Методическая разработка "Психологические ресурсы образования"
методическая разработка

Мархель Ольга Евгеньевна

Психологические ресурсы. Эмоциональное выгорание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskie_resursy._emots_vygoranie_pedagogov.pptx504.65 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 84 Красносельского района Санкт-Петербурга Психологические ресурсы и механизмы повышения качества образовательной среды Автор-составитель: педагог-психолог Мархель О.Е.

Слайд 2

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ № 2106 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ В ЧАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ» 1. Здоровье физическое и психологическое (физические, физиологические, психические, психологические и социокультурные ресурсы здоровья) 2. ОУ должно гарантировать охрану и укрепление здоровья 3. Создавать условия – социальные, экономические и экологические 4. Учитывать факторы риска ОУ 5. Учитывать лаг-фазу (адаптация к новым условиям) негативного эффекта от факторов риска (отдаленный временно́й эффект) 6. Формировать знания, установки, привычки, отношение к здоровью

Слайд 3

Восемь групп требований к ОУ 1. ЦЕЛОСТНОСТЬ (психолого-педагогическая и медико-социальная, преемственность по ступеням, с учреждениями здравоохранения, культуры, спорта) 2. ИНФРАСТРУКТУРА (оборудование для безопасности) 3. РАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (санитарные правила, содержание и методы обучения, формы и средства обучения, двигательная активность, учет индивидуальных особенностей) 4. ФИЗКУЛЬТУРА (разнообразие форм, динамические паузы, спортивно-оздоровительные проекты) 5. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА (просвещение родителей, педагогов, повышение квалификации педагогов, использование для просветительской работы сайта ОУ) 6. ПРОФИЛАКТИКА ПРИЕМА ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ 7. КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (методы, профилактики, коррекционно- развивающая помощь) 8. МОНИТОРИНГ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ (ценностей, общих показателей здоровья, эффективности оздоровления, удовлетворенность участников образовательного процесса, общественное мнение)

Слайд 4

Условием, способствующим развитию психологически здоровой личности является психологическая безопасность Безопасность - это явление, обеспечивающее нормальное развитие личности Потребность в безопасности является базовой в иерархии потребностей человека, без частичного удовлетворения которой невозможно гармоничное развитие личности Повышение уровня психологической безопасности способствует личностному развитию и гармонизации психического здоровья всех участников образовательного процесса: учащихся, педагогов и родителей.

Слайд 5

Федеральный государственный образовательный стандарт Подразумевает создание психологической безопасности образовательного учреждения в качестве обязательного требования к условиям организации образовательного процесса Понятие психологическая безопасность определяется как состояние когда обеспечено успешное психическое развитие участников образовательного процесса и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы их психическому здоровью.

Слайд 6

Стратегии Создание в деятельности психологически безопасной образовательной среды через повышение уровня компетентности педагогов и родителей; Создание условий для формирования у участников образовательного процесса таких умений и навыков которые способствовали бы готовности справляться с эмоциональными нагрузками и психологическим дискомфортом неизбежно возникающих в жизненных ситуациях и тормозящих гармоничное развитие личности в условиях образовательного учреждения

Слайд 7

Задачи Выявить стрессогенные факторы, возникающие в условиях образовательного процесса; Отработать системы согласованных взглядов и представлений педагогов, психологов, родителей на образовательную среду с целью гармонизации процессов обучения и социализации участников образовательной среды; Сформировать механизмы создания психологической безопасности образовательной среды; Систематически отслеживать психолого-педагогический климат образовательной среды, динамику психологического развития воспитанников в процессе обучения; Определить основные понятия и принципы создания психологической безопасности образовательной среды; Повысить психологических компетенций педагогов и родителей; Оказать необходимую психологическую поддержку всем участникам образовательного процесса; Разработать рекомендации, направленные на организацию комфортной образовательной среды в образовательном учреждении.

Слайд 8

Формы и методы работы Мониторинги, анкетирование, методики, направленные на диагностику всех участников педагогического процесса; Семинары и конференции для педагогов и родителей; Консультации и беседы для родителей, педагогов Праздники, концерты, фестивали и дни творчества детей, педагогов и родителей; Проведение тематических встреч, собраний; Сопровождение адаптации; Индивидуальная работа с детьми группы риска; Создание психологической службы (службы медиации); Медицинское сопровождение.

Слайд 9

Проявление СЭВ у педагогов (в зависимости от стажа работы) Более 50% - у педагогов со стажем работы от 5 до 10 лет; 22% - со стажем от 15 до 20 лет; 11% - у педагогов с 10-летним стажем (у педагогов со стажем работы более 10 лет выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты); 8% - со стажем от 1 года до 3 лет

Слайд 10

Симптомы появления СЭВ Психофизические симптомы: Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости); Ощущение эмоционального и физического истощения; Снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию); Общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии); Частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта; Резкая потеря или резкое увеличение веса; Полная или частичная бессонница; Постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня; Заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания.

Слайд 11

Социально-психологические симптомы: Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности); Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; Частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя); Постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность); Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»); Чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»; Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

Слайд 12

Поведенческие симптомы: Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее; Сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы); Постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает; Чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; Невыполнение важных, приоритетных задач и « застревание » на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий; Дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности; Злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет.

Слайд 13

Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания Во-первых: Хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии; Высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях. Во-вторых: Опыт успешного преодоления профессионального стресса (нужно решить свою проблему) Способность конструктивно меняться в напряженных условиях (изменить отношение к проблеме); Высокая мобильность; Открытость; Общительность; Самостоятельность; Стремление опираться на собственные силы. В-третьих: Самым мощным средством от эмоционального напряжения является- сознание человека Способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще. Саморегуляция психического состояния

Слайд 14

Профилактика профессионального выгорания Проявляйте Ваши эмоции и давайте Вашим друзьям обсуждать их вместе с Вами; Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими, говорите о том, что случилось; Когда окружающие предлагают Вам помощь - примите ее; Помните, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, не уйдут сами по себе, если не предпринимать мер, они будут посещать Вас в течение длительного времени; Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений; Проявляйте Ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе; Постарайтесь сохранять распорядок Вашей жизни, насколько это возможно;

Слайд 15

Упражнение «Бумажный человечек» Многие считают, что нужно регулярно ругать и критиковать себя и других, чтобы стимулировать к действиям. Чтобы было понятно, к чему приводит такая «самокритика» предлагаю сделать одно упражнение Помогает прочувствовать и осознать следующее: 1) мы ругаем себя и других, не потому, что это полезно и помогает, а потому, что это легко и привычно; 2) поддерживать бывает сложнее, чем ругать

Слайд 16

Инструкция: Возьмите чистый лист бумаги и руками без ножниц и других подручных средств, оборвите лист так, чтобы получился человечек. Сосредоточьтесь на том, что Вам не нравится в Вашем творении и начните его "ругать": "Кривой какой-то!" ,"Косой", "Некрасивый", "Надо быть лучше", "Ноги короткие" и т. д. После каждого ругательства заворачивайте край бумаги, начиная сверху, отругали- завернули... Когда ругательства будут исчерпаны, остановитесь и посмотрите, что у Вас получится в итоге Как думаете, на какие действия теперь способен такой скрученный человечек? Теперь представьте что этот человечек - Вы и начинайте хвалить, говорить комплименты на каждый обратный отворот бумаги. Похвалили - отвернули...

Слайд 17

Проанализируйте: Что вам легче было делать: ругать или поддерживать? Когда Вы были более находчивы и разнообразны в словах и выражениях? Хватило ли у Вас хороших слов, чтобы развернуть человечка полностью? В итоге , каким получился человечек ?

Слайд 19

ПЕРВАЯ ПАРА ФИГУР - это Ваши мысли, склонность к рефлексии и способность к самоанализу, адекватное восприятие мира: ФИГУРА СЛЕВА (1) значит, что мыслями Вы постоянно возвращаетесь к своему прошлому, снова и снова переживаете свои ошибки, критикуете себя и занимаетесь самоедством. ФИГУРА СПРАВА (2) означает, что Вы способны извлекать уроки из своих ошибок и, не зацикливаясь на них стремитесь вперед, к своей цели ВТОРАЯ ПАРА ФИГУР - это Ваши чувства, эмоции, привязанности; ФИГУРА СЛЕВА (3) говорит о том, что Вы живете прошлым, Вы с трудом можете отказаться от гнета и груза проблем. Зачастую Вы становитесь пленником своих же чувств, от которых не можете избавиться. ФИГУРА СПРАВА (4) можно предположить, что Вы свободно распоряжаетесь своими чувствами.

Слайд 20

ТРЕТЬЯ ПАРА ФИГУР — это Ваши желания и потребности: ФИГУРА СЛЕВА (5) говорит о том, что все Ваши установки незыблемы, Ваши желания и потребности не меняются или меняются еле заметно. Пора задуматься над тем, что пора бы что-то изменить в себе и своей жизни ФИГУРА СПРАВА (6) это признак Вашего постоянного развития. А вместе с Вами изменяются и Ваши жизненные установки; ЧЕТВЕРТАЯ ПАРА - это Ваши действия: ФИГУРА СЛЕВА (7) это значит, что Вы боитесь действовать самостоятельно, Вы нуждаетесь в руководителе. ФИГУРА СПРАВА (8) это говорит о том, что Вы самостоятель­ный и уверенный в себе человек.

Слайд 21

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Олимпийское образование детей в детском саду и в семье".

Физическое воспитание в современном дошкольном учреждении должно опираться на создание предпосылок для интегративного развития средствами физической культуры интеллектуальных способностей. Приви...

Новое поколение программно-методического обеспечения дошкольного образования в соответствии с ФГТ

Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения рассматривается как нормативно-управленческий документ, обосновывающий выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий,...

Методические рекомендации "Олимпийское образование дошкольников"

В методических рекомендациях представлены различные формы организации мероприятий в системе олимпийского образования дошкольников, и как одна из форм - межгрупповой образовательный проект "Малые Олимп...

Использование информационно-коммуникативных технологий как ресурс образования детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении.

здоровья в дошкольном учреждении.На сегодняшний день поиск форм и технологий для развития познавательных возможностей очень актуален и своевременен. В ДОУ для детей с особыми образовательными потребно...

Опыт работы кружка «Приключения пчелки» (для детей 4 лет) представленный на I Международной конференции по технологическому образованию в ДОУ организованная Национальным методическим советом технологического образования и Союзом «Дошкольники России»

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной...

Академия ресурсы образования

Удостоверение о повышении квалификации...

Программно-методическое обеспечение дошкольного образования детей с нарушением зрения.Обзор учебно-методических материалов с краткой аннотацией к ним (с 1994г.-по 2012г.).

Коррекционная педагогика.Материал по теме:"Программно-методическое обеспечение дошкольного образования детей с нарушением зрения". Составители:Л.И.Федорова,научн.сотр.ГРЦ ИПИО МГППУ;С.А.Абра...