Всероссийская научно-практическая конференция «Игра как средство самореализации и самовыражения дошкольников» 26 ноября 2022 года. Тема доклада: «Театрализованные игры как средство самовыражения детей дошкольного возраста»
методическая разработка

Дерунова Елена Александровна

Театрализованные игры как средство самовыражения для детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Всероссийская научно-практическая конференция «Игра  как средство самореализации и самовыражения дошкольников» 26 ноября 2022 года.

Тема доклада: «Театрализованные игры как средство самовыражения детей дошкольного возраста»

«В моей Вообразилии, в моей Вообразилии,

Там царствуют фантазия во всем своем всесилии;

Там все мечты сбываются, а наши огорчения,

Сейчас же превращаются в смешные приключения.

В мою Вообразилию попасть совсем несложно,

Она ведь исключительно удобно расположена!

И только тот, кто начисто лишен воображения, -

Увы, не знает, как войти в её расположение!»

Борис Заходер

Значение театрализованных игр для дошкольников

В детском саду театрализованные игры направлены на формирование личностных качеств дошкольников. Этому способствует специфика данного вида деятельности, заключающаяся в воздействии на личность через художественный образ. Во время игры дети познают окружающий мир через музыку, образы и краски, решают личностные проблемы (например, преодолевают свои комплексы), самовыражаются и саморазвиваются, приобретают навыки общения и адаптации, учатся логически выстраивать ход мыслей и анализировать ситуации. Театрализованные игры также способствуют развитию нравственности у дошкольников, поскольку игровые действия основаны на литературных и фольклорных произведениях, содержащих в подтексте проблемы такого характера. Театрализованная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции. Их содержание, формы и методы проведения способствуют одновременному достижению этих целей. Поэтому можно создать систему педагогических мероприятий по развитию речи, познавательных и  творческих способностей  детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

При этом будет решаться комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях в соответствии с ФГОС ДО:

• социально-коммуникативное развитие;

• познавательное развитие;

• художественно-эстетическое развитие;

• физическое развитие;

• речевое развитие.

Задачи речевого развития:

• Обогащать и активизировать словарь детей;

• Развивать грамматический строй речи, предоставлять возможность активного экспериментирования со словами;

• Совершенствовать диалогическую и монологическую речь;

• Развивать интонационную выразительность речи;

• Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами, игрушками;

• Воспитывать эмоционально-положительное отношение к сверстникам, уверенность в себе;

• Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

Цели и задачи проведения театрализованных игр в детском саду

Проведение театрализованных игр предполагает решение ряда целей и задач, которые являются общими для воспитанников всех возрастных групп ДОУ:

  • Способствовать развитию таких качеств, как воображение, фантазия, мышление, память и наблюдательность;
  • развивать стремление к саморазвитию и любознательности;
  • формировать волевые черты характера;
  • развивать и тренировать выразительность речи;
  • способствовать раскрытию творческого потенциала.

Помимо этого, выделяют цели и задачи, которые являются специфичными для различных возрастных группы:

• способствовать развитию внимания и тренировке памяти;

• формировать умение слушать и понимать речь;

• способствовать формированию выразительности речи;

• развивать речевую и умственную активность.

• воспитывать умение правильно оценивать действия собственные и персонажей;

• формировать свободное проявление эмоций через мимику и жесты;

• способствовать обогащению и выразительности речи;

• развивать память, мышление, воображение, внимание;

 учить правильно оценивать себя и действия окружающих.

Особенности театрализованных игр в разных возрастных группах

Младшая

  • Формируется интерес к театрализованным играм и желание играть, дополняя отдельные реплики героев.
  • Драматизации как таковой ещё нет, но во время занятий воспитатель перевоплощается в персонажей и меняет интонацию, включая тем самым её элементы.
  • Дети пока не способны перевоплощаться в образы персонажей, а лишь подражают им, копируя внешние черты, не раскрывая особенностей поведения.
  • Происходит первичное знакомство с режиссёрской театрализованной игрой.
  • Фигурки пальчикового театра ребёнок использует совместно со взрослым.

средняя

  • Для детей становится важным не только процесс игры, но и результат, реакция зрителей.
  • Усложняются тексты: содержание несёт большую смысловую и эмоциональную нагрузку и отличается более интересными языковыми средствами.
  • Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счёт освоения игры-драматизации и настольного театра: мягкой игрушки, деревянный театр, действия на ширме и др.

Старшая

  • Театрализованная игра становится средством самовыражения личности и реализации способностей.
  • Углубляется игровой опыт за счёт освоения разных видов игры — драматизации и режиссёрской театрализованной игры.
  • Происходит частичный переход игры в речевой план за счёт объединения разных видов игр.
  • Дети заинтересованы играми «с продолжением» сюжета.
  • Игровой опыт углубляется за счёт освоения разных видов игры-драматизации и режиссёрской театрализованной игры (добавляются марионетки, куклы с «живой рукой» и тростевые).
  • В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных и произведения русских классиков.

Подготовительная

  • Усложняется нравственная составляющая материала: игровые тексты несут большую смысловую нагрузку в таких понятиях, как ответственность, долг, дружба, любовь и т. д.
  • Детям предоставляется большая свобода в действиях: самостоятельное распределение ролей, подборка костюмов, разработка сюжета.
  • Происходит совершенствование приобретённых навыков.

Методика проведения театрализованных игр в ДОУ

Соблюдение требований и методик способствует успешной организации игры.

Требования к играм

К организации этого вида игровой деятельности предъявляют следующие требования:

  • Содержание и тематика игр должна соответствовать возрасту, нести в себе смысловую (нравственную, ценностную и др.) и эмоциональную нагрузку.
  • Элементы театрализованных игр должны включаться в ежедневные занятия и во вовсе формы педагогического процесса.
  • Дети должны быть максимально активными при подготовке и проведении игр.
  • На всех этапах игровой деятельности поддерживается сотрудничество детей с воспитателем.

Этапы работы с игровым материалом

В педагогической практике принято выделять 3 этапа работы с игровым материалом:

  1. Восприятие материала литературных и фольклорных произведений: происходит знакомство детей с сюжетом сказок, потешками, считалками и др. Воспитатель может рассказывать наизусть или читать готовый текст. Если игра импровизированная, объясняется ситуация, которую дошкольники будут обыгрывать.
  2. Освоение специальных умений и навыков: объяснение воспитателем или знание детьми специфики деятельности театральных специальностей («актёр», «режиссёр», «сценарист», «оформитель» и «костюмер»), умение выполнять их роли.
  3. Самостоятельная творческая деятельность: после знакомства с текстом, разработкой реквизита, происходит переход к игре, где дети действуют самостоятельно, а воспитатель только направляет игру в нужное русло.

Работа по совершенствованию театрально-игровых навыков

Прежде чем приступать к игре, необходимо проводить с детьми подготовительные занятия. Для этого в педагогике разработано несколько основных методов совершенствования навыков:

  • Моделирование ситуаций. Метод предполагает выполнение заданий, тренирующих умение переключаться с одного действия на другое, контролировать жесты и мимику. Например, детям предлагают представить себя то лёгкими облачками, то массивными скалами и т. п.
  • Творческая беседа. Воспитатель ведёт диалог, активирующий творческое сознание детей, путём постановки проблемных вопросов. Например, просит представить и описать идеальный дом, игрушку и т. п. При этом должны быть заданы наводящие вопросы типа «Какого цвета?», «Сколько этажей в доме?», «Сколько комнат?» и т. д.
  • Ассоциации. Метод направлен на активацию творческих способностей ребёнка путём выстраивания ассоциативных рядов. Это помогает создавать на основе возникающих образов новых персонажей и т. п. Например, воспитатель называет слово «домовой» и спрашивает, что дети представили («маленький человек», «лохматый», «большой», «страшный», «добрый» и т. д.).

Важную роль в организации театрализованной деятельности играет воспитатель, умело направляющий этот процесс. Педагог должен не только выразительно декламировать или рассказывать что-либо, уметь смотреть и видеть, слушать и слышать, но и владеть основами актёрского и режиссёрского мастерства. Это способствует повышению творческого потенциала самого воспитателя и помогает совершенствовать театрализованную деятельность дошкольников.

Методы организации театрализованной деятельности

При организации театрализованной деятельности используются общие методы руководства театрализованной игрой: прямые  способы действия (воспитатель сам показывает способы действия) и косвенные  приемы  (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию).

В организации театрализованных игр также применяются практические методы обучения: игра, метод игровой импровизации, упражнения, метод действенного анализа (этюдная методика, инсценировки и драматизация).

Из словесных методов можно использовать такие, как: рассказ, чтение, рассказы и пересказ детей, беседы, разучивание произведений устного народного творчества.

Исходя из этого, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации непосредственно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость также позволяет каждому ребенку проявить собственную активность, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности, раскрепостить движения. Полученный при этом опыт они могут применить в любом другом виде деятельности, будь то домашний спектакль или любое другое мероприятие.

Рекомендации к проведению

Театрализованные игры эффективны на любых занятиях и в различных видах деятельности. Для более успешной организации игры следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • Внимательно слушайть ответы и предложенные детьми варианты:  задача воспитателя  поправить, если что-то идёт не так или ребёнок не совсем понял свою задачу. Например, поручили ему  роль «костюмера», но он предлагает хорошие дополнения сценария. Внимательно выслушав все варианты,  можно использовать их в игре, а также вовремя объяснить ребёнку его задачу или поменять ему исполняемую роль.
  • При отсутствии ответов нужно  переходить  к действиям персонажа. Если видно, что ребёнок не совсем понимает, что именно от него требуется в роли персонажа, нужно задать ему вопросы, которые помогут представить, как действует его герой, какое у него настроение и т. д.
  • Необходимо стремиться  вызвать радость после проделанной работы, находить  для этого разные способы поощрения: аплодисменты, сладкие призы и др.

Наглядные материалы для театрализованных игр в детском саду

Специфика театрализованных игр предполагает наличие разнообразных наглядных пособий. К материалам предъявляется ряд требований:

  • соответствие возрастным возможностям детей;
  • прочность, безопасность, гигиеничность;
  • доступность, простота по конструкции, условность при исполнении;
  • привлекательность, эстетический вид, соответствие материала форме и конструкции.

Наглядные пособия к играм могут быть различными, например:

  • театрально-игровой материал (игрушки, куклы, плоскостные фигурки, пальчиковые персонажи и др.);
  • дополнительный реквизит: плоскости, стол, фланелеграф, ширмы, проекционный аппарат и т. д.;
  • декорации (плоскостные, полуобъемные, с устойчивой и подвижной основой или статические, нарисованные, сконструированные);
  • элементы костюмов (шапочки, манишки, маски, плащи, фартуки, манжеты и др.).

Театрализованные игры в детском саду способствуют активному творческому, эмоциональному и психофизическому развитию дошкольников. Ответственный подход к выбору различных видов игровой деятельности и их комбинирование, а также выполнение методических требований позволяют достигать максимальных результатов в этой сфере.

Формы организации театрализованной деятельности

Эффективность детской театрализованной деятельности и создание оригинальных сценических образов обусловлены степенью готовности дошкольника к ним.

Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал.

Исходя из задач по развитию театрализованной деятельности с дошкольниками, определяется ее содержание работы в детском саду.

Формы организации могут быть различными.

 Например, Л. В. Куцакова и С. И. Мерзлякова выделяют:

- занятия: фронтальные, подгрупповые и индивидуальные,

- праздники, развлечения, спектакли, театрализованные действия.

 Основная форма – занятие.

Развитие театрализованной деятельности/игры – «Лесенка успеха»

№ п/п

Этапы развития театрализованной игры

Роль воспитателя

1.

Обогащение жизненного опыта ребенка яркими впечатлениями

 «артист, фокусник»

2.

Совместная деятельность

«партнер, «вкусный собеседник»

3.

Самостоятельная деятельность детей

Наблюдатель, «дирижер»

4.

Самодеятельность

«очарованный зритель»

Театрализованная деятельность объединяет в целое  - (слово+музыка) + (образ+танец) +  изобразительная деятельность.

«Генезис становления театрализованной деятельности как разновидности художественной деятельности включает в себя -  восприятие, исполнение  как развитие специальных умений и  творчество»   - Н.А.Ветлугина.

Соответственно  ФГОС ДО п.3.2.5.

 Условия, необходимые для создания  социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста:

• организацию видов деятельности, способствующей развитию мышления, речи, общения, воображения и  детского творчества;

• поддержку спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.

Виды импровизаций

Творческий продукт – результат деятельности детей

Музыкальные

Придумывание мелодий, музыкально-ритмических движений или звукового сопровождения образа

Речевые

Поиск эмоционально-образных определений характера и передача их смыслового значения через интонационную выразительность: радостно, тревожно, грустно, испуганно и т.д.

Пластические

«пластическое интонирование», передача образа в характерных движениях

Изобразительные

Создание персонажей кукольного театра, эскизов костюмов для действующих  лиц, декораций, оформление афиш и программ представлений

Современные тенденции театрализованной деятельности

«Зрелище»  на праздниках

Невмешательство взрослого

  1. Обучение быть «хорошим артистом»: заучивание с детьми не только текстов, но и интонаций, движений в ходе большого числа индивидуальных им коллективных репетиций;
  2. Освоенные  таким образом умения не переносятся в свободную игровую деятельность!!!
  1. Однотипный набор шапочек-масок, элементов костюмов, фигурок героев, переходящих из группы в группу;
  2. Привлекательность для малышей (возможность переодеться, а значит – измениться);
  3. Почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5-7 лет при наличии интереса и потребности в ней

Развивающий потенциал театрализованных игр

  1. Художественное образование и воспитание детей; формирование эстетического вкуса;
  2. Нравственное воспитание в процессе осмысления нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения;
  3. Развитие коммуникативных качеств личности (освоение вербальных и невербальных видов общения); речи (диалога и монолога);
  4. Эмоциональное развитие (знакомство с чувствами, настроениями героев; освоение способов их внешнего выражения; осознание причин того или иного настроя);
  5. Развитие памяти, образного мышления, воображения, фантазии;
  6. Развитие активности, инициативности (средство самовыражения и самореализации ребенка);
  7. Создание положительного эмоционального настроя, развитие чувства партнерства, разрешение конфликтных ситуаций через игру, снятие напряженности…

Система работы по развитию театрализованно-игровой деятельности

  1. Художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
  2.  Создание драматического содержания, т.е. интерпретация, переосмысливание заданного литературным текстом сюжета или сочинение вариативного или собственного сюжета!!!
  3. Освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);
  4. Исполнение собственного замысла, т.е. умение адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики!!!
  5. Самостоятельная творческая деятельность;
  6. В оформлении спектакля (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, музыкального сопровождения, афиш, программок;

Театрально-игровая деятельность как

самоценная свободная и творческая деятельность дошкольника проявляется:

- как разновидность художественной деятельности; интегрируется со следующими видами деятельности: музыкальная, литературная, изобразительная…;

- как творческая сюжетная  игра, бытующая в самостоятельном игровом опыте ребенка.

Театрализованные игры  - это игры представления, в которых в лицах с помощью выразительных средств разыгрываются различные ситуации (литературные, жизненные).

«Проживание» ребенком различных ситуаций  как форма организации опыта ребенка – выражение своего отношения к ситуации; выявление и обозначение смысла ее в символической форме).

Сюжет – это та сфера деятельности, которая определена автором текста и моделируется, воспроизводится в театрализованной игре.

Содержание игры – то, что именно воспроизводится в сюжете, т.е. моделирование социальных отношений и ситуации в окружающем мире.

Театрализованная игра – что это такое?  Репетиционный процесс технических навыков или использование свободной игровой природы детского творчества?

Классификация театрализованных игр:

- театрализованные игры,  регламентированные рамками авторских текстов:

•  если дети-актеры, образы в ней создаются из нескольких компонентов:  речи (интонационная выразительность), движений (мимика и пантомимика) и реквизита;

•  если актеры – театральные куклы в руках детей, то образы создаются с помощью речи, движения куклы (движений кукловода), умения этими куклами управлять, реквизита и декораций.

- без зрителей;

-  театрализация  -  характер концертного исполнения: если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы) или в форме массового сюжетного зрелища.

Классификация театрализованных игр по Программе «Детство»:

Игры-драматизации, когда ребенок исполняет роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности:

• игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей,

• ролевые диалоги на основе текста,

• инсценировка произведений,

• постановка спектаклей по одному или несколько произведениям,

• игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

 Режиссерские игры:

• «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист  и режиссер», управляет «артистами». Озвучивая, героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности;

• разнообразие театров.

Игры и упражнения на подражание.

 Тематика и содержание упражнений отражают понятные детям явления окружающей действительности, раскрывают знакомые образы животных и птиц, действия человека. Дети также могут имитировать движения игрушек. Игры и упражнения  на подражание направлены на освоение выразительности жестов и движений.

Игра-превращение как форма  организованной  деятельности  с детьми (по Т.Н.Дороновой)

  1. Эмоциональное обозначение роли педагогом с использованием имитации,  потешек, песенок, загадок, стихов;
  2. Раскрытие образа, характерных черт с учетом последующей детской деятельности;
  3. Мотивация детей к превращению через «сказочную формулу», «зовущие слова»;
  4. Уточнение принятия роли детьми через общение и игру-имитацию;
  5. Интересная увлекательная детская игровая деятельность (игровая, коммуникативная и их сочетание);
  6. Завершение игры через «сказочную формулу», «зовущие слова».
  7. Игры-диалоги;
  8. Игры-инсценировки – рассказывание сказки, общение, моделирование сказки (поиграем в волшебников), разыгрывание сюжетов и этюдов, подобрать определения к заданному слову, найти средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях, пополнение словаря эмоционально-оценочной лексикой;
  9. Игры-импровизации – особый вид творчества, в котором сочинение происходит непосредственно в процессе его исполнения (в музыке, танце, театре, поэзии и др.); ищем средства выразительности – интонация, мимика, жест, поза, походка – цель: поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя интонацию, мимику, ест, позу, движение.

Сергей Образцов  «Текст произведения  - это не табу, а повод для театрального эксперимента. Кукольная пьеса больше, чем какая-то ни была другая, должна быть пьесой действия, движения. Интрига должна развиваться стремительно, препятствий, поставленных на пути развития этой интриги, должно быть много».

Любое представление имеет необходимые элементы:

Экспозиция (пролог) – завязка развитие действия – кульминация – развязка – послесловие (пролог).

Для составления сюжета можно взять один или несколько литературных источников, Сюжет должен быть увлекателен, динамичен в развитии действия, с конфликтными ситуациями. Необходимо сохранить всю художественную ценность произведения.

Чтобы подчеркнуть яркость образа какого-либо героя, особенно в сценариях по мотивам русских народных сказок, в него включаются народные песенки, потешки, загадки, прибаутки.

Ребенок познает мир через игру. Для него это - серьезная работа. И, каждая детская игра, неизменно превращается в театрализованное действие: он играет, он озвучивает, он придумывает собственные сюжеты, или обыгрывает что-то знакомое. Впрочем, его героями могут быть не только известные сказочные персонажи или игрушки.

Современная педагогика стремится понимать ребенка и говорить с ним на его языке. Наиболее успешные сегодня методики развития и обучения дошкольников уже не напоминают свод строгих правил и ограничений. В них очень широко используются приемы театральной игры, драматизации. И это приносит ожидаемые плоды.

Популярные среди современных родителей  программы развития: по Монтессори, по методике Н. А Зайцева и некоторые другие предлагают театральные игры, как один из основных методов обучения.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Театрализация – не просто развлечение, но и отличное средство для развития уникальной, неповторимой личности ребенка.

С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и творческого потенциала дошкольников. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.

Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.

«Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие детей…»   Б. М. Теплов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство обучения детей дошкольного возраста»

Педагогическая ценность сюжетно-ролевой игры состоит в том, что в процессе игры помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, взятой на себя ролью или правилами, возникают реальные, действительные, регул...

Презентация на тему «СЮЖЕТНО - РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ»

Министерство образования иркутской области областное государственное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, санаторный детский дом для...

Театрализованные игры, как средство самовыражения ребенка дошкольного возраста

Теарт - зто волшебная страна, в которой ребенок радуется играя, в игре он познает мир. Раскрыть дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, со взрослыми в единое вол...

РЕФЕРАТ Тема: «Сюжетно-ролевая игра как средство саморазвития детей дошкольного возраста».

В данном реферате раскрывается проблема саморазвития ребенка в сюжетно ролевой игре....

Театрализованная игра, как средство социализации детей дошкольного возраста

Значение театрализованной игры трудно переоценить. Театрализованная игра имеет коллективный характер, способствует развитию партнёрских отношений между детьми, проявлению личностных качеств. Она помог...

Выступление во всероссийской научно-практической конференции: "Современное образование: опыт, инновации и перспективы" с докладом на тему: " Использование игровых занимательных технологий в развитии логического мышления и умственных способностей у детей "

Логика, логическое мышление – понятия, о которых, казалось бы, рано говорить в дошкольном возрасте. Ведь умея логически рассуждать, анализировать, обобщать, делать правильные выводы обладает не ...

II Всероссийская научно-практическая конференция «Образование в регионе: проблемы и векторы развития». Выступление по теме: «Школа начинается с детского сада: взаимодействие с социумом средствами ИКТ". 06.04.2022 г.

Школа начинается с детского сада: взаимодействие с социумом средствами ИКТ. Опыт дистанционного образования с использованием развивающей платформы «Робоборик».Мы уверены, что в нашем дошко...