Выступление на педагогическом совете на тему:Работа с одаренными детьми
классный час (средняя группа)

Выступление перед воспитателями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_dlya_pedagogicheskogo_soveta_na_temu.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление для педагогического совета на тему:

Работа с одарёнными детьми.

1.Современные подходы в работе с одаренными детьми. Создание условий для развития творческих способностей детей в разных видах деятельности.

Психологические особенности одаренных детей обуславливают определенные акценты основных целей обучения и воспитания, которые формируют знания, умения и навыки в определенных предметных областях, и создают условия для познавательного и личностного развития учащихся с учетом их дарования.

Для всех детей главной задачей и целью обучения и воспитания является то, что они должны раскрыть и развить свои способности и дарования с целью их дальнейшей профессиональной реализации. Потому что именно на этих детей общество возлагает свои надежды на решение актуальных вопросов современной цивилизации.

Существуют конкретные цели обучения одаренных учащихся, и определяются они с учетом определенного вида одаренности и психологических закономерностей ее развития. И в качестве главных целей обучения можно выделить следующие:

1.развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь);

2.создание условий для развития творческой личности;

3.развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие

4.самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей);

5.обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.

Важным фактором успешности усвоения знаний являются способы организации учебной деятельности учащихся, а также формы и методы обучения. Ведущими методами в обучении интеллектуально одаренных учащихся являются следующие методы: проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, и эмоциональной стабильности).

Процесс обучения одаренных детей должен предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети. В той мере, в какой у обучающегося есть потребность в быстром получении больших объемов информации и обратной связи о своих действиях, необходимо применение компьютеризованных средств обучения. Полезными могут быть и средства, обеспечивающие богатый зрительный ряд (видео,т.п.).

В целом, в обучении одаренных эффективность использования средств обучения определяется главным образом содержанием и методами и формами обучения, которые реализуются с их помощью.

В работе с одаренными детьми можно выделить следующие формы:

– классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;

– консультирование по возникшей проблеме;

– дискуссия;

– игры.

Очень важны:

-предметные олимпиады;

-интеллектуальные марафоны;

-различные конкурсы и викторины;

-словесные игры и забавы;

-проекты по различной тематике;

-ролевые игры;

-индивидуальные творческие задания.

Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Выявление одаренных детей проводится уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Учитель уделяет внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере, и использует образовательные технологии в развитии одаренности личности. Это личностно-ориентированный подход в обучении, развивающее обучение, модульное обучение, метод проектов, информационно-коммуникативные технологии, использование современных педагогических технологий, участие в творческих конкурсах разного уровня, олимпиадах, кружки, секции, учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроке и во внеурочной деятельности, создание единого информационного пространства, что обеспечивает возможность учащимся оперативно использовать современные средства коммуникации в работе над учебным проектом. Но применяя и используя формы, методы, и образовательные технологии не следует забывать, что одним из самых главных условий является создание в учреждении творческой образовательной среды.

Использование в работе с детьми конкурсов разного направления, интеллектуальных марафонов и предметных олимпиад создаёт атмосферу творческого поиска, повышает уровень знаний и познавательной активности учащихся.

Проблема развития познавательной активности учащихся особенно актуальна в настоящее время. Сегодня, в период перехода к информационной культуре, отличающейся такими чертами, как интегрированный характер, гибкость, подвижность мышления, диалогичность,

толерантность и теснейшая коммуникация на всех уровнях, перед образованием стоит задача – подготовить человека, соответствующего этой новой культуре. В Концепции государственного стандарта общего образования сказано: «Развитие личности – смысл и цель современного образования… Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы». Важной целью образования в этих условиях становится подготовка учеников к решению проблемных ситуаций, к овладению деятельностью, направленной на развитие творческих способностей и познавательных интересов учащихся, учитывая их психологические способности.

Поэтому существует необходимость в проведении различных конкурсов для учащихся (агитбригад, поэтов, чтецов, сочинений, поделок и рисунков), предметных олимпиад, конкурсов исследовательских и творческих работ по различным направлениям науки, техники, культуры, фестивали, научные конференции, главными целями которых являются: сохранение и развитие лучших традиций гуманитарного образования учащихся; повышение общей культуры учащихся; расширение культурного пространства; содействие повышению культурного уровня.

Современное образование ориентировано на развитие личности. Обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. К сожалению, учащиеся не всегда могут ориентироваться в динамично развивающемся информационном пространстве, извлекать необходимые данные и факты, продуктивно использовать их в своей работе. Выходом из этой проблемной ситуации становится организация учебно-воспитательного процесса на основе исследовательской деятельности учащихся. Что такое исследовательская деятельность в современном ее понимании? Это, в первую очередь, умение работать с информацией, умение добывать ее из различных источников, анализировать, сравнивать, делать выводы. Это умение получать информацию не только из книг, журналов, сети Интернет и других официальных и неофициальных источников, но и из окружающего мира, который таит в себе огромный объем «скрытой» от нас информации. Впервые проводить исследования педагогических проблем предложил И.Г. Песталоцци. Над этой проблемой занимались известный специалист в области исследования Б. Хендерсон, И.П. Павлов (5, стр. 26). По мнению доктора педагогических наук А. И. Савенкова, в современном стремительно меняющемся мире развитое исследовательское поведение рассматривается уже не как узкоспециальная деятельность, требующаяся для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме и компетентности в любой сфере деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Исследовательская деятельность в образовательных учреждениях является одним из ключевых направлений в работе с талантливыми детьми и в этом ее практическая значимость. (5, стр. 27)

Исследовательская деятельность позволяет вооружить ребёнка необходимыми знаниями, умениями, навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нём и систематизации материала. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Тем более что современная система образования

ориентирует педагога не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности школьника и доведения её до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы.

Любой педагог знает, что самые ценные и прочные знания добываются нами самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Но самое важное то, что для ребенка естественнее и потому гораздо легче изучать и усваивать новое, действуя подобно ученому (проводить собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения), чем получать уже добытые кем-то знания в готовом виде.

Главным инструментом развития исследовательского поведения в образовании выступают исследовательские методы обучения.

Целью этой работы является обучение детей исследовательской деятельности и целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской работы учащегося во внеурочное время.

Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

• Ознакомить с технологий создания исследовательской работы;

• Выяснить какие условия необходимы для развития интеллектуально-творческих способностей учащихся, роль ИКТ технологий;

• Рассмотреть опыт работы по организации исследовательской деятельности и выработать рекомендации по их оформлению (охарактеризовать виды исследовательских работ, выявить сходства и различия проекта и исследования);

• Поделиться собственным опытом по решению данной проблемы.

И в заключении хотелось бы сказать, что одаренные дети не должны являться «исключением». Из таких детей (в том или ином направлении) должно состоять подрастающее поколение, а это значит, что эти дети должны наполнять все образовательные учреждения. Если же, последнее отсутствует, значит, проблема появилась раньше, чем мы успели это заметить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

26 ноября 2013 года состоялся педагогический совет по теме: "Работа по развитию социальной компетентности и познавательной активности детей дошкольного возраста через организацию мини-музеев"

26 ноября 2013 года состоялся педагогический совет по теме: "Работа по развитию социальной компетентности и познавательной активности детей дошкольного возраста через организацию мини-музеев"Цель...

Выступление на педагогическом совете «Итоги летней оздоровительной работы с детьми 4-5 лет»

Лето - самое благоприятное время для укрепления  здоровья и развития детей. Задача педагогического коллектива – организовать жизнь воспитанников в детском саду  таким образом...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Работа специалистов детского дома по определению детей на воспитание в семью»

Современная политика государства  в плане  изменения функций учреждений общественного воспитания для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направлена на реорганизацию дейс...

Выступление на педагогическом совете "Комплексно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию сенсорной культуры".

Данное планирование помогает реализовывать субъектное отношение педагога к ребенку, осуществлять индивидуальный подход с учетом зоны ближайшего развития ребенка....

Выступление на педагогическом совете Тема: «Разнообразные формы работы с детьми с использованием онлайн занятий»

laquo;Разнообразные формы работы с детьми с использованием онлайн занятий»В период самоизоляции и просто, если нет возможности прямого общения с воспитанниками, актуальным становится вопрос для...

Выступление на педагогическом совете. Организация конструктивно - модельной деятельности с детьми с ОВЗ с использованием Лего - конструирования в ДОУ

Выступление на педагогическом совете Тема: «Организация конструктивно - модельной деятельности с детьми с ОВЗ с использованием Лего - конструирования в ДОУ» Цель: знакомство педагогов с ис...

Выступление на педагогическом совете на тему: "Жестокое обращение с детьми"

1. По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?2. Как вести себя педагогу, если ребенок рассказал ему о жестоком обращении с ним со стороны родных (в том чис...