Тема: «Коммуникативные игры - наиболее простой и эффективный способ развития навыка общения у детей дошкольного возраста»
методическая разработка (средняя группа)

Соловьёва Наталия Викторовна

Проблема общения и взаимодействия личностей очень важна в современном обществе. И развивать эти функции лучше всего с детства. И конечно, проще всего чему–то научить ребёнка в форме игры. Так можно искусственно создать жизненную ситуацию, решить проблемы, возникающие в общении между детьми. Играя с детьми в коммуникативные игры, взрослые оказывают практическую помощь детям в социальной адаптации. Развивают средства невербальной коммуникации: мимику, пантомимику, жестикуляцию. Создают позитивное отношение к собственному телу и развивают способность управлять им. Развивают умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации. Учат определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи. Воспитывают доверительные отношения друг другу. Развивают невербальное воображение, образное мышление.      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл коммуникация детей2.44 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБДОУ детский сад № 22 Красносельского р-на. города Санкт –Петербурга Презентация из опыта работы воспитателя Тема: «Коммуникативные игры - наиболее простой и эффективный способ развития навыка общения у детей дошкольного возраста» Подготовила и провела воспитатель Соловьёва Н.В. 2021 г

Слайд 2

План презентации Теоретическая часть Интерактив с залом Заключительная часть

Слайд 3

Коммуникативная игра - это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга. Одним из показателей полноценного и правильного развития ребенка является умение взаимодействовать со сверстниками и старшими. «Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…» Выготский Л.С.

Слайд 4

А ктуальность Проблема общения и взаимодействия личностей очень важна в современном обществе. И развивать эти функции лучше всего с детства. И конечно, проще всего чему–то научить ребёнка в форме игры. Так можно искусственно создать жизненную ситуацию, решить проблемы, возникающие в общении между детьми. Играя с детьми в коммуникативные игры, взрослые оказывают практическую помощь детям в социальной адаптации. Развивают средства невербальной коммуникации: мимику, пантомимику, жестикуляцию. Создают позитивное отношение к собственному телу и развивают способность управлять им. Развивают умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации. Учат определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи. Воспитывают доверительные отношения друг другу. Развивают невербальное воображение, образное мышление.

Слайд 5

Умение выстраивать и поддерживать хорошие межличностные отношения позволяет нам иметь широкие социальные связи, верных друзей и счастливую семью. Развитие способностей детей к построению таких взаимоотношений может помочь предотвратить развитие проблем, таких как межличностные конфликты и одиночество . От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить навыки общения в сознании дошкольника, зависит качество взаимоотношений с другими людьми взрослого человека . Этот вид игр помогает развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты. Развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и жесты . Наиболее понятны и доступны для детей коммуникативные игры , основанные на знакомых им литературных произведениях.

Слайд 6

Цели Основная цель использования коммуникативных игр – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений. Для социального развития детей, несомненно, необходимо использовать игру. Во-первых, игра – ведущая деятельность дошкольника. Во-вторых, она является коллективной деятельностью, предполагающей необходимость общаться со сверстниками или взрослыми. Развитие навыков общения Формирование доброжелательного отношения между сверстниками

Слайд 7

Значение коммуникативных игр Помогают адаптироваться к условиям ДОУ Снимают телесные зажимы Способствуют эмоциональной разрядке Развивают воображение Развивают мимику и жесты Активизируют внимание Учат соблюдать правила Знакомят с чувствами и учат их распознавать

Слайд 8

Классификация коммуникативных игр Существует огромное количество видов и классификаций коммуникативных игр. Коммуникативные игры социально-личностного характера: Игры успокаивающие – это игры, направленные на создании мира и гармонии в ребёнке. Эти игры ещё могут напоминать релаксационные упражнения, (желательно играть под спокойную музыку «Шум дождя», «Прибой» и т. п.) , « Поход к морю », « Путешествие на облаке », « Кто лучше слышит ». Игры на доверие - цель данных игр вызвать в детях доверие к своим сверстниками понимание, что на них можно положиться. « Слепой-поводырь», «Мои глаза ».

Слайд 9

3) Игры - знакомства детей друг с другом , создание положительных эмоций, развитие эмпатии Цель данных игр – ввести нового ребёнка в группу, познакомить его с ребятами, представить себя коллективу. «Назови себя», «Волшебный цветок », « Волшебный стул », « Подарок другу ». 4) Игры, построенные на тактильных ощущениях. «Рука к руке », « Кто я ». 5) Игры для отреагирования агрессивности, снятия напряжения . Цель – сгладить конфликтные ситуации между детьми, снизить агрессию, учить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом. «Зеркало», «Волшебный мешочек» «Передача чувств » 6) Игры на развитие внимания . Цель - полное подчинение водящему, быть внимательным и всё повторять за ним. « Я сегодня вот такой! » «Повторяй за мной »

Слайд 10

7) Игры , вызывающие чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров. Цель - развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься. «Ручеёк», «Мамино ожерелье», «Солнышко », « Водоросли » 8) Игры, вызывающие умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты. Цель - уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами, развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива. « Назови ласково», «Вежливые слова », « Расскажи о… » 9) Игры, направленные на развитие не вербальных и предметных способов взаимодействия - развить умение использовать невербальные средства общения. « Разговор через стекло », « Угадай кто это»

Слайд 11

10) Игры , вызывающие умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом - развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику, развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека. « Игры-ситуации », « Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся » 11) Игры, направленные на создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости - развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения, развить умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами. « Без маски », « Липучки», «Паутинка».

Слайд 12

Игры для повышения детской самооценки Побуждают детей говорить друг другу комплименты, что способствует созданию и укреплению товарищеских отношений в коллективе. Несомненно, все дети любят слушать предназначенные для них комплименты, это повышает их настроение и придает чувство собственной значимости. «Хорошие слова» «Комплименты» «Самый лучший»

Слайд 13

Например : « Катится колобок дальше, а навстречу ему хитрая лиса: — Здравствуй, колобок! Какой ты румяный, хороший! Колобок обрадовался, что его хвалят и запел свою песенку.» Русская народная сказка Комплимент Цель: сплочение группы и создание благоприятного эмоционального комфорта в группе. Воспитатель предлагает детям поиграть в «Волшебный мешочек». Для этого нужно взять его и сказать в него приятные слова, которые адресованы ребенку слева. Так каждый говорит комплименты своему соседу, передавая при этом «волшебный мешочек». Если у детей возникают трудности в произнесении приятных слов, воспитатель может принять участие в обмене комплиментами. Так же, если у детей нет слов для выражения положительного отношения к соседу, можно просто улыбнуться. В конце круга мешочек завязывается и детям предлагается воспользоваться мешочком, когда у них испортиться настроение. Мешочек отдается детям в группу и воспитатель фиксирует его использование детьми.

Слайд 14

Игры пантомимы Преодолению застенчивости могут помочь игры-пантомимы, благодаря которым ребенок учится выражать свои эмоции и распознавать эмоции, которые другие дети пытаются передать при помощи мимики и жестов. Такие игры способствуют сближению детей и устанавливают благоприятный эмоциональный контакт игроков. «Где мы были, не скажем – а что делали, покажем» «Что изменилось?» «Кто пришел?» «Что это?»

Слайд 15

Например: Изобрази пословицу Цель: развить умение использовать невербальные средства общения. Детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую-либо пословицу : “Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты ” “Нет друга – ищи, а найдёшь – береги ” “Как аукнется, так и откликнется”

Слайд 16

И гры на развитие внимания к другим людям С пособствуют развитию умения детей проявлять внимательность к другим людям, концентрироваться на других людях, что является важным умением для застенчивых детей. «Сломанный телефон» «Сломанный телевизор» «Кто спрятался?» «Чей предмет?» «Что изменилось?»

Слайд 17

Например: Испорченный телефон «У меня зазвонил телефон . — Кто говорит? — Слон. — Откуда? — От верблюда. — Что вам надо? — Шоколада. — Для кого? — Для сына моего. — А много ли прислать? — Да пудов этак пять или шесть: Больше ему не съесть, он у меня еще маленький!» К. Чуковский Дети по цепочке передают на ухо друг другу какое-нибудь слово. Последний должен назвать это слово вслух. Затем ребята выясняют, какое слово должны были передать, где "телефон" испортился.

Слайд 18

Подвижные игры Застенчивым детям обычно не хватает живости и подвижности, участие в таких играх помогают детям активно включиться в детский коллектив, в общую атмосферу жизнерадостности. Это способствует выплеску детских эмоций, в том числе негативных, раскрепощению и умению выражать свои чувства и переживания. «Море волнуется раз...», «Гуси и серый волк» «Где твой домик?», «Сосны, елочки, пенечки» «Веселые старты», «День и ночь», «Веселые кузнечики», «Живые бусы», «Кто вперед» «Салочки».

Слайд 19

Игра «Бабушка Маланья» Цель : игра, направленная на формирование уверенного поведения, повышения самооценки. Ход игры : В этой игре, основанной на русской народной потешке , водящий должен придумать какое-нибудь оригинальное движение, а все остальные — его повторить. На ребёнка, изображающего «Маланью» можно надеть платочек или фартучек, он становится в круг. Дети начинают петь песню, сопровождая её выразительными движениями. У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке семь сыновей (движения за руки по кругу) . Все без бровей. Вот с такими ушами, вот с такими носами, вот с такими усами, вот с такой бородой, вот с такой головой ( движения : останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чём говорится в тексте : закрывают брови руками, делают круглые глаза, большой нос и уши, показывают усы). Ничего не ели, целый день сидели (присаживаются на корточки) . На неё глядели и делали вот так (повторяют за «Маланьей» любое смешное движение). Движения могут быть самые разнообразные : можно сделать рожки, попрыгать, поплясать, сделать руками длинный нос и так далее. Движение должно повторяться несколько раз, чтобы дети могли войти в образ и получить удовольствие от игры. Например :

Слайд 20

Заключение Коммуникативные игры чрезвычайно полезны для всестороннего развития детей. Коммуникативные игры позволяют детям сблизиться и лучше узнать друг друга, учат проявлять заботу, внимание, сочувствие к сверстникам, продуктивно общаться, создать эмоционально - положительный микроклимат в группе. Использование коммуникативных игр способствует развитию навыков общения, коммуникативных способностей детей и положительно влияет на формирование доброжелательных отношений в группе сверстников. Умение любить и принимать себя, доброжелательно относиться к окружающим - факторы, определяющие судьбу ребенка, дающие ему возможность в будущем стать достойным членом общества, полнее реализоваться как личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с прищепками как эффективный метод развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

В данной методической разработке приводятся примеры игровых заданий с прищепками для развития мелкой моторики....

Мастер - класс для воспитателей и логопедов по теме: «Логоритмические игры и упражнения как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Цель: • Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию логоритмических упражнений в повседневной жизни детского сада....

Коммуникативные игры для развития навыков общения у детей дошкольного возраста от 3 до 5 лет

Коммуникативные игры для развития навыков общения   у детей  от 3 до 5 лет. Умение выстраивать и поддерживать хорошие межличностные отношения позволяет нам иметь широкие социальные связ...

Моя педагогическая находка «Открытия в открытках», или филокартия как способ развития навыков рефлексии у детей дошкольного возраста"

Данный материал я представляла на заключительном этапе конкурса "Воспитатель года-2022" в г. Ярославль. Члены жюри достаточно высоко оценили мою идею, было задано множество вопросов, высказа...

Картотека игр для развития навыка общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Картотека игр для развития навыка общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития...

Развитие навыков общения у детей дошкольного возраста

Можно сказать, что личность ребенка формируется в общении. Благодаря взаимодействию с окружающими людьми ребенок устанавливает связи с миром во всех его проявлениях. Особенности общения в дошкольном в...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ. КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В последние десятилетия происходит осознание того, что формы поведения и мышления людей в современном обществе изменяются. На передний план исследований выдвигаются такие аспекты общения, ка...