Конспект фронтального логопедического занятия по формированию фонематических представлений у детей старшей логопедической группы (ОНР) «Путешествие в Страну Гласных Звуков»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию фонематических представлений у детей старшей логопедической группы (ОНР)

«Путешествие в Страну Гласных Звуков»

 

 

 

ЗАДАЧИ:

 

Коррекционно-образовательные:

закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [А], [У], [И], [О];

совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;

учить определять гласный звук в начале, в середине и в конце слова;

учит производить слухо-произносительную дифференциацию звуков [А], [У], [И], [О];

 

 

Коррекционно-развивающие:

развивать фонематическое восприятие и фонематический слух на материале звуков [А], [У], [И], [О];

развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

 

Коррекционно-воспитательные:

воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;

воспитывать умение работать в течение всего занятия.

 

 

Оборудование:«Гномы — Звуковички», символы гласных звуков, буквы А У И О, предметные картинки для определения места звука в слове, «Птички — Синички», «Паровозики» для определения количества слогов в словах, карточки со словами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию фонематических представлений у детей старшей логопедической группы (ОНР)

«Путешествие в Страну Гласных Звуков»

 

ЗАДАЧИ:

Коррекционно-образовательные:

закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [А], [У], [И], [О];

совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;

учить определять гласный звук в начале, в середине и в конце слова;

учит производить слухо-произносительную дифференциацию звуков [А], [У], [И], [О];

Коррекционно-развивающие:

развивать фонематическое восприятие и фонематический слух на материале звуков [А], [У], [И], [О];

развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

Коррекционно-воспитательные:

воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;

воспитывать умение работать в течение всего занятия.

Оборудование:«Гномы — Звуковички», символы гласных звуков, буквы А У И О, предметные картинки для определения места звука в слове, «Птички — Синички», «Паровозики» для определения количества слогов в словах, карточки со словами.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I Оргмомент.

Подойдите ко мне.

В детский сад пришло письмо для детей старшей группы. Смотрите. Это для нас.

«Здравствуйте, я Фея Страны Гласных Звуков. Я  приглашаю вас  в свою сказочную страну и  приготовила для вас подарок. Но для того, чтобы его получить, вам необходимо выполнить   разные интересные задания. Если вы смелые, решительные, уверенные в своих силах, тогда отправляйтесь в путь»

Вы готовы? да

Чтобы попасть в эту сказочную страну, надо сначала создать хорошее радостное настроение, взяться за руки и сказать:

Я твой друг и ты мой друг,

Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам.

В хороводе покружились,

В сказочной стране очутились.

II Основная часть

Садимся за столы

1)Вот мы и оказались в сказочной стране

-Ребята, скажите мне, пожалуйста, с какими гласными звуками мы познакомились ?

 (а,у,и,о)

 Кто же здесь живет? Появляется гном-  Звукоежка.

 Еще здесь живут кошечка, мышка и собачка.

Знаете, эта добрая собачка

Рассказала мне, что Звукоежка

Лишил голоса её.

Кошка Мурка замолчала,

Слышно только «мр» да «мр».

А мышонок пискнул только,

А потом совсем притих.

- Что же это ты натворил, Звукоежка?

Звукоежка: А я взял да и съел все гласные!

- Дети давайте вернем все гласные звуки животным. Как лает собака? (Собака лает: гав-гав-гав.)

- Какой гласный звук слышится в ее лае? (Дети ставят символ звука [А] под картинкой в середине слова)

- Мышонок по имени Пик просит и ему помочь. Какой гласный звук живет в его имени? (Звук [И])

- А почему кошка перестала мурлыкать? (Потому что Звукоежка съел звук [У] )

- Молодцы ребята, спасибо вам за то, что вернули голоса мышонку, кошке и собаке.

Теперь вы поняли, что без гласных никак нельзя! Это очень важные звуки.

Для того чтобы хорошо и правильно проговаривать гласные звуки, давайте сделаем:

2).Дыхательная гимнастика

Открываем мы глаза.

Вдох - и тянем долго: А – А – А …

Утром солнышко взошло

Снизу вверх мы тянем: О – О – О …

Днем по горкам ездим мы: Ы – Ы – Ы …

Ночью смотрим на звезду –

Сверху вниз слетает: У – У – У …

Завывает пурга

И не видно ничего И – И – И …

Молодцы, вы все справились с заданием.

Отправляемся дальше.

3).Определение места звука в слове

 Кто же нас встречает на этой полянке?

Да это же Гусеничка-Умничка.

 Мы с вами знаем, что звуки «живут» в словах. Они могут встречаться в начале, в середине и в конце слова.

Гусеничка хочет с вами поиграть.  У вас на столах картинки. Рассмотрите их. Кто не знает название картинки, поднимите руку.

Нужно определить место звуков [а,у,и,о] в названиях этих картинок. Если звук  в начале слова- положите фишку, обозначающую этот звук  гусенице на первый кружок, если в середине- на второй, в конце- на третий.

 И с этим заданием вы справились.

Двигаемся дальше.

Ребята,  давайте поиграем

4)  физкультминутка с элементами фонетической ритмики

От друзей муравьишка отстал.

 Ой-ой-ой-ой-ой-ой-ой. 
Ножку тонкую он поломал.
Ай-ай-ай-ай, ай-ай-ай.
Травкой быстро ее обмотал

Ух-ух-ух-ух,ух-ух-ух
В муравейник скорей побежал.
Ну а солнце за лес уж зашло.

Ой-ой-ой,ой-ой-ой
Стало сразу так страшно, темно

Ох-ох-ох-ох!
Хорошо, что друзья помогли,
Муравьишку домой принесли.

Ах-ах-ах, ах-ах-ах!

Дети прижимают ладони к щекам и ритмично покачивают головой.


Ритмично сгибают и разгибают ноги.

 
Бегут на месте.


Делают ритмичную пружинку.

Ритмично закрывают глаза ладонями.
 


Ритмично хлопают

Хорошо, и это задание выполнили.

5)деление слова на слоги

Вот мы и пополи на другую полянку

Давайте узнаем ,какое задание нас ждет здесь?

Ребята, вы слышите какой – то звук. Правильно, к нам спешит паровозик. В вагончиках разное  количество окошек, которые показывают, сколько слогов в слове. У вас на столах лежат картинки. Давайте определим, сколько слогов в названии этих картинок.

Дети выставляют картинки к соответствующим паровозикам.

Молодцы, вы и здесь выполнили задание верно.

Двигаемся дальше, ведь нас ждет фея.

6.)звуковой анализ слова

Вот мы и оказылись в Стране Гласных Звуков

 Фея  просит вас помочь ей составить слова

 У вас на столах коробочки.  Открыли коробочки. Что обозначает длинная полоска? Короткая  полоска?

Что обозначают красные кружки, синие?

 

КОТ,  ПУХ  ,МАК

ООО  ООО  ООО

III. Итог занятия.

Вот мы и побывали в Стране Гласных Звуков.

 Вы хорошо выполняли все задания, и за это Фея Страны Гласных Звуков сделала вам подарок.

 Ребята,  вам понравилось наше путешествие. Молодцы! Нам пора возвращаться в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме "Путешествие в страну гласных звуков"

Цель:Учить правильно артикулировать гласные звуки (а, о, и, у); научить определять место гласного звука в словах;Упражнять в придумывании слов с гласными звуками;Учить составлять предложения по картин...

Технологическая карта логопедического занятия по формированию фонематических представлений у дошкольников с ОНР 3 уровня.

Занятие содержит упражнения для формирования фонематических представлений, дифференциации звуков А-У-И....

Конспект НОД по формированию фонематических представлений у детей старшей группы на дошкольном логопункте. « Звук П».

Формирование фонематических представлений у дошкольников во время непосредственно образовательой деятельности на логопункте...

ЭТАПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОНР

У детей с общим недоразвитием речи отмечается недоразвитие фонематических процессов. Недифференцированность фонем ведет к заменам и смешениям звуков. Смешиваются обычно следующие фонемы: парные звонки...

Город Звуков. Конспект коррекционного логопедического занятия по фонетико-фонематическому восприятию для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Город звуков».Цель: развивать творческое воображение, зрительное и слуховое восприятие, внимание, как основу для совершенствования фонетико-фонематического восприятия ребёнка...