Моя педагогическая находка «Открытия в открытках», или филокартия как способ развития навыков рефлексии у детей дошкольного возраста"
методическая разработка

Бородина Ольга Валерьевна

Данный материал я представляла на заключительном этапе конкурса "Воспитатель года-2022" в г. Ярославль. Члены жюри достаточно высоко оценили мою идею, было задано множество вопросов, высказаны предложения, дополнительные идеи. Моя педагогическая находка ценна тем, что подходит детям разных возрастных категорий, разного уровня подготовки, с разными навыками и умениями. Универсальноть и эффективность- вот главные достоинства моей идеи!

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Открытия в открытках»,

или филокартия как способ развития навыков рефлексии у детей дошкольного возраста

Доброе утро (день), уважаемые члены жюри, коллеги-конкурсанты, я, Бородина Ольга Валерьевна, рада представить вам свою педагогическую находку «Открытия в открытках» или филокартия как способ развития навыков рефлексии у детей дошкольного возраста

Ребенок может быть активен, если ему интересно, если каждое его действие является осознанным и понятным.

Проблема, с которой приходится сталкиваться при введении элементов рефлексии в детском саду, состоит в том, что дети часто не испытывают потребности в осознании своего развития или приращения. Закончилась образовательная деятельность, коллективно-творческое дело, тематический день или неделя. С каким настроением вышел ребенок. Что узнал нового? Самый популярный итоговый вопрос педагога: «Понравилось ли вам, дети?». Кто-то ответит «да», кто-то «нет», а некоторые просто промолчат. Промолчат по разным причинам. Одни, чтобы их не осудили за мнение, которое отличается от мнения большинства группы. Другие, просто стесняясь высказаться, особенно часто это проблема возникает у детей с ОВЗ. А моя задача знать мнение каждого ребенка.

Руководствуясь федеральным стандартом, я поставила перед собой цель: создание условий для принятия детьми решений, выражений своих чувств и мыслей, поэтому я считаю особо важным этапом рефлЕксию.

Мне было необходимо было найти такие способы и приемы рефлексии, которые бы соответствовали функциональному назначению, а также возрастным, психологическим особенностям детей.

Идея пришла совсем неожиданно. Однажды в магазине, стоя у витрины с открытками и тщательно их рассматривая, я услышала разговор двух девушек. Они громко рассуждали о том, что открытки сегодня - совершенно ненужная, бесполезная вещь, которая может служить только накопителем пыли на полке. «Нужны ли открытки сегодня?» задалась я этим Вопросом. Я вспомнила, с каким удовольствием в детстве коллекционировала открытки. Игра слов: открытки-открытия привела меня к мысли - А что, если предложить ребенку, сделать свою открытку, в которой он сам зафиксирует или изобразит то или иное «открытие», сделанное им в ходе образовательной деятельности, во время прогулки, либо   наблюдая за явлением природы и т.д. Это может быть одним из способов рефлексии.

Данная находка применима для всех возрастных групп. Но обязательно необходимо учитывать, что, чем старше дети, тем меньше участия в создании открытки принимает педагог. Всегда идем по пути усложнения. В младшем и среднем возрасте можно предложить шаблон открытки с творческим заданием. В старшем возрасте можно предложить детям создать открытку на заданную тему, а так же дети самостоятельно в свободной деятельности создают открытку с открытием, которое они сделали. Особую гордость дети испытывают, когда после выходных дней приносят показать своим друзьям открытку выходного дня, сделанную с родителями.

Работая в этом направлении, я подумала: «А что, если предложить каждому ребенку, собрать свою коллекцию открыток - «открытий»

Для систематизации открытий, обсудив с детьми, выбрали символы со своим значением, которыми я маркирую макеты открыток.

Чем отличается открытка от обычного дидактического пособия? Откры́тка (первоначально откры́тое письмо́) — особый вид почтовой карточки для открытого письма (без конверта).

Вот и я предлагаю ребятам на обратной стороне открытки приклеить картинку, на которой изображено кому он хочет рассказать о своем открытии или кому он хочет показать открытку (родители, друзья, воспитатель). Картинка со знаком вопроса означает, что ребенок хочет задать вопрос, что-то уточнить или узнать дополнительно. Изначально знак вопроса ставил детей в тупик, но со временем ребята поняли, что этот знак нужен для того, чтобы уточнить интересующий его факт по теме открытки. Если же ребенок хочет адресовать открытку родителям или друзьям, то очень часто мы прибегаем к комментированию рисунка. Я записываю основные тезисы, которые ребенок диктует сам. Так создается мини- послание для мам и пап.

Хотелось бы на рассказать, как мы с детьми создаем открытки- открытия. Дети выбирают макет открытки с нужным символом, решают, какое изобразительное средство будут использовать для создания открытки (у нас в группе всегда все материалы в свободном доступе) и приступают к работе. После того, как открытка готова, ее необходимо кому-то адресовать. Дети самостоятельно выбирают адресата (они всегда в доступе детей) и приклеивают на обратную сторону открытки. Все, кто хочет поделиться своими впечатлениями со мной, делают это в течение дня. Я предложила детям стать филокартистами-собирателями открыток. Индивидуальные коллекции открыток-открытий решили оформить, разместив их в альбомы (сегрегаторы формата А5). Они хранятся в группе. Каждый ребенок может открыть свой альбом, выбрать любую открытку и рассказать какое открытие сделал для себя в этот день.

Что дает филокартия дошкольнику?

Что дает филокартия дошкольнику? Я увидела, несомненные плюсы для своих воспитанников, начиная от развития интереса, до развития памяти, внимания. Так как творческая фиксация открытия оставляет большее впечатление у ребенка и дольше хранится в памяти.

Что дает филокартия воспитателю

Что дает филокартия воспитателю? Вовремя проанализировать усвоение материала и степень увлеченности воспитанников. А далее откорректировать возможные дефициты в работе.

Что дает филокартия родителям дошкольника

Вовлеченность, заинтересованность, более углубленное понимание процесса обучения.

Открытка выходного дня стала популярной в семье. У родителей появилась возможность дома закрепить знания, полученные в детском саду.

Главный закон истории изобретений: изобретение приходит в процессе работы. Так произошло и у меня. Открытку-открытие можно использовать не только как способ рефлексии, но и как дидактическое пособие. Если каждый ребенок создаст открытку по теме «Кем работают мои родители», то созданные открытки можно собрать в тематический альбом «Профессии», а это уже пополнение развивающей среды группы.

В дальнейшем пришла идея создания открытки-тантамарески. В подготовленную воспитателем открытку – тантамареску по теме, ребенок может вставить картинку, фото или сделать зарисовку, выполняя то или иное задание, предложенное педагогом. Хочу рассказать вам небольшую историю, которая произошла в моей группе. В рамках проекта «По страницам родного края», посвященного 75-летию Калининградской области, рассказывая воспитанникам о достопримечательностях г. Калининграда, заметила, что детям сложно воспринимать сухую информацию. На следующий день я рассказала детям о замечательной семье хомлинов. Хомлины — это хранители города, а точнее, домовые Калининграда, которые, по легенде, живут рядом с людьми, а по ночам мастерят изделия из янтаря. Статуэтки сказочных человечков, отлитые из бронзы, — это одна большая семья: от старшего поколения (бабушки и дедушки) и до самых маленьких. Фигурки семьи хомлинов имеют миниатюрные размеры - чуть меньше ладони взрослого человека и установлены они возле значимых достопримечательностей Калининграда. Дети выразили желание познакомиться с волшебными обитателями города. Я предложила родителям составить сказочный маршрут выходного дня «Хомлины Калининграда», чтобы в ближайшие выходные отправиться с детьми в путешествие по самым интересным местам Калининграда. А в понедельник дети, показывая фотографии друзьям, рассказывали где и с кем из семьи хомлинов они встретились. А мне пришла идея с помощью открытки-тантамарески создать квест-игру «Где живут хомлины?» цель, которой помочь хомлинам в поисках своего дома.

Анализирую я свою работу по принципу трех «У». Увидела в обычном необычное, увлеклась идеей и доработала ее, убедилась, что она интересна детям и дает свои результаты.

Слайд демонстрирует вам все возможности использования моей педагогической находки. И я не просто так оставила пустые блоки в презентации, а для того, чтобы и дальше развивать свою идею, ставить перед собой новые задачи для достижения цели. 

В нашей работе очень важно помнить, что самое лучшее и запоминающееся открытие то, которое ребёнок делает САМ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста

Дидактические игры и упражнения, напрвленные на развитие зрительного восприятия....

Английские рифмовки как способ развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.

Главная цель в обучении иностранному языку – практическое овладение языком. Ребенок должен научиться говорить на английском ( немецком, французском ) и все цели и средства вращаются вокруг этого....

Технология обобщения и описания педагогического опыта по здоровьесбережению и развитию навыков ЗОЖ у детей дошкольного возраста.

Опыт работы  по здоровьесбережению с дошкольниками старшей группы и развитию навыков ЗОЖ....

«Практический подход к формированию элементарных математических представ-лений у детей дошкольного возраста» «Использование кругов Эйлера, как один из способов развития логического мышления у детей дошкольного возраста 4-7 лет»

Я хочу представить Вашему вниманию типы кругов Эйлера. Это схемы, применяемые для упрощения восприятия логических связей между предметами, понятиями и явлениями. Они делятся на группы, в зависимости о...

Тема: «Коммуникативные игры - наиболее простой и эффективный способ развития навыка общения у детей дошкольного возраста»

Проблема общения и взаимодействия личностей очень важна в современном обществе. И развивать эти функции лучше всего с детства. И конечно, проще всего чему–то научить ребёнка в форме игры. Так мо...