Методические рекомендации "Круги Луллия"
методическая разработка

Шапкина Светлана Юрьевна

Методические рекомендации "Круги Луллия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon met_rek_krugi_lulliya.doc738.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое пособие по использованию

 «Круги Луллия»

Составитель: Воспитатель Шапкина С.Ю.

Детский сад № 50 «Кубик-Рубик»

Развитие мышления невозможно без формирования умственных операций. Умение классифицировать – одна из составляющих творческих способностей человека. Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении.

Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников — игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.

Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей. Это пособие вносит элемент игры в образовательную деятельность, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу. Данный игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.

Описание метода «Круги Луллия»

Раймонд Луллий (жил в XIII—XIV вв.) создал приспособление, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки).

В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки, писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать ему вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение.

Круги Луллия могут использоваться в репродуктивной деятельности по ознакомлению с окружающим, развитию речи, математике и др.

Цель: Создание условий для освоения детьми мыслительных операций.

Задачи:

- Развивать мыслительную и речевую деятельность, зрительное внимание и восприятие, воображение, зрительно – моторную деятельность.

- Формировать интерес к процессу и содержанию игровой деятельности.

- Воспитывать навыки сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.

- Активизировать словарный запас. Совершенствовать слоговую структуру слова. Совершенствовать развитие связной речи.

- Развивать познавательную активность.

- Развивать представлении о сенсорных эталонах (восприятие цвета, формы).

- Формировать элементарные математические представления.

- Развивать мелкую моторику и координацию движений рук.

        Формы организации образовательной деятельности:

  •  образовательные ситуации, (например, в рамках образовательной деятельности по речевому и познавательному развитию).
  •  игровые обучающие ситуации;
  •  самостоятельная игровая деятельности детей.

        Круги Луллия можно использовать:

- при организации индивидуальной работы или организуя работу с детьми в малых группах (подгруппах);

- в игровой деятельности вне занятий (НОД), в качестве игровых упражнений и заданий;

- в самостоятельной деятельности детей.

Методические рекомендации по построению системы

  • Круги Луллия представляют дошкольникам как чудесные кольца или загадочные круги.
  • Для работы с детьми четвертого года жизни целесообразно брать только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом.
  • В работе с детьми пятого года жизни используют два-три круга (4-6 секторов на каждом).
  • Дети седьмого года жизни вполне справляются с заданиями, в которых используются четыре круга с 8 секторами на каждом.
  • Тренинги целесообразно проводить вне занятий в качестве игровых упражнений (индивидуально или с подгруппами детей).

Варианты дидактических игр на основе кругов Луллия 

«ПОДБЕРИ ПАРУ»

Цель: Развитие мелкой моторики рук, мышления, развивать умение находить пару к картинке.

«ВЕРШКИ И КОРЕШКИ»

Цель: Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки. Упражнять в составлении целого растения из его частей. 

«СКАЗКИ»

Цель: Формировать умение узнавать знакомые сказки, сказочных героев. Побудить к активному речевому общению детей.

«ПОДБЕРИ ЦВЕТ»

Цель: Закреплять знание цветов. Умение соотносить предмет и цвет. Совершенствовать грамматический строй речи. Развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.

«ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ»

Цель: Формировать у детей позитивную мотивацию к познанию. Умение ориентироваться в пространстве. Совершенствовать понимание пространственных отношений (вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, между). Умение обозначать в речи взаимное расположение предметов, формировать умение ориентироваться на листе бумаги.

«ОТ КОГО КАКАЯ ПОЛЬЗА»

Цель: Формировать знания о животных, чем и как они помогают человеку

«ПОДБЕРИ ЦИФРЕ КОЛИЧЕСТВО ПРЕДМЕТОВ»

Цель: Формировать элементарные математические представления. Упражнять соотносить цифру и количество предметов в пределах 10-ти. Развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.

«СПОРТ»

Цель: Закреплять знания о видах спорта, о спортивном инвентаре. Развивать мышление, внимание и память

«СКОЛЬКО ПАЛЬЧИКОВ»

Цель: Формировать умение подобрать число соответствующее количеству пальчиков, указанных на картинке, развитие внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская методическая разработка (старший дошкольный возраст) по окружающему миру: "Дидактическая игра "Круги Луллия".

Дидактическое пособие может быть использовано как средство познавательного развития в работе с детьми дошкольного возраста. Пособие предназначено для детей от 5-7 лет, по формированию у детей понятий,...

Методические рекомендации "Использование кругов Луллия в коррекционной работе с дошкольниками"

Методические рекомендации для педагогов по использованию игр на основе кругов Луллия в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста....

Мастер -класс на тему: ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР (МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ КОЛЬЦА ЛУЛЛИЯ)

МАСТЕР -КЛАСС НА ТЕМУ::ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  РАЗВИВАЮЩИХ ИГР (МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ КОЛЬЦА ЛУЛЛИЯ)...

Игровое пособие для дошкольников "Кольца Луллия" учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)

Пособие «Кольца Луллия» используется в работе с детьми 3-7 лет в непосредственной образовательной деятельности педагога с детьми, а также в режимных моментах (на индивидуальных и...

Методическое пособие "Круги Луллия"

Методическое пособие "Круги Луллия"...

Методическая разработка (старший дошкольный возраст) на тему: «Дидактическая игра «Круги Луллия»

Методическая разработка(старший дошкольный возраст)на тему:«Дидактическая игра «Круги Луллия»...

Методическое пособие «Кольца Луллия»

Кольца Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит эл...