Взаимодействие с детьми, имеющими трудности в общении
консультация

Инна Сергеевна Абалакина

Непослушных детей, а тем более детей, "отбившихся от рук", принято обвинять. В них ищут злой умысел, порочные гены и т.п. На самом же деле, в число "трудных" обычно попадают дети не "худшие", а особенно чувствительные и ранимые. Они "сходят с рельсов" под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые.

Отсюда следует вывод, что "трудный" ребенок нуждается только в помощи - и ни в коем случае не в критике и наказаниях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие с детьми, имеющими трудности в общении.

Мы живем в мире, полном разнообразия. В том числе, и разнообразия личностей, особенностей детского развития, и поведенческих проявлений.  На словах большинство достаточно толерантно к детям, не таким, как все, и - за инклюзию, интеграцию, общество равных возможностей.  А на деле?  Оказывается, это очень трудно, когда ты являешься непосредственным участником событий и взаимодействия с ребенком, у которого есть определенные проблемы. А ведь ребенка, у которого есть трудности в обучении, поведении, развитии, общении нужно учить, воспитывать.

Психологи выделили четыре основных причины серьезных нарушений поведения детей.

Первая - борьба за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит способ его получить - непослушание. Взрослые так и сыплют замечания... Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого.

Если идет борьба за внимание, необходимо найти способ показать ребенку ваше положительное внимание к нему. Делать это лучше в относительно спокойные моменты, когда никто никому не досаждает и никто ни на кого не рассержен. Например, это могут быть совместные занятия, игры, прогулки, заслуженная похвала и т.п. Стоит попробовать, и вы увидите, почувствуете, какой благодарностью отзовется ребенок.

Вторая причина - борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки. Знаменитое требование "я сам" двухлетнего малыша сохраняется в течение всего детства, особенно обостряясь у подростков. Дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. Но им становится особенно трудно, когда с ними общаются, в основном, в форме указаний, замечаний и опасений. Взрослые считают, что так они прививают детям правильные привычки, приучают их к порядку, предупреждают ошибки, вообще - воспитывают.

В этом случае необходимо уменьшить контроль за делами ребенка. Для детей важно накапливать опыт собственных решений и даже неудач. В переходный период налаживания ваших отношений воздерживайтесь от таких требований, которые, по вашему опыту, он скорее всего не выполнит. Напротив, очень помогает то, что может быть названо "методом подстройки" - вы не оспариваете решение, к которому он пришел, а договариваетесь с ним о деталях и условиях его выполнения. Но больше всего поможет избавиться от излишнего давления и диктата понимание, что упрямство и своеволие ребенка - это лишь раздражающая вас форма мольбы: "Позволь же мне, наконец, жить своим умом". Помните, что прожить чужую жизнь - задача неблагодарная.

Третья причина - желание отомстить. Дети часто бывают обижены на взрослых. Причины могут быть очень разные: учительница более внимательна к отличникам, родители более внимательны к младшему, развод родителей, ребенка отлучили от семьи (положили в больницу, послали к бабушке), родители постоянно ссорятся, учитель постоянно делает несправедливые замечания и т.д. Много и единичных поводов для обиды: невыполненное обещание, резкое замечание, несправедливое наказание... И снова в глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности - все те же протесты, непослушание, неуспеваемость. Смысл "плохого" поведения в этом случае можно выразить так: "Вы сделали мне плохо - пусть и вам будет тоже плохо!.."

Самый ценный способ научить ребенка прощать — показать на своем примере. Важно не позволять себе мстить ребенку, не допускать несправедливых наказаний, излишних запретов. Признавать свои ошибки, просить прощения у детей — значит дать им важный жизненный опыт.

Учите детей языку прощения. Порой они рады простить и забыть конфликт, но не знают, как правильно это обсудить. Научите произносить необходимые фразы: “Прости, я не хотел толкнуть, это случайно получилось” или “Я понимаю, ты не хотел ломать, но мне все равно очень неприятно”.

Наконец, четвертая причина - потеря веры в собственный успех. Может случиться, что ребенок переживает свое неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика могут не сложиться отношения в классе, а следствием будет запущенная учеба; в другом случае неуспехи в школе могут привести к вызывающему поведению дома и т.д.

Ищите любой повод, чтобы его поощрить, отмечайте любой, даже самый маленький успех. Постарайтесь подстраховать его, избавлять от крупных провалов. Вы заметите и почувствуете, что первые же успехи окрылят вашего ребенка.

Своим плохим поведением ребенок посылает взрослым сигнал о помощи - "Я с этим не справляюсь, но не знаю, как это по-другому показать". Может ли помочь взрослый? Безусловно может! Но для этого нужно отказаться от критики и упреков, отнестись к такому поведению с пониманием и любовью. Выяснить причину, по которой ребенок так себя ведет и помочь ему справится другими, конструктивными способами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплекс мероприятий с ребенком, имеющим трудности в общении.

подборка игр для работы с детьми, имеющие трудности в общении...

Особенности работы с детьми, имеющими трудности в общении

Статья о том как провильно работать с детьми, которые имеют отклонения в поведении, общении как со взрослыми так и с детьми....

Картотека игр для дошкольников имеющих трудности в общении.

Картотека игр для дошкольников имеющих трудности в общении....

особенности взаимодействия с детьми имеющими трудности в общении

особенности взаимодействия с детьми имеющими трудности в общении...

Консультация "Особенности взаимодействия с детьми, имеющими трудности в общении"

Особенности взаимодействия с детьми, имеющими трудности в общенииПонятие, причины, основные направления работы, разрешающие и запрещающие действия по отношению к ребенку.АгрессивностьАгресси...

Помощь педагогам в работе с детьми, имеющими трудности в общении

Данная презентация призвана обратить  внимание воспитателей на пособие, позволяющее выстроить системную работу по профилактике и коррекции  отклоняющегося поведения воспитанников. В пособии ...

«Особенности взаимодействия с детьми, имеющими трудности в общении»

Общение — это важнейшая составляющая развития социально-личностных отношений. Отношения с другим людям зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детстве.Как научить ребенк...