«Портфолио дошкольника как инновационная технология»
консультация по теме

Портфолио дошкольника — это, прежде всего, копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, это своеобразный маршрут развития ребенка. Собирая специальную папку - портфолио, можно не только фиксировать успехи ребенка, но и проследить динамику, оценить сильные стороны его развития. Основной смысл портфолио — показать все, на что способен ребенок. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Портфолио дошкольника, как инновационная технология Подготовила Рубан Л. А., воспитатель I кв. категории МАДОУ детский сад «Чайка» 2017 г.

Слайд 2

Портфолио дошкольника — это: способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в определенный период его развития, которые демонстрируют его усилия, прогресс или достижения в определенной области

Слайд 3

Цель портфолио дошкольника систематизирование и фиксирование результатов развития ребёнка, его достижений в различных областях, демонстрирование его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

Слайд 4

для сбора достижений накопительное тематическое Портфолио может быть:

Слайд 5

Задачи портфолио поощрять его активность и самостоятельность; формировать навыки учебной деятельности; содействовать индивидуализации образования дошкольника; закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации; укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка. создать для ребенка ситуацию переживания успеха; поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;

Слайд 6

Условия Добровольность Индивидуальность Систематичность Обязательность

Слайд 7

Этапы создания портфолио 1 этап - подготовительный 2 этап – непосредственно создание портфолио

Слайд 8

Виды портфолио Электронное портфолио Портфолио-раскраска Портфолио традиционное, в виде папки

Слайд 9

Структура портфолио дошкольника

Слайд 10

Познакомьтесь, это я!

Слайд 11

Это вся моя семья! .

Слайд 12

Это мой любимый друг Это все друзья вокруг

Слайд 13

Посмотрите, я расту

Слайд 14

Я умею рисовать, петь, лепить… Я вообще люблю творить

Слайд 15

Здесь хочу я побывать…

Слайд 16

Быть умным сил я не жалею, вот что я уже умею

Слайд 17

Предполагаемый результат Для ребенка: Развитие познавательной активности и творческих способностей. Расширение кругозора. Формирование самооценки. Развитие связной речи, умение составлять связный рассказ. Формирование информационной, учебно-познавательной и социо - культурной компетенции.

Слайд 18

Для родителей : Участие родителей в жизни ДОУ Установление положительного взаимодействия с детьми и педагогами группы на основе совместной деятельности. Специалисты группы: Создание продукта инновационной деятельности Развитие у воспитанника связной речи, умения составлять связный рассказ. Развитие познавательного интереса, расширение кругозора и творческих способностей. Формирование у воспитанника информационной, учебно-познавательной и социо - культурной компетенции.

Слайд 19

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

1 слайд

«Портфолио дошкольника как инновационная технология»

Ребенок растет, развивается, умножает свои знания и умения уже с первых недель жизни.  Родители снимают его на видеокамеру, фотографируют, т.е. всячески стараются сохранить для истории драгоценные мгновения.

Но как-то так получается, что в основном фиксируются физический рост и внешние изменения детей. А их внутренний мир, интересы, удивительные открытия, творческие работы детей и смешные высказывания  остаются "за кадром".

Решением этой проблемы может стать детское портфолио. Объясните малышу, что за «волшебную книжку» вы вместе начинаете собирать и для чего. Не надо опасаться, что ребенок «не поймет» или «быстро охладеет».

Поймет! Уже с 3-летнего возраста все без исключения малыши любят яркие книги.

Не охладеет! Книжка о себе самом – самая интересная. Она «с восторгом примет» все творческие работы, с «особым вниманием отнесется» к удивительным фантазиям, а через некоторое время «с любовью напомнит» о том, «каким еще год назад ты был маленьким!»

       

          2 слайд

Портфолио дошкольника — это, прежде всего, копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, это своеобразный маршрут развития ребенка.

3 слайд

В отличие от домашнего альбома, который делается для того, чтобы было что вспомнить, когда ребенок подрастет, портфолио дошкольника преследует совсем иные цели. Необходимо чётко понимать цель создания портфолио.

4 слайд

В зависимости от цели оно может быть:

  • для сбора достижений - отражать результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительной деятельности, спортивные достижения и т.д.)
  • накопительное, когда информация собирается за определённый период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени;
  • тематическое портфолио составляется исходя из темы. Например, «Мои увлечения», «Моё домашнее животное» и т. д


5 слайд

Задачи портфолио вы видите на экране.

Собирая специальную папку - портфолио, можно не только фиксировать успехи ребенка, но и проследить динамику, оценить сильные стороны его развития. Основной смысл портфолио — показать все, на что способен ребенок.

6 слайд

Чтобы портфолио достигло своей цели, необходимо соблюдать ряд условий. Одно из главных условий – это добровольность. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно.

Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.

Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.).

7 слайд

Выделяют два этапа в создании портфолио.

1 этап - подготовительный - подбор детских фотографий и рисунков, коллекций. Придумывание рассказов о питомцах и любимом растении, членах семьи. Составление генеалогического древа и герба семьи.

2 этап – непосредственно создание портфолио - отбор понравившихся картинок из интернета, послуживших фоном для презентации, сканирование рисунков и фотографий. А затем вставление их в работу.

8 слайд

Портфолио может иметь несколько видов:

  • Электронное портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.

Но не все педагоги и родители владеют компьютерной программой Power Point, и не в каждом учреждении, особенно в группе, есть компьютер.

  • Портфолио-раскраска – это привлекательный вид портфолио для ребёнка, поскольку в ней он сам может раскрашивать странички и наклеивать готовые изображения.
  • Печатное портфолио – одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.

Любое портфолио должно привлекать в первую очередь самого автора  -  ребенка. Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации.

9 слайд

Строгих ГОСТов  и жёстких требований к портфолио пока не существует и  это радует. Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, придумать что-то своё, оригинальное.

Работа начинается с титульного листа. На этом листе содержится информация о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата создания портфолио).

10 слайд

Могут быть следующие рубрики.

«Познакомьтесь, это я!»

Раздел пополняется данными о рождении, знаке зодиака, информацией, кто из знаменитостей родился в этот день. Можно поместить информацию о том, что означает имя ребёнка.

11 слайд

«Это  вся  моя семья!» - помещаются фотографии членов семьи, генеалогическое древо и герб семьи. Каждое изображение дополняется рассказом.

       

         12 слайд

«Это мой любимый друг». Это может быть рисунок или фото любимой собаки или кошки.

«Это все друзья вокруг». Фотографии из детского сада, с друзьями со двора и пр. Родители  помогают  собирать информацию, оформлять.

         

        13 слайд

«Посмотрите, я расту». Эту рубрику можно подразделить на две:

«Вот какой я большой» - здесь последовательно вклеиваются портреты, сделанные в день рождения. Желательно, чтобы они были однотипными, т.е. все в полный рост, или все поясные или только личико, сюда вносятся показатели физического развития ребёнка, можно прорисовать ладошку ребёнка на разных возрастных этапах.  Ребёнок  может  наблюдать,  как меняется  его  внешность  с  возрастом (как он взрослеет)

  • «Чему я научился» - прописываются умения и навыки, которые ребёнок приобрёл за прошедший год.

14 слайд

«Я умею  рисовать,  петь, лепить…Я  вообще люблю  творить» 

В данный раздел можно включить фото ребёнка за «творчеством», работы ребёнка, сделанные своими руками или их фотографии. Ребёнок  может  видеть,  как  меняются  его  работы  (как формируется тот или иной навык)

15 слайд

«Здесь хочу я побывать…» 

Рисунки или фотографии (вырезки из книг, журналов) тех мест, где мечтает побывать ребёнок. Развивается воображение ребёнка, формируется желание узнать новое.

16 слайд

«Быть  умным сил  я  не  жалею,  вот  что я уже умею». 

Можно  вложить  тетрадку,  с которой  ребенок  ходил  на занятия, а можно выбрать отдельные,  наиболее  удачные листы, поместить грамоты, благодарственные письма и т. д.

Родители  и  педагоги  могут  наблюдать  за  динамикой  развития ребёнка,  за  динамикой  формирования  того  или  иного  навыка ребёнка

Приведенная структура «Портфолио дошкольника» примерна, и является результатом адаптации портфолио школьника для детей дошкольного возраста. Можно придерживаться предлагаемой компоновки, а можно её изменить, полагаясь на собственное видение конечного результата.

17 слайд

Работа над созданием портфолио позволяет сблизить всех его участников: родителей, педагога, ребёнка. Это своеобразный отчёт определённого жизненного пути маленького человечка.  Портфолио дошкольника может стать не только предметом его гордости, но и инструментом самопознания, важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии "ребенок - родители". А работа над его составлением - интереснейшим духовным взаимообогащением.

Трудно подвести итоги работы с портфолио с помощью цифр, т.к. она нацелена на долгосрочный результат, который, возможно, найдет отклик в душе ребенка, когда он станет старше и начнет оценивать себя с позиции успешности и реальных жизненных достижений. Вот тогда, мысленно вернувшись в детство, он поймет, что первые шаги к воспитанию своей уверенности он заложил еще в дошкольном возрасте под руководством близких и любящих взрослых – родителей, педагогов.

 

18 слайд

Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их.

Работая над составлением портфолио, родители и ребёнок не только поддерживают постоянный интерес к учебно – познавательной деятельности, вместе с этим они приобретают бесценный опыт работы с портфолио, который пригодится в начальной школе.

Работа над созданием портфолио позволяет сблизить интересы родителей и специалистов ДОУ, т.к. в данном деле в центре внимания находится ребенок.


19 слайд

На  сегодняшний  день  умение  работать  с  портфолио,  как  с  технологией, очень актуально. Портфолио  дошкольника  представляет развернутую качественную  характеристику детских достижений, позволяет осуществлять  комплексную оценку индивидуального прогресса и внеучебных достижений воспитанников, формировать у ребёнка навыки самооценки и самоконтроля.

Необходимо  заинтересовать  данной  работой  родителей воспитанников,  т.к.  без  их  участия  сделать  по-настоящему  информативное   и интересное портфолио сложно.  

При выпуске из детского сада портфолио вручается ребенку. Это подарок ему и его родителям. Это воспоминания о счастливом детстве.

Заняв свое достойное место в семейном архиве, портфолио подарит много нежных воспоминаний и доставит не меньше удовольствия, чем семейный фотоальбом или видеотека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОУ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ.

Кажется, сегодня нет никаких оснований использовать систему инновационной оценки «Портфолио» в дошкольном учреждении, но часто задаваемые вопросы родителями будущих первоклассников подталкивают педаго...

«Портфолио дошкольника как инновационная технология реализации преемственности между ДОУ и начальной школой».

МБДОУ детский сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка»     ПРОЕКТ«Портфолио дошкольника как инновационная технология реализации преемственности между ДОУ и начальной школо...

«Портфолио дошкольника как инновационная технология в ДОУ»

Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании.  Преимуществом технологии «Портфолио» в  ДОУ является то, ...

Портфолио дошкольника как инновационная технология реализации преемственности между ДОУ и начальной школой

Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребёнка в детском саду. Ведение портфолио позволяет целенапра...

«Портфолио дошкольника как инновационная технология в ДОУ»

Портфолио дошкольника —это первый шаг в открытии малышом своего Я: своих чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий большого мира через призму детского восприятия. В живом общении ...

Проект "Портфолио дошкольника как инновационная технология в дошкольной образовательной организации"

Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребёнка в детском саду. Ведение портфолио позволяет целенапра...

«Портфолио дошкольника как инновационная технология».

Портфолио дошкольника как инновационная технология       В последнее время в педагогической литературе активно обсуж­даются вопросы использования портфолио в общеобра...