«Портфолио дошкольника как инновационная технология в ДОУ»
материал

Дехканова Елена Вкторовна

Портфолио дошкольника —это первый шаг в открытии малышом своего Я: своих чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий большого мира через призму детского восприятия. В живом общении с близкими ребенок учится по-новому смотреть на мир семьи, детского сада, родного города, страны.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologi_port.docx17.29 КБ

Предварительный просмотр:

2017

«Портфолио дошкольника

как инновационная технология в ДОУ»

Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании. Преимуществом технологии «Портфолио» в ДОУ является то,что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагогов и родителей, коллег, представляя собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы. Это форма непрерывной оценки, способ совершенствования образовательного процесса.

Портфолио дошкольника —это первый шаг в открытии малышом своего Я: своих чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий большого мира через призму детского восприятия. В живом общении с близкими ребенок учится по-новому смотреть на мир семьи, детского сада, родного города, страны.

Портфолио дошкольника — это копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это показатель творческих успехов ребенка.

Самому ребенку и его родителям очень трудно представить и отследить весь путь пребывания в детском саду, сфокусировать свое внимание на положительных моментах жизни, запомнить все удачные, счастливые минуты общения с взрослыми и сверстниками. А ведь это, несомненно, способствует развитию уверенности в себе, повышает социальную компетентность, развивает субъективность и адаптивность в каждом ребенке.

Работа по портфолио дошкольника основана на признании индивидуальной неповторимости ребенка, которая проявляется в его характере, в разнообразии интересов, качестве познавательных процессов. Все эти параметры можно проследить, создавая условия для личностно-делового общения с ним, отдавая предпочтение наблюдению как основному методу изучения личности ребенка.

Портфолио дошкольника - это всегда портфолио - собственность. Это его любимая книга, которую он сам создавал вместе с родителями, воспитателями. В ней он рассказывает о своей жизни, выражает свои интересы, желания, мечты.

Для ребенка особое значение имеет оформление портфолио.

 Портфолио должно привлекать, заинтересовывать. Вместе с тем

страницы должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было понятно. Этому способствуют рисунки, символы, эмблемы. Чтобы было легче изменять, дополнять портфолио я решила сделать его виде папки с файлами.

Цель портфолио :

Целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта.

Задачи портфолио :

1. создание ситуации успеха для каждого ребенка, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

2. максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

3. развитие познавательных интересов детей и формирование готовности к самостоятельному познанию;

4. формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации творческого роста;

5. формирование положительных нравственных качеств личности;

6. приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный»«я идеальный»);

7. формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Внедряя портфолио в деятельность нашей группы, мы отбирали варианты разделов и рубрик, продумывали возможное их содержание. В ходе нашей работы появлялись и новые рубрики, предлагаемые детьми или взрослыми на основе интересных событий или проявлений детей группы.

Работу над  портфолио мы проводили индивидуально и с подгруппой детей. В процессе работы над портфолио формировали у детей умение обмениваться мнениями, обсуждать материалы друг друга, выслушивать предложения, делиться своими успехами.

В создании портфолио группы очень важно было сделать родителей своими союзниками в этом непростом деле. Поэтому на начальном этапе мы привлекали активных, неравнодушных родителей, постепенно вовлекая и остальных.

Так же в создании портфолио важным было научиться наблюдать. Мы старались замечать все новое и интересное и непременно фиксировать в портфолио своей группы.

Так же мы использовали портфолио как дополнительный материал при изучении семьи – уклада ее жизни, интересов, традиций, наблюдая за детьми и их родителями. В процессе создания портфолио мы отмечали, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.

Определенную помощь в создании портфолио мы оказывали родителям памятками, консультациями.

Работа над созданием портфолио позволила сблизить интересы родителей и нас, так как в данном деле в центре внимания находился ребенок.

Папы и мамы, увлеченные идеей портфолио, не только по-иному видели своего ребенка, восхищаясь и радуясь его успехам, но и открывали новые таланты у себя. Так появлялись электронные портфолио, стихотворные подписи к фотографии, рисунки и др.

Портфолио нашей группы мы начали с оформления странички «Давайте познакомимся», содержанием которой стали фотографии группы, фотографии воспитателей и рассказ детей.

Сюда же были включены странички (разделы) «Наши девочки», «Наши мальчики».В разделе мы отразили отдельные описания девочек и мальчиков группы. Мы указывали их имена, увлечение, любимые игрушки, занятия.

Сюда же мы поместили разделы «Наши родители», «Моё родословное древо», где дети вместе с родителями приготовили фотографии и рассказы «Кем работают наши родители», и представили свои родословные деревья.

Беседуя с родителями об этих разделах, со слов было записано, что было очень интересно участвовать в этом.

Следующие разделы мы посвятили «Нашему любимому детскому саду». Туда мы поместили странички «Мы любим заниматься», «Наше творчество», «Наши праздники». Туда мы включили фото, рассказы детей, рисунки.

Следующий раздел нашего портфолио «Наши мечты». Воспитанники нашей группы искренне говорили о своих мечтах.

В начале года воспитанники группы начали сочинять загадки, сначала они получались короткие и не содержательные, но к концу года уже более развернутые и интересные, и мы решили завести страничку «Наши достижения». Туда же мы поместили наши грамоты, благодарности за участие в выставках, музеях, конкурсах, соревнованиях и т.д.

Затем мы включили еще одну интересную страничку -  «Пожелания родителей». В этот раздел родители пишут нам и детям свои пожелания самые добрые и радостные. Нам было приятно работать с такими забавными и замечательными детьми и их родителями.

                                                             Воспитатель

                                                                 Дехканова Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОУ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ.

Кажется, сегодня нет никаких оснований использовать систему инновационной оценки «Портфолио» в дошкольном учреждении, но часто задаваемые вопросы родителями будущих первоклассников подталкивают педаго...

«Портфолио дошкольника как инновационная технология реализации преемственности между ДОУ и начальной школой».

МБДОУ детский сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка»     ПРОЕКТ«Портфолио дошкольника как инновационная технология реализации преемственности между ДОУ и начальной школо...

«Портфолио дошкольника как инновационная технология в ДОУ»

Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании.  Преимуществом технологии «Портфолио» в  ДОУ является то, ...

«Портфолио дошкольника как инновационная технология»

Портфолио дошкольника — это, прежде всего, копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, это своеобразный маршрут развития ребенка. Соб...

«Портфолио воспитанника как инновационная технология».

laquo;Портфолио воспитанника как инновационная технология»....

Портфолио дошкольника как инновационная технология реализации преемственности между ДОУ и начальной школой

Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребёнка в детском саду. Ведение портфолио позволяет целенапра...