Город Звуков. Конспект коррекционного логопедического занятия по фонетико-фонематическому восприятию для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Наталья Владимировна Кокорина

Тема: «Город звуков».

Цель: развивать творческое воображение, зрительное и слуховое восприятие, внимание, как основу для совершенствования фонетико-фонематического восприятия ребёнка;

 

Задачи:

  1. развивать умение производить звуковой и слоговой анализ звуков [а]-[о]-[э]-[и];
  2. согласовывать притяжательные местоимения мой, моя моё с сущ. мужского, женского и среднего рода;
  3. знакомить со звуком [И], буквой И, закрепить понятие гласные звуки;
  4. мягкую атаку голоса путём протяжного произнесения [и] с повышением и понижением тона;

 

Оборудование: мультимедийная установка, презентация по занятию; карта города Звуков с прикреплёнными карточками;

на каждого ребёнка блокнотик и карандаши красного цвета и простой; зеркало, звуковое обозначение звука [И];

 

Ход мероприятия:

1. Дети проходят в группу на полу разложена «карта», на которой  нарисованная только знакомая часть "Города Звуков".

Логопед: Как вы думаете, что это нарисовано? (карта)

Логопед: Карта чего? (город звуков, путешествуем по городу звуков, потому что без него не попадём в Страну Азбуки)

Логопед: С кем мы путешествуем по городу звуков? (Мудрая Сова, Лисёнок, Ёжик)

Логопед: Почему мы не видим жителей этого города? (они невидимы, они звуки, звук – невидим, его можно только услышать или увидеть)

Логопед: Посмотрите на карту, одна часть города Звуков прорисована с домиками.  А другая часть карты города пустая, почему? (потому что мы были в этих домиках, заходили в них) А какие домики звуков вы узнали? (звуки А, О, Э)

Логопед: Как звали детей, которые жили в домиках звуков? (Аня, Оля, эскимос)

Логопед: Продолжим наше путешествие с маленькими друзьями. Рассаживайтесь на коврики поудобнее. (дети рассаживаются на коврики)

Логопед: читаю историю

История про Ёжика, Лисёнка и Мудрую Сову.

Игрушки всё никак не могли согреться после посещения самого холодного домика в городе Звуков. Они даже вышли из поезда и начали делать зарядку. Но вот мимо них с жалобным писком пробежала мышка, а за ней гнался большой и лохматый кот. Смелые друзья кинулись в погоню за безжалостным котом, но никак не могли его догнать.  (слайд презентации) Перепуганная мышка юркнула в ближайший домик, кот тут же полез за нею. Он бы непременно её сцапал, если б подоспевшие его игрушки не схватили его за хвост. Все вместе они выволокли кота из дома и прогнали его, тем самым надолго отбив охоту обижать маленьких беззащитных зверюшек.

Поняв, что опасность ей больше не угрожает, мышка Иришка подошла к своим спасителям и запищала: «И-И-И….». «Что жы ты опять пищишь, глупенькая?» - спросил её Лисёнок, поглаживая серую шёрстку. «Это она не от страха, а от радости пищит», - объяснил ему Ёжик. 

Логопед: Как пищала мышка Иришка? (И) Значит и поговорим мы о звуки…. И.

2. 2.1. Логопед: Покажите на рисунке хозяина домика. Что это за звук?

Логопед: Что указывает на то, что в этом домике живёт звук И? (В горшочке растёт цветок ирис)

Логопед: Картинка, где изображено, как пищит мышка, обозначает звук И. Возьмите и посмотрите на свой речевой аппарат, который помогает нам произносить звук И. Что изменилось?

С помощью логопедического зеркала вместе с детьми определяем артикуляцию звука [И].

2.2. Упражнение «Подбор слов на заданный звук».

- Назовите имена детей со звуком И (Ира, Инна, Кирилл, Вика).

- Перечислите обувь, в названии которой слышится звук И. (сапоги, кроссовки, валенки, тапки)

Физминутка:

Собираем детвору, поиграть в одну игру. Покажите мне ребята, как живут в лесу зверята.

 

Как лисёнок просыпается?

Потягиваемся

Как бельчонок умывается?

Умываемся

Как зайчонок поскакал?

Скачем

Как волчонок пробежал?

Бежим

Как ежонок и ежиха собирают ежевику?

Приседаем

Только медвежонок спит, просыпаться не спешит.

Спим, присев на корточки.

 

3. Работа с рисунками:

 «Упражнение определи сколько звуков И слышится в словах?»,

открываем блокнотики на заданном рисунке.

Логопед: Назовите картинки и закрасьте красным цветом столько кружков, сколько звуков И слышится в каждом слове.

проводится звуковой анализ слов, ориентируемся на артикуляцию логопеда и свою собственную.

Логопед: Какое слово самое короткое? (кит) Какое слово самое длинное? (сапоги, малина)

«Отгадайте ребус»

Логопед: Перед вами две картинки, первая картинка — это звук …И, вторая картинка — это то, что насыпано в чашку, а насыпан в чашку … рис.  Если соединить звук [И] и слово рис, то получится, новое слово? (ирис)

4. Знакомство с буквой И.

Логопед: Это буква И. Какой звук обозначает буква И? ([И]).

Логопед: Заштрихуйте букву И сверху вниз красным карандашом.

После завершения работы в блокнотах дети вместе с логопедом играют в игру на согласование притяжательных местоимений «Мой, моя моё» с сущ. мужского, женского и среднего рода.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_gorod_zvukov_starsh_gr.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционного логопедического занятия по фонетико-фонематическому восприятию в старшей группе (по подгруппам).

Тема: «Город звуков».

Цель: развивать творческое воображение, зрительное и слуховое восприятие, внимание, как основу для совершенствования фонетико-фонематического восприятия ребёнка;

Задачи:

  1. развивать умение производить звуковой и слоговой анализ звуков [а]-[о]-[э]-[и];
  2. согласовывать притяжательные местоимения мой, моя моё с сущ. мужского, женского и среднего рода;
  3. знакомить со звуком [И], буквой И, закрепить понятие гласные звуки;
  4. мягкую атаку голоса путём протяжного произнесения [и] с повышением и понижением тона;

Оборудование: мультимедийная установка, презентация по занятию; карта города Звуков с прикреплёнными карточками;

на каждого ребёнка блокнотик и карандаши красного цвета и простой; зеркало, звуковое обозначение звука [И];

Ход мероприятия:

1. Дети проходят в группу на полу разложена «карта», на которой нарисованная только знакомая часть «Города Звуков».

Логопед: Как вы думаете, что это нарисовано? (карта)

Логопед: Карта чего? (город звуков, путешествуем по городу звуков, потому что без него не попадём в Страну Азбуки)

Логопед: С кем мы путешествуем по городу звуков? (Мудрая Сова, Лисёнок, Ёжик)

Логопед: Почему мы не видим жителей этого города? (они невидимы, они звуки, звук – невидим, его можно только услышать или увидеть)

Логопед: Посмотрите на карту, одна часть города Звуков прорисована с домиками.  А другая часть карты города пустая, почему? (потому что мы были в этих домиках, заходили в них) А какие домики звуков вы узнали? (звуки А, О, Э)

Логопед: Как звали детей, которые жили в домиках звуков? (Аня, Оля, эскимос)

Логопед: Продолжим наше путешествие с маленькими друзьями. Рассаживайтесь на коврики поудобнее. (дети рассаживаются на коврики)

Логопед: читаю историю

История про Ёжика, Лисёнка и Мудрую Сову.

Игрушки всё никак не могли согреться после посещения самого холодного домика в городе Звуков. Они даже вышли из поезда и начали делать зарядку. Но вот мимо них с жалобным писком пробежала мышка, а за ней гнался большой и лохматый кот. Смелые друзья кинулись в погоню за безжалостным котом, но никак не могли его догнать.  (слайд презентации) Перепуганная мышка юркнула в ближайший домик, кот тут же полез за нею. Он бы непременно её сцапал, если б подоспевшие его игрушки не схватили его за хвост. Все вместе они выволокли кота из дома и прогнали его, тем самым надолго отбив охоту обижать маленьких беззащитных зверюшек.

Поняв, что опасность ей больше не угрожает, мышка Иришка подошла к своим спасителям и запищала: «И-И-И….». «Что жы ты опять пищишь, глупенькая?» - спросил её Лисёнок, поглаживая серую шёрстку. «Это она не от страха, а от радости пищит», - объяснил ему Ёжик.  

Логопед: Как пищала мышка Иришка? (И) Значит и поговорим мы о звуки…. И.

2. 2.1. Логопед: Покажите на рисунке хозяина домика. Что это за звук?

Логопед: Что указывает на то, что в этом домике живёт звук И? (В горшочке растёт цветок ирис)

Логопед: Картинка, где изображено, как пищит мышка, обозначает звук И. Возьмите и посмотрите на свой речевой аппарат, который помогает нам произносить звук И. Что изменилось?

С помощью логопедического зеркала вместе с детьми определяем артикуляцию звука [И].

2.2. Упражнение «Подбор слов на заданный звук».

- Назовите имена детей со звуком И (Ира, Инна, Кирилл, Вика).

- Перечислите обувь, в названии которой слышится звук И. (сапоги, кроссовки, валенки, тапки)

Физминутка:

Собираем детвору, поиграть в одну игру. Покажите мне ребята, как живут в лесу зверята.

Как лисёнок просыпается?

Потягиваемся

Как бельчонок умывается?

Умываемся

Как зайчонок поскакал?

Скачем

Как волчонок пробежал?

Бежим

Как ежонок и ежиха собирают ежевику?

Приседаем

Только медвежонок спит, просыпаться не спешит.

Спим, присев на корточки.

3. Работа с рисунками:

 «Упражнение определи сколько звуков И слышится в словах?»,

открываем блокнотики на заданном рисунке.

Логопед: Назовите картинки и закрасьте красным цветом столько кружков, сколько звуков И слышится в каждом слове.

проводится звуковой анализ слов, ориентируемся на артикуляцию логопеда и свою собственную.

Логопед: Какое слово самое короткое? (кит) Какое слово самое длинное? (сапоги, малина)

«Отгадайте ребус»

Логопед: Перед вами две картинки, первая картинка — это звук …И, вторая картинка — это то, что насыпано в чашку, а насыпан в чашку … рис.  Если соединить звук [И] и слово рис, то получится, новое слово? (ирис)

4. Знакомство с буквой И.

Логопед: Это буква И. Какой звук обозначает буква И? ([И]).

Логопед: Заштрихуйте букву И сверху вниз красным карандашом.

После завершения работы в блокнотах дети вместе с логопедом  играют в игру на согласование притяжательных местоимений «Мой, моя моё» с сущ. мужского, женского и среднего рода.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ТНР. Тема: «Цветик - семицветик» (с участием родителей)

В конспекте занятия представлены игровые приемы, направленные на закрепление знаний, полученных детьми в течение года....

Коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Этот конспект  корекционо-развивающего занятия, направлен на  развитие зрительного восприятия. Возрастная категория- дети старшего дошкольного возраста. данный конспект был представлен на ко...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Конспект коррекционно-развивающего занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР...

«Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. "Дикие животные"

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ...

Методическая разработка. Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию зрительного восприятия для детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения "Перелётные птицы"

Формирование умений и навыков пространственной ориентировки у детей среднего дошкольного возраста с функциональными расстройствами зрения....

Конспект коррекционно-развивающего занятия на развитие познавательной сферы для детей старшего дошкольного возраста, испытывающих трудности с моторикой.

Формирование потребности и способности активно мыслить, развитие познавательных процессов, умение преодолевать  трудности при решении разнообразных умственных задач, развитие мелкой моторики....