ЭТАПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОНР
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

У детей с общим недоразвитием речи отмечается недоразвитие фонематических процессов. Недифференцированность фонем ведет к заменам и смешениям звуков. Смешиваются обычно следующие фонемы: парные звонкие и глухие согласные; лабиализованные гласные; сонорные; свистящие и шипящие; аффрикаты смешиваются как между собой, так и с любым из своих компонентов. Поэтому дети с ОНР нуждаются в своевременной, квалифицированной помощи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭТАПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОНР

В процессе логопедических занятий ребенок должен, прежде всего, овладеть умением контролировать свое произношение и исправлять его, сравнивая речь окружающих с собственной.

Логопедическую работу по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:

  1. дофонетическая стадия – полное отсутствие дифференциации звуков окружающей речи, понимания речи и активных речевых возможностей; происходит узнавание неречевых звуков;
  2. начальный этап овладения восприятием фонем: различаются акустически наиболее контрастные фонемы и не различаются близкие по дифференциальным признакам. Слово воспринимается глобально и опознается по общему «облику» с опорой на просодические особенности (интонационно-ритмические характеристики);
  3. дети начинают слышать звуки в соответствии с их фонематическими признаками. Ребенку доступно различение слов, близких по звуковому составу и различение между правильным и неправильным произношением. Однако неправильно произнесенное слово еще узнается;
  4. правильные образцы звучания фонем преобладают в восприятии, но ребенок продолжает узнавать и неправильно произнесенное слово. На этом этапе сенсорные эталоны фонематического восприятия еще не стабильны. Появляется способность к дифференциации слогов;
  5. завершение развития фонематического восприятия. Ребенок слышит и говорит правильно, перестает узнавать отнесенность неправильно произнесенного слова. До этого момента фонематическое развитие ребенка в норме происходит спонтанно при наличии оптимальных условий речевого окружения;
  6. осознание звуковой стороны слова и сегментов, из которых она состоит. Происходит развитие навыков элементарного звукового анализа. Иногда этот процесс запаздывает в связи с недоразвитием устной речи, при задержке психического развития. Достижение данного этапа развития фонематического восприятия является необходимой предпосылкой овладения фонематическим анализом.

Остановимся подробнее на том, как проводится развитие фонематического восприятия у детей на каждом из указанных этапов логопедического воздействия.

   

 На первом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно у них развивается слуховое внимание и слуховая память (без чего невозможны успешно научить детей дифференцировать фонемы).

На первых занятиях предлагаю детям послушать звуки за окном и ответить на вопросы: «Что шумит?» (деревья). «Что гудит?» (машина). «Кто кричит?» (мальчик). «Кто разговаривает?» (люди). «Кто смеется?» (ребенок). Затем предлагаю внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы, кухни, зала и т.д.

Далее можно провести следующую игру. Вызываю водящего и предлагаю ему плотно закрыть глаза, а сам, пряча какую-нибудь игрушку, предлагаю водящему найти ее, ориентируясь на силу ударов в барабан: если ребенок приближается к месту, где спрятана игрушка, барабан бьет громче и наоборот.

Эту игру следует повторить и на других занятиях, поддерживая тем самым интерес к ней. Звуки, направляющие поиски ребенка, можно варьировать, заменяя барабан то бубном, то колокольчиком, хлопками в ладоши, ударами молоточка по столу и т.д. Следует обращать внимание на то, чтобы переходы силы звука барабана были плавными: от сильного к среднему и тихому.

     На занятиях по различению звуков провожу следующие игры:

Игра 1. Дети встают в круг. Предлагаю им незаметно для водящего передавать за спиной колокольчики. Колокольчик должен звенеть в разных местах круга. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка звенел колокольчик.

Игра 2. Сажаю на стол двух игрушечных зайцев – большого и маленького. Объясняю и показываю, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил (громко, сильно), и как маленький (тихо). Затем закрываю игрушки ширмой и за ней воспроизвожу то громкие, то тихие удары в барабан. Дети должны отгадать и показать, какой из зайцев только что играл.

Эту игру необходимо разнообразить, заменяя зайцев другими игрушками разной величины.

Игра 3. Расставляю на столе несколько предметов (или озвученных игрушек). Манипулирую с предметами (постучу карандашом о стакан, погремлю коробкой с кнопками, погремушкой), дети внимательно послушают и запоминают, какой звук издает каждый предмет. Затем прикрываю их ширмой и прошу отгадать, какой из них сейчас звенит или гремит.

Эту игру можно варьировать: увеличивать (но не более чем до 5) количество предметов, менять предметы и игрушки, постепенно усложняя для детей задачу различения внеречевых звуков. В завершающих ее вариантах предлагаю ряд из нескольких озвученных игрушек или нескольких предметов, звучание которых различить достаточно трудно. Например, стакан, чашка, кружка металлическая, кружка керамическая и деревянный бочонок.

Игра 4. Демонстрирую детям, какие звуки издают различные предметы: ударяющийся о пол мячик; перекатывающийся в стеклянной банке, в керамической кружке шарик; сминаемая газета; разрываемая толстая бумага; передвигаемый стул и т.д. Затем эти же действия, но в другой последовательности произвожу за напольной ширмой, а дети рассказывают о том, что они слышат.

     

На втором этапе занятий детей учу различению одинаковых слов, звукокомплексов и звуков, ориентируясь на высоту, силу и тембр голоса.

Начать можно с такой игры. Дети по очереди выполняют роль водящего, который, стоя к ним спиной, должен определить, кто назвал его имя. Затем игра усложняется: дети уже зовут водящего не по имени, а произносят одно и то же слово «ау», а водящий отгадывает, кто сказал. И последний, наиболее сложный вариант игры состоит в том, что водящий то громко, то тихо произносит «ау», а дети должны угадать, издалека или вблизи он их зовет. Затем каждый ребенок по очереди произносит «ау» то громко, то тихо в зависимости от слов логопеда: «Мальчик далеко ушел от тебя» или «Он находится близко и зовет».

На занятиях по различению тембра голоса, силы и высоты звука можно проводить такие игры.

Игра 1. Показывает детям игрушечного котенка и прошу их внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко, - а как – когда далеко. Затем он произносит «мяу», чередуя силу голоса, а дети должны отгадать, близко или далеко мяукал котенок. Затем дети мяукают в зависимости от команды «близко» или «далеко».

Усложнение игры состоит в том, что дети начинают различать мяуканье, ориентируясь на тембр и особенности голоса говорящего. Например, объясняю детям, что котенок очень маленький и боится щенка, а потому мяукает жалобно, дрожа и замирая от страха. Дети по очереди мяукают, изображая разные состояния котенка, а водящий отгадывает его «настроение».

В вариантах этой игры дети учатся различать, например, далеко или близко гудит пароход, тихий и громкий звук «у-у-у»; какая дудочка играет – большая или маленькая, низкий и высокий звук «у-у-у»; плачет мальчик или девочка, низкий и высокий звук «а-а-а» и т.д.

Игра 2. Показываю игрушечных или изображенных на картинке трех медведей – большого, среднего и маленького. Затем, рассказываю сокращенный вариант сказки о трех медведях, произносит по ходу рассказа реплики и соответствующие звуки очень низким, средним по высоте и высоким голосом. Дети должны отгадать и показать, какой из медведей мог, так сказать.

Игра 3. Детям раздаются картинки с изображением домашних животных и их детенышей. Произношу каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом (му-у, бе-е, хрю и т.д.). Дети, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса, должны показать соответствующую картинку.

На занятиях третьего этапа дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу.

С этой целью провожу вначале такую игру. Показываю детям картинку, громко и четко произношу: «Вагон». Затем говорю детям: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Как только я ошибусь, вы хлопнете в ладоши». Произношу: «Вагон – вакон – фагон – вагон – факон – вагом» и т.д. После этого детям показываю следующую картинку или листок бумаги называю: «Бумага – пумага – тумага – бумага – пумага – бумака» и т.д. Дети, услышав неверно произнесенное слово, хлопают в ладоши. Вначале произносятся слова, легкие по звуковому составу, но постепенно они должны усложняться.

Усложнение подобных игр –упражнений происходит еще и за счет реакции детей на неправильно произнесенное слово. Например, поднимают в соответствии с моей инструкцией то красный, то зеленый кружок, что позволяет развивать внимание детей. Инструкции также усложняются постепенно, скажем, сначала дети поднимают красный кружок, если ошибусь, а затем красный, если заметят ошибку, зеленый, если слово произнесено верно.

На занятиях по различению близких по звуковому составу слов можно проводить и такие игры.

Игра 1. Размещаю на доске картинки, названия которых очень близки по звучанию. Например, рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи и т.д. Затем в определенной последовательности произношу 3-4 слова, а дети, отобрав соответствующие картинки должны расставить их на доске в порядке произнесения: в одну линию или в столбик в зависимости от инструкции.

Игра 2. Размещаю на доске в одну линию картинки: ком, бак, сук, ветка, каток. Каждому подходящему к доске ребенку даю картинку, которую он должен поместить под той картинкой, название которой наиболее близко по звучанию. В результате на доске должны получиться, примерно, такие ряды картинок:

   ком      бак     сук       ветка       каток

   дом      рак      лук      клетка     платок

   сом      мак      жук     пятка       листок

   лом      лак      тук                       моток

На четвертом этапе дети, будучи уже достаточно подготовленными, учатся различать слоги.

Начинать следует с такой игры. Произношу слоговой ряд, например, «на-на-на-па», а дети должны определить, какой слог лишний. Затем слоговые ряды усложняются: «на-но-на», «ка-ка-га-ка», «па-па-ба-па» и т.д.

Эту игру можно усложнить следующим образом. Вызываю водящего и говорю ему на ухо определенный слог, например, «па». Ребенок вслух повторяет его. Произношу или тот же слог вслед за ребенком, или близкий по звучанию. Происходит это примерно так:

          Ребенок – «па», логопед – «па»;

                         - «па»,                 - «ба»;

                         - «ка»,                - «га» и т.д.

Все дети после каждой пары слогов, произнесенных водящим или мной, также должны угадать, одинаковые слоги они сказали или разные. Чтобы можно было контролировать реакцию каждого ребенка, детям предлагаю, например, на одинаковые слоги поднять красный кружок, на разные – ничего не делать или же на разные поднять красный кружок, а на одинаковые – зеленый.

Понятно, что эта игра варьируется подбором дифференцируемых слогов, а уровень сложности дифференциации определяется как произносительными возможностями детей, так и последовательностью логопедической работы в целом.

Следует помнить, что сначала слог обязательно произносится на ухо водящему, поскольку такой способ, повышая интерес детей, мобилизует их внимание.

На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Причем начинать следует с дифференциации гласных звуков. Например, с такой игры.  Раздаю детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняю: «Поезд гудит –у-у-у, девочка плачет –а-а-а, птичка поет –и-и-и». Затем попеременно произношу эти звуки сначала удлиненно, а дети, реагируя на произнесенный звук, поднимают соответствующие картинки.

Игра после этого может усложниться следующим образом:

-  произношу звуки кратко;

- детям вместо картинок раздаю кружки трех цветов, и объясняю им, что каждый цвет соответствует определенному звуку;

- включать другие гласные звуки, на которые дети не должны реагировать.

Аналогичным образом проводится работа по дифференциации согласных звуков.

Задачей шестого этапа занятий является выработка у детей навыков элементарного звукового анализа.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы по теме: "Формирование фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые упражнения"

¨Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы работы по формированию фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи  через дидактические игры и игровые ...

Этапы коррекционно-логопедической работы по формированию фонематического анализа и синтеза

Этапы коррекционно-логопедической работы по формированию фонематического анализа и синтеза....

Работа по формированию фонематических представлений у детй старшей группы с ОНР

Презентация части работы по фомированию звуко-буквенного анализа у детй старшей группы с ОНР...

Особенности слухового и фонематического восприятия у детей с умственной отсталостью легкой степени. Этапы логопедической работы по формированию слухового и фонематического восприятия, анализа и синтеза у данной категории детей.

Слуховое восприятие- это процесс оказывающий огромное влияние на формирование речи у детей.Опираясь на заключения известных педагогов исследователей: М.Е.Хватцева, Р.Е.Левиной, Г.А. Каше, Е.Ф. Соботов...

Консультация для логопедов "Схема логопедической работы по формированию фонематических процессов у детей с нарушением речи"

В этом разделе представлена общая схема логопедической работы по формированию фонематических процессов у детей с нарушением речи, а также игры, используемые на каждом из этапов работы (консультация дл...

Этапы логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения. Формирование физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей независимо от вида их речевого дефекта.У большинства детей с речевыми нарушениями наблюдается слабое п...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию фонематических представлений у детей старшей логопедической группы (ОНР) «Путешествие в Страну Гласных Звуков»

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию фонематических представлений у детей старшей логопедической группы (ОНР)«Путешествие в Страну Гласных Звуков»...