Средства визуальной поддержки как развитие навыков коммуникации у детей с ОВЗ с речевыми нарушениями
статья

Бесперстова Светлана Викторовна

Дети с ограниченными возможностями здоровья кроме ряда специфических нарушений формирования и развития речевых навыков имеют особенности восприятия и воспроизведения вербальной информации. В связи с этим развитие навыков коммуникации у этой категории детей является приоритетной задачей педагогов ДОУ, что отмечается в ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon besperstova_s.v._pankova_n.n.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Средства визуальной поддержки как развитие навыков коммуникации

 у детей с ОВЗ с речевыми нарушениями

Бесперстова С.В., Панкова Н.Н.

МБДОУ «Детский сад № 68 «Яблонька», г. Тамбов

Дети с ограниченными возможностями здоровья кроме ряда специфических нарушений формирования и развития речевых навыков имеют особенности восприятия и воспроизведения вербальной информации. В связи с этим развитие навыков коммуникации у этой категории детей является приоритетной задачей педагогов ДОУ, что отмечается в ФГОС.

Общеизвестно, что наглядный материал дети дошкольного возраста усваивают лучше вербального, поэтому для коррекции речевых, да и не только, нарушений следует использовать все средства визуальной поддержки.

На практике педагоги МБДОУ «Детский сад № 68 «Яблонька» для коррекции речевых нарушений у детей используют различные визуальные средства: игры с предметами; моделирование ситуаций; работу с карточками, пиктограммами; видеоролики и гиф-анимации; тематические книги; календари событий ребенка; жетонную систему; визуальное расписание; системы «Да-нет», «Сначала-потом»; фиксацию ребенка на занятии (фотография, рука, карточка с именем); видео-моделирование; моделирование естественных ситуаций; социальные истории; презентации; схемы.

Наиболее распространенным приемом применения визуальных средств при обучении связной речи у детей дошкольного возраста являются приемы мнемотехники. Мнемотаблицы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков и схематично их зарисовать. Благодаря опорным схемам решаются задачи зрительной, двигательной, ассоциативной памяти, которые помогают усвоить материал. Обучаясь графической аналогии, дети учатся умению обозначать символом реальный образ или несколько образов, выделив в них общие признаки (треугольник и круг над ним – это девочка и вообще персонаж женского рода; элементы – уши, хвост – это и мышка, и белка, и собака; волнистые линии – и река, и море, и тропинка).

Благодаря графической системе записи дети осваивают приемы предложения или рассказа, развивая тем самым осознанный контроль за собственной речью.

Для закрепления полученных знаний предлагаем детям запечатлеть пройденный материал в рисунках либо придумать свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации, изготавливаем с ними альбомы.

С целью оптимизации коррекционно-педагогического процесса, повышения познавательного интереса детей, активизации непроизвольного внимания, используем в работе компьютерные технологии. Внедрение информационных технологий (программных и мультимедийных средств, кино-, аудио- и видеосредств, компьютеров, телекоммуникационных сетей) позволяет перейти к деятельностному способу коррекционной работы, т.к. процесс запоминания информации ускоряется и становится осмысленным и долговременным. Также значительно сокращается время на формирование речевых навыков. Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.

Одним из удобных и эффектных способов представления информации являются мультимедийные презентации.  Их преимущества заключаются в наглядности, удобстве, простоте, что способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала детьми. Кроме того презентации используем как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях, исходя из поставленных задач и индивидуальных возможностей детей.

Опыт работы по использованию компьютерных технологий показал положительные результаты:

  • возможность многократного повторения речевого материала и специальных упражнений с помощью компьютерных игр с разными игровыми сюжетами,
  • активное обогащение словарного запаса ребенка и увеличение темпов автоматизации звуков в речи,
  • отсутствие необходимости собственноручного изготовления наглядных материалов,
  • повышение качества коррекционного воздействия на ребенка.

По результатам наблюдений и педагогической диагностики мы пришли к выводу, что в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья целесообразно использовать визуальные средства, которые качественно влияют на речь ребенка - основное средство коммуникации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями посредством игр с водой и песком

Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро.  Л. Н. Толстой писал: «От пятилетнего ребенка до меня –...

Использование средств визуальной поддержки в работе психолога с детьми с ОВЗ

В настоящее время актуальной является проблема обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.  Ряд исследователей (В.К. Воробьевой, С.Л. Рубинштейн, Л.В. Эльконин, А.М. Леуши...

КОРРЕКЦИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Проблема речевого и интеллектуального развития дошкольников существовала всегда. Но в настоящее время эта проблема является одной из самых важных, так как в последние годы отмечается увеличение количе...

Виды визуальной поддержки в коррекции нежелательного поведения детей с ОВЗ.

ВИДЫ ВИЗУАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ В КОРРЕКЦИИ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ...

Применение техник визуальной поддержки для улучшения памяти у детей с ЗПР.

Визуальная поддержка является методом предоставления информации в более понятной, по сравнению с устной речью, форме....

Развитие стереогноза у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и пом...