Использование песочной терапии с целью легкой адаптации детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа)

Рахманина Мария Александровна

Методическая разработка

Использование песочной терапии с целью легкой адаптации детей младшего дошкольного возраста

Цель

Помощь быстро и легко адаптировать детям младшего дошкольного возраста. Создать благоприятную психологическую обстановку в условиях дошкольного учреждения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka.docx30.64 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Использование песочной терапии с целью легкой адаптации детей младшего дошкольного возраста

Цель

Помощь быстро и легко адаптировать детям младшего дошкольного возраста. Создать благоприятную психологическую обстановку в условиях дошкольного учреждения.

Каждый ребенок, попадая в дошкольное учреждение, испытывает адаптационный стресс. Это связано с резкой сменой режима, окружения и поведения. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности. Долгое пребывание в стрессовом состоянии может привести к замедлению темпа психофизического развития,  нарушениям эмоционально-волевой сферы.  

Дети раннего возраста очень восприимчивы и эмоциональны. Они очень быстро перенимают эмоции и настроение от тех, кто их окружает. Непривычная обстановка, новое окружение выступает как стрессор длительного действия, истощающая запас адаптационной энергии. Для снятия напряжения, дети вынуждены применять различные способы психологической защиты.

Ребенок находится в той среде, где развивается не естественным образом, так как подвергается ограничениям со стороны взрослых. Ребенок вынужден развиваться и приспосабливаться к воздействиям, возникших на новом этапе его развития.

Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий. Так как игра является источником всестороннего развития детей и ведущей деятельностью, создает "зону ближайшего развития", программа строится на основе игровых упражнений, которые направлены на обеспечение благоприятных условий пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Исходя из поставленной цели, я выявила следующие задачи: 

Задачи:

  • мелкой моторики;
  • преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
  • снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
  • развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
  • развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Реализация задач  носит систематичный и комплексный характер, проявляющийся в пересечении разных направлений и приёмов обучения и развития.

 Принципы метода:

Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.

  • Принцип повторения умений и навыков, дети раннего возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения ими воспринимаются легче, они выполняют их с большим интересом и радостью.
  • Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков.
  • Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей.
  • Принцип успешности заключается в том, что ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить, так как они соответствуют его возрастным нормам.
  • Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении.
  • Принципы взаимодействия с детьми:сам ребенок – молодец, у него - все получается, возникающие трудности – преодолимы;
  • постоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление узнать что-то новое и научиться новому;
  • исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий;
  • сравнение всех результатов ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей;
  • каждый ребенок должен продвигаться вперед своими темпами и с постоянным успехом.

 Игровой:  театр на песке — разыгрывание несложных литературных и сказочных сюжетов;

сюжетно-ролевая игра, построенная на творческом самовыражении детей;

дидактическая игра, например, с помощью палочки можно нарисовать буквы, написать цифры, пересыпая песок из ёмкости в ёмкость, познакомиться с понятием объёма.

Противопоказания к использованию метода песочной терапии:

синдром дефицита внимания с гиперактивностью;

склонность к лёгочным и аллергическим заболеваниям;

Целевые ориентиры:

Эмоционально-психологические:

стабилизация эмоционального состояния, нейтрализация нервного напряжения, избавление от страхов и агрессии, самоисцеление и проявление чувства защищённости, открытости в общении;

приобретение опыта самостоятельного преодоления конфликтов в процессе игрового взаимодействия, воспитание взаимного уважения и умения слушать друг друга;

формирование элементарного уровня рефлексии, позитивного отношения к себе, окружающему миру и сверстникам.

Сенсомоторные:

знакомство со свойствами песка, другими объектами предметного мира посредством экспериментально-исследовательской деятельности с опорой на тактильное, зрительное, слуховое и звуковое восприятие;

развитие пространственного восприятия, изучение признаков предметов опытным путём (цвет, величина, форма);

формирование мыслительных операций сравнения, анализа и синтеза;

развитие мелкой моторики посредством пальчиковой гимнастики

Речевое развитие:

обогащение словарного запаса благодаря игровому общению со взрослыми;

Художественно-эстетические:

стимулирование раскрытия внутреннего потенциала ребёнка, развития фантазии и творческого мышления посредством  рисования на песке.

Игровые упражнения с песком способствуют решению  задач по обеспечению социальной успешности, сохранению психического, эмоционального состояния маленького человека,  нацелены на формирование чувства защищённости у ребёнка, раскрытие его внутреннего творческого потенциала.

Планируемые  результаты:

  1. стабилизация психологического состояния
  2. развитие мелкой моторики
  3. формирование сенсорных эталонов, навыков практического экспериментирования с       различными предметами
  4. создание комфортной эмоциональной атмосферы
  5. развитие творческих, познавательных способностей и речи

 Организация  процесса:

 Организация работы с детьми строится с учетом психофизиологических и эмоционально-личностных особенностей детей.

  • Соответствие уровня материала познавательным возможностям и

интересам детей данного возраста.

  • Учет индивидуальных особенностей ребенка (темперамент, эмоциональное состояние и др.).
  • Учет индивидуальных особенностей познавательной сферы каждого ребенка (уровень внимания, памяти, мышления и др.) и уровня его работоспособности.

 Методы, формы и приёмы, используемые на занятиях:

Основной метод, используемый в работе кружка:

Игра с сухим песком.

Ведущей целью этого метода  является создание благоприятных условий для гармонизации психического состояния и личностного роста ребёнка.

Остальные методы и приемы:

Наглядные:

наглядно - зрительные приемы (показ техники выполнения задания, использование наглядных пособий и оборудования, зрительные ориентиры); тактильно - мышечные приемы (непосредственная помощь педагога-психолога);

Словесные:

  • объяснения, пояснения, уточнения,
  • подача команд, распоряжений, сигналов;
  • вопросы к детям и поиск ответов;
  • образный сюжетный рассказ, беседа;
  • словесная инструкция.

Практические:

  • выполнение и повторение упражнений без изменения и с изменениями;

Игровые:

Игра  с песком.

 Форма проведения занятий

Занятие проводится в течение года, с октября по май,  один раз в неделю.

Возраст обучающихся: 2,5 – 3,8 лет

 Взаимодействие с родителями:

 Информирование о результативности работы

Реализации программы:

 Занятия построены по принципу игрового обучения.

 Часть перваяВводная.

Цель: настроить группу детей на совместную работу, заинтересовать их. Приветствие.

     снятие эмоционального и мышечного напряжения;

  • снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
  • развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
  • развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
  • мелкой моторики

Часть вторая. Основная (практическая)

Цель: Выполнение упражнения детьми под руководством педагога - психолога.

Часть третья. Заключительная.

Цель:  прощание с песком (создание чувства удовлетворенности).

 

Часть занятия

Содержание

Время

Вводная часть

Упр. «Приветствие»

2 мин

 

 

 

 

 

Основная часть

 

 

 

     снятие эмоционального и мышечного напряжения;

•        снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

•        развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

•        развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

•        мелкой моторики;

 

15 мин

 

 

 

Заключительная

Упр. «Прощание с песком»

3 мин

  Темы занятий:

 

Дата

Тема и содержание занятия

Формы и методы работы на занятии

Кол-во часов

ОКТЯБРЬ

1-2

 

 

3-4

«Пересыпаем песок». Знакомство с основными свой-ствами песка; релаксация; различение размеров «большой –маленький»

Приветствие.

1.     Упр. «Сито»

2.     Упр. «Следы»

20 мин.

 

3.     Упр. «Откапываем руку»

4.     Упр. «Песочный дождик»

Прощание.

20 мин.

НОЯБРЬ

5-6

 

 

7-8

«Узоры на песке». Дети рисуют пальчиками за взрослым по образцу различные линии и фигуры. Релаксация. Представление о формах. Выкладывание за взрослым в такой же последовательности различных предметов. Развитие мелкой моторики.

Приветствие.

1.Упр. «Рисуем линии»

2.Упр. «Желуди и бусины»

20 мин.

 

3.Упр. «Следы»

4.Упр. «Рисуем геометрические фигуры»

Прощание.

20

мин.

ДЕКАБРЬ

9-10

 

 

 

 

11-12

«Картины». Развитие воображения, расширение кругозора.

Приветствие.

1.     Упр. «Создаем море, реки, озера и их обитателей»

2.     Упр. «Создаем город и его жителей»

20 мин.

 

3.      «Создаем село и его жителей»

4.     Упр. «Своя картинка»

5.     Прощание.

20 мин.

ЯНВАРЬ

13-14

 

 

 

 

 

 

 

 

15-16

«Мы идем в гости». Развитие пространственного представления на плоскости песочницы. Общее развитие кругозора. Релаксация.

Приветствие.

1.     Упр. «Идем через лес к зайчику»

2.     Упр. «Идем в магазин»

 

20 мин.

 

3.     Упр. «Идем в гости к Маше»

4.     Упр. «Идем в садик»

20 мин.

ФЕВРАЛЬ

17-18

 

 

 

 

 

 

19-20

«Погружение рук в песок и их откапывания». Развитие тактильных ощущений, произвольности поведения, релаксация.

Приветствие.

Разными способами  очищаем руку от песка.

1.     Упр. «Рука взрослого»

2.     Упр. «Ручка ребенка»

Прощание.

 

20 мин.

 

и 4.Упр.  – чью-то руку из детей

20 мин.

МАРТ

21-22

 

 

 

 

 

 

23-24

«Поиск сокровищ». Развитие тактильных ощущений, произвольности поведения, образного мышления; различение признаков предметов

Приветствие.

1.-4.Упр. «Откапываем и угадываем игрушку»

20 мин.

 

1.-4.Упр. «Откопай и угадай»

Прощание.

20 мин.

АПРЕЛЬ

25-26

 

 

 

 

 

 

27-28

«Найди пару». Развитие мелкой моторики

Приветствие.

1-4 Упр. Откапываем несколько закопанных пар предметов и соединяем их по парам.

20 мин.

 

1-4 Упр. Откапываем несколько закопанных пар предметов и соединяем их по парам.

Прощание.

20 мин.

МАЙ

29-30

 

 

 

31-32

«Песчаные жмурки». Развитие тактильных ощущений, произвольности поведения, образного мышления; различение признаков предметов. Цифры, буквы.

Расширение и уточнение знаний о сказках и сказочных персонажах.

Приветствие.

1.     Упр. «Найди геометрическую фигурку»

2.     Упр. «Найди букву»

3.     Упр. «Найди и назови сказочного персонажа»

4.     Упр. «Найди и назови сказку»

Прощание.

20 мин.

 Система диагностики:

 В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

  • коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта);
  • познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
  • игровой деятельности;
  • Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
  • оптимизации работы с группой детей;
  • индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории).

 Оборудование:

Ящик с песком, фигурки животных, домиков, людей, сито, бусины, набор из 4-х разных по форме игрушек, несколько пар предметов: карандаши, желуди и камешки и тд. Набор геометрических фигур; букв; картинка со сказочным персонажем.

Заключение:

Результаты, полученные в ходе практического применения данной программы в течении года, показали ее легкость и удобство ее в применении, а так же, данная программа эффективна в работе с детьми сложного ясельного возраста.  При утреннем приеме ребенок испытывает стресс, с применением песочной терапии дети стали быстрее адаптироваться, наблюдается спокойствие, особенно у детей, которые посещают детский сад без длительного отсутствия. Так же, наблюдается развитие мелкой моторики, формирование сенсорных эталонов, навыков практического экспериментирования с       различными предметами; развитие познавательных способностей и речи, что очень актуально на сегодняшний день на момент в развитии ребенка в младшей группе. Дети стали менее пугливыми, у некоторых детей наблюдается улучшение в речевом развитии.

На мой взгляд эта программа эффективна. Динамика в развитии детей, которые проходят занятия по песочной терапии, положительная. Данная разработка рекомендована для работы песочной терапией для детей младшего и раннего дошкольного возраста. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста»

Главное достоинство песочницы в том, что она позволяет ребенку реально создавать картину мира, дает возможность строить свой личный мир, ощущая себя его творцом....

Методическая разработка "Песочная терапия как средство адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду"

Играя с песком, ребенок самовыражается. Используя игрушки, он выражает все то, что ему трудно выразить в словах.Каждая выбранная игрушка воплощает какой-либо персонаж, который взаимодействует с другим...

Консультация для родителей «Использование пальчиковых игр в целях обеспечения успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада»

Адаптация – тяжелое испытание для детей, и вызывает, как, правило, серьезные переживания у их родителей.Немаловажным фактором успешной адаптации ребенка в ДОУ является постепенный переход ребенк...

«Использование пальчиковых игр в целях обеспечения успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада»

В настоящее время речь детей дошкольного возраста развита недостаточно хорошо. И здесь имеет место ряд причин: родовые травмы при рождении детей, отягощенная наследственность, постоянная зан...

Использование метода песочной терапии в развитии мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.

Знакомство педагогов с возможностями песочной терапии в развитии дошкольников....

Подвижная игра, как средство легкой и успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада.

Статья рассматривает подвижную игру как эффективное средство адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада. Подвижные игры помогают детям преодолеть страх перед новыми ситуаци...

Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.

Песочная терапия приобретает все большее значение в детском развитии. Она позволяет работать с внутренними переживаниями ребенка, корректировать его эмоциональное поведение, стимулировать его развитие...