Методическое пособие по реализации проекта с детьми первой младшей группы по теме:«Волшебный песочек».
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Швагер Елена Анатольевна
Наблюдая за детьми своей группы, я выявила, что у малышей идет познавательная активность через все виды деятельности. Это особенно актуально на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Для детей младшего возраста характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Мои воспитанники познают все новое, стремятся узнать не только названия предметов, но и задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_pesok.docx64.14 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад№7комбинированного вида станица Старощербиновская

Методическое пособие по реализации проекта

с детьми первой младшей группы  по теме:

«Волшебный песочек».

                                            Воспитатель: Швагер Е.А.

                             

                                                 

Ст. Старощербиновская 2016г.

Содержание проекта:

        

1.Пояснительная записка

2.Проблема

3.Актуальность

4.Субъект

5.Предмет исследования

6.Цели и задачи

7.Гипотеза

8.План реализации проекта

9.Приложение материала к проекту

10.Используемая литература

Пояснительная записка: 

        Наблюдая за детьми своей группы, я выявила, что у малышей идет познавательная активность через все виды деятельности. Это особенно актуально на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Для детей младшего возраста характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Мои воспитанники познают все новое, стремятся узнать не только названия предметов, но и задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.        

   Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект:           

          Развитие творческих способностей, приобретение новых знаний, умений и навыков, развитие речевой активности, увеличение детей, желающих активно участвовать в исследовательских экспериментах и экспериментировать.

  Актуальность: Наблюдая за играми детей, мы видим, как положительно влияет песок на эмоциональное самочувствие, являясь прекрасным средством для развития и самореализации ребёнка.

Участники: Дети, воспитатель, родители,

Место проведения: 

МБДОУ детский сад№7 комбинированного вида

станица Старощербиновская

Тип проекта: краткосрочный,  познавательно-исследовательский.

Сроки реализации: 2 недели.

Задачи проекта:

для детей:

1.Знакомить детей со свойствами песка (сухой – влажный, сыпется – лепится).

2. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Обогащать опыт ребёнка, развивать мелкую моторику рук.

3. Воспитывать умение играть со сверстниками, строить совместные песочные постройки.  Знакомить с правилами игры в песочнице.

для педагогов:

1.Создать условия для деятельности детей в песочном дворике

2.Использовать  в процессе работы с детьми личностно – ориентированную технологию

3.Ввести родителей в педагогическое поле.

для родителей:

1.Стимулировать творческую активность родителей через участие  в проектной деятельности.

2.Привлечь к совместной деятельности в  создании фотоматериалов «Совместные песочные постройки с ребенком», «Интересные идеи с песком», «Песочный дворик».

Гипотеза: Реализуя план проекта, дети познают , что сухой песок - сыпучий, движется, имеет светлый цвет, не лепится, можно рисовать сухим песком, опасный, может навредить здоровью детей.  Мокрый песок не сыпучий, не движется, имеет темный цвет, лепится, можно рисовать, предметами он  сохраняет создаваемый образ.

Продукты проекта:

для детей: Создание развивающей среды в песочном дворике, пополнение уголка экспериментирования новыми атрибутами: воронками, дидактическими играми.

для педагогов:

Представление проекта по теме: «Волшебный песочек».

Презентация по теме: «Игры с песком».

Разработка конспектов образовательной деятельности по теме «Наши исследования – шаг за шагом».

для родителей: буклет «Песочная терапия», оформление альбома «Семейные постройки из песка»

Ожидаемый результат: 

Таким образом, проект «Волшебный песочек» позволит  детям изучить свойства песка, научит совместной игре.

(Приложение № 1)

                                     План реализации проекта

Этапы проекта

Дата

                   Мероприятия

1этап подготовительный

Подбор методической литературы,  материала для изучения темы: «Волшебный песочек». Разработка презентации по теме: «Игры с песком». Обсуждение с родителями проекта, участие в анкетировании.

2этап основной

Составление перспективного плана реализации проекта. Разработка конспектов образовательной деятельности, подбор дидактических игр в совместной и самостоятельной деятельности по данной теме;

оснащение предметно-развивающей среды.

3этап обобщающий

Презентация проекта для коллег «Волшебный песочек»

Работа с дошкольниками.

1этап подготовительный

Дата

Совместная деятельность в режимных моментах.

2этап основной

1 неделя

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

2-неделя

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1. Беседа с детьми «Свойства песка»

2. Наблюдение за свойствами песка (сухой и влажный)

3. Лепка из песка «Испечем торты»

4. Игры с песком : « Песочные человечки».

1. Метание мешочков с песком в горизонтальную цель.

2. Экспериментальная деятельность

«Песчаный конус»

3. Д/и: « Игрушки- потеряшки».

4. С/р: «Накормим песочных человечков».

1. Игры с песком: копание песка совком.

2. Д/и: «Тайничок»

3. Экспериментальная деятельность: «Свойства мокрого песка»

4. Рисование палочками, пальчиками на

песке: «Маленькие художники».

1. П/и: «Пройди по дорожке»

2. Экспериментальная деятельность: «Песочные часы».

3. Игра с песком: «Зоопарк»

4. Д/и: « Строим горы из песка».

1. Чтение стихотворения М. Ершова «Песочница»

2. Игры с элементами экспериментирования: «Пересыпание сухого песка из бутылочки».

3. С/р: « Поворёнок»

1. Проблемная ситуация «Поможем кукле Маше.» Ей попал песок в лицо»

2. Экспериментальная деятельность: «Следы на песке»

3. Развличение: «Песочный праздник»

4. П/и: « Попади в цель».

1.Д/и: «Железная дорога».

2. Чтение стихотворения В. Ланцетти «Рисунок на песке».

3. Рисование пальчиком  на песке: «Помоги зайчику дойти до морковки».

4. « Строители на сказочном остров»

5. Труд: « Наведи в песочнице порядок»

1. Д/и: «Песочные прятки».

2. С/и:  «Приготовим обед».

3. Экспериментальная деятельность: «Из чего состоит песок».

4. П/и: « Топчем дорожки».

5. Лепка: «Заборчики».

6. Игра: «Дом фигур».

1. П/и: «Лягушки ».

2. Д\и: «Норки для мышки».

3. Экспериментальная деятельность: «Сравнение мокрого и сухого песка по весу».

4. Игры с решитом.

5. С/и: «Я пеку, пеку, пеку».

1. Игры в песочнице: «Угадай на ощупь».

2. Выкладывание из палочек: «Лопатка», «Тигр в клетке».

 3. Д/и: «Что я закопал в песке».

4. Игра: «Мокрое – сухое».

5 . «Постройка домика для куклы»

6. «Волшебные отпечатки на песке»

 3этап обобщающий

- Игра – развлечение с песком: «Ручейки».- Создание папки «Игры с песком».

             Работа с родителями

1этап подготовительный

Сентябрь

Октябрь

Оформление информационных стендов по определенной теме.

Консультации: «Поиграй со мной мама».» «Воспитание дружеских отношений в игре». «Игры с песком».

Представление презентаций из опыта семей: «Игры с песком».

Анкетирование: «Как вы играете с песком дома».

2этап основной

Сентябрь

Октябрь

Подготовка материала для оформления групповой выставки, организация совместной деятельности родителей и детей для проведения проекта. Фотовыставка из опыта семьи «Делюсь семейным опытом»: «Пусть не сердится родитель, что измажется строитель». Участие родителей в создании папки «Игры с песком».

Акция: «Подарим детям радость».

Изготовление атрибутов к играм.

3этап обобщающий

  Октябрь

Представление предметно -  развивающей среды по теме.

Представление презентаций: «Игры с песком».

Результат

Работая над проектом, я выявила, что у малышей идёт познавательная активность через все виды деятельности. Это особенно актуально на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума. Мои воспитанники познают всё новое, стремятся узнать не только название предметов, но и задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Наблюдая за играми детей, мы видим как положительно влияет песок на детей. Реализуя план проекта, дети познают, что сухой песок -сыпучий, движется, имеет светлый свет, не лепится, можно рисовать сухим песком. Дети знают, что песок может быть и опасным, может навредить здоровью детей, при попадании его в лицо, глаза. При  экспериментировании дети узнали, что мокрый песок не сыпучий, не движется, имеет тёмный цвет, лепится, можно рисовать на нём, строить различные постройки.

Приложение № 2

 Картотека игр с песком.

Игра «Я пеку, пеку, пеку»

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, моторики рук.

Содержание:

Ребенок «выпекает» из песка булочки, пирожки, тортики. Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками кукол.

Игра «Волшебные отпечатки на песке».

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений.

Содержание:

Воспитатель и малыш оставляют отпечатки на мокром песке своих рук и ног, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осминожки, птички и т. д.

Игра «Угадай, что спрятано в песке»

Цель: развитие умения представлять предметы по их словесному описанию.

Содержание:

Ребенку предлагается, используя миниатюрные фигурки, построить песочную картину под названием «Чего на свете не бывает». После завершения работы ребенка просят рассказать о том, что получилось. Постарайтесь вместе с ним сочинить сказку.

Игра «В саду ли, в огороде»

Цель: ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики.

Содержание:

По взмаху волшебной палочки одна песочница превращается во фруктовый сад, другая — в огород. Детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу.

Игра «Путешествие в сказочный город»

Цель: развитие образного мышления, воображения, речи.

Содержание:

Взрослый показывает ребенку вывеску, на которой изображен шкаф, и спрашивает, как может называться магазин, где продается этот предмет. После того как все вывески рассмотрены, взрослый рассказывает историю о сказочном городе.

Дети произносят волшебные слова «Крибле – крабле - бумс» и начинают строить сказочный город. После завершения работы рассказывают о том, что получилось, делятся впечатлениями.

Игра «Новая квартира куклы Маши»

Цель: развитие образного мышления, восприятия, умения строить в соответствии с планом-схемой.

Содержание:

Взрослый. Дети, сегодня наша песочница по взмаху волшебной палочки превращается в новую квартиру куклы Маши.

Квартиру кукла Маша получила

И мебель в магазине закупила:

Кровать, шкаф, кресло, стульчик, стол

Занес в квартиру грузчик и ушел.

Куда же мебель расставлять?

На помощь Мишку надо звать.

Медведь откликнулся на зов,

План начертил и был таков.

Одна опять осталась Маша,

И загрустила кукла наша.

Поможем мебель ей расставить,

По плану в комнату поставить.

Взрослый предлагает детям план-схему, на которой изображены: стол, стульчик, кресло, диван, кровать, шкаф. Дети по этой схеме расставляют мебель в квартире.

Игра «Строители на сказочном острове»

Цель: развитие воображения, творческого мышления, сенсорного восприятия, художественно-конструкторских способностей, умения строить в соответствии с планом-схемой.

Содержание:

Взрослый рассказывает историю о бутылке, выброшенной на берег моря с письмом внутри. Ребенок берет бутылку и достает письмо следующего содержания.

В океане остров был чудесный,

Никому доселе не известный.

Замки, башни и дворцы.

Возвели строители-творцы.

Но черные тучи вдруг набежали,

Солнце закрыли, ветер позвали.

Жители спрятаться только успели,

Огонь, ураган и дождь налетели.

Разрушено все: только камни одни.

Вот что осталось от этой страны.

Теперь не существует дивной красоты.

Остались лишь одни мечты, что.

На этом письмо прерывается.

Взрослый задает детям следующие вопросы для обсуждения:

1. Как вы думаете, о чем мечтал человек, написавший эту записку?

2. Что это был за человек?

Взрослый. Ребята, посмотрите, на обороте записки нарисованы чертежи сооружений из блоков различной формы и цвета. Давайте возьмем волшебную палочку, произнесем «Крибле-крабле-бумс» и переместимся на остров Сказки, где попробуем построить чудесные сооружения по чертежам. Осуществим мечту человека. В путь!

Игра «Самодельный водопад»

Цель: развитие моторики рук.

Содержание:

Для этой игры вам пригодятся любые игрушки, с помощью которых можно переливать воду: лейка, маленькая мисочка, небольшой кувшинчик или простой пластиковый стакан. Малыш набирает воду в емкость и, выливая ее, создает шумный водопад с брызгами. Обратите внимание крохи, что чем выше водопад, тем громче он "шумит". А если воду подкрасить, то водопад получится разноцветным.

Игра «Попади в цель»

Подбрасывать вверх мяч и ловить.

Цель: вырабатывать меткость. Дать понятие о расстоянии «ближе» и «дальше».

Содержание.

Небольшая группа детей стоит или сидит полукругом на расстоянии 2, 5 метра от таза с водой. Воспитатель предлагает ребенку взять мяч из корзины, указывает как встать на расстоянии 1метр от таза, предлагает бросить в него мяч. Если мячик не попал в цель, предлагает бросить еще раз, но встать ближе.

После 3-х мячей ребенок должен собрать их, положить в корзину и сесть на место.

Игра «Чистюли»

Цель: привитие элементарных трудовых навыков.

Дать понятие о «грязном» и «чистом».

Содержание.

Воспитатель приносит в тазу игрушки, предлагает засучит рукава.

В другой таз наливает теплую воду из ведра и каждому дает поручение: вымыть игрушку. Воспитатель вовлекает всю группу детей и разговаривая с ними, подсказывает, что и как мыть.

Затем тряпочкой каждый ребенок вытирает свою игрушку.

Пересыпание сухого песка через воронку.

Цель: познакомить детей со свойствами сухого и влажного песка.

Содержание.

Воспитатель подводит группу детей (не более 8 человек) к песочнице. Раздает детям бутылочки, ведерки, формочки.

Показывает как сыплется песок через воронку, как пересыпается из ведерка в формочку. Затем поливает часть песка, перемешивает совком и показывает, что мокрый песок сыпать нельзя, но из него можно лепить, придавая разную форму.

Воспитатель показывает детям как наполнять формочку, прижимать песок пальцами или совком, опрокинуть формочку на борт песочницы, украсить «пирог», «торт».

Постройка домика для куклы.

Цель: закрепить свойства песка. Подвести к тематическим постройкам.

Содержание.

Воспитатель подводит детей к песочнице. «Смотрите какой желтый песок. Набирает на совок и ссыпает несколько раз: Ой, песок, песок!

Вот песок какой!

Сыплю я песочек,

Сыплю золотой!

-сделаем из песка горку. Высокую горку. Помогайте мне. Давайте посадим вокруг горки цветы и кустики (веточки). Вместе с воспитателем дети втыкают их в песок. Вот какой красивый сад! А кто в нем будет гулять? Дети подсказывают, что кукла Нина. Давайте позовем ее. Появляется кукла. «Здравствуйте, дети! Какой красивый сад! Как красиво все кругом! Я хочу построить дом! » -Давайте построим дом для куклы. Строит.

Появляется собачка. Для нее строят будку.

Появляется козочка, ест траву, цветы, портит сад. Собака прогоняет козу – лает на нее. Кукла благодарит собаку за помощь.

Такие постройки в игровой форме подводят детей к постройке огорода, озера. Можно использовать ветки, цветы, фанерные игрушки.

Игры с решетом.

Цель: развитие тактильных ощущений. Знакомство со свойствами песка.

Содержание.

Воспитатель показывает как просеивать песок сквозь решето. Игра станет интереснее, если, просеивая песок, ребенок найдет небольшие игрушечные фигурки (например, из «Киндер- сюрприза»)

Игра «Норки для мышки»

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений.

Содержание:

Ребенок вместе с Воспитателем копает небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем мама озвучивает игрушку, например, мышку-норушку, пищит, хвалит малыша за такой замечательный домик, просовывая в него игрушку.

Игра «Заборчики»

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений.

Содержание:

Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка. Или катать вдоль него грузовик.

Игра «Цветные заборчики»

Цель: развитие мышления, моторики.

Содержание:

На столе вперемежку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить заборчик синего цвета. Потом — красные палочки и построить заборчик красного цвета. Можно предложить ребенку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету.

Игра «Общим словом назови и запомни»

Цель: развитие памяти, внимания, умения классифицировать предметы по заданным признакам.

Содержание:

Ребенку дается задание построить в песочнице сказочный лес и заселить его дикими животными. Он выбирает из множества фигурок только диких животных и строит песочную картину. Взрослый предлагает ребенку запомнить всех животных, которых он расположил в лесу. Ребенок отворачивается, а взрослый в это время убирает одно животное. Ребенок, повернувшись, говорит, кого не стало. Игра усложнится, если добавить еще одно дикое животное. По такому же принципу можно превратить песочницу в дивный фруктовый сад, поле с цветами, огород с овощами, квартиру с мебелью и т. д.

В конце игры дети сочиняют сказочную историю.

Игра «Ковер-самолет для принцессы»

Цель: научить детей понимать количественные и качественные соотношения предметов (меньше — больше, выше — ниже, справа, слева, закрепить знания о геометрических формах.

Содержание:

Взрослый рассказывает сказку:

В сказочном царстве принцесса жила,

Очень красива, добра и мила.

Вдруг прилетел огнедышащий змей,

Чтоб на принцессе жениться скорей

И унести в мир страха и тьмы,

Сделать царицей змеиной страны.

Нам надо принцессу от змея спасти,

В заморские страны ее увезти.

Построим, ребята, ковер-самолет.

Нашу принцессу он точно спасет.

Взрослый предлагает ребенку сделать для принцессы волшебный ковер-самолет, украшенный геометрическим орнаментом.

После выполнения задания ребенку задаются следующие вопросы:

1. Найди и покажи самый маленький круг.

2. Найди и покажи самый большой квадрат.

3. Назови фигуры, расположенные внизу, вверху, слева, справа.

4. Каких цветов фигуры на ковре-самолете.

5. Назови, где находится красный маленький квадрат и т. д.

Игра «Детские секретики»

Цель: научить детей рисовать карты-схемы, развивать мышление, воображение.

Содержание:

Дети вместе со взрослым чертят карту-схему с условными изображениями дерева, реки, гор, леса, домов. Ребенок по данной схеме строит песочную картину.

Ребенка просят отвернуться, а в это время взрослый прячет секретики на различных участках картины. На карте-схеме в том месте, где спрятаны секретики, ставится точка.

Ребенок поворачивается и отыскивает секретики, следуя карте-схеме.

Игру можно усложнить. Ребенок прячет секретики сам и отмечает их местонахождение на карте-схеме. Взрослый отыскивает.

Игра «Город, где мы живем»

Цель: развитие воображения, творческого мышления, закрепление знаний о родном городе: кто в нем живет, какой ездит транспорт, какие работают заводы.

Содержание:

Две группы детей строят родной город, каждая — в своей песочнице. Затем участники по очереди рассказывают о том, что построили. Команды задают друг другу вопросы, обмениваются впечатлениями об услышанном.

Игра «Уточки плавают»

Цель: дать представление о том, что предметы «плавают», о числовом определении «один», «много».

Содержание.

Воспитатель пускает в воде резиновые игрушки. «Смотрите, как уточка плавает. Сейчас я покручу палочкой по воде (делает круговые движения палочкой). Уточка двигается. Вот как интересно!

А теперь, Коля, на тебе палочку, покрути ей, и т. д. другим детям.

Была одна уточка, а теперь сколько?

После воспитатель предлагает вынуть игрушки из воды и отереть их тряпочкой. Они мокрые, вытирайте игрушки, теперь они стали сухими.

Положите игрушки на место. Выльем воду из таза. Вот как она льется.

Игра «Вода принимает форму»

Цель: дать понятие о плавающих и тонущих предметах, о предметах тяжелых и легких. Подвести к выводу, что легкие предметы плавают, а тяжелые тонут.

Содержание.

Для этой игры понадобятся: надувной шарик, резиновая перчатка, целлофановый мешочек, пластиковый стакан. Малыш наполняет шарик, перчатку или мешочек водой с помощью пластикового стакана. Родителям стоит обратить его внимание на то, что вода принимает форму того предмета, в который ее налили.

Игра «Горячо-холодно»

Цель: дать представление о холодной, теплой и горячей воде.

Содержание.

Дети сидят на стульчиках полукругом вокруг стола. Воспитатель ставит таз или ванну и говорит детям, что сейчас кукла Таня будет купаться. Наливает холодную воду и опускает куклу. Кукла «выскакивает». Она не хочет купаться. Почему? Вода холодная. Дети подходят и трогают воду рукой.

Я подолью горячей воды, она станет теплая. Дети убеждаются, что вода теплая. Теперь куклу снова сажают в таз, она с удовольствием купается.

Активизация словаря: холодная, теплая, горячая.

Игра «Мокрое - сухое»

Цель: закрепить понятие о «мокром» и «сухом». Закрепить название одежды.

Содержание.

Группа детей стоит около таза с водой.

«Сегодня я хочу постирать кукольное белье»_ говорит воспитатель. Сама стирает и сопровождает действия словами: «Сначала налью теплой воды. Намочу платье. Намылю как следует, потру, смою мыло в воде, выжму.

В другом тазике прополощу в чистой воде и снова выжму. Теперь протяну веревочку и повешу белье. Пусть просохнет. Сейчас оно мокрое, а потом будет сухим.

Затем предлагает детям постирать и дает каждому белье от куклы, мыло. Дети рассказывают кто что стирает (закрепить название одежды) .

Подготовка канавки, горки для прогулки куклы.

Цель: подвести к тематическим постройкам. Закрепить свойства песка.

Содержание.

Воспитатель реет в песке ямку, делает канавку, горку. Затем «выходит на прогулку» кукла (собачка, во время прогулки она преодолевает все эти препятствия: падает в ямку, влезает на горку, перепрыгивает через канавку. По этому примеру дети тоже роют ямки, канавки, делают горки и кукла гуляет по всей площадке, могут быть включены в игру другие куклы или игрушки.

Через канавки можно положить дощечки, мостик, на горку сделать ступеньки.

Игра «Что я закопала в песок? »

Цель: развитие внимания, памяти, наблюдательности.

Содержание.

Воспитатель показывает 2-3 игрушки, спрашивает у детей по очереди, как называются эти игрушки. Затем предлагает всем повернуться спиной к песочнице и одну из них закапывает в песок. По сигналу: «Готово! », «Можно! », дети поворачиваются и отгадывают, какая зарыта в песок. Отвечает тот ребенок, которого назвал воспитатель. Игрушка выкапывается. Если ребенок правильно назвал, ему все хлопают в ладоши.

Игра повторяется, постепенно увеличивается количество игрушек.

Эту игру можно разнообразить: не все отворачиваются, а только отгадывающий. Все смотрят и слушают ответы.

Если ребенок правильно отгадал, то выбирает другого, а сам закапывает игрушку.

Переливание воды из кружки в кружку или через воронку.

Цель: дать представление о свойствах воды - «льется», О «мокром», о «сухом».

Содержание.

Воспитатель зовет детей к тазу с водой, дает каждому по кружке, показывает, как зачерпнуть и вылить воду. «Смотрите, вода льется, сделайте то же самое, налейте воды друг другу.

Приложение №3 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ
(по свойствам песка)
• Какой песок сыпется через воронку?
• Какой песок при взаимодействии с водой?
• Из какого песка можно строить куличики?
ИГРЫ С ПЕСКОМ
Отпечатки ваших рук
• На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. В
• - “поскользить” ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки)
• - выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро,
• - создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и пр.),
• - “пройтись” по поверхности песка отдельно каждым пальцем по очередно правой и левой рукой, после - одновременно (сначала только указательным, потом - средним, затем - безымянным, большим, и наконец - мизинчиком).
Что же спрятано в песке
• Взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук. И начинают ими шевелить, наблюдая за тем как изменяется песчаный рельеф. Задача: полиостью освободить руки от песка, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки.
• Чтобы усложнить задачу, это упражнение можно проделать с влажным песком.
• Всем известна пляжная игра “Мина”. Рука одного играющего превращается в “мину”: она может находиться в песке в любом положении. Задача другого играющего - “сапера”, откопать “мину”, не дотрагиваясь до нее.
• “Сапер” может действовать руками, дуть на “мину”, помогать себе тонкими палочками.
• Взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук. И начинают ими шевелить. Задача: полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки.
• Чтобы усложнить задачу, это упражнение можно проделать с влажным песком.
• Всем известна пляжная игра “Мина”. Рука одного играющего превращается в “мину”: она может находиться в песке в любом положении. Задача другого играющего - “сапера”, откопать “мину”, не дотрагиваясь до нее.
• “Сапер” может действовать руками, дуть на “мину”, помогать себе тонкими палочками.
Дом фигур
• Цель: развитие пространственных представлений, закрепление знаний геометрических фигур, развитие мышления.
• Педагог рисует дом – «квадрат», разлинованный на девять «квартир». В этот дом надо заселить три квадрата, три треугольник, три круга. На одном этаже должны жить разные геометрические фигуры, также они не должны жить друг под другом. Ребенок «заселяет» дом. Например, на первом этаже живет – квадрат, треугольник, круг. На втором треугольник, круг, квадрат. На третьем – круг, квадрат, треугольник. Затем задание усложняется : дом – квадрат разделенный на 16 квартир, в нем живут – квадрат, круг, треугольник, ромб. Геометрические фигуры (которые нужно рисовать) могут быть заменены на карточки с изображениями животных, предметов.
Песочные прятки
• Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.
• 1) Педагог говорит ребенку: - Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки.
• 2)Чтобы разнообразить игру, педагог показывает ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.

Подул ветер
• Цель: развитие зрительного восприятия, образного мышления, речи.
• Для игры понадобятся ламинированные изображения (например, овощей, мебели или героев сказок). Педагог засыпает картинку песком, рассказывает ребенку, что подул ветер и засыпал картинки песком. Ребенок с помощью кисточки очень осторожно должен раскапывать это изображение. Когда он раскопает половину, педагог спрашивает: « Не догадался ли ребенок, что изображено на картинке?»

Приложение № 4

Ситуации образовательной деятельности

для детей первой младшей группы

по теме«Солнечная сказка на песке»

(занятие по песочной терапии)

Цели занятия:
1. Гармонизация психоэмоционального состояния детей.
2. Развитие тактильной чувствительности, восприятия, мышления, воображения.
3. Активизация словарного запаса.
Оборудование:
Солнышко и тучка из цветного картона, песочница, палочки для рисования на песке, песочные формочки в виде цветочков, небольшие игрушки
Участники: дети. Количество детей не более трех.
Ход занятия:
Воспитатель показывает детям картонную фигурку солнышка.
-Ребята, посмотрите, кто это к вам в гости пришел? (Солнышко)
- Правильно, и оно хочет пригласить вас с собой в путешествие. Готовы? (Да)
- Тогда – в путь!
Дети вместе с воспитателем подходят к песочнице. Солнышко прикрепляется на стену рядом с песочницей.
- Посмотрите - этот песок не простой, он волшебный и может чувствовать прикосновения, говорить. Песочек может показать детям много интересных игр и сказок. Но сначала давайте вспомним, как нужно правильно играть с песочком.
-Можно кидаться песком? (нет)
-Разбрасывать можно? (нет)
- Пробовать на вкус можно? (нет)
- А сейчас положите ладошки на песок. Давайте его погладим ладошкой, затем ладошку перевернем. Какой песок?
- Теплый или прохладный?
- Шершавый или гладкий?
- Сухой или мокрый?
- Мягкий или твёрдый?
- Песок прохладный, шершавый, сухой, мягкий.
-Давайте поздороваемся с нашим другом-песочком.
-Здравствуй, песок!
- Послушайте, он с вами здоровается, только очень-очень тихо. Давайте его развеселим. Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком. Затем другой. А теперь пощекочем двумя руками. Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками.
-Давайте его потрем между ладонями.
- Давайте его возьмем в кулачки крепко - крепко, чтобы ни одна песчинка не упала и отпустим. Еще разок.
- А теперь, послушайте сказку:
Утром солнышко проснулось, Сладко – сладко потянулось. И, откинув одеяло, С нами в сказку пошагало.
Воспитатель предлагает детям сделать солнышко на песке. Кладёт ладошку ребёнка на песок, поворачивает её по кругу, оставляя отпечаток. Ребёнок поворачивается вслед за ладошкой. Получилось солнышко.
– Давайте нарисуем глазки солнышку, нос, рот-улыбку.
-Получилось у нас солнышко? (да) .
- Какое солнышко у нас получилось?
Дети отвечают. (Доброе, лучистое, улыбчивое, песочное)
- Ребята, солнышко только проснулось, ещё не очень жарко, и лучики у солнышка короткие, маленькие. Давайте погладим лучики пальчиками.
Дети прикасаются пальчиками к лучикам. Солнышко пригревает сильнее, и лучики растут, становятся длинными, большими. Взрослый предлагает детям взять палочки и нарисовать рядом с маленькими лучиками большие, длинные, продлевая маленький лучик.
– Давай погладим пальчиком длинные лучики.
-Ой, посмотрите, на полянку прискакали зайчики. Они тоже рады солнышку.
Посмотрите, сколько у нас зайчиков: один или много? (много)
-Зайчики хотят поиграть с вами в прятки. Сейчас вы закроете глаза, а они спрячутся в песок. После того, как я скажу: «Глазки открываем, поиск начинаем», вы должны будете их найти в песке, раскапывая песок пальчиками.
Дети находят игрушки. Пока дети ищут игрушки- воспитатель наклеивает на солнышко тучку.
-Молодцы, ребята, всех зайчиков отыскали. Зайчикам, очень понравилось играть с вами, но им пора идти дальше. Давайте попрощаемся с ними.
- До свидания, зайчики.
- Ой, посмотрите, пока мы играли с зайчиками - наше солнышко спряталось за тучку, сейчас польет дождик.
Каждому ребенку выдается леечка с водой. Дети поливают песок.
-Дождик, дождик лей веселей! Своих капель не жалей.
Для цветов, для полей и для маленьких детей.
-Какой теперь стал песок, сухой или влажный? (влажный)
Дождь покапал и прошел. Стало всем нам хорошо
Солнце снова засветилось, засияло, заискрилось.
- После дождя, навстречу солнечным лучикам, свои лепестки протянули цветочки.
Воспитатель берёт пластмассовую формочку и лепит цветочек. Затем помогает детям, сделать цветочки, объясняя, как правильно положить песочек в формочку, постучать по ней, удаляя лишний песок и перевернуть, чтобы получился цветочек.
- Вот как много цветочков у нас получилось!
- Радуясь солнышку, к приветливым цветочкам прилетели бабочки. Они хотят полакомиться сладким цветочным нектаром.
Воспитатель предлагает детям сделать бабочек. Он соединяет запястья рук ребёнка, а кисти разводит в стороны, имитируя крылья. Бабочки летают, крыльями порхают, радуются. Поднимая и опуская кисти рук ребенка, взрослый изображает полёт бабочек.
– Отдохнули на цветочной полянке бабочки и полетели дальше, не забыв сказать «Спасибо за угощение». Давай им помашем рукой и разгладим песочек. Ребята и солнышку пора идти дальше. Давайте поблагодарим солнышко и песочек за сказку, и сами тоже вернемся в группу. (Дети благодарят песочек и солнышко) .

Приложение № 5


Рекомендации родителям

«Игровая терапия в песочнице»

"Топчем дорожки"
Взрослый вместе с малышом шагают по песку, оставляя следы, при этом можно использовать слова такой потешки: "Большие ноги шли по дороге: То-о-п, то-о-п, то-о-п. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ! Топ-топ-топ! Топ!" Взрослый и ребенок могут изменять эту игру, изображая того, кто может оставлять большие и маленькие следы. Большие следы оставляет косолапый медведь. Маленькие следы оставит после себя маленькая белочка.

"Норки для мышки"
Ребенок вместе со взрослым копает небольшие ямки - норки руками или совочком. Затем мама обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, мама берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее "мышка-норушка" пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек - зайчиков, лисят, медвежат и пр.

"Я пеку, пеку"
Ребенок "выпекает" из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно "выпекать" и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок "угощает" пирожками маму, папу, кукол.

"Угадай на ощупь"
Малыш отворачивается, а вы в это время прячете в песок игрушку. Задача ребенка найти в песку игрушку и отгадать на ощупь, что это. Затем поменяйтесь ролями.

"Заборчики"
Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка. "Волшебные отпечатки на песке" Взрослый и малыш оставляют отпечатки своих рук и ног на мокром песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т. д.

“Наведи в песочнице порядок”

Перед ребенком в песочнице лежат буквы в перевернутом и правильном положении. Предлагаем назвать только те буквы, которые лежат правильно, затем перевернуть те буквы, которые лежали неправильно, и назвать их.
“Угадай, какая буква тебе попалась в руки”

Ребенку предлагается опустить руки в песок, найти букву и, не доставая ее из песка, определить, какая буква ему попалась в руки.
“Что спряталось в песке?”

Ребенку предлагается опустить руки в песок и найти то, что ему попадется. Затем педагог просит назвать все предметы, которые были найдены в песке. Можно поиграть в игру «Чего не стало?»: ребенок закрывает глаза, и в это время педагог убирает один или несколько предметов. Можно поменять предметы местами и попросить ребенка «навести порядок».

Используемая литература:
1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2 –е изд., испр. и доп. – МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011. – 336 с.
• Грабенко Т.А., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. «Корекционные, развивающие и адаптационные игры», « Чудеса на песке»
• Эль Г.Н. «Человек, играющий в песок» - Динамичная песочная терапия.
• Грабенко Т.М. «Игры с песком или песочная терапия» - Дошкольная педагогика 2004 № 5
• Бережная Н.Ф. « Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста.» - Дошкольная педагогика 2006 № 4
• Некрасова Е. « Играем с песком, водой и глиной – Дошкольное воспитание – 2996 №6 , стр. 41-43


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ПО ТЕМЕ: «Фронтовое письмо моим дорогим…»

С каждым годом, отдаляющим нас от мая 1945 года, все больше ощущается необходимость по-человечески увидеть подвиг наших дедов. Но, как донести дошкольнику об этом? Голос павших донесли до нас их письм...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ПО ТЕМЕ: «О чем расскажут детям деревья нашего детского сада»

Мы не часто обращаем внимание на деревья, которые растут рядом с нами. Деревья говорить не умеют, но они живые и мы можем многое узнать об их жизни. Данный проект позволяет изучить вместе с детьми, де...

Краткосрочный проект в первой младшей группе Тема: «Волшебная водичка»

Краткосрочнй проект с детьми младшего дошкольного возрастаТип проекта: познавательный игровой....

Проект по математическому развитию в первой младшей группе. Тема"Волшебная страна геометрических фигур"

Проект по математическому развитию в первой младшей группе «Волшебная страна геометрических фигур» Паспорт проекта 1. Название проекта: «Волшебная страна геометрических фигур»....

Методическое пособие по реализации проекта с детьми средней группы по теме: "Столовый этикет"

Вся жизнь ребенка, как и любого взрослого человека, связана с поведенческими правилами, и от правильности поведения зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми. Этикет являетс...

Методическое пособие по реализации проекта в подготовительной группе «Кубанские поэты детям»

Кубанская литература для детей очень разнообразна, интересна и может помочь малышам лучше узнать свои истоки, свой казачий край....

Методическое пособие по реализации проекта "Безопасная дорога" в старшей группе

Методическое пособие по реализации проекта "Безопасная дорога" в старшей  группе .Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общест...