Методическое пособие по реализации проекта с детьми средней группы по теме: "Столовый этикет"
проект (средняя группа)

Яценко Яна Васильевна

Вся жизнь ребенка, как и любого взрослого человека, связана с поведенческими правилами, и от правильности поведения зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми. Этикет является составной частью нравственной культуры человека и формируется посредством воспитания. Проект направлен, на обобщение и расширение знаний детей о культуре поведения за столом, формирование и привитие ребёнку определенных этикетных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_stolovyy_etiket.docx352.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский cад №7комбинированного вида станица Старощербиновская

Воспитатель: Яценко Я.В.

Ст. Старощербиновская 2020 г.

Содержание проекта:

1 .Пояснительная записка

2.Проблема

3 .Актуальность

4. Субъект

5.Предмет исследования

6.Цели и задачи

7.Гипотеза

8.План реализации проекта

9.Приложение материала к проекту

10.Используемая литература

Пояснительная записка:

Вся жизнь ребенка, как и любого взрослого человека, связана с поведенческими правилами, и от правильности поведения зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми. Этикет является составной частью нравственной культуры человека и формируется посредством воспитания. Проект направлен, на обобщение и расширение знаний детей о культуре поведения за столом, формирование и привитие ребёнку определенных этикетных навыков.

Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект:

Культура питания в детском саду — наука, необходимая в современной жизни. Поскольку дети проводят большую часть дня в детском саду, то именно на воспитателей ложится обязанность донести родителям важность этого вопроса, научить ребенка полезно, вкусно, красиво и, самое главное, аккуратно питаться. Так как во многих семьях моих воспитанников, недостаточно, сформирована культура поведения за столом, не у всех принято сервировать стол и соблюдать этикет, дети испытывают дефицит знаний о нормах и правилах поведения за столом.

Актуальность: обусловлена возросшим интересом к возрождению культуры поведения, обучению правилам хорошего тона и детей, и взрослых. Знание современного этикета расширяет внутренний мир человека, создает для него возможности успешного общения в окружающем мире. Таким образом, совместно с детьми и родителями было принято решение разработать и реализовать проект: по теме: «Культура питания - шаг за шагом»

Участники: Дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель. Место проведения:

МБДОУ детский сад№7 комбинированного вида станица Старощербиновская

Тип проекта: краткосрочный, познавательный.

Сроки реализации: сентябрь-октябрь.

Задачи проекта:

для детей:

1.        Формировать навыки культуры поведения за столом, умело пользоваться

столовыми приборами: ложка столовая, чайная, вилка, салфетка. Совершенствовать приобретенные умения: брать пищу понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно..

2.        Развивать потребности в эстетическом оформлении ритуала принятия
пищи.

3. Быть обходительными в застольном общении.

для педагогов:  использовать новые технологии    в процессе работы с

детьми, родителями по данной теме.

Создать    условия    для    культуры    питания,    обеспечить    постоянное

выполнение установленных гигиенических правил, объясняя их значение.

для   родителей:   повышать      роль   семьи   в   современном   обществе

воспитывать у детей этические правила и нормы.

Гипотеза: овладение навыками столового этикета позволят ребенку быть

уверенным в себе, научат дошкольника правильно вести себя за столом,

умело   пользоваться   столовыми   приборами,   быть   обходительным   в

застольном общении.

Продукты проекта:

для детей: Создание развивающей среды: пополнение уголка дежурных

новыми    атрибутами,    пополнение   речевого    сектора   дидактическими

играми, книжного уголка произведениями писателей.

для педагогов:

Пополнение знаний о правилах и нормах этикета;

Оснащение предметно - развивающей среды по теме;

Представление проекта по теме: «Культура питания шаг за шагом».

Презентация по теме: «Столовый этикет».

Создание конспектов образовательной деятельности по теме «Культура

питания - шаг за шагом»

для родителей:

Участие в развлечении: «В этом доме ждут гостей».

Фотоальбомы семейные традиции по теме: «За праздничным столом»; «Я

помогаю дома маме сервировать стол к обеду».

Создание книг: «Путешествие в страну хороших манер».

Консультации по теме «Изучение этикета в домашних условиях».

Ожидаемый результат:

Таким образом, технология «Этикет для дошкольников» позволит детям и

их родителям изучить этикетные правила,   овладеть хорошими манерами

за столом, тактичностью, выдержкой; оптимизирует  детско-родительские

отношения.

План реализации проекта

Приложение №1

Этапы проекта

Дата

Мероприятия

1этап подготовительный

Сентябрь

Первая

половина

месяца

Подбор методической литературы, материала для изучения темы: «Столовый этикет». Разработка презентации по теме: «Скатерть самобранка». Обсуждение с родителями проекта, участие в анкетировании.

2этап основной

сентябрь вторая

половина месяца

Составление   перспективного   плана реализации      проекта.      Разработка конспектов                 образовательной деятельности, подбор дидактических игр в совместной и самостоятельной деятельности по данной теме; оснащение    предметно-развивающей среды. Оформление мини-библиотеки в группе по теме: «Столовый этикет», подбор художественной литературы, подбор материала для родителей.

3 этап обобщающий

Октябрь

Представление развлечения: «В этом доме ждут гостей» Презентация продуктов проекта для коллег, родителей.

Работа с дошкольниками.

Цель: создать условия для обогащения детей знаниями по правилам

этикета за столом, сформировать у детей понимание необходимости

выполнения правил этичного поведения.

1этап подготовительный

август

Совместная деятельность в режимных моментах.

2этап основной

сентябрь

Образовательная деятельность:

Знакомство детей с правилами и нормами поведения; дать знания детям о речевом этикете в определённых бытовых ситуациях; НОД: «Мы идём в гости». Знакомство с феей Вежливости; Приглашение Добрых Волшебников.

НОД: «Посуда и столовые приборы».

Социально-коммуникативное развитие:

Составление рассказа из личного опыта: «Как пользоваться вилкой?». Общение: «Почему нельзя разговаривать во время еды?».

Тематика упражнений:

«За столом я ем с помощью ложки,

вилки и ножа».

«Съедим кусочек хлеба».

«Сервировка стола».

«Моя помощница- салфетка».

«Вкусный суп придает нам силы».

«Все за стол».

Беседы на темы: «Как правильно вести себя за столом?», «Как правильно пользоваться столовыми приборами», «Для чего нужна салфетка?», «Как правильно накрыть на стол», «Мы идем в гости», «Мы принимаем гостей», «Чтобы у тебя было много друзей», «Разговор по телефону», «Вежливый собеседник», «Вежливый слушатель», «Принимаем гостей», «Хлеб всему голова» «Мы обедаем».

 Заучивание стихотворений на формирование у детей культурно-гигиенических навыков. Художественное чтение: «Кто скорее допьет» С. Капутикян» «Хозяюшка» В. Донникова; «Медвежатки» Г. Бойко; «Вкусная каша» 3. Александрова; «Три каравая» И. Дружников; « Маша обедает» С. Капутикян; «Азбука здоровья» С. Волков; «Алёнушка» Е. Благинина. Заучивание народных песенок: «Отличные пшеничные» (шведская нар.пес);

«На мельнице» (немецкая нар.пес); «Пирог» (венгерская) «Ой, ладушки-ладушки, испечем оладушки!»; «Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку...».

Рассматривание серии сюжетных картинок из серии: «Детский сад».

Рассматривание картинок: «О правилах этикета».

Развивающие игры: «Разложи посуду по цвету», «закончи фразу».

Загадки о вежливости

Разбор ситуаций по картинкам

Разыгрывание ситуаций.

Театрализация: «Жихарка», «Федориногоре», «Мойдодыр».

Подвижные игры: «Перенеси предмет», «Накроем стол к чаю». Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Мы в гостях», «Магазин»,

Народная игра: «Бояре, а мы к вам пришли!».

Дид. Игра: «Как правильно себя вести»,

«Кто знает больше вежливых слов», «Телефонный разговор», «Отгадай загадки и нарисуй отгадки», «Лото», « Сервировка стола», «Накроем на стол к празднику», Культура поведения за столом»

Художественное творчество:

Рисование :«Угостим зайку морковкой».

Лепка: «Угощение для куклы», «миски для трех медведей».

Аппликация: «праздничная салфетка».

Рисование :«Чайная посуда». Конкурс рисунков: «Этикет в нашем доме».

Песня: «Каравай».

Трудовая деятельность: дежурство по столовой.

3 этап обобщающий

Октябрь первая неделя.

Развлечение: «В этом доме ждут гостей».

Работа с родителями

1этап подготовительный

Сентябрь Октябрь

Оформление информационных стендов по определенной теме. Консультации:

«Как воспитать из ребёнка культурного

человека».

Представление  презентаций  из  опыта

семей:    «Сервировка    стола   в    кругу

семьи».

Анкетирование: «Правила этикета за

столом».

2этап основной

Сентябрь Октябрь

Подготовка материала для оформления групповой      выставки,       организация совместной деятельности родителей и детей      для      проведения      проекта. Фотовыставка      из      опыта      семьи «Делюсь     семейным     опытом»:     «за праздничным столом». Совместная деятельность родителей и детей   -   сочинение   сказки   «Добрый поступок».

Участие      родителей      в      конкурсе изготовлении   книг:   «Путешествие  в страну хороших манер». Представление   презентаций:   «  Наш

домашний    этикет   в    кругу    семьи», «Знатоки столового этикета». Акция: «Сервировка стола». Изготовление атрибутов к играм. Изготовление  формы  для  сервировки стола.

3 этап обобщающий

Октябрь

Представление предметно -развивающей среды по теме

 «Если не знаете, как поступить, поступайте по этикету »

Отсутствие умения общаться, навыков поведения в обществе, за столом, получаемых в детстве, впоследствии вселяет в человека неуверенность в себе, боязнь сделать что-нибудь не так. В результате теряется естественность в поведении. Человеку кажется, что все взоры устремлены именно на него. Потерявший уверенность, делает одну ошибку за другой, невпопад отвечает на вопросы, замыкается в себе. Современное общество ставит задачу перед педагогами и родителям -воспитать высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человечеством культуры. Знание современного этикета расширяет внутренний мир человека, создает для него возможности успешного общения в окружающем мире. Начинать обучение правилам и нормам этикета необходимо в дошкольном возрасте. Воспитатель для дошкольника первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. Воспитатель не только формирует культуру поведения дошкольников, но через них способствует, развитию культуры родителей своих воспитанников, таким образом, влияя на современное состояние общества.

И мы задали себе этот вопрос и задумались над этой проблемой. А всё ли мы сделали для того, чтобы вырастить нравственно «здоровых» детей? Перечитали заново методические книги, труды наших классиков-педагогов, приобретено много новых изданий. Пришлось по крупицам собирать рекомендации, советы, предложения. Так возникла идея создания разработать проект «Столовый этикет». Работу в этом направлении начали мы с диагностики уровня владения этикетом непосредственно детей группы и их родителей. Результаты проведённого обследования представлены ниже.

По результатам диагностики на начало 2015-2016 учебного года, мы выявили, что у детей среднего дошкольного возраста очень низкий уровень сформированности навыков столового этикета который составляет 50%, средний 35%, высокий всего 15%.

На практике мы поняли, что обучать дошкольников хорошим манерам « на ходу» нецелесообразно. Например, если во время еды начать учить пользоваться ножом, то объяснение нового отвлечет ребёнка, может вызвать отрицательные эмоции и негативно сказаться на усвоении пищи и даже на аппетите. Поэтому знакомство с правилами хороших манер и упражнения в их выполнении, мы решили проводить на специально организованных НОД, ситуативных беседах, в совместной деятельности.

По данной теме мы поставили перед собой следующие задачи: -Изучить с дошкольниками понятия «столового этикета». -Формировать культурное уверенное поведение у детей во время приёма пищи.

-Проводить работу с родителями по вопросам нравственного воспитания каждой семьи.

Содержанием мероприятий по основам современного этикета мы включили беседы, игры, театрализованные представления, рассматривание, просмотр видео - записей,- все это создало условия для наилучшего усвоения принятого в обществе порядка поведения за столом. Практические упражнения, применяли в процессе НОД, это помогает технически отработать тот или иной поведенческий навык, например, как встать из-за стола. Мы играли с детьми в такие игры как: «Сервировка стола», «Накроем стол к празднику», «Культура поведения за столом», «Ждём гостей». Это дало возможность интересно и показательно обучить детей. В игре дети раскрепощаются, снимают состояние неловкости и неуверенности в себе. Чтобы каждый ребёнок участвовал в игре, мы проводили упражнение с небольшой группой (10-12 человек).

Игра - одно из наиболее эффективных средств формирования поведения детей. Она является одним из способов познания окружающего мира и дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Нельзя забывать о дисциплинирующем значении игры, так как соблюдение установленной дисциплины является важным условием выполнения этикетного правила. Для этих целей мы использовали самые разнообразные виды игр. Например, в подвижных играх: «Кто быстрее уберет посуду», «Накроем стол к чаю». Применяемых в основном для решения задач физического воспитания, дети соревнуются, но всё равно вспоминали правило сервировки и старались, прежде всего, выполнить по этикету. Важнейший этический аспект лежит в основе поведения малыша. В такой ситуации мы еще раз давали понять ребенку: в основе этикетного поведения лежит нравственное начало.

Для активизации деятельности детей мы использовали положительные оценки их участия, награждения призами победителей и проигравших. Утешительные призы снижают эмоциональное переживание от проигрыша и настраивают на дальнейшее участие в конкурсах и состязаниях. Также мы активно вводили детское творчество, используя рисунки, поделки, придуманные детьми сказки и рассказы. Для дошкольника немаловажно значение имеет позитивный конец этикетной сказки, когда поссорившиеся герои помирились, неумёхи научились что-то делать, незнайка многое узнал и понял, нарушители исправились.

Для усиления эмоциональной направленности детей использовали художественные произведения. Дети сами делали необходимые выводы, рассказывая о том, что узнали и как относятся к тому или иному поведенческому правилу. Для закрепления правила рекомендовали простейшие домашние задания: придумать сказку, накрыть праздничный стол, пригласить к себе гостей.

Огромную роль для формирования культуры поведения за столом играют   театрализованные   игры.   Например,   мы   с   детьми   готовили

постановку сказки «Жихарка», «Федорино горе», «Мойдодыр». В ходе ее разбора обращали внимание на правила семейного этикета. Что даже животные умеют сервировать стол. Это влечёт осознание многих правил поведения. В семье каждый имеет значение, каждый играет свою роль. Вспоминались правила гостевого этикета: в гости пришли родители, их надо принять и развлечь.

В своей работе по проекту мы использовали традиционные, народные игры. Они хороши не только тем, что ребенок воспринимает исконно русскую речь, получает сведения из истории нашего народа. Он также осознает, что современный этикет базируется на народных обычаях и традициях. Например, игра «Бояре, а мы к вам пришли». Красивый русский текст дает детям сведения, что в прошлом были бояре; во все времена люди ходили в гости и принимали гостей с радостью.

В свободное время проводили сюжетно-ролевые игры: «Семья», «В гостях». В этих играх дети получали новые знания и закрепляли накопленный опыт.

Дидактические игры очень хороши при отработке правил и норм этикета. Задания могут быть самые разнообразные: встречи гостей; разложи на полотне карточки с посудой и столовыми приборами для сервировки чайной, столовой посуды; раздели посуду: кухонную и столовую. Эти игры мы сделали сами, вкладывая в комплект игры ее содержание, цели и задачи. Это свидетельствует об осознанном создании и применении игры, а также облегчает другим возможность ее использования.

Большой интерес у наших воспитанников вызывают настольно-печатные игры. Например, игра-лото «Кому, что надо» поможет отработать навыки детей в классификации, игра «Федорино горе», в которой на полотне будут двигаться фишки, а участники отвечать на вопросы, связанные со столовым этикетом, укрепляя приобретенные знания и навыки.

В совместной и самостоятельной деятельности дети использовали полученные знания и применяли их в продуктивной, творческой деятельности по рисованию, лепке и аппликации, создавая свои творческие работы.

Совместно с родителями создали среду, в которой дошкольник почувствовал бы себя участником событий, используя при этом разные виды деятельности. В группе создали уголок семьи, мини библиотеку по художественной литературе. Провели акцию с родителями: «Сервировка стола», где родители подарили нам новый комплект обеденной посуды и изготовили новую форму для дежурства. Родители стали участниками нашего проекта, они наблюдали за своими детьми, и вооружались теми правилами, которыми овладевали их дети. Организуя специальные родительские консультации на этикетные темы, мы руководствовались принципом « взрослого человека надо учить осторожно и навязчиво». Наша цель - довести до сознания родителей важность формирования у детей   этикетного   поведения;   добиться,   чтобы   им   самим   хотелось

участвовать в нашем проекте дома и в дошкольном учреждении; расширить их знания по содержанию современного столового этикета. Для освоения взрослыми поведенческого порядка, принятого в обществе предлагали специальную литературу. (И.Н.Курочкина «Путешествие в страну хороших манер»).

В ходе образовательной деятельности мы познакомили детей с историей возникновения столового этикета, с правилами поведения за столом, умением пользоваться столовыми приборами; непринужденно сохранять правильную осанку; знать, что чем едят, уметь это делать. Овладели основами дизайна праздничного стола; научились складывать тканевые салфетки разнообразными способами, культуре внешнего вида за столом, умение обратится с просьбой.

В результате проведения краткосрочного проекта целенаправленной работы, мы провели сравнительный анализ. И результаты мониторинга показали: что проведенная нами формирующая работа по реализации обоснованных нами педагогических условий формирования навыков столового этикета у детей среднего дошкольного возраста оказалась эффективной, о чем свидетельствуют следующие количественные данные: показатель высокого уровня сформированности навыков столового этикета повысился на 25% и составил 40%, показатель среднего уровня повысился на 20%) и составил 55%, показатель низкого уровня сформированности навыков столового этикета снизился на 45% и составил 5%.

У наших воспитанников повысилась самооценка и у детей установились нормы поведения за столом. Они проявили большую активность, самостоятельность не только в играх, но и при самообслуживании. Приобретенные и усвоенные навыки они использовали в новых для них ситуациях.

ВЫВОД:

Таким образом, можно сделать вывод. Вся жизнь ребенка, как и любого взрослого человека, связана с поведенческими правилами, и от правильности поведения зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми. Этикет является составной частью нравственной культуры человека и формируется посредством воспитания. Этикет как внешняя форма поведения личности всегда связан с определенным внутренним моральным содержанием духовного мира личности. Внешняя культура неотделима от внутренней и, если между ними существует разрыв, в какой бы сфере деятельности это ни проявлялось, он означает ущербность и духовную неполноценность личности, что рано или поздно проявляет себя в ее отношениях с другими людьми. И если внутренние качества человека играют ведущую роль в содержании его духовного облика, то также нельзя относиться формально или с пренебрежением к эстетике поведения, заложенной в правила этикета. Без достаточно высокого уровня внешней культуры теряется культура внутренняя, обесцениваются знание и образованность. Работая по нашему проекту: «Столовый этикет», мы пришли к выводу, что вежливость не рождается сама собой. Её воспитывают с раннего возраста в


семье, в детском саду. Так, чтобы человек - будь то маленький или взрослый - дарил окружающим искреннюю улыбку. И кому, как не воспитателям, педагогическому коллективу в целом, решать эту повседневную, если хотите (образно говоря), ювелирную работу. И мы верим, что сегодняшние воспитанники нашей группы, которым заложили зерно доброго, человеческого, вырастут настоящими людьми.

Литература;

  1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. -2-е изд., испр. и доп. - МОЗАИКА -СИНТЕЗ, 2011.-336 с.
  2. Дошкольнику о хороших манерах и этикете: метод, пособие для педагогов / Курочкина И.Н. - М.; Просвещение. 2007. -127 с: ил.
  3. Путешествие в страну хороших манер: пособие для детей ст. дошк. возраста/ И.Н.Курочкина. - М.; Просвещение, 2007. - 63 с: ил.
  4. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2009 -144 с.

Приложение №2

Конспект  НОД в средней группе на тему: «Мы идём.в гости».

Цель: формировать знания и навыки по правилам этикета, сформировать у детей понимание необходимости выполнения правил этичного поведения. Задачи:

  • научить детей, быть гостеприимными хозяевами и приятными гостями;
  • закрепить умение отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения;
  • учить пользоваться речью как средством общения
  • продолжать учить детей, соотносить форму предметов с геометрическими фигурами.

Оборудование:мнемотаблицы, памятки с правилами поведения в гостях,

магнитная доска, маски животных.

Предварительная работа: Чтение сказки: «Заюшкина избушка», беседы оправилах поведения, разучивание стихов, физкультурных минуток,

социоигровые приёмы.

Ход:

Коммуникативная игра-приветствие.

Дети заходят в группу и встают в круг.

Ритуал начала занятия:

Ты мой друг? И я твой друг! (по кругу) Затем все вместе:

Становись скорее в круг!!!

Воспитатель. В нашей жизни среди приятных событий есть такое как

поход в гости. Не менее приятное занятие - приём гостей. А умеем ли мы

быть приятными гостями, приглашать к себе, принимать гостей? Я

надеюсь, сегодня каждый из вас поймёт, что эти умения очень важны.

Правила вы попробуете сформулировать сами в ходе наблюдения за

ситуациями, предложенными в детских стихах. Героями стихов станут

звери, птицы, но, может быть, в них вы узнаете себя или знакомых.

Мудрый Филин в этот вечер, важно сидя на ветвях,

Рассказать решил на встрече, как себя вести в гостях.

Под раскидистой сосной - Филина послушать

Собрался народ лесной - навострили уши.

Все ходили по гостям, это мне понятно.

Было там приятно вам, а другим приятно?

Про хозяев и гостей всё расскажем без затей.

Вы запоминайте и на ус мотайте.

1 ситуация:

В гости, милые друзья (вам сказать обязан я),

Ходят, без сомнения, лишь по приглашению.

Если вы пришли незвано - для хозяев это странно! Раз к себе не приглашали, значит, вас совсем не ждали Правило № 1. Не приходи в гости без приглашения. «Пригласительный этикет». Вопросы на знание пригласительного этикета.

  • Вас пригласили в гости. Ваши действия (поблагодарить, спросить разрешения у родителей)
  • Возможно ли, опоздание в гости (неприлично)
  • Как правильно приглашать: за несколько часов до праздника или заранее? (заранее)

2        ситуация:

Созвала гостей лисица и хлопочет, суетится, Красоту вокруг наводит и с духовки глаз не сводит: Пирожки гостям печёт.. .Только вдруг пришёл Енот. А лисица не готова, гостя встретила сурово. Растерялась, загрустила и Енота не пустила, Только вымолвить смогла: «Я попозже вас ждала...» Неприятно и Еноту, и Лисице грустно что-то, Умный гость, хотя и званый, не приходит слишком рано. Правило №2. Не приходи раньше назначенного срока.

3        ситуация:

Пригласил Щенок Утят, Зайчика, Котёнка... Гости все давно сидят, ждут лишь Поросёнка.

Наконец он появился, сел за стол, не извинился. Ну и поведенье! Стыдно, без сомненья.

Если в гости звали вас, нужно не копаться, И в определённый час дружно всем собраться.

Вы, чтоб друзей не обижать, себя не заставляйте ждать. Правило №3. Не опаздывай к назначенному часу.

4        ситуация.

Как-то осенью Зайчиха Зайца пригласилаНа пирог из облепихи, вкусный - просто диво!

Гостя ждёт она на праздник в убранной прихожей... Но притопал Заяц в грязных стоптанных калошах.

Пирога наелся вдоволь - очень сладко было! Убежал...Зайчиха долго пол потом скоблила.

Надо вам, ребята, знать: обувь грязную снимать

Вы должны при входе в дом, чтоб беречь порядок в нём!

Также я прошу учесть: перед дверью коврик есть.

Ноги вытрите, друзья, в дом вам грязь носить нельзя. Правило №4. Приходя, разувайтесь в коридоре.

5        ситуация:

В день рожденья у Лягушки собрались её подружки. Порезвились, поиграли, а потом обедать стали. Только об одном забыли: руки гости не помыли! Угощенья за столами брали грязными руками. А лягушке, вероятно, это было неприятно. Гость потом домой придёт, заболит его живот. Как же вы, друзья, забыли? руки с мылом не помыли. Чтоб себе не навредить, нужно руки чаще мыть! Правило №5. Перед тем как сесть за стол, помой руки.

6        ситуация:

Заяц был в гостях у мышки, разбросал повсюду книжки,

Разложил вокруг игрушки, скинул на пол все подушки

За собою не убрал и вприпрыжку убежал.

Так не надо поступать! Захотите что-то взять -

Разрешения спроси. Разрешат - тогда бери,

Книжки детские смотри. И игрушками играй,

Но на место убирай!

Правило №6. Не разбрасывай вещи хозяина.

Воспитатель. Мы с Вами молодцы, все правила узнали! А теперь давайте

по мнемотаблицам проверим, всё ли правильно запомнили.

Просмотр и комментарии мнемотаблиц: «Ты - хозяин», «Как нужно вести

себя в гостях», «Как не надо вести себя в гостях».

Воспитатель. Ребята, давайте с Вами поиграем в сюжетно-ролевую игру

«Гости». Разделить детей: одни - хозяева, другие - гости. Что делают

хозяева перед приходом гостей? (убираются в квартире, готовят еду,

придумывают развлечение, приводят себя в порядок).

Гости сели за стол. Как надо себя вести? (не раскачиваться на стуле, есть

спокойно и аккуратно, вежливо обращаться, если что-то надо)

Игра «Геометрические фигуры». На тарелке разложено печенье в форме

геометрических фигур. Назови каждую из них (круг, квадрат, треугольник,

овал, прямоугольник)

После вкусной еды хочется развлечений.

Давайте посмотрим с вами красочную презентацию. Садитесь на

стульчики.

Просмотр презентации «Мы идем в гости». Вопросы по этой теме.

Воспитатель. Что-то мы засиделись. Давайте немного разомнёмся, и

покажем нашим гостям маленькое представление «Заюшкина избушка».

Дети надевают маски.

Физкультурная минутка:

Скок, скок, скок - подскок,

Сел зайчонок на пенёк,

В барабан он громко бьёт,

На разминку всех зовёт!!!

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочках подтянись.

Лапку ставим на носок,

А потом на пятку.

На носочках скок - подскок,

А потом вприсядку!!!!

Воспитатель. Молодцы, отличное представление! Скажите, ребята, а

хорошим ли гостем была лиса? Званым? Можно ли себя так вести, как она?

Хорошим хозяином был заяц? Гостеприимным? Кто ему помог?

Ритуал окончания занятия:

«Мы все дружные ребята,

Мы ребята дошколята.

Никого в беде не бросим,

Не обидим, а попросим.

Пусть всё будет хорошо,

Будет радостно, светло!»

Конспект. НОД в средней группе на тему: «Пocудaи столовые приборы».

Цель: формировать знания и о посуде и столовых приборах, сформировать у детей понимание необходимости использования посуды по назначению. Задачи:

  • научить детей, быть гостеприимными хозяевами и приятными гостями;
  • закрепить умение отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения;
  • учить пользоваться посудой по назначению;
  • продолжать учить детей, соотносить посуду и столовые приборы с подачей пищи.

Предварительная работа с детьми:

  • прочитать сказку К.Чуковского «Федорино горе»;
  • организовать игры: настольное лото «Посуда», «Разрезные картинки» и

др.

Ход:

Воспитатель: Сервировка стола - искусство, с которым хорошо знакомы все мамы и бабушки, но каждый ребенок с удовольствием может помочь взрослым накрыть на стол. Для этого необходимо знать, какой посудой мы пользуемся. Она различна по материалу изготовления и назначению Есть посуда стеклянная, деревянная, металлическая, глиняная (керамическая), даже пластиковая и бумажная. Из фарфора и хрусталя сделана самая красивая и нарядная посуда.

В одной посуде мы готовим еду. Это, к примеру, кастрюли, сковороды, горшочки. Из другой - едим и пьем, называя ее столовой, чайной, кофейной.

Столовая глубокая тарелка предназначена для любого первого блюда, в котором много жидкости и которое обычно подают горячим. Глубокая тарелка размером поменьше называется десертной.

Мелкие тарелки тоже различаются размерами, каждая из них используется для определенных блюд. Самая большая - столовая - для вторых горячих блюд: мяса, рыбы, дичи. К ним добавляется гарнир: картофель, овощи, рис, макароны. Иногда мелкую столовую тарелку ставят как подставную под тарелку с супом.

В тарелку поменьше - закусочную - кладут салаты и холодные закуски: колбасу, ветчину, сыр, шпроты. Тарелка, которая еще меньше, называется хлебной или пирожковой. Она нужна для того, чтобы пирожок или кусок хлеба не лежал на столе. Для сладостей и фруктов подается мелкая десертная тарелка.

Для чая, какао, кофе предназначены чашки с блюдцами. Чашка и блюдце дружат и очень скучают друг без друга. Не разлучайте их и всегда ставьте на стол вместе: чашку на блюдце. Тогда капельки чая не попадут на скатерть.

Для холодных жидкостей - воды, сока, киселя, компота - удобны бокалы и стаканы.

Для хлеба на стол ставится хлебница, для масла - масленка, для сыра -сырница. Помимо этого есть салатница, супница, селедочница, икорница, сахарница, кофейник, молочник, большой и маленький фарфоровые чайники. Все это для того, чтобы было удобно есть и пить. Но одной посуды недостаточно - нужны столовые приборы: ножи, вилки, ложки. Самые большие из них - столовые нож и вилка - предназначены для вторых горячих блюд. Для салатов, овощей и холодных закусок используется нож и вилка размером поменьше. Рыбным ножом и вилкой едят рыбу. На кончике этого ножа сделаны специальные изгибы, а в середине вилки, между вторым и третьим зубчиками - углубление, чтобы отделить мясо от костей. Такой нож, в отличие от столового, тупой. Для фруктов и фруктовых салатов используются десертные приборы. Столовой ложкой едят супы и молочные каши; ля бульона, компота, мороженого и других сладких блюд используется ложка поменьше - десертная; для чая и кофе - чайная или кофейная ложечка. Половник необходим для разливания супа, нож для масла, лопаточка для торта, щипцы для сахара, вилочка для лимона, ложка с длинной ручкой для варенья - все эти приборы, в нужный момент оказываясь на столе, помогают нам красиво и правильно есть. Кроме того, на стол ставятся приборы для специй - соли, горчицы и перца и к ним маленькие ложечки. Солонку с дырочками не ставят: вытрясать соль не совсем удобно, гораздо проще достать ее ложечкой.

Беседы с детьми о столовом, этикете

Тема: «Как правильно и красиво накрыть на стол» Предварительная работа с детьми:

  • прочитать стихотворение Ю. Тувима «Овощи»;
  • организовать праздник красивого застолья». Содержание беседы

И в праздник, и в обычный день на обеденном столе должно быть красиво, но сервировка праздничного стола отличается особой торжественностью. Начинают накрывать на стол с того, что стелют скатерть - белую или цветную, но обязательно чистую. Ее края опускают со всех сторон одинаково, но не ниже сидений стульев. Каждому человеку за столом выделяется место, где для него ставят тарелки и бокалы, кладут приборы. Чтобы выяснить размеры этой части, сделайте следующее: поставьте стул к столу и сядьте, затем положите руки на стол так, чтобы было удобно. Вот вы и заняли свою часть стола: длиной 50 - 70 см, шириной до середины стола. Обычно середину скатерти заглаживают в складку, и она делит стол по длине на две равные части. Когда вы сидите за столом, локти не должны лежать на нем.

У стола ставят стулья по количеству человек, участвующих в застолье. Напротив каждого стула - закусочная тарелка, слева от нее - хлебная. Между ними закусочная и столовая вилки зубчиками вверх так, чтобы они не упирались в стол. Справа от закусочной тарелки - столовый и закусочный ножи, повернутые лезвием к тарелке. Столовые нож и вилка располагаются ближе к закусочной тарелке, но не под ее краями, закусочные приборы - дальше от тарелки: ими нужно пользоваться в первую очередь, так как застолье начинается с закусок. Когда хозяйка уберет закусочные приборы и тарелки, поставит на стол второе горячее блюдо и подаст для нег столовые тарелки, следует взять в руки столовые приборы. Есть такое правило: начинаем пользоваться теми приборами, которые лежат дальше от тарелки. Суповую ложку необходимо положить между ножами, углублением вниз. Если же застолье начинается с первого горячего блюда, тогда при сервировке стола столовую ложку кладут справа от закусочного ножа. Расстояние от края стола до ручек приборов и края закусочной тарелки должно быть примерно 2 см (2-3 пальца), до хлебной - 5 см.

Бокал для воды ставится с правой стороны от закусочной тарелки за ручкой столового ножа.

Полотняные салфетки кладут каждому гостю на закусочную тарелку. Бумажные салфетки не раскладывают, а ставят в салфетницы. Приготовив место для каждого гостя, следует заняться общей сервировкой. Нужно разместить на столе приборы со специями, салатницу с салатом, тарелки с закусками. В баночках, под которые ставятся подставочные тарелочки, - шпроты и сардины. У каждого блюда - приборы; для салата -

салатные ложка и вилка, для закусок - маленькие вилочки. Закуски с

общего стола на свою тарелку следует перекладывать ими, а не вилкой.

Стол можно украсть цветами или свечами.

На праздничный стол ставится супница, и хозяйка разливает суп в тарелки

на глазах у гостей. Когда переходят ко второму горячему блюду, на стол

выставляется блюдо с мясом и гарниром. Гости могут сами разложить еду

по тарелкам, либо это делает хозяйка.

Стол постоянно должен быть красивым, и если произойдет неприятность

(кто-то прольет воду или испачкает скатерть), можно накрыть это место

плотной салфеткой и поставить сверху тарелку с закуской.

Тема: «Поведение за столом» Предварительная работа с детьми:

Провести беседу о том, какие правила поведения за столом следует помнить и выполнять. Предложить ребятам закончить фразы: -есть и пить надо... (беззвучно и аккуратно), не оставляя на скатерти следов пищи;

-не склоняться низко... (над тарелкой), лишь слегка наклонить...(голову); -на столе лежат только кисти рук, локти на стол.. .(не ставим); -обе руки либо свободны, либо.. .(заняты); нож в правой руке, вилка.. .(в левой);

-если вилка или ложка в правой руке, то левая...(придерживает тарелку); -за столом нельзя говорить...(громко или с полным ртом); -если во рту пища, воду.. .(не пьют);

-если ложка или вилка упала на пол, не спешим ее поднимать, попросим другую, но при выходе из-за стола.. .(поднимем ее);

-упавшую на пол полотняную салфетку...(поднимаем сами) и не меняем на другую;

-бумажные салфетки меняем.. .(по мере надобности и при новом блюде); -не спешим в еде, но и не сидим.. .(долго) за одним блюдом; -всегда благодарим за угощение хозяйку добрыми словами.. .(«Спасибо, очень вкусно!» или «Спасибо, такая вкусная солянка»). Содержание беседы

Приятно сидеть за столом среди красивых людей и есть вкусную еду! Даже говорят: аппетит приходит во время еды. Но чтобы хорошо выглядеть во время застолья, надо соблюдать правила столового этикета. Одно из них - красиво сесть за стол. Мужчины и мальчики помогают дамам и девочкам. Кавалер легко и красиво отодвигает стул от стола. Для этого нужно взять его за спинку, приподнять и передвинуть. Чтобы стул не выскользнул из рук, следует браться не за верхнюю часть спинки, а за боковины, большие пальцы рук - с внешней стороны. Дама встает между стулом и столом, как можно ближе к столу, чуть сгибая ноги в коленках. Кавалер придвигает стул к ее ногам. Она садится и обязательно словами и улыбкой благодарит его за помощь.

Следующее правило - уметь пользоваться салфеткой. Полотняную салфетку, сложенную пополам, кладут на колени, чтобы она защищала костюм от крошек и капель. Ею нельзя вытирать нос или лоб, можно лишь

промокнуть уголки губ. Когда мы едим, салфетка лежит на коленях, выходим из-за стола - кладем ее аккуратно сложенной между пирожковой и закусочной 9столовой0 тарелками. Когда совсем закончили трапезу, следует положить салфетку на пирожковую тарелку. Во время застолья ее не меняют. Если она упала на пол, ее надо поднять, отряхнуть и снова положить на колени.

Бумажные салфетки меняют со сменой блюд и по мере надобности. Промокнув губы, сложите салфетки так, чтобы следы оказались внутри нее, и положите салфетку под закусочную тарелку. Закончив есть блюдо, вытрите салфеткой губы, затем руки (а не наоборот) и положите ее на использованную тарелку. Каждое новое блюдо следует есть новыми приборами и использовать чистую бумажную салфетку. Важное правило - пользоваться ножом и вилкой. Ножом разрезают на маленькие кусочки мясо, колбасу, ветчину, сыр, огурцы, помидоры, яблоки и груши. Владея этими столовыми приборами, мы легко нарежем удобные для еды кусочки, ломтики и дольки. Тогда зубам будет значительно легче раскусить, а желудку перемолоть и переварить пищу. Неприятно смотреть на человека, пытающегося прожевать большие куски. В правой руке держат нож, лезвием вниз. В левой руке вилка, зубчиками вниз, если пищу (мясо, колбасу, сыр) надо прокалывать, или зубчиками вверх, если кладем на вилку гарнир. При этом ручки приборов находятся в ладонях, придерживаем их большими и средними пальцами, а кончики указательных пальцев опираются на них. Оба прибора должны быть одновременно либо в руке, либо на тарелке. Положим нож и вилку на тарелку, возьмем в руки кусок хлеба или бокал с водой. Когда мы прожевываем пищу или что-то рассказываем, нож и вилку держим в руках так, чтобы кончики приборов лежали на краю тарелки. Во время перерыва в еде кладем приборы на тарелку так: нож лезвием к центру тарелки ручкой вправо - к правой руке, вилку зубчиками вниз ручкой влево - к левой руке. Завершив трапезу, нож кладем также, а вилку - слева от ножа, зубчиками вверх.

Не следует разрезать мясо на несколько кусочков, а затем, отложив нож, есть только вилкой: мясо быстро остынет и станет невкусным. Отрезаем кусочек, съедаем, затем отрезаем следующий.

Тема: «Чаепитие друзей» Предварительная работа с детьми: организовать игру «Кукольное чаепитие». Содержание беседы

Сервировка чайного стола имеет свои особенности. Напротив стула на стол ставится чашка, под ней - блюдце. Ручка чашки смотрит вправо. Под ней на блюдце лежит чайная ложка ручкой к краю стола. Слева от чашки -пирожковая тарелка, на ней - полотняная салфетка. Чайная салфетка меньше столовой. Справа от чашки можно положить нож для масла, повернутый острием к чашке.

На чайный стол ставят различные сладости: торт в коробке или на тортнице, в вазочках печенье, конфеты, орешки, пирожные - каждое

угощение отдельно. Конфеты можно подать в коробке. Сахар - в сахарнице, лимон, нарезанный кружочками, - на тарелке. Для торта кладется специальная лопаточка, для сахара - щипцы, для лимона - маленькая вилочка. Этими приборами мы пользуемся , когда берем угощение с общего блюда. Если в сахарнице нет щипцов, берем сахар рукой, стараясь не касаться других кусочков. Рукой с общего блюда можно взять хлеб, печенье, конфету, яблоко, грушу, апельсин. На столе стоят два фарфоровых чайника: большой - для кипятка, маленький - для заварки. Чайник, в котором на плите кипятят воду, на стол не ставится. Зато может красоваться самовар, из которого хозяйка разливает гостям горячий чай.

Беседы по гостевому этикету Тема: «Друзья у меня в гостях»

Предварительная работа с детьми:

  • организовать сюжетную игру «В гости»;
  • прочитать русскую народную сказку «лиса и журавль», сказку С.Маршака «Кошкин дом».

Содержание беседы

Гости в доме - это праздник, потому что собираются друзья. Прежде чем их пригласить, надо продумать цель визита. Если вы хотите вместе поиграть - это одна ситуация, а отметить свой день рождения - другая. В последнем случае подготовка к приему гостей будет более основательной. Пригласить в гости можно друзей из группы, братьев и сестер, всех тех, с кем интересно и весело. Желательно, чтобы в компании были мальчики и девочки. Накануне праздника следует чисто убрать квартиру, поскольку в неубранный дом приглашать нельзя.

Для гостей можно приготовить сувениры, призы для победителей и пр. Следует обдумать игры, конкурсы, развлечения. В этом помогут взрослые они возьмут на себя приготовление угощений. Накрывать на стол и подавать гостям угощение должен виновник торжества. Каждого гостя надо встретить. Только когда все соберутся, можно приглашать к столу. Мальчиков и девочек лучше рассадить вперемежку, чтобы первые ухаживали за девочками. Хозяин праздника ухаживает за всеми гостями.

Для развлечения можно приготовить лотерею с призами, аттракционы, концерт. Главным сюрпризом дня рождения может быть праздничный пирог со свечами.

Ни в коем случае не следует кричать, плакать, злиться на своих гостей. Им должно быть хорошо и уютно в вашем доме. Хозяин праздника доложен веселиться со всеми, говорить комплименты, добрые и приятные слова, угощать гостей. В конце мероприятия нужно поблагодарить друзей за отличный праздник.

Когда гости разойдутся, надо помочь маме убрать дом после праздника.

Вместе наводить порядок быстрее и веселее.

Правила этикета, которые надо соблюдать, принимая гостей:

  • в доме должно быть чисто и красиво;
  • хозяева встречают гостей в нарядной и опрятной одежде;
  • для гостей готовится вкусное угощение;
  • у входной двери гостя встречает хозяин праздника;
  • необходимо уделить внимание каждому гостю;
  • за подарки обязательно говорят «спасибо»;
  • гостям можно подарить небольшие сувениры;
  • провожая гостей, надо их поблагодарить за то, что пришли и радовались вместе с хозяевами дома.

Тема: «Я в гостях у друга»

Предварительная работа с детьми:

  • инсценировка прихода Вини-Пуха, в гости к Пятачку»;
  • Чтение сказки К.Чуковского «Муха-цокотуха».

Содержание беседы

Собираясь на День рождения, хороший гость должен, во-первых, приготовить подарок для друга и цветы для его мамы, а во-вторых, обдумать свое участие в общем веселье. Можно разучить песню, стихотворение, мелодию на музыкальном инструменте - то, что умеешь делать лучше всего. Праздник пройдет весело, если каждый сделает что-то хорошее и веселое для других. В-третьих, надо взять с собой хорошее настроение и доброжелательное отношение ко всем, кто будет в гостях. Нельзя обижать именинника своими капризами, ссорой с друзьями. В конце праздника надо поблагодарить хозяев дома.

Правила этикета, которые надо соблюдать:

  • гости приходят с подарками и цветами;
  • они всегда хорошо одеты, приносят сменную обувь;
  • хозяином праздника является именинник, его родители помогают ему;
  • гости приходят с хорошим настроением, приготовленными для праздника выступлениями (если гость отказывается выступать, не надо его заставлять);
  • в конце праздника приглашенные благодарят хозяев за гостеприимство;
  • нельзя капризничать, кричать, плакать, ссориться, обижать и обижаться, говорить плохие слова.

Тема: «Как дарить подарки»

Предварительная работа с детьми: прочесть произведения А.Барто«подари», А.Милна «Вини-Пух и все-все-все (главу 6), Г.Остера «Как хорошо дарить подарки». Содержание беседы

Подарки, которые нам дарят, - это свидетельство того, что нас любят и

хотят порадовать. Есть подарки, купленные в магазине. Их обычно дарят

взрослые. Есть подарки, сделанные своими руками. Можно нарисовать

открытку, картину, оформить аппликацию или поделку. В семье

обязательно кто-то подскажет, что и как лучше сделать.

Другу можно    альбом и карандаши, ручку и блокнот, пластилин, игрушку,

книгу, сладости. Но те вещи и игрушки, которыми пользовался сам, дарить

нельзя. Это не принято: подарки должны быть новыми. Чтобы подарить

другу щенка, котенка, черепаху, рыбок, попугайчика, хомячка, надо

предварительно поговорить с его родителями: согласны ли они принять в

дом живое существо.

Очень хороший подарок - цветы, большой букет или один красивый

цветок. Они красивы, приятно пахнут, их дарят маме и бабушке - хозяйке

дома.

Выбирая подарок маме, посоветуйтесь с папой или бабушкой. С мамой

обсудите подарок для папы, с дедушкой или родителями - для бабушки.

Не бойтесь спрашивать у взрослых совета. Заранее о своем подарке не

рассказывайте. И хотя очень хочется рассказать, потерпите до праздника.

Тогда будет приятный неожиданный сюрприз.

Дарим мы подарки не только ко дню рождения, но и именинам другим

праздникам: к Новому году - 31 декабря, Рождеству - 7 января, Дню

влюбленных - 14 февраля, Аню защитника Отечества - 23 февраля,

женскому дню - 8 Марта.

Надо уметь красиво преподнести свой подарок. Для этого необходимо

самому хорошо выглядеть, т.е. быть чистым и опрятным. Улыбаясь и глядя

в глаза тому, для кого приготовлен подарок, говорите добрые и приятные

слова.

Тот, кто получает подарок, тоже должен соблюдать некоторые

правила этикета:

  • принимают подарок стоя, а не сидя;
  • улыбаются дарителю и благодарят за подарок;
  • желательно рассмотреть его сразу же, а не откладывать на потом;
  • любой подарок принимают с радостью;

Правила поведения за столом,

  1. За стол садятся не слишком близко к нему, не слишком далеко от него. Это неудобно самому сидящему, а порой и его соседям. Если сидишь слишком близко к столу, будешь налегать на него грудью можешьзапачкаться; если сядешь далеко, можно уронить пищу на колени, закапать одежду супом или соусом.
  2. Нельзя также сидеть боком к столу: это не только неудобно, но и невежливо по отношению к другим.
  3. Признаком неуважения к соседям по столу может оказаться и ваша манера сидеть на стуле: нельзя разваливаться или раскачиваться на стуле, сидеть надо как можно прямее.
  4. Не кладите на стол локти. Во время вашей еды локти должны быть, как можно больше прижаты к телу, чтобы не мешать соседям.
  5. НЕ принято читать за столом, вставать из-за стола, пока не закончили, есть другие.
  6. Дети должны получить разрешение старших на то, чтобы выйти из-за стола.
  7. Считается неприличным есть «громко», дуть на горячую пищу, с шумом хлебать жидкое, чавкать, греметь ложкой, вилкой, ножом по тарелке.
  8. НЕ полагается, есть слишком быстро, наполнять рот большим количеством еды, разговаривать, когда во рту пища.
  9. Говоря о сервировке, напомним: вилка кладется слева, а нож справа от тарелки. Мясо или птицу едят, держа вилку в левой руке, а нож - в правой. Вилку не перекладывают в другую руку, пока не будет съедено все блюдо.

  1. Мясо отрезают по кусочку: съедите один - отрежьте следующий. Небольшими кусочками отрезают также и мякоть вареной или жареной курицы. Кусочки берут с тарелки вилкой и только, когда становится уже трудно срезать мякоть, можно взять косточку рукой.
  2. Суп не едят с конца ложки. Доедая суп, тарелку наклоняют от себя.
  3. Если подается компот с косточками или зернышками, выплевывать их надо осторожно в ложечку, поднося ее ко рту, а затем сбрасывать с нее косточки в тарелку, на которой была подана чашка для компота.
  4. Нельзя тянуться за нужным вам предметом через весь стол, попросите, чтобы вам его передали.
  5. Размешав сахар в стакане, выньте ложку и положите ее на блюдце. Пить с ложкой в стакане неудобно.

Как научить?

прямое обучение;

показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр,

использование литературных сюжетов («Мойдодыр», «Федорино горе» и

др-);

систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила

гигиены.

Для воспитания этикета у детей необходимы следующие условия:

Позитивный настрой (обращение по именам, похвала).

Пример взрослых (создание доброжелательной, дружественной

обстановки).

Связь с семьей (единство требований детского сада и семьи).

Способы педагогического воздействия на детей:

Приучение (по образцу поведения).

Упражнение (повтор определенных действий).

Воспитывающие ситуации (создание условий для применения навыка).

Поощрение (похвала).

Наказание (используется крайне редко - осуждение негативного поступка).

Пример для подражания (наглядный пример).

Примеры из литературы (поступки героев).

Разъяснение (как и почему следует поступать в той или иной ситуации).

Беседа (возможность высказать свое мнение).

ПРАВИЛА ЭТИКЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА И СОВЕТЫ

Самое первое правило хорошего тона, которое должен уяснить для себя

малыш -это уважение ко всем людям и взрослым в частности. Из этого

правила выходят все остальные, ведь, по сутиправила этикета — это

правила уважительного отношения к другим людям в различных

ситуациях.

С первых дней, как только малыш начинает кушать с взрослыми его надо

приучать к определенным правилам, конечно, не следует забивать голову с

малолетства для чего тот или иной бокал, или вилка, но основные правила

ему должны быть знакомы.

Вот основные правила этикета детей за столом:

  • садится за стол, и приступать к еде вместе со всеми
  • есть молча
  • нельзя на стол класть локти
  • нельзя ковыряться руками в тарелке
  • нельзя чавкать и плеваться едой
  • вставать из-за стола вместе со всеми, и обязательно поблагодарить Эти правила должен знать каждый малыш. Не стоит потакать ребенку и пропускать неправильное поведение мимо. Не привитые с детства правила этикета за столом, будет трудно культивировать в более старшем возрасте. Не бойтесь постоянно дублировать правила.

Правил этикета великое множество, маленьким деткам до 3-5 лет достаточно знать основы это речевой и гостевой этикет. Правила речевого этикета:

  • всегда здороваться со знакомыми людьми
  • пользоваться при необходимости волшебными словами-спасибо, пожалуйста, приятного аппетита
  • не следует, ябедничать и обижаться
  • к взрослым следует обращаться на — «Вы»

Правила поведения ребенка в гостях:

  • нельзя приходить в гости без приглашения
  • нельзя засиживаться допоздна
  • нельзя напрашиваться на чай или угощение
  • идти следует только с хорошим настроением

С 5-6 лет у ребенка наблюдается самый коммуникативный период, именно в это время следует продолжить приобщение к этикету. В принципе правила этикета для дошкольника ничем не отличаются от правил для взрослого.

Несколько советов:

  • чтобы не испачкаться, отрезаем кусочек подальше от себя;
  • вилку держим крепко и под небольшим наклоном, чтобы кусок не выскользнул;
  • нож двигаем легко и свободно вдоль зубчиков вилки, отрезая небольшой кусочек, чтобы легко его прожевать;
  • если вилка осталась в большом куске, то, придерживая этот кусок ножом, вынем вилку, проткнем ею отрезанный кусочек и поднесем ко рту.

Нож не только разрезает пищу, он помогает положить гарнир на вилку.

Двигая по тарелке вилку зубчиками вверх, набираем на нее гарнир, а нож

придерживает его, словно заборчик. Никогда не следует накладывать

гарнир на вилку ножом.

Ко рту подносим только вилку, а не нож. Если вас попросили подать

столовые приборы, протяните правой рукой нож или вилку ручкой к

попросившему. Держите прибор в том месте, где его ручка соединяется с

лезвием.

То, что легко разделать вилкой, едим без ножа: вареную картошку,

котлеты, омлет. Вилку держим в правой руке, а левой придерживаем

тарелку: большой палец лежит на краю тарелки, остальные - под краем.

Как есть суп

Левой рукой придерживаем суповую тарелку. Столовая ложка в правой руке: ее ручка лежит на среднем пальце, а большой и указательный придерживает прибор. Ко рту ложку подносим чуть наискосок и, захватывая ее губами, отправляем содержимое в рот. Очень горячий суп не прихлебываем и не дуем на него, подождем, пока немного остынет. В гостях не доедаем суп, а дома можно осторожно, чтобы не испачкать скатерть, наклонить тарелку от себя. Чтобы капельки супа не капали на стол или одежду, ведем ложку в тарелке не к себе, а от себя. Тогда капли упадут в тарелку. Во время еды не кладем ложку на стол: она либо в руке, либо в тарелке. Когда едим, ложка лежит углублением вниз, а закончили -положили углублением вверх, а ручка направлена к правой руке.

Как есть бульон

Бульон подают в чашке с блюдцем. На блюдце под ручкой лежит десертная ложка. Иногда хозяйки кладут десертную ложку не на блюдце, а

на стол, справа от чашки. Во время еды чашку поворачиваем ручкой влево и придерживаем ее левой рукой. Удобнее поворачивать чашку рукой к себе, а не от себя (по часовой стрелке).

Бульон едим десертной ложкой из чашки как суп, его остатки можно допить. Для этого повернем ручкой вправо и правой рукой поднесем ее ко рту, левой придерживаем блюдце. Есть специальные бульонные чашки - с двумя ручками: их не надо поворачивать, но и допивать из них не следует.

Как есть хлеб

Кусок хлеба берем из хлебницы рукой, стараясь не касаться других кусков, и кладем на свою пирожковую тарелку. Левой рукой отламываем от куска небольшой кусочек и съедаем. Если нет хлебной тарелки, заменим ее бумажной салфеткой. Пирожок к бульону тоже лежит на этой тарелке, но мы его не разламываем, а подносим левой рукой ко рту и откусываем. Не рекомендуется с помощью хлеба класть еду на вилку - для этого используют нож. Так поступают совсем маленькие дети. Нельзя играть хлебом: делать из него шарики и катать по столу. У каждого из нас может случайно разбиться бокал, пролиться вода. В таком случае обязательно попросите прощения у хозяйки дома и скажите, что это нечаянно. Не привлекайте к своей ошибке большого внимания, т.е. не хмурьте брови, не плачьте, не жалуйтесь. Чтобы не произошло подобных неприятностей, не протягивайте руки через стол к блюду, стоящему от вас далеко, а попросите передать или положить вам на тарелку угощение. Не кладите на тарелку более двух закусок, например, колбасу, ветчину, шпроты, огурец, помидор и др. Съешьте одно -положите другое.

За столом мы не только едим, но и общаемся: разговариваем, слушаем, улыбаемся. Разговаривать нужно негромко, немного и свободным от пищи ртом. Никогда не говорим за столом плохо о приготовленных блюдах, а также о том, что может испортить аппетит и настроение. Не поворачиваемся к собеседнику спиной: сидим прямо, поворачивая только голову. Не спешим выходить из-за стола. Взрослые всегда подскажут, когда это удобнее сделать. Основное правило: первой садится за стол и выходит из-за стола хозяйка дома.

Существует много правил поведения за столом, они легко запоминаются, а также помогают нам хорошо выглядеть во время застолья и создают добрые отношения между людьми.

Художественное слово по столовому этикету

Загадки про этикет

Очень в школу я спешил,

Поздороваться забыл:

С другом лучшим и с соседом,

С Марь Ивановной в беседе.

Обидные последствия,

Коль не сказал... (приветствия)

Когда собрался уходить, Ты должен вежлив быть. Слова «пока» и «до свидания»— То слова... (прощания)

Если буду я не прав, То сразу, без сомнения, Я попрошу прощения Словами... (извинения)

Я «спасибо» говорю, Значит, я... (благодарю)

Я здороваюсь со всеми,

«До свиданья» говорю,

Если нужно — извиненье,

Нужно — поблагодарю.

Знаю я, что не невежа

Я, напротив, очень... (вежлив)

Правила этикета в детском саду в стихах

По утрам просыпайся во время, чтобы не опоздать в детский сад.

Не охота по утрам просыпаться малышам.

Но порядок - есть порядок...

Просыпаться все же надо!

Маме нервы не мотай, улыбнись ей и вставай.

Не ворчи и не кричи - лучше в ванну поспеши.

Обязательно умойся, хорошенько причешись,

Не забудь почистить зубки и одеться не ленись!

За собой заправь постель -

И в детсад беги скорей.

В детском саду не плачь о маме.

Поздоровайся с друзьями, с воспитателем и няней.

Маму тихо отпусти - на работу ей идти!

Очень быстро день пройдет, -

Мама за тобой придет.

Во всем слушайся воспитателя.

Должен ты запомнить, кроха,

В группе вас детишек много...

Воспитателя жалей -

Он один на всех детей!

Постарайся его слушать,

Без приказа спи и кушай.

Не груби ему в ответ -

Старше он на много лет!

Помогай друзьям мириться.

Не дерись, не обзывайся,

Сам мирить ребят пытайся.

Слабых ты не обижай

И в обиду не давай!

Береги игрушки.

Ты игрушки не ломай и на место собирай!

Думай: чем играть другим?

Ты не должен быть таким!

Старайся выглядеть опрятно.

За столом будь аккуратным -

можно ведь запачкать платье...

Мой почаще с мылом руки,

грязь не вытирай об брюки.

Не забудь напомнить маме,

чтобы был платок в кармане.

Будь опрятным, будь красивым, чтобы все тебя любили!

Перед едой мой руки с мылом.

Перед тем, как сесть за стол, руки ты свои помой.

Это нужно для того, чтобы не болел живот!

Не балуйся за столом.

«Когда я ем - я глух и нем» -

запомни правило простое!

Своих друзей не отвлекай,

оставь на время их в покое.

Ешь аккуратно, не спеша, -

должна тарелка быть пустая!

Поел, попил - иди гулять.

Свободен ты, довольна няня...

Не стесняйся участвовать в мероприятиях.

Будь активным и веселым -

это пригодится в школе.

Постарайся не бояться,

не дрожать, не отпираться

Разучить с друзьями вместе

к празднику стишки и песни!

Учись сам убирать свою постель.

После сна заправь постель,

даже если очень лень!

Няню ты не дожидайся,

сам заправить попытайся.

Покажи пример другим,

помоги сложить и им!

Спи во время тихого часа.

Нужно всем ребятам знать,

что полезно днем поспать!

Будешь радостным, веселым,

будешь сильным и здоровым!

Выспался - спокойно жди подъема.

Если спать не хочешь ты -

лежи тихо, не шуми!

Постарайся не мешать

другим детям отдыхать!

Не уходи из детского сада один, дождись родителей.

Никогда не уходи из детсадика один!

Этим ты расстроишь маму, воспитателя и няню.

Сам ты можешь потеряться и до дому не добраться!

Не уходи из детского сада с незнакомыми людьми.

Помни правило одно: никогда и ни за что

С посторонними людьми никуда не уходи!

Люди всякие бывают! -

Деток бьют и обижают...

Пословицы и поговорки про этикет, вежливость, манеры

На всякое чиханье не наздравствуешься.

Не будь в людях приметлив, будь дома приветлив.

Поклониться - голова не отвалится.

Посади свинью за стол - она и ноги на стол.

Не плюй в колодец. Не рой другому яму, сам туда упадёшь.

Поступай так, как хотел бы, чтобы поступили с тобой.

Пословицы и поговорки о дружбе

Гусь свинье не товарищ.

Друга ищи, а найдешь — береги.

Друг познается в беде.

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

Сытый голодному не товарищ.

Друзья — не разлей вода.

Старый друг лучше новых двух.

Друг денег дороже.

Друга за деньги не купишь.

Пословицы и поговорки о пище

Голод и волка из лесу гонит.

Голоден, как волк.

Голод не тетка, пирожка не подсунет.

Мельница сильна водой, а человек едой. Сладкого досыта не наешься. Натощак и песня не поется. И пес перед хлебом смиряется. Положить зубы на полку.

Пословицы и поговорки о гостях

Рад не рад, а говори: «Милости просим!».

Встречай гостя не с лестью, а с честью.

Идёшь в гости, неси подарок в горсти.

Редкому гостю двери настежь.

Желанный гость зова не ждёт.

Желанному гостю — горячий привет, незваному гостю — хозяина дома нет.

Много гостей, много и новостей.

В гостях — не дома: воля не своя. Гость доволен — хозяин рад.

Хозяин весел — и гости рады. За пустой стол гостей не сажают. Умел звать, умей и угощать.

Чем богаты, тем и рады.

Каковы дружки, таковы им и пирожки.

Кто поздно приходит, тот ничего не находит.

Кто опоздает, тот воду хлебает.

На незвана гостя не пасена и ложка.

Звать — зовёт, а адреса не даёт.

Загадки о посуде

Суп, салат, пюре, котлеты

Подают всегда в ... (Тарелке)

А на чай и простоквашу

Подставляй, дружочек, ... (Чашку)

На плите — кастрюль начальник.

Толстый, длинноносый... (Чайник)

По моей тарелке лодочка плывёт.

Лодочку с едою отправляю в рот. (Ложка)

Чайника подружка

Имеет два ушка,

Варит кашу, суп для Юли.

И зовут её... (Кастрюлей)

С поварешкой она дружит

Кашу сварит нам на ужин

Её любит мама Юля.

Как зовут её?(Кастрюля)

Среди ложек я полковник. И зовут меня... Половник!

Суп, салат, пюре, котлетыПодают всегда в ... (Тарелке)

Будет вкусная едаС золотою коркою, Если пользуешься ты... Верно, (сковородкою)!

Сами не едим, а людей кормим (ложки)

За столом Кроты сидят, Нос воротят, не едят:

-        Эту кашу не хотим!
Черный хлеб мы не едим!
Дайте лучше чаю нам,
Бедным маленьким Кротам!

Я напомню об одном: Не кривляйтесь за столом, Не капризничайте тут -Ешьте все, что вам дадут!

За столом сидела Белка, Перед ней была тарелка, В ней из хлеба, масла, сала Белка дом сооружала. Так, друзья, не поступаютИ с едою не играют. За столом едят, друзья, Баловаться здесь нельзя! А поели - вы свободны, И играйте как угодно.

Медвежонок хлеб жевал -Крошки хлебные ронял. Говорил с набитым ртом -Что? Не мог понять никто. После взялся за компот -Стол облил и свой живот! Все над ним хохочут звонко, ' Застыдили медвежонка:

-        Ты не знаешь? За столом
Надо есть с закрытым ртом,

Не спешить, не говорить, Крошки на пол не сорить.

После встать из-за столаВ шубке чистой, как была.

За столом щенок Антошка Рыбу ел столовой ложкой, Вилкой суп пытался кушать -Не хотел советов слушать. И хотя вовсю старался, Так голодным и остался.

Ну куда это годится! Всем пора бы научитьсяКушать вилкой, кушать ложкой, А не делать, как Антошка.

Слон малины захотел И зубную пасту съел: Ведь на ней была картинка -Земляничка и малинка!

Потерял он аппетит, У него живот болит: Пасты нет теперь зубной -Проглотил ее больной!

Если хочешь что-то съесть, Надо надписи прочесть, После дать себе ответ: Польза будет или вред?

Мы с приятелем Антошкой Целый день растим картошку. Утром рано посадили, Пропололи и полили. И окучили немножко. Ты расти, расти, картошка! Час прошёл, другой идёт, А картошка не растёт. Мы всё время проверяли, Доставали, измеряли. А потом её рыхлили, Пропололи и полили. Так до вечера с Антошкой

Провозились мы с картошкой. И сказал мой друг Антошка: <Что-то не растёт картошка. Завтра встанем рано-рано И начнём растить бананы>.

Соберу друзей в кружок, Испеку им пирожок. Очень-очень сочный Пирожок песочный. Кукле Маше, псу Барбосу, Буратино с длинным носом, Папе с мамой по кусочку И сестрёнке, если хочет. Всем по вкусу, знаю точно, Будет мой пирог песочный.

Жок-жок-жок - это пирожок. Шки-шки-шки - мама жарит пирожки. Шки-шки-шки - мы любим пирожки. Жок-жок-жок - кушай Женя пирожок. Ач-ач-ач - вот калач. Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи. Чи-чи-чи - мы любим калачи. Чи-чи-чи - на праздник будут калачи.

"Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай.

Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки".

"Катилася торба с высокого горба. В этой торбе хлеб, соль,пшеница.

С кем ты хочешь поделиться?"

"Вот он Хлебушек душистый,

Вот он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол,

он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем - земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем...

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!"

"Испекла Танюшка вкусные ватрушки.

В муке у Танюшки даже нос и ушки".

"Тихо встала рожь на цыпочки, потянулась к небесам.

Лето пестрое рассыпалось по полям, по лесам.

Вот ромашки долговязые с кашкой шепчутся.

А вот незабудки синеглазые затевают хоровод.

Васильки, как капли брызнули, будто небо пролилось. Набежала туча издали, промочила лес насквозь. Солнце чертит в небе полосы, птицы песню завели-Созревай же, колос к колосу, сладкий хлеб моей земли!"

"Радо солнцу небушко, полюшко подсолнушку. Рада скатерть хлебушку: он на ней как солнышко".

  • Кисонька - мурысонька, где ты была?
  • На мельнице.
  • Кисонька - мурысонька, что там делала?
  • Муку молола.
  • Кисонька - мурысонька, что из муки пекла?
  • Прянички.

-        Кисонька - мурысонька, с кем прянички ела?

-        Одна.

-.Не ешь одна, не ешь одна!

Карие глазки, носик картошкой! Кушай, сыночек, кашку до крошки!

Я холеный помидор

С кожею атласной,

И вступать со мною в спор

Овощам опасно!

Бочонок здоровья смешайте с любовью, и в это же зелье добавьте веселья. Успехом приправьте, добром поперчите, удачи добавьте побольше, сварите. Юмора горсть вскипятите немножко и счастья насыпьте огро-о-омную ложку! Охапку улыбок в раствор подмешайте и близких своих от души угощайте.

Я люблю поп-корн и чипсы! Так люблю, что спасу нет. Люди, что со мной случитсяБез капусты и котлет? Я капусту ненавижу! Погибаю от тоски, Если вижу супа жижуИ котлеты из трески... Не погладят по головке, Знаю, мама и сестра, Но, напившись газировки, Ухожу гулять с утра.

Есть и план вполне конкретный: Поиграю, а потом Пообедаю конфетой И шипучим порошком. Вот и солнышко заходит... Мой желудок пуст и зол. Песню грустную заводит. Вот бы сесть сейчас за стол... Но... расправлены постели, Поздно ложками махать. Дома все давно поели И ложатся отдыхать. Не услышу я будильник И просплю наверняка... Как залезу в холодильник — Так и нет ученика. Как всегда засну над книжкой, Но сперва подзакушу Сыром, супом, кочерыжкой... В общем, всем, что отыщу.

Мама с бабушкой на кухнеКолдовали целый день. Там под крышкой тесто пухло, Как под кепкой набекрень, Там готовились начинкиИз капусты и грибов, Фарш крутили из свининки Для мясистых пирогов. Удался обед на славу: Борщ, пампушки, голубцы... И сказал наш деда Слава: "Ну, девчонки... молодцы!"

Суп готовить очень просто: Для начала нужно взять: Мясо,(но сойдут и кости), И картофелин штук пять,

Соль и перец, две морковки, Непременно взять одну Лука среднюю головку, А потом...позвать жену.

Консультация для родителей

«Как воспитать из ребенка культурного человека?»

Каждый родитель желает видеть своего ребенка не только
образованным человеком, но и культурным. Для этого необходимо, с
самого раннего возраста приучать ребенка соблюдать правила поведения,
принятых
        в        обществе.

Родители должны научить своего ребенка, в первую очередь, правильно планировать свое время и бережно к нему относиться. Научить ребенка чередовать правильно отдых и труд. Даже свободное от учебы время, должно быть распланировано с пользой.

Так же, следует приучить ребенка уважать окружающих, вежливо и
почтительно относиться к старшим. Чтобы ребенок вырос чутким и
вежливым, с раннего возраста, необходимо приучать здороваться со
знакомыми
        людьми,        а,        так        же,        и,        прощаться.

Необходимо приучать ребенка правильно обращаться с просьбой, и,
обязательно, поблагодарить за помощь. Так же, нужно научить ребенка
внимательно слушать собеседника, ни в коем разе не вмешиваться , когда
разговаривают
        старшие.

Скромность- это важнейший признак культурного человека.
Некультурный человек, обязательно, высокомерен и чванлив, с
окружающими он не считается. Культурный же, наоборот, скромен, в нем
нет
        зазнайства        и        высокомерия.

Сдержанность, также, необходима в поведении культурного человека. Нужно приучить ребенка умению владеть своими чувствами: не вступать в ненужные ссоры со сверстниками, не сердиться на критику.

Так же, необходимо научить ребенка тому, что у культурного
человека слова никогда не расходятся с делами. Нужно приучить ребенка ,
обязательно,
        сдерживать        данное        им        слово.

С самого раннего возраста приучить ребенка к тому, что культурный человек, прежде всего- это человек, который уважительно относится к людям, умеет правильно обращаться в коллективе и соблюдать все правила человеческого общежития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в средней группе по теме «столовый этикет» «Поможем Федоре Егоровне»

История этикета очень интересна, и её значение принесет нам, воспитателям, несомненную пользу. Ведь детям мало сказать:" Делай так, а не иначе". Надо объяснить. почему, и умело объяснить. В противном ...

Методическое пособие для совместной деятельности с детьми средней группы 2013-2014 учебный год "Олимпиада 2014 в г. Сочи в стихах и картинках для детей"

Опорный конспект совместной деятельностис детьми средней группы 2013-2014 учебный год"Олимпиада 2014 в г.Сочи в стихах и картинках для детей" воспитатель: Платунова Т.А. Дата...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ПО ТЕМЕ: «Фронтовое письмо моим дорогим…»

С каждым годом, отдаляющим нас от мая 1945 года, все больше ощущается необходимость по-человечески увидеть подвиг наших дедов. Но, как донести дошкольнику об этом? Голос павших донесли до нас их письм...

Методическое пособие по реализации проекта с детьми первой младшей группы по теме:«Волшебный песочек».

Наблюдая за детьми своей группы, я выявила, что у малышей идет познавательная активность через все виды деятельности. Это особенно актуально на современном этапе, так как она развивает детскую любозна...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ПО ТЕМЕ: «О чем расскажут детям деревья нашего детского сада»

Мы не часто обращаем внимание на деревья, которые растут рядом с нами. Деревья говорить не умеют, но они живые и мы можем многое узнать об их жизни. Данный проект позволяет изучить вместе с детьми, де...

Методическое пособие по реализации проекта в подготовительной группе «Кубанские поэты детям»

Кубанская литература для детей очень разнообразна, интересна и может помочь малышам лучше узнать свои истоки, свой казачий край....

Методическое пособие по реализации проекта "Безопасная дорога" в старшей группе

Методическое пособие по реализации проекта "Безопасная дорога" в старшей  группе .Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общест...