Театрализованная игра, как средство социализации детей дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Бевз Ольга Александровна

Значение театрализованной игры трудно переоценить. Театрализованная игра имеет коллективный характер, способствует развитию партнёрских отношений между детьми, проявлению личностных качеств. Она помогает понять содержание литературного произведения. Развивает воображение, активизирует и расширяет словарный запас, память, совершенствуется моторика, координация. Педагогу необходимо руководить театрализованной деятельностью, это стимулирует детей к самостоятельным действиям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театрализованная игра, как средство социализации детей дошкольного возраста.

Наиболее доступным и интересным способом выражения и переработки впечатлений, знаний, эмоций является игра. Один из видов игры – театрализованная игра - эффективное средство социализации детей дошкольного возраста в процессе осмысления ими нравственного подтекста литературного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что создаёт благоприятные условия для развития партнёрских отношений и освоения способов позитивного взаимодействия. Театрализованные игры способствуют эмоциональному развитию: происходит знакомство с настроениями, чувствами героев, дети осознают причины их поведения. Большое значение театрализованные игры имеют для речевого развития детей: совершенствование монологов и диалогов, приёмов выразительности речи. И конечно же театрализованная игра способствует самореализации и самовыражению детей.

Но не всегда развивающий потенциал театрализованных игр в детских садах используется полностью, т.к. они применяются часто в качестве «зрелища» на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только жесты, но и интонации, движения во время репетиций. В конечном итоге выступление понравилось зрителям, но освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность. Из группы в группу детей сопровождает однотипный набор шапочек-масок, элементов костюмов. Младших дошкольников это привлекает, так как им нравится переодеваться, меняться. А старших дошкольников это не всегда удовлетворяет, поскольку не соответствует их познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возросшим возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей старшего дошкольного возраста.

Характерными особенностями театрализованной игры является литературная или фольклорная основа содержания, наличие зрителей. Игры делятся на игры-драматизации и режиссёрские игры. В играх-драматизациях дети выполняют роль с помощью комплекса средств вербальными и невербальными способами. Дети имитируют образы животных, литературных персонажей, воспроизводят диалоги на основе текста, разыгрывают сюжеты без предварительной подготовки. Создание образа, задача сложная, поэтому необходима специальная работа. В совместной деятельности воспитателя и детей вне занятий проводится ознакомление с текстом, работа по углублению восприятия: рассматривание иллюстраций, беседа по содержанию, дидактические игры, прослушивание аудиозаписей. Для понимания детьми образа героев, их состояний, поступков, настроений в ходе непрерывной образовательной деятельности по познавательному и речевому, художественно-эстетическому развитию используются подвижные, дидактические игры с текстом, лексические упражнения, рисование афиш, приглашений. Цель работы – обогащение эмоционального и познавательного опыта для драматизации.

Режиссёрская игра недостаточно хорошо изучена. В таких играх проявляются личностные качества детей. Режиссёрская игра является начальной ступенькой игр детей, в ней отражаются особенности воображения ребёнка. Режиссёрская игра помогает ребёнку понимать жизненные ситуации, представлять отношения между людьми, развивается самостоятельность, дети создают игровые ситуации с игрушками, приобретают необходимые умения и навыки для организации самостоятельной игровой, театрализованной деятельности, способствует преодолению неуверенности, трудностей в общении. Особенностью режиссёрской игры является то, что дети создают сюжет на основе события, которое оставило сильное впечатление. Атрибуты для игры ребёнок подбирает сам, часто использует игрушки-заместители. В режиссёрской игре развивается речь ребёнка, он подражает взрослым, меняет тембр, интонации. Для развития и формирования режиссёрской игры педагог  должен направлять игровую деятельность, помогать советом, рекомендациями, участием самого взрослого в игре. Взрослый дат ребёнку задание, которое способствует развитию и обогащению сюжета, создаёт условия для игры. Это помогает детям в усвоении новых игровых навыков, социальной компетентности.

Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что театрализованные игры станут средством самовыражения детей в разных видах творчества, способом самоутверждения в группе ровесников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство социализации детей дошкольного возраста

Данная презентация дает определение значения игры в жизни дошкольников, представлена классификация детских игр...

Проект "Подвижная игра как средство социализации детей дошкольного возраста"

Проект "Подвижная игра как средство социализации детей дошкольного возраста" расчитан на детей старшей-подготовительной группы....

Игра, как средство социализации детей дошкольного возраста.

Социализация человека осуществляется в социальной среде, которая его окружает (семья, школа, работа, друзья, сверстники и т. д.). В этом контексте стоит отметить, что дошкольный возраст является ...

Презентация "Игра - как средство социализации детей дошкольного возраста"

Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание буду...

«Сюжетно – ролевая игра, как средство социализации детей дошкольного возраста»

Игровая деятельность – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, характеризующийся воспроизведением в специфической форме действий и отношений взрослых.Сюжетно-ролевая игра в классифи...

Статья "Здоровьесберегающие технологии театрализованной деятельности, как средство социализации детей дошкольного возраста."

В данной статье раскрыта театральная деятельность, как средство социализации детей дошкольного возраста...