почему мои волосы

торчат в разные стороны. И что мне сделать, чтобы они снова стали меня слушаться. К тому же, у меня очень много домашних дел, я и за неделю не управлюсь. Помогите мне справиться с ними.

Воспитатель: Ребята, поможем Золушке?

Подумайте, как можно ей помочь.

Дети: Можно позвать Фею. Можно помочь помыть посуду и пропылесосить и т.д. Ну, что ж, помогать будем совместными усилиями

— Сегодня фея, предлагает вам сделать Золушке подарок.

Какой - вы узнаете. Если правильно соберете картинки, фея дарит подарок Золушке. Дети собирают по парам пылесос, утюг, швейная машинка, электроплита.

— Вот какие молодцы! Сколько подарков Золушке подарили.

— Как можно, одним словом назвать то, что мы перечислили? Это бытовая техника, которой мы  пользуемся каждый день дома.

— А как эта техника поможет Золушке?

- Она облегчает нашу жизнь, наш быт. (ответы детей).

Действительно, техника — это множество инструментов, приборов, устройств, машин, которые   помогают человеку в жизни.

Дидактическая игра «Как предметы помогают человеку»

- А как техника облегчает нашу жизнь?

Для игры понадобятся карточки: на одних изображение предмета, на других изображение, которое   показывает, для чего эти предметы нужны человеку. Детям нужно найти пару и объяснить свой   выбор.

Раскладываются карточки, составляющие пару.

Волосы - фен.

Спящий человек – будильник.

Ночь – фонарь.

Чашка – электрический чайник.

Ковер – пылесос.

Фотография – фотоаппарат.

Платье – швейная машинка.

Продукты - холодильник

Видите, как много электроприборов нас окружает. Они – наши лучшие помощники. Все они делают  нашу жизнь удобной и разнообразной. Без них человеку было бы трудно. Все эти приборы работают   от электричества.

А как работает эта техника?

— От электричества.

— А что такое электричество. Давайте поговорим:

 Беседа об электричестве. Воспитатель: Откуда поступает электричество к нам в дома?  Дети: С электростанции.  Воспитатель: Как электричество попадает к нам в дома?  Дети: По проводам.

Воспитатель: Где в каждом доме живет электричество?

Дети: В розетках, электрощитах.

Воспитатель: Можно, ли увидеть ток?

Дети: Ток увидеть нельзя.

Вы видели, как течет вода в реке? (мультимедиа Слайд) Так вот, электрический ток чем-то похож на

реку, только в реке течет вода, а по проводам маленькие-премаленькие частицы – электроны. И течет  эта электрическая река по проводам в определенном направлении. Вырабатывают электрический ток большие мощные гидроэлектростанции. (мультимедиа Слайд)

Физкультминутка

Воспитатель: Давайте покажем, как электричество приходит к нам в дома.

Дети встают в круг, берутся за руки и бегу, по кругу.

Ток бежит по проводам

Свет несет в квартиру нам

Чтоб работали приборы

Холодильник, мониторы

Кофемолка, пылесос

Ток энергию принес.

Да, ребята, вы не забыли, мы же пообещали Золушки помочь.

Воспитатель: Как вы думаете, что случилось у Золушки с волосами?

(Дети выдвигают гипотезы, что могло произойти).

Воспитатель: Как мы можем проверить наши предположения?

(Дети выдвигают гипотезы. Это может быть и компьютер, и могут спросить у взрослых и т.д)

Воспитатель: Я предлагаю отправиться в лабораторию

У вас на столах лежат зеркала. Возьмите каждый зеркало и поставьте перед собой.

- Возьмите расческу и поднесите ее к волосам.

- Что происходит с волосами? (Ничего)

- А теперь хорошо причешитесь расческой.

- Что вы видите? (Волосы торчат в разные стороны и липнут к расческе).

Воспитатель: Почему, после того, как мы причесали волосы расческой они стали прилипать к ней?

(Дети выдвигают гипотезы.)

Воспитатель: После того, как вы расчесались расческой, то есть потерли расческой о волосы, там  образовалось электричество. Такое электричество называют статическим. Оно появляется в  результате долгого трения одного предмета о другой. Но это происходит не со всеми предметами.

Статическое электричество, живет повсюду.

Воспитатель: Теперь мы с вами выяснили, из-за чего у почемучки волосы  торчат в разные   стороны.

Воспитатель: Почему?

Дети: В волосах образовалось статическое электричество.

Воспитатель: А как оно там образовалось?

Дети: Он причесал, т.е. потер расческой о волосы.

Воспитатель: Как же помочь Золушки избавиться от статического электричества?

(Дети выдвигают гипотезы)

Воспитатель: Я вам немного помогу. Я расскажу вам сказку о двух друзьях воздушных шарах,  которые все время ссорились и мирились. А рядом с ними по соседству жила злая и завистливая (синтетическая) тряпочка. Она завидовала дружбе двух друзей, и все время пыталась их поссорить.

Она рассказывала им друг про друга разные небылицы, и подлизываясь к ним потирала их круглые  бока заряжая их статическим электричеством. И когда друзья встречались, друг с другом они  отталкивались друг от друга. Но Фее капельке, которая с ними дружила, это не нравилось. И она

решила помочь своим друзьям. И когда они опять стали ссориться она рассердилась и побрызгала  на них своими капельками. Капельки попали на шарики, и прогнали статическое электричество, шарики опять стали друзьями и старались не подпускать к себе синтетическую тряпочку.

(Во время рассказа сказки воспитателем проводится опыт с двумя шарами на стойках)

Воспитатель: Интересная сказка? Что делала тряпочка, чтобы поссорить двух друзей?

Дети: Терлась об их круглые бока.

Воспитатель: Чем заряжала шарики тряпочка, когда терлась, об их круглые бока?

Дети: Статическим электричеством.

Воспитатель: Что происходило с шариками, когда она заряжала их статическим электричеством?

Дети: Они отталкивались друг от друга.

Воспитатель: Кто помог шарикам помериться?

Дети: Фея Капелька.

Воспитатель: Что Фея капелька сделала?

Дети: Она побрызгала на шарики своими каплями и прогнала статическое электричество.

Воспитатель: Что после этого произошло с шариками?

Дети: Они померились.

Воспитатель: Какой мы вывод можем сделать. Как помочь Золушке прогнать статическое  электричество.

14 Дети: Чтобы прогнать статическое электричество надо побрызгать водой.

Воспитатель: Ребята, а вот на этом столе рассыпаны соль и сахарная пудра. Злая мачеха приказала

Золушке их отделить друг от друга. Как же быть? Может нам электричество поможет? Каким

образом? Помните, мы шары натирали шерстяной тряпочкой? Что происходило?

- Они притягивались друг к другу.

- А в нашем случае нам этот опыт может помочь? Давайте проверим

Натираем шар, подносим его к подносу, к шару притягивается более легкая сахарная пудра, а соль  остается.

- Вот так мы помогли Золушке. А на этом столе разбросан мусор. Мы можем его собрать? На столе, почему то пластмассовые трубочки. Они нам могут помочь? (Ответы)

- Возьмите кусочек шерстяной материи и натрите им пластмассовую палочку. Медленно поднесите  палочку к обрывкам бумаги и потихоньку поднимите ее. Бумага тоже будет подниматься. Почему?

Палочки стали электрическими и мусор прилип к ним, притянулся. Как палочки стали  электрическими? Их натерли кусочком шарфика.

Воспитатель: Ну, вот мы и помогли Золушке. Нам осталось только напомнить ей, что возвращаться   с бала нужно в котором часу?

Но что-то они, по-моему, не ходят. Не слышно как тикают, да и стрелка стоит на месте. Что же это   такое? Дети высказывают свои предположения: нет батарейки, батарейка «села» и т.д.

- Давайте найдем место, куда нужно вставлять батарейку. Попробуем поставить батарейку. Надо не

ошибиться, поставить правильно. Заработали. Послушайте. Тикают?

- Как вы думаете, почему часы стали тикать?

- Верно, когда мы вставили батарейку, через часы прошел электрический ток, и часы заработали.

- Стрелки движутся, часы тикают. Что же за сила такая скрывается в батарейках? Как вы думаете?

- Это электричество.

Ну, вот все готово, нам осталось только поднять настроение Золушке. Электричество и тут нам  поможет. Давайте подойдем к следующему опыту. Не догадались? (По схемам дети двумя группами собирают цепь и звучит музыка.).

Итог. Рефлексия.

Воспитатель: Какие вы молодцы! О чем мы с вами говорили сегодня? Кому что запомнилось?

(Статическое электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если   его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть)

— Ребята, мне бы хотелось узнать понравилось вам занятие или нет. Вот наша Золушка. Она сейчас  отправится на бал. Если вам понравилось наше занятие, то подарите ей веселое солнышко. А если нет— то хмурую тучку. Вот так я и узнаю, понравилось вам или нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проблемно-поисковой деятельности детей по практическому экспериментированию с предметами.

Это конспект занятия по обучению детей с интеллектуальной недостаточностью среднего возраста практическому экспериментированию. На занятии дети учатся: а) открывать и закрывать матрёшку; б) производят...

Мастер - класс "Математические проблемно - поисковые ситуации для детей в процессе познавательной деятельности"

Математика царица всех наук ."Я люблю математику не только потому, что она находит применение в технике, но и потому, что она красива"....

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в средней группе. «Поможем Мойдодыру»

Целью данного занятия является развитие у детей понимания значения и необходимости гигиенических процедур....

Конспект проблемно-поисковой деятельности детей по практическому экспе-риментированию с предметами.

Тема проблемно—поисковой деятельности: Ознакомление со свойствами предметов (лёгкий, тяжёлый, плавает, тонет, не тонет). Программное содержание:обучать детей практическому экспериментирован...

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием проблемно-поисковой (исследовательской) деятельности в подготовительной группе "Вода".

формирование познавательных действий дошкольников, путём использования поисково-исследовательской технологии находить воду в окружающем пространстве....

Конспект образовательной деятельности по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста «Поможем Золушке»

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста крайне важно для развития в целом. Мелкая моторика тесно связана со зрением, памятью, речью, восприятием и вниманием ребёнка. От развития мелкой м...

Конспект образовательной деятельности по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста «Поможем Золушке»

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста крайне важно для развития в целом. Мелкая моторика тесно связана со зрением, памятью, речью, восприятием и вниманием ребёнка. От развития мелкой м...