Программа по созданию условий для выявления и поддержки способностей у детей дошкольного возраста
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Цель программысоздание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на выявление и развитие способностей воспитанников. Содержательный раздел программы включает в себя методы и методики для исследования способностей воспитанников, а также направления и формы работы с детьми и родителями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sposobnosti_3.docx38.16 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по созданию условий

для  выявления и поддержки способностей

у детей дошкольного возраста

Срок реализации программы: 2 учебных года (2020-2021; 2021-2022)

Авторы программы:

воспитатель Миннибаева И.В.

воспитатель Киреева Т.В.

                                                

Смоленск

2020

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.2. Принципы педагогической деятельности в работе с одарёнными детьми

1.3. Планируемые результаты освоения программы

  1. Содержательный раздел

2.1.  Основные методы и методики для исследования способностей воспитанников

2.2. Направления и формы работы с детьми и родителями

Литература

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Актуальность. Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности способного ребенка. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования одной из приоритетных задач дошкольного образования определяет задачу сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой, а также развития эстетических качеств воспитанников.

Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими.  Однако, возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, ориентацией на «среднего» ребёнка, с другой – отсутствием у педагогов и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития способностей на этапе дошкольного детства. Необходима целенаправленная, планомерная и систематическая работа педагогического коллектива: нужно своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей, социальных институтов.

     Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.

Цель программы – создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на выявление и развитие способностей воспитанников.

Задачи:

  • Разработать систему по выявлению и развитию способностей детей дошкольного возраста.
  • Выявить детей с предпосылками одаренности.
  • Скоординировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.
  • Разработать план мероприятий для развития способностей воспитанников детского сада.

1.2. Принципы педагогической деятельности в работе с детьми

  • Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • Принцип возрастания роли дополнительного образования;
  • Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • Принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического развития;
  • Принцип гуманизма и демократизма.

     Программа разработана в соответствии с возрастными и психическими закономерностями развития детей, в рамках образовательной программы ДОУ через организацию индивидуальной и подгрупповой работы воспитателей, музыкального руководителя и педагога-психолога, а так же через организацию дополнительных услуг (кружковой работы).

1.3. Планируемые результаты реализации программы:

  • Разработана система работы по выявлению способностей воспитанников.
  • Вырос уровень индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.
  • Усовершенствовано профессиональное мастерство педагогов в сфере психолого-педагогических основ способностей.
  • Возросла степень активности родителей и окружающего социума в работе над развитием способностей воспитанников.

II. Содержательный раздел

2.1. Методы и методики для исследования способностей воспитанников

Цель: получение первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей

Для выявления способностей дошкольников необходимо привлекать психологов, педагогов и родителей, что предполагают использование соответствующих методов и методик. В ниже приведенной таблице показаны основные методы и методики для исследования способностей воспитанников детского сада.

Виды

способностей

Составляющие

Методы и методики для исследования способностей

Академические способности

мотивационно – личностные характеристики

Наблюдение,

Экспресс-методика

Цветовой тест Люшера-

Эткинга

способности к обучению

Творческие способности

Художественные способности

Изучения продуктов

детского творчества,

Тест «Назови и дорисуй»

Тест  «Незаконченный рисунок» (автор Э. П. Торренс)

Тест  «Дорисовывание» (автор Е. П. Торренс).

Вокальные способности

Наблюдение

Методики В.кудрявцева

«Солнце в комнате» и

«Как спасти зайчика?»

Тест Витцлака «Составь

рассказ по картинкам»,

Литературные способности

Артистические способности

Конструкторские способности

Наблюдение в играх,

Изучения продуктов

детского творчества

Психомоторные способности

Спортивные способности

Наблюдение

Хореографические способности

Наблюдение

Коммуникативные способности

Социально-личностные  способности

Наблюдение в свободной деятельности,

Анализ результатов

анкетирования родителей

Методика Н.Е.Вераксы

«Оценка

коммуникативных

способностей

дошкольников»

Лидерские способности

Существует четыре метода для определения способностей детей:

  • Наблюдение – позволяет родителям сделать выводы о склонностях своих детей, сформировать представление о его возможностях, выявить основные интересы ребенка. Также уделяется много внимания познавательной активности детей: о чем больше всего спрашивает дети, что изучают. Является одним из наиболее живых и простых методов.
  • Игра. При определении склонностей в данном случае учитываются все факторы: какую, игру выбрал индивид, какую роль в ней играет. Этот метод чаще используют для диагностики способностей воспитанников детских садов.
  • Обращение к специалистам: психологам, педагогам, специализирующимся на раннем развитии дошкольников.
  • Совместная деятельность.

Диагностические мероприятия, проводимые в рамках реализации программы:

  • С целью изучения способностей детей в группе родителям (законным представителям) предлагается методика «Способности вашего ребенка» (модифицированный вариант анкеты Л.Г.Матвеевой, И.В.Выбойщик, Д.Е.Мякушкина).
  • Методика «Карта одарённости» разработанная А.И. Савенковым, предназначена для родителей, но может применяться и педагогами. Она позволяет оценить степень развития у ребёнка от 5 до 10 лет следующих видов одарённости: интеллектуальная, творческая, академическая, художественно-изобразительная, музыкальная, литературная, артистическая, техническая, лидерская, спортивная. Методика выполняет две функции:
  • Диагностическая. С помощью данной методики можно количественно оценить степень выраженности у ребёнка различных видов одарённости.
  • Развивающая. Утверждения, по которым оценивается ребёнок, можно рассматривать как основание для маршрута его дальнейшего развития. Родители могут обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые им представляются более ценными.

Указанные выше способы на сегодняшний день являются основными для выявления способностей воспитанников. Помимо вопроса как определить способности ребенка, очень важно знать, как их затем развивать и работать с ними. Для развития определенных склонностей очень важным является предоставление детям постоянной возможности для осуществления нужной деятельности, а также мотивация к ней. Развитие тех или иных способностей дошкольников предполагает активное участие со стороны родителей. Родителям следует помнить, что чем раньше они распознают нужные склонности у своего ребенка, тем успешнее он будет как в профессиональной среде, так и в эмоциональной жизни.

2.2. Направления и формы работы с детьми и родителями

По результатам диагностики по исследованию способностей воспитанников определяется банк детей с особыми задатками и способностями. Данные этого банка используются для разработки индивидуального маршрута ребенка по дальнейшему развитию его способностей, в том числе для его направления в соответствующий кружок или секцию, по согласованию с родителями.

Система работы с детьми включает в себя четыре основных направлений, которые тесно связаны и интегрируются между собой:

1. создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей выявлению способностей детей и развитию их творческого и интеллектуального потенциала;

2. совершенствование научно-методического уровня педагогов по работе с воспитанниками;

3. выявление и дальнейшее отслеживание у детей предпосылок одаренности;

4. организация работы по развитию способностей с детьми и их родителями.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, возможность самовыражения.

Направления деятельности по развитию способностей у детей:

  • познавательное (интеллектуальные конкурсы, исследовательские проекты, виртуальные экскурсии)
  • художественно-творческое (изделия из глины, пластилина, тестопластики, рисунки, спектакль, чтение стихотворений, песенное и танцевальное творчество, участие в конкурсах)
  • экологическое (наблюдения в природе, работа в саду и огороде, наблюдения за животными дома, экскурсии)
  • спортивное (соревнования, турниры, встречи)

Формы работы с детьми

  • Индивидуальная работа.
  • Творческие мастерские.
  • Участие в конкурсах.
  • Проектная деятельность.
  • Групповые занятия

Данная система состоит из четырех взаимосвязанных компонентов:

  1. Воспитательно – образовательная работа с обучающимися ДОУ направлена на развитие всех  видов способностей у детей.

  1. Организация НОД – непосредственно образовательной деятельности. Содержание НОД включает совокупность и интеграцию пяти образовательных областей (согласно ФГОС ДО), которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. При организации непосредственно образовательной деятельности  используются разнообразные методы, активизирующие развитие творческой инициативы детей: использование ИКТ; учет гендерных особенностей; проблемно – поисковые методы и приемы; «Неделя интеллектуальных игр» и др.
  • Организацию бесплатного дополнительного образования. В дошкольном образовательном учреждении организована кружковая деятельность в соответствии с индивидуальными способностями и потребностями детей, творческими увлечениями и желаниями педагогов.
  •  Проектную деятельность. В ДОУ широко используется метод проектов как один из эффективных методов познания детьми окружающего мира.
  • Досуговые мероприятия, которые позволяют наиболее полно раскрыть творческие способности дошкольников. Важное значение для развития творческих способностей детей имеют праздники и развлечения для дошкольников, которые проводятся в детском саду. Досуговая деятельность рассматривается как приоритетное направление организации творческой деятельности ребенка, основа формирования его общей культуры.
  • Сопровождение участия воспитанников в конкурсах разного уровня (дошкольного учреждения, муниципальных, региональный, всероссийских, международных), направленных на выявление детской одаренности.

  1. Взаимодействие образовательного учреждения с семьями обучающихся. Взаимодействие  с семьями детей строится на основе сотрудничества и направлено на обеспечение психолого-педагогической поддержки и повышения педагогической компетентности родителей по вопросам развития индивидуальных способностей детей, а также на создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности детского сада.

Направления деятельности семьи в развитии и воспитании способностей ребенка:

  • пристальное внимание к особенностям развития ребенка;
  • создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление искренней и разумной любви к ребенку;
  • содействие развитию личности ребенка и его таланта.

Взаимодействие с родителями осуществляется через разнообразные формы:

  • родительские собрания,
  • дни открытых дверей,
  • совместные развлечения,
  •  индивидуальные консультации и беседы,
  • оформление стендового материала,
  • совместные проекты,
  • анкетирование,
  • встречи за круглым столом,
  • сайт МБДОУ.

4. Организация социального партнерства.  Дошкольное учреждение максимально открыто для сотрудничества и взаимодействия с окружающей средой, с социальными учреждениями города.

Формы работы с учреждениями города:

1. Сотрудничество в рамках организации мероприятий (встречи, выставки, спектакли и пр.);

2. Дополнительные образовательные услуги.

Таким образом, результаты развития способностей могут быть наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте, если родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка и научатся организовывать свободное время семьи, направляя его на развитие творческих способностей ребенка. Способность существует только в развитии, развитие это осуществляется в процессе той или иной практической или теоретической деятельности. За 7 лет дошкольного детства происходит бурное физиологическое и психическое развитие ребенка, здесь же проявляются его первые склонности и способности, в том числе и творческие, которые следует вовремя заметить.

Именно в годы детства (в отличие от зрелости) внутренние условия формирования возрастного развития являются одновременно и факторами формирования способностей. Даже слабые способности ребенка можно развить, если целенаправленно и систематически заниматься с ним. В то же время, хорошие способности, в т.ч. одаренность, не получающие постоянного подтверждения могут стереться со временем: если жизнь ребенка сведена к убогости биологического существования, то реализуется, лишь небольшая часть его возможностей, образуется ограниченное число связей между клетками мозга

Список литературы

  1. Белова Е.С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать. – М., 1998.
  2. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997.
  3. Одаренные дети: сборник методик по выявлению способностей и одаренности детей / ГОУ ДОД Дом детского творчества «На реке Сестре»; Составители Л.Ф.Васильченко, Я.П. Атласова. – СПб.:ДДТ «На реке Сестре», 2014. - 2-е изд. - 39с.

Использованные интернет-ресурсы:

http://www.childpsy.ru/lib/books/id/8267.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы «Создание условий для физического и психологического здоровья детей дошкольного возраста через формирование основ безопасной жизнедеятельности»

В пособии представлены материалы из опыта работы воспитателя МДОУ д/с комбинированного вида №40 города Белгорода. Материалы разработаны в соответствии с важнейшей задачей воспитания маленького р...

Создание условий для формирования интегративных качеств у детей дошкольного возраста

В современном дошкольном образовании существовало несколько комплексных программ, на основании которых осуществлялся воспитательно-образовательный процесс в дошкольных учреждениях. На данный момент эт...

Создание условий для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития перв...

Создание условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста

«Для ребёнка нет ничего естественнее,как развиваться, формироваться,становиться тем, что он есть в процессеисследовательской деятельности»С. Л. РубинштейнС самого рождения детей окружают различн...

«Создание условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста».

Познавательная активность детей очень высока: каждый ответ взрослого рождает новые вопросы. Следовательно, чрезвычайно важно в этом возрасте формировать у детей творческое отношение к окружающем...

Создание условий, способствующих развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста

Творчество часто воспринимается как нечто, присущее только одаренным детям, но это не так. «То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, - утверждал выдающийся психо...