Индивидуальное логопедическое занятие для детей старшей логопедической группы с ОНР Различение звуков [з] - [з’] на слух.
план-конспект по логопедии

Коновалова Галина Александровна

Действующими персонажами занятия являются Комар и Комарик, которые приглашают ребенка в увлекательное путешествие, и ребенок незаметно сам становится участником драматизации сказки «Комар и Комарик». Ребенок вместе с Комаром и Комариком уточняет характеристику звуков [з] - [з’] по артикуляционным и акустическим признакам, перебирает бусинки, поет слоговые песенки, выполняет игровые задания на развитие зрительного и слухового внимания, проговаривает веселые скороговорки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnoe_zanyatie.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальное  логопедическое  занятие

для детей старшей логопедической группы с ОНР

        

Коновалова Г.А.,

учитель-логопед МАДОУ ЦРР д/с №24 «Сказка», г. Ступино Московской области.

Тема.  Различение звуков [з] - [з’] на слух.

Цели  занятия:

Коррекционно-образовательные:

  1. Формирование умения различать звуки [з] - [з’] на слух.
  2. Закрепление умения согласовывать существительные с местоимениями мой, моя.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развитие  продолжительного выдоха;
  2. Развитие мелкой и артикуляционной моторики;
  3. Развитие  зрительного  и  слухового  внимания;
  4. Развитие фонематического слуха.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Воспитывать активность и самостоятельность ребенка на занятии.

Оборудование. Зеркало; маленькая бутылочка; бусинки синего и зеленого цвета; тарелочки; звуковые домики (синий и зеленый); плоскостные изображения комара и комарика; предметные картинки; индивидуальный лист к игре «Найди свои картинки»; цветные карандаши.

Ход  занятия

1. Организация  начала  занятия.

Логопед. Сегодня, наши друзья – комар и комарик вновь приглашают нас с тобой в путешествие, и предлагают выполнить  артикуляционную и дыхательную разминку.

2. Артикуляционная и дыхательная разминка.

Артикуляционная гимнастика. 

Упражнения  выполняются  перед  зеркалом.

Комар и комарик. 

«Трубочка» - «Улыбка». Сначала губы вытянуть вперед трубочкой, затем растянуть в улыбке так, чтобы были видны сомкнутые зубы. Каждую позу удерживать 3 сек.

«Накажем непослушный язычок». (Самомассаж языка.) Улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносить «та-та-та». Затем пошлепать язык губами, произнося «пя-пя-пя».

«Лопаточка». Рот  открыт, широкий  расслабленный  язык  лежит  на  нижней  губе.

«Качели». Рот открыт. Губы в улыбке. Движение языка вверх – вниз: 1) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку; 2) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним.

«Горка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается.

Дыхательное упражнение «Ветерок шумит, пузырёк гудит».

Язык «желобком» — дуть воздух по языку в бутылочку (буты лочку приложить к подбородку, край её горлышка у нижней губы).

3. Драматизация сказки «Комар и комарик».

Летят навстречу друг другу Комар и Комарик (помахать пальчиками). Летят и зудят свои песенки.

Комар: «З-З-З»                                                   Комарик: «ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ»

Логопед. Одинаково ли звучат их песенки?

Ребенок. Нет.

Логопед. Давай споем вместе с ними!

- Чья песенка твердая? (Комара).

- Чья песенка мягкая? (Комарика).

- Чья песенка звонкая? (И Комара и Комарика).

- Чья песенка глухая? (Ничья).

Встретились Комар с Комариком и решили дальше лететь вместе (помахать пальчиками). Летели они, летели, устали и опустились на полянку, чтобы немножко отдохнуть.

Вдруг видят, стоят два домика – синий и зеленый. Стали спорить Комар с Комариком, кому в каком домике жить. Спорили, спорили – но так ничего и не решили. Сидят на травинках-былинках печалятся.

Помоги им найти свои домики.

Ребенок выбирает для Комара синий домик, а для Комарика – зеленый и объясняет свои действия.

Повеселел Комар, повеселел и Комарик, и стали они бусинки перебирать. Комар в свою тарелочку складывает синие бусинки, а Комарик – зеленые.

Помоги им бусинки перебрать.

Ребенок в одну тарелочку складывает бусинки синего цвета, а в другую – зеленого.

Нанизывает Комар на нитку бусинки синего цвета и поет свою песенку:

за-зо-зу-зы

зо-зу-зы-за

зу-зы-за-зо

зы-за-зо-зу

Поможем Комару?

Ребенок берет из тарелочки по одной бусинке, нанизывает на нитку и  произносит слоги.

Комарик тоже нанизывает на нитку бусинки, но зеленого цвета и поет свою песенку:

зя-зё-зю-зи

зё-зю-зи-зя

зю-зи-зя-зё

зи-зя-зё-зю

Поможем Комарику?

Ребенок выполняет аналогичное задание.

К  Комару и Комарику спешит много разных гостей. Посмотри на картинки и угадай, кто спешит к Комару, а кто к Комарику.

Перед ребенком раскладываются картинки с изображением животных (заяц, зебра, коза, обезьяна).

Ребенок: «К Комару спешат – заяц и коза, т.к. в этих словах «спрятался» звук [з]. А к Комарику спешат – зебра и обезьяна,  т.к. в этих словах «спрятался» звук  [з’]».

Гости подарили Комару и Комарику подарки.

Перед ребенком кладется индивидуальный лист к игре «Найди свои картинки».

                                      Игра «Найди свои картинки»

Комар взял синий карандаш.                            Комарик – зеленый карандаш.

Помоги им найти и обвести свои картинки.

Комару – на звук   [З]                                          Комарику – на звук [З’]        

Ребенок обводит,  синим карандашом вазу, зонт мимозу; зеленым карандашом – землянику, изюм, газету.   

                                     Игра «Мой» - «моя»

Стали Комар с Комариком рассматривать подарки. Они еще не могут правильно использовать слова и говорят: «Это моя зонт, мой ваза, моя изюм…». Давай научим их правильно использовать слова. О чем еще можно сказать -  «мой», «моя»?

Ребенок, показывая на картинки, учит Комара: Это моя ваза. Это мой зонт. Это

моя мимоза. 

Ребенок, показывая на картинки,  учит Комарика: Это моя земляника. Это мой изюм. Это моя газета.

Комар с Комариком любят проговаривать скороговорки. Повторим  их вместе с ними.

Коза Егоза, коза Егоза – землянику есть нельзя!

Зоя и Зина заказали изюм в магазине.

4. Итог занятия.

Логопед. Вот  и  приближается  к  завершению  наше  занятие. Давай  вспомним, кто был у нас сегодня в гостях, чем  мы  сегодня  занимались?

В  заключении  логопед  положительно  оценивает  деятельность  ребёнка.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная организованная образовательная деятельность для детей старшей логопедической группы "Поиск потерявшихся звуков" совместно с с логопедом и музыкальным руководителем.

Данная интегрированная организованная образовательная  деятельность была разработана педагогом- психологом, учителем-логопедом, музыкальным руководителем для детей старшей логопедической группы....

Конспект НОД для детей старшей логопедической группы "Звук и буква М".

Предложенное занятие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Занятие  построено с опорой на зрительные символы, что помогает детям овладеть звуковым анализом и синтезом. В игрово...

Формирование представления о звуках детей старшей логопедической группы

конспект НОД для старшей группы компенсирующей направленности (с нарушением речи)....

Комплексное занятие для детей старшей логопедической группы по теме: «ОСЕНЬ» Звуки П - Т.

Комплексное занятие для детей старшей логопедической группы учителя - логопеда, педагога - психолога, музыкального руководителя и воспитателя, на котором решаются задачи пяти образовательных областей....

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме «Гласные звуки и буквы»

На этом занятии дети окажутся на острове в гостях у Весёлого Пирата. Они выполнят все задания Пирата и его верного друга – попугая Кеши....

Конспект занятия для детей старшей логопедической группы «Путешествие в страну звуков».

Конспект занятия для детей старшей логопедической группы «Путешествие в страну звуков» (Знакомство с буквой М и звуком [М])...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию фонематических представлений у детей старшей логопедической группы (ОНР) «Путешествие в Страну Гласных Звуков»

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию фонематических представлений у детей старшей логопедической группы (ОНР)«Путешествие в Страну Гласных Звуков»...