Игры для детей на различение звуков
картотека

Пилюгина Марина Владимировна

Картотека игр на упражние в различении звуков для дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_kommuniktsii_nsportal.docx31.84 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ

  1. «КАКОЙ ЗВУК ЗАБЛУДИЛСЯ?»

Цель: Развивать фонематический слух детей, умение дифференцировать в словах звуки.

Ход: Воспитатель предлагает детям отгадать, какой звук «заблудился» и исправить ошибку сказать правильно.

Вот колючий, серый ешик.

На крылечке сидит кожечка.

На травинку села красивая стрекоса.

Мама намазала хлеб мазлом.

  1. «ДОМИКИ»

Цель: Развивать фонематический слух детей, умение дифференцировать в словах звуки.

Оборудование: домики из бумаги синего цвета, один из них – с колокольчиком, стаканчики с фасолью.

Ход: Дети слушают слова. Услышав слово со звуком [ж], кладут зёрнышко фасоли в синий домик с колокольчиком, услышав слово со звуком [ш] – в домик без колокольчика: шина, жук, жаба, кошка, мыши, железо, жёлудь, лыжник, машина, дирижабль… После этого подсчитывается количество слов с каждым звуком, припоминаются слова с дифференцируемыми звуками.

  1. «ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ»
  2. Цель: Развивать фонематический слух детей, умение дифференцировать в словах звуки.

Оборудование: предметные картинки. В дальнейшем возможно проведение аналогичной игры и без опоры на картинки (на слух).

Ход: Детям предлагается к каждой группе картинок (слов) подобрать обобщающее слово, а потом найти лишнее в зависимости от наличия или отсутствия звуков [ж] и [ш].

– кошка, жираф, журавль, жужелица;

– джинсы, жакет, шапка, жилет;

– пирожное, ежевика, каша, мороженое;

– жеребёнок, мышонок, ежонок, медвежонок.

  1. «УГАДАЙ СЛОВО»

Цель: Развивать фонематический слух детей, слуховое внимание.

Ход: Ведущий произносит слоги, дети догадываются, какое слово из них получится и называют его:

Жа-жа-жа, ба-ба-ба… (жаба);

Ши-ши-ши, на-на-на (шина);

Жу-жу-жу, ки-ки-ки… (жуки);

Мы-мы-мы, ши-ши-ши (мыши);

Лы-лы-лы, жи-жи-жи… (лыжи);

Кош-кош-кош, ка-ка-ка… (кошка);

Жи-жи-жи, раф-раф-раф… (жираф);

Гру-гру-гру, ша-ша-ша… (груша);

Ма-ма, ши-ши, на-на… (машина);

Жи-жи, лет-лет, ка-ка (жилетка).

  1. «ИЩЕМ ПЕСЕНКУ ЖУКА В СЛОВАХ»

Цель: Развивать фонематический слух детей, умение дифференцировать в словах звуки.

Ход:  Педагог спрашивает детей:

Как разговаривает жук? - Ж

Давай поищем песенку жука в других словах: (Ж) аба, мо

ро(Ж)еное, пиро(Ж)ок.

А в слове суп есть песенка жука?

А в слове торт?

А в слове (Ж)ир? Что-то я сомневаюсь, скажи получше.

Аналогично ищем песенку змеи (Ш), паровоза (Щ), листочков (Ш), белочки (Ц) в разных словах.

  1. «Комары и осы»

Цель: Развивать фонематический слух детей, умение дифференцировать в словах звуки (з-с).

Игровой материал: картинки.

Словарный материал:   зонт, слон, забор, сахар, сушки, соль, самолёт, заноза, дозор, мазать и т.д.

Ход: Педагог рассказывает детям: Комары звенят З-з-з, осы ползают возле банки с вареньем и поют свою песенку С-с-с. Затем предлагает детям:

"Услышите песенку комара З-з-з, помашите крылышками, а когда услышите песенку осы С-с-с, то пальцами покажите, как она ползет ".

Затем называем слова, в которых есть звук С или звук 3, а ребенок движением показывает, какой звук встречается в слове.

  1. «ПОВОРИ ЗА МНОЙ»

Цель: Развивать фонематический слух детей, умение дифференцировать в словах звуки и воспроизводить их.

Ход: Взрослый просит детей повторить только те имена, которые начинаются со звука Э. Называем имена:

Алла, У ля, Эльза, Оля, Эмиль, Эля, Элла, Ия, Эдик, Ася, Ада, Алик, Эрик, Элъдар, Анна, Эдуард.

  1. "СЕРДИТЫЙ ВОРОН"

Цель: Развивать фонематический слух детей, умение дифференцировать в словах звуки.

Игровой материал: игрушки или картинки, кукла. 

Ход: Взрослый даёт детям игрушечных зверей или картинки.

В домике живут звери: лиса, медведь, кошка, собака, белка, баран, морж, коза и т.д.

Вокруг домика речка, и пройти в домик можно только вот по этому мостику. Мостик не простой, волшебный: уйти из домика по нему легко, а обратно прийти трудно.

На перилах мостика сидит сердитый Ворон. Каждого, кто подходит к мостику, он спрашивает, какой в его имени первый звук. Кто правильно скажет, тот пройдёт. А кто не знает, какой в его имени первый звук, перед тем мостик проваливается, перейти по нему нельзя.

Подошли звери к мостику, очень хотят домой попасть, а перейти не могут, потому что никто из них не знает, какой же в его имени первый звук.

Просим детей помочь зверятам.

Следим за тем, чтобы дети называли первый звук правильно, то есть отмечали мягкие и твердые согласные. Например: баран - Б, а белка -Б'.

  1. "ЗООПАРК"

Цель: Развивать фонематический слух детей, умение дифференцировать в словах звуки. (Различение мягкости - твердости согласных)

Игровой материал: картонный домик, игрушки, мебель, предметы, фишки.

 Ход: На столе картонный дом. Это зоопарк. В него привезли много животных. Но зоопарк небольшой, всемне уместиться. Поэтому в нём поселятся только те животные, в названии которых есть (Л').

Ослику можно войти в зоопарк? Почему? Льву, леопарду, лисице и козлёнку готовы удобные клетки, а вот слону, волку и ламе придется ехать в другой зоопарк.

  1. «ЦЕПОЧКА СЛОВ»

Оборудование:  карточки и картинки с изображениями предметов, бумага и карандаши (фломастеры).

Ход: Игроки садятся в круг и по очереди говорят по одному слову, которые связываются в "цепочку": каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например, зима - "Артек" кочегар - рот -топор - радуга.

  1. «МАМИНА СУМКА»

Оборудование: бумага и карандаши.

Ход: Догадайтесь, какие продукты принесла мама из магазина, если она покупала только такие, в названиях которых есть звук М: масло, манка, маргарин, мороженое, молоко и т.д.

Затем мама покупала продукты со звуком М': сметана, мясо, вермишель.

Варианты этой игры:

"МАМА ВАРИЛА ОБЕД"

Какие блюда приготовила мама, если в их названии есть

звук: Р - борщ, рыба, рагу, картошка. 

Р'- рис, курица, креветки, варенье.

«МАШИНЫ»

Ребенок рисует две машины. На одной ставит марку Л, а на другой Л' и "загружает" каждый грузовик, т.е. рисует предметы со звуком Л или Л*. Подобным образом загружаем любые виды транспорта разными парными согласными.

КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ

  1. "БАБУШКИНА ИГРА"

Цель:

Ход: Вам бабушка прислала

На наряды сто рублей.

Что хотите покупайте,

Но наряды выбирайте

Лишь со звуком Б в названии.

Приготовились. Внимание!                *

(Отвечать полными предложениями.)

Вы наденете юбочку с блузкой или платье?

Вы выберете шубу или пальто?

На голове будет берет или шляпа?

А может быть, тюрбан или платок?

На шею наденете бусы или цепочку?

На юбочке будет бахрома или петельки?

Что вы выберете - брошь или клипсы?

Блузку украсят бантики или пуговицы?

Платочек будет из полотна или батиста?

Жилетка будет из бархата или плюша?

Обувь тоже выберем со звуком Б в названии.

Выбирайте: боты, сапоги, кеды, кроссовки, чешки, тапочки, сабо, туфли, ботфорты, башмаки, ботинки, сандалии, босоножки.

  1. «ЛЮБОПЫТНЫЙ»

Игровой материал: фишки.

Ход: На любой вопрос ведущего можно называть только те слова, которые начинаются со звука Б.

  • Где был?-На. балконе.
  • Кого видел?- Бульдога.
  • Куда собираешься? В булочную.
  • Что будешь покупать?- Баранки.
  • Куда поедешь?-В Бразилию.
  • Что на тебе надето?- Блузон.
  • Кем работаешь? -Бухгалтером и т.д.
  1. «ЧТО У ТЕБЯ ЕСТЬ?»

Ход: Происходит работа в парах с картинками или игрушками. Одновременно решается задача закрепления родительного падежа единственного числа. - У тебя есть апельсин? - Нет, у меня нет апельсина, зато у меня есть яблоко. А у тебя есть яблоко?

  1. «ПОЧЕМУ? А ПОТОМУ!»

 Ход:  Игру начинает педагог, потом ее продолжают дети. Педагог задаёт «каверзные» вопросы, к примеру, «Почему собака лает?», «Почему кошка часто умывается?». За самый правдоподобный и доказательный ответ ребенок получает фишку.

  1. «ОШИБКА»

Цели: Развивать внимание к речевым сообщениям и умение толерантно относиться к ошибочным суждениям, доброжелательно их исправлять; выражать согласие в ответ на верные сообщения.

Ход: Воспитатель: «Я буду сообщать вам о чем-то. Если вы заметите ошибку в моих рассуждениях, исправьте ее и объясните, почему вы так считаете. А если вы согласны с моим утверждением, то скажите так: «Да, вы правы, И.О.» или «Я согласен с вами, И.О.».

Примеры суждений:

  • Карлсон жил в маленьком домике у леса.
  • Пятница идет после среды.
  • Буратино — один из жителей цветочного городка.
  • Мыть руки вредно для здоровья.
  • Если слушаться взрослых, то ничего интересного не будет.
  • Если на деревьях есть листья, то это лето.
  1. «ВОЛШЕБНЫЙ КЛЮЧ»

Цель. Закрепить умение детей использовать в речи различные варианты выражения просьбы-разрешения.

Ход: Игра организуется в ходе проведения режимных процессов. Например, воспитатель приглашает детей мыть руки (на прогулку, в спальную комнату и т.п.). Встает в дверном проеме и, улыбаясь, говорит: «Дверь закрыта на замок. Кто ключ найдет, тот и дверь откроет. Вспомните пословицу: «Добрые слова замки открывают». Кто добрые слова скажет, для того и дверь откроется».

Дети проговаривают просьбу, а воспитатель стимулирует их к употреблению разных вариантов формул просьбы: «Так уже Маша говорила. А по-другому можешь замок открыть?».

Примерные формулы выражения просьбы-разрешения:

—        Разрешите пройти.

-        Разрешите, пожалуйста.

  -  Позвольте пройти.

  • Пропустите меня, пожалуйста.
  • Вы не могли бы пропустить меня?
  • Если можно, пропустите, пожалуйста.
  • Извините, я могу пройти?

Заказ такси по телефону

Цель. Продолжать учить детей пользоваться телефоном, соблюдая телефонный этикет.

Ход: Воспитатель вовлекает детей в игру, сообщая, что ей нужно поехать с «дочкой» в поликлинику.

—                    Вызову такси (набирает номер, имитирует звонок). Алло! Это диспетчер такси? Доброе утро. Могу я заказать такси?

—               На какое время вам нужна машина?

—              На 8 часов утра.

—               Ваш адрес...

—              Куда поедете?

—               В детскую поликлинику.

—               Назовите ваш телефон.

—                       Такси будет. Перед приездом вам позвонят и назовут номер машины. До свидания.

—               Спасибо. До свидания.

Звонок на работу маме (папе)

Цели. Закрепить навыки культурного диалога по телефону; уточнить правила поведения в ситуации звонка на работу родителям.

Ход: 1. Беседа о том, в каких случаях можно звонить на работу родителям, почему без особой необходимости звонить не следует.

2   Разъяснение правил поведения в этой ситуации: «Ваши родители могут находиться не рядом с телефоном, поэтому за ними должен кто-то пойти. Нужно обязательно извиниться за беспокойство и объяснить причину, по которой вам необходимо поговорить с мамой. Если у мамы сотовый телефон, то нужно узнать, не помешает ли ваш звонок ее работе».

3. Показ разговора. Подготовленный ребенок звонит, а воспитатель исполняет роль сослуживицы.

—   Алло! Добрый день. Вас беспокоит Алеша, сын Рябининой Татьяны Ивановны. Я у бабушки, а она заболела. Если вам нетрудно, позовите маму к телефону.

—   Хорошо, Алеша. Ты подожди, не клади трубку, я схожу за мамой.

—      Спасибо.

—     Алло, Алеша, что случилось?

—     Мама, бабушка заболела и просила не задерживаться сегодня.

—     Что с бабушкой?

—     Она простыла, и у нее болит голова.

—     Хорошо, я сразу после работы заеду за тобой. А ты, Алеша, играй тише, чтобы не беспокоить бабушку. Договорились?

—           Ладно. Пока, мама. Мы ждем.

—            До встречи, сынок.

Звонок в поликлинику

Цели. Развитие самостоятельности в детских играх; закрепление навыка ведения телефонного разговора.

Ход: 1.   Беседа.

—   К вам приходил когда-нибудь врач на дом? Кто его вызывал? Как?

—  Врача вызывают, если у больного высокая температура и он сам не может пойти в поликлинику. Врача вызывают и к детям, и к родителям, если они тяжело болеют, и к бабушкам. Это очень грустно, когда кто-то болеет, но если вовремя вызвать врача, то можно помочь больному.

т Давайте поиграем в нашу игру с телефоном и научимся звонить в поликлинику. Я буду мамой, у меня заболела дочка (берет в руки куклу). Кто хочет быть регистратором в поликлинике? Регистратор принимает вызовы врача на дом, обязательно уточняет, что болит у пациента, его фамилию, имя, возраст, адрес.

2.             Демонстрация вызова врача.

—            Алло! Добрый день. Это регистратура детской поликлиники?

—           Да. Здравствуйте.

—            Я бы хотела вызвать врача на дом.

—             Что случилось?

—               Моя дочка заболела. Очень высокая температура и сильный кашель.

—              Нет ли насморка и головной боли?

—               Нет, только кашель.

—               Имя, фамилия девочки? Возраст?

—              Ваш адрес?

—              Наш адрес...

—              Врач придет во второй половине дня.

—              Спасибо. До свидания.

—               Всего доброго.

3. Самостоятельное разыгрывание ситуации детьми (2—3 раза). Воспитатель поощряет творчество детей в обыгрывании телефонного разговора.

7. «УГАДАЙ, КТО Я?»

Дидактическая задача: учить детей воспринимать сообщения и высказывать в ответ свое мнение.

Игровая задача: угадать о каком сказочном герое говорит ведущий

Ход: Выбирается ведущий. Его задача – представить себя в роли сказочного персонажа и назвать свои характерные черты (или черту). Остальные дети отгадывают.

Например:

— Я очень маленького роста, - сообщает ведущий игрок.

— Ты – Дюймовочка? – предполагает кто-либо из детей.

— Нет. Я не девочка, а мальчик.

— Тогда, наверное, ты Мальчик-с-пальчик.

— Нет. У меня нет братьев, а есть друзья, с которыми я живу.

— Я думаю, что ты – Жихарка.

— Правильно.

Угадавший ребенок становится ведущим.

8.  «СТУК-СТУК»

Ход: Игра с игрушками би-ба -бо.

 Педагог спрашивает. Дети отвечают.

Стук-стук! Кто там?

 Мяу-мяу, мяу! Кошка ты?

Мяу-мяу, мяу — Я!

Кошка, хочешь молока?

Стук-стук! Кто там?

Ав-ав-ав! Это — Я!

Я за косточкой пришла!

 Вопросы педагога: 1.​ Кто за кем пришёл? (собака за кошкой) 1.​ Кто что ест? 2.​ Звукоподражание кошке, собаке (мяу, гав-гав).

9. «ЧТО ПРОИСХОДИТ С ПРИРОДОЙ?»

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос

ответить.

Игру желательно проводить по темам.

Пример: Тема «Весна»

педагог:-Дети:

Солнце – что делает?-Светит, греет.

Ручьи – что делают?-Бегут, журчат.

Снег – что делает?-Темнеет, тает.

Птицы – что делают?-Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.

Капель – что делает?-Звенит, капает.

Медведь – что делает?-Просыпается, вылезает из берлоги.

10. «КТО МОЖЕТ ТАК?»

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет

существительное, подходящее к названному глаголу.

педагог:- Дети:

Идёт-человек, животное, поезд, пароход, дождь…

Бежит-ручей, время, животное, человек, дорога…

Летит-птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…

Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное логопедическое занятие для детей старшей логопедической группы с ОНР Различение звуков [з] - [з’] на слух.

Действующими персонажами занятия являются Комар и Комарик, которые приглашают ребенка в увлекательное путешествие, и ребенок незаметно сам становится участником драматизации сказки «Комар и Кома...

Игра «Стрелочки» Различение звуков [С]-[Ш] на слух и в произношении.

Цель: создание условий для дифференциация звуков [С] - [Ш].Задачи: 1. Формировать у дошкольников правильного звукопроизношения, умения дифференцировать звуки [С] - [Ш] в своей речи, упо...

Оформление папки-передвижки: "Формирование фонематического восприятия на четвертом и пятом этапе развития речевого слуха: различение слогов и различение звуков"

Познакомить родителей и воспитателей с играми и упражнениями, применяемыми на четвертом и пятом этапе развития фонематического восприятия: различение слогов и различение звуков...

Игра для детей на Дифференциацию звуков

У детей логопедической группы очень часто нарушен фонематический слух. поэтому им тяжело различать звуки родного языка, в результате мы наблюдаем неправильное произношение слов. игра направлена на диф...

Игры на закрепление и произношение звуков и их различение

Игры на закрепление и произношение звуков и их различение...

Интерактивная дидактическая игра на различение звуков [C] и [Ш] "Четвёртый лишний".

Интерактивная игра - это очень интересная и современная форма работы с детьми, которая превращает образовательный процесс в интересную игру, решая при этом задачи педагога и ребёнка одновременно. Эту ...