Конспект НОД по формированию фонематических представлений у детей старшей группы на дошкольном логопункте. « Звук П».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Махова Вера Викторовна

Формирование фонематических представлений у дошкольников во время непосредственно образовательой деятельности на логопункте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_dlya_starshih_doshkolnikov_na_temu_zvuk_p.docx11.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию фонематических представлений у детей старшей группы на  дошкольном логопункте. « Звук П».

Махова Вера Викторовна , учитель-логопед,

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №39»,

г. Петропавловск-Камчатский

Тема. Звук "П".

Цели:

  • Учить четко произносить и давать характеристику звуку "П".
  • Учить выделять звук "П" среди согласных звуков из начала   слов.
  • Учить выполнять звуковой анализ слова "АП".
  • Закреплять понятие «согласный звук», познакомить с понятием «глухой согласный звук».
  • Закреплять умение изменять существительные в именительном падеже по числам.
  • Развивать мышление, внимание, память, мелкую моторику пальцев рук.
  • Укреплять мышцы глаз, развивать общую моторику.

Оборудование: «звуковая дорожка», символы звуков А, О,У, И, Ы, М, П; интерактивная доска ;  флипчарт «Паровозик», «Выбери картинку»; указка, зеркала на столах, символ «глухого» звука, символ «твердого» звука, фишка синего цвета, синие сигналы, экран для логопеда, мяч, слайд «Едет паровозик»; ромашки с картинками, синяя «полянка», красные и синие фишки, «окошки», картинки, цветные карандаши, мольберты.

Ход НОД.

содержание

примечания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Оргмомент.

- Ребята, я очень рада встрече с вами. Мы встретились, чтобы узнать много интересного, нового. Но посмотрите, что лежит у нас на пути?

(Звуковая дорожка)

- Правильно.  А это значит, чтобы пройти дальше, нам нужно расставить на ней символы звуков правильно. Я назову слово, а вы должны сказать, какой первый звук в этом слове, найти его символ и положить на дорожку.

аист

(первый звук в слове -  А)

- Найди символ этого звука и помести на дорожку.

(Слова: облако, игры, улица)

- А теперь   я назову слово, а вы должны сказать, какой последний звук в этом слове, найти его символ и положить на дорожку.

(Слова: шары, дом)

- На какие две группы разделились звуки?

- Какие звуки называются гласными?

- Почему звук "М" называется согласным звуком?

Сообщение темы занятия.

- Сегодня к нам  пришел гость. Но кто он, вы должны догадаться сами. Для этого отгадайте мою загадку.

Ем я уголь, пью я воду,
Как напьюсь – прибавлю ходу.
Везу обоз на сто колес.
И называюсь… (паровоз)

-Да, к нам приехал Паровозик из Ромашково. Он узнал, что в нашем саду живут очень дружные ребята и захотел с нами поиграть.  Отгадайте, а какой любимый звук у Паровозика?

(П)

- Давайте все вместе произнесем этот звук.

(произносят хором)

- А сейчас этот звук будут произносить те ребята, которых я назову.

(логопед указкой показывает на символ звука, а дети произносят этот звук по одному и правильно, не озвончая его)

 

Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

- Сядьте на стулья. Возьмите зеркала. Произнесите звук "П". Посмотрите на губы.

- Уберите зеркала. Что делают наши губы, когда произносят этот звук?

(смыкаются)

- Давайте покажем, как смыкаются наши губы.

(показывают руками)

- Как вы думаете, воздуху легко или трудно проходить через рот, когда мы произносим звук "П"?

- А что ему мешает?

-Что образуют  губы?

(преграду)

- Давайте проверим, что воздуху действительно трудно проходить через рот, и он встречает преграду. Поставьте ладонь перед губами и еще раз произнесите "П".

- Как вы думаете, можно ли петь или тянуть этот звук?

- Попробуйте.

- Вспомните, если воздух встречает на своем пути преграду, когда мы его произносим, то значит, звук "П" какой?

(согласный)

- Повторите хором, какой звук "П"?

- Повтори, Влад, какой звук "П"?

(повторяют все по одному)

- Почему звук "П" – согласный?

(его нельзя петь и тянуть, губы образуют преграду, воздуху трудно выходить)

- А теперь давайте послушаем, звучит ли голосок, когда мы произносим этот звук?

(определяют двумя способами)

- Ребята, если голос не звучит, когда мы произносим звук, то такой звук называется «глухой»

- Повторите хором, что еще узнали про звук "П"?

- Повтори, Влад, какой звук "П"?

(повторяют все по одному)

- Почему звук "П" – глухой?

(когда мы его произносим, то голос не звучит)

- Посмотрите еще раз в зеркало. Пальчики поставим в уголки губ и еще раз произнесем звук "П". Губы у нас не напрягаются. Звук "П" – твердый.

- Повторите, что мы еще узнали о звуке "П". Какой звук "П"?

(Произносят все по одному: твердый)

- Если звук согласный и твердый, фишкой какого цвета его надо обозначить?

(синего)

- Фишкой какого цвета будем обозначать согласный твердый звук?

(повторяют все дети)

- Что мы знаем о звуке "П"?

(Звук "П" согласный, твердый, глухой, мы его обозначили синей фишкой)

Выделение звука "П" на слух.

а) Игра «Сигнальщики»

- Паровозик очень рад, что вместе с вами узнал так много нового о своем любимом звуке "П", и он хочет поиграть в игру «Сигнальщики». Поднимайте сигналы только тогда, когда услышите звук "П".

(К, М, П, Ш, П, Т, П, П, В, С, П)

б) Игра «Поймай звук»

- А сейчас хлопайте в ладошки, когда услышите звук "П".

ПА, ТА,  МА, ПЫ, ЛЫ, КУ, ПУ,  ОК, ТО, ПО, ПЭ

Произношение звуков в слоговых сочетаниях и словах.

Игра «Эхо».

- Ехал наш паровозик и устал. Предлагает нам посидеть на полянке и поиграть в игру «Эхо».

- Тихо встаньте в круг. Сядьте на колени. Внимательно слушайте, запоминайте, что я скажу. Смотрите на мяч. Кому покатится мяч, должен, как эхо повторить:

ПА-ПО-ПУ, ПЫ-ПУ-ПА, ПА-ПЫ-ПУ и т.д.

 

Произношение звуков в словах.

- Ребята, подойдите к доске и встаньте в одну линию

- Паровозику надо привести детям картинки, в названиях которых слышится звук "П".  Давайте ему поможем.  Будем по одному выходить и выбирать нужную картинку. А остальные дети внимательно проверяют, нет ли ошибки.

- Но сначала я все эти картинки назову.

(пуговицы, пальто, паук, посуда, сок, полотенце, помада)

-Какую картинку ты поставил?

(Я поставил "пуговицы")

-Есть ли в слове звук "П"? Произнеси слово так, чтобы все этот звук услышали.

-Какой первый звук в слове «Пуговицы»?

- Назовите слова, в которых слышится звук "П".

- Что мы узнали о звуке "П"?

Игра «Что исчезло?».

- А теперь поиграем с паровозиком в игру «Что исчезло»? Когда вы отвернетесь, он спрячет одну картинку. А вам надо узнать, какую и назвать ее так, чтобы все услышали звук "П".

Физминутка.

- Паровозик очень рад, что вы ему помогли, и он повез картинки в разные города. Проводите глазками  паровозик.

- А теперь я буду называть один предмет, а вы несколько предметов,  и бросать мне мяч. Запоминайте свои слова.

(почка, полка, помада, пачка, порошок, палка)

Игра «Выбери картинку».

- Ехал наш паровозик и попал на ромашковое поле. Но ромашки на нем растут не простые. Вместо желтой серединки у них картинки. Давайте и мы прогуляемся по этому полю и наберем ромашек с картинками, в названии которых слышится звук "П". Идите за мной «паровозиком», я буду картинки называть, а вы должны выбрать только один цветочек.

- Сколько цветов насобирали. Давайте положим их на синюю полянку.

(Дети произносят название картинки, выделяя звук "П" голосом)

- Давайте все вместе назовем цветы на полянке.

- Почему наша полянка синего цвета?

- Что мы знаем о звуке "П"?

Звуковой анализ.  

- Очень понравилось паровозику играть на полянке. Он  даже прыгать научился.  А когда прыгал, то радостно кричал «АП!»

- А сколько звуков в этом слове?

(считают на пальцах)

- Возьмите карточку с двумя окошками.

- Слушаем, какой первый звук в слове А-А-А-П.

- Что знаете о звуке "А"?

-Возьмите красную фишку и положите в первое окошко.

- Какой второй звук (А-П)?

- Что мы о нем знаем? Какой фишкой обозначим? Возьмите синюю фишку и положите во второе окошко.

- Покажите звук "А", звук "П".

- Прочитайте слово.

- Сколько всего звуков в слове "АП"? Сколько гласных? Сколько согласных?

- Паровозик решил пошутить и убрал символ звука "А", поставил "О". Какое слово получилось? Прочитайте.

-Как из слова "АП" получилось слово "ОП"?

Развитие графомоторных навыков. Игра «Обведи картинку».

- Паровозику очень понравилось, как вы занимались. Он привез вам картинки. Нужно раскрасить ту картинку, в названии которой слышится звук "П".

 Итог занятия.

- О каком звуке сегодня говорили? Что мы о нем узнали?

- Давайте встанем в круг и будем  передавать друг другу в ладошку слова, в которых слышится звук "П".

Макет «звуковая дорожка», символы звуков А, О,У, И, Ы, М

флипчарт «Паровозик», дети подходят к доске

на мольберт выставляется символ звука «П», указка

индивидуальные

зеркала на столах

Выставляются:

символ «глухого» звука;

символ «твердого» звука ;

фишка синего цвета.

индивидуальные

синие сигналы, экран для логопеда

мяч

Флипчарт с картинками

мяч

картинки на ковре

синяя «полянка»

«окошки», фишки синие и красные, символы звуков А,О,П


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по формированию фонематических представлений у детй старшей группы с ОНР

Презентация части работы по фомированию звуко-буквенного анализа у детй старшей группы с ОНР...

Формирование фонематических функций у детей старшей группы. «Путешествие Муравьишки».

Цель: Развитие фонематических функций.Задачи:Образовательные: 1) Обобщить представления детей о многообразии растений и насекомых.2) Формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматичес...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию фонематических представлений у детей старшей логопедической группы (ОНР) «Путешествие в Страну Гласных Звуков»

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию фонематических представлений у детей старшей логопедической группы (ОНР)«Путешествие в Страну Гласных Звуков»...