Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя по теме: Развитие детей дошкольного возраста в процессе опытного -экспериментальной и исследовательской деятельности
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя на 2021-2026 учебный год на тему: Развитие детей дошкольного возраста в процессе опытно- экспериментальной и исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План самореализации на 2021-2026г32.05 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план повышения профессионального уровня

воспитателя  МБДОУ «Детский сад 254»

Валиевой Луизы Ринатовны

на 2021-2026 учебный  год

по теме: Развитие детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности.

Пояснительная записка.

Перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и - обязательно - инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Именно на это указывается в законе РФ “Об образовании”. Активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит возможность для совершенствования.

Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающего мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

 Организация детского экспериментирования, это особый способ практического освоения действительности, направленного на создания таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях, и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности.

В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и задача педагога - удовлетворить потребность детей, что в свою очередь приведет к интеллектуальному и эмоциональному развитию. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей, фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую.                                                                                                                                                                   Детское экспериментирование- это активная деятельность правильной организации; дети становятся в ней субъектами – носителями предметно-практической деятельности и познания, «активными делателями», это источник осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, т.е. ребёнку предоставляется возможность саморазвития, самореализация и возможность быть самим собой.

Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению здоровья и развития личности дошкольников. Также отвечает современным требованиям концепции модернизации российского образования.

Цель:

  • Развитие познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования.
  • Создание условий для формирования  целостного мировидения дошкольников средствами элементарного экспериментирования.
  • Развитие познавательного интереса детей, наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.
  • Формирование  у детей умений самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение, обобщать результаты опытов.

Задачи:

  • Формирование у дошкольников диалектического мышления, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
  • Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).
  • Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
  • Поддержание инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Перечень вопросов по самообразованию:

  • изучение психолого-педагогической литературы по теме: Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности;
  • разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
  • проектная и исследовательская деятельность;
  • анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;
  • продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;
  • планомерное и систематическое совершенствование методов образовательного процесса.

Предполагаемый результат:  

  • Ребёнок самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить. Предлагает возможные решения.
  • Доказывает возможные решения, исходя из данных, делает выводы.
  • Применяет выводы к новым данным. Делает обобщения.
  • Проявляет интерес к познавательной литературе, пытается самостоятельно «читать» схемы.
  • Отражает свои наблюдения в разных видах деятельности.

Форма самообразования: (индивидуальная, групповая, коллективная) 

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

Изучение образовательных технологий (проблемно-поисковые, игровые, ИКТ, здоровьесберегающие.)

2021 – 2026 гг

1.Изучение  психолого – педагогической литературы: Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.

2.Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

3.Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005. 4.Иванова А.ИМетодика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

5. Нищева Н.В., Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ.Тематическое и перспективное планирование в разных возрастных группах.Выпуск 1,2.-СПб.:ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2017.

6.Шапиро А.И. Первая научная лаборатория. Опыты, эксперименты, фокусы и беседы с дошкольниками.- М.: Сфера, 2016.

Прогностический

Определение целей и задач темы.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов

Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий, по познавательному развитию отслеживание результатов работы)

2021 – 2026 гг

Участие в семинаре - практикуме, педсовете.

Публикация, консультация, сообщение на педсовете «Из опыта работы» .

Практический

Внедрение опыта работы.

Формирование методического комплекса по познавательному развитию.

Корректировка работы.

Исследовательская работа (применение выбранной технологии для работы в экспериментальной группе)

2021 – 2026 гг

На муниципальном, районном уровне.

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы по теме: Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности.

Распространение опыта своей работы

2026 год

На  всероссийском, муниципальном уровне.

План реализации темы: Развитие детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности.

На 2021-2022 учебный год

Работа с детьми

Работа с родителями

Взаимодействие с  коллегами

Форма, тема

дата

Форма, тема

дата

Форма, тема

дата

1

Организовать и обогащать предметно-пространственную развивающую среду для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей

В течении

года

Организовать сбор природного и бросового материала в уголок. 

Консультация на тему: “Развиваем внимание и мышление дошкольников – учим ребенка быть любознательным”

Сентябрь, октябрь.

Изучать педагогический опыт других педагогов.

В теч.года

2

Создать картотеку опытов и экспериментов

В течении года

Консультации:

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Тематические фотовыставки:

«Моя семья в лесу»

«Моя семья на даче»

«Мои домашние питомцы»

В течении

года

Просмотр занятия на РМО

ноябрь

3

«Приборы-помощники» Приобретение навыков работы с  приборами (лупы, микроскоп…)

 В течении года

 Просмотр занятия с элементами экспериментирования(видео)

Обсуждение.

Январь

Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитие ребенка».

декабрь

4

Разработка серии конспектов  экспериментирования

В течении года

Консультация на тему: «Детское экспериментирование и его роль в развитии ребёнка»

март

Содержание уголков экспериментальной деятельности.»

февраль

5

Составление серии опытов для младших дошкольников.

В течении года

Сбор материалов для фотоальбома «Страна Почемучек»

 В течении

года

Консультация на тему: «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности»

апрель

На 2022-2023 учебный год

Работа с детьми

Работа с родителями

Взаимодействие с коллегами

Форма, тема

дата

Форма, тема

дата

Форма, тема

дата

1

Конкурс на самое интересное исследование в природе

В течении.

года

Привлечение родителей к созданию уголка «Юные экспериментаторы»: собрать природный материал.

Октябрь, ноябрь.

Изучать педагогический опыт других педагогов.

В течении года

2

Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.

В течении года

Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Памятки для родителей «Я познаю мир»

В течении

года

Мастер-класс «Детское экспериментирование».

ноябрь

3

«Электричество в природе». Выявить взаимодействие двух наэлектризованных предметов.

 В течении года

 Чтение книг, рассматривание изображений на тему «Электричество в природе».

Январь

Консультация для педагогов ДОУ «Воспитание в детях способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей».

декабрь

4

Разработка серии конспектов с элементами экспериментирования.

В течении года

Консультация на тему: «Детское экспериментирование и его роль в развитии ребёнка»

март

Доклад и презентация по теме «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности».

март

5

Создание «копилки опытов и экспериментов»

В течении года

Доклад и презентация по теме «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности».

 В течении

года

Создание и обогащение предметно-развивающей среды для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей.

апрель

На 2023-2024 учебный год

Работа с детьми

Работа с родителями

Взаимодействие с  коллегами

Форма, тема

дата

Форма, тема

дата

Форма, тема

дата

1

Пополнять и обогащать предметно-пространственную развивающую среду для реализации опытно-экспериментальной деятельности детей 

В течении

года

Привлечение родителей к пополнению альбома «Удивительное рядом»

Сентябрь, октябрь.

Изучать педагогический опыт других педагогов.

Консультация:

«Значение опытно – экспериментальной деятельности для психического развития ребенка».

В течении года.

Сентябрь

2

Оформить накопительную папку на тему: “Мы – исследователи”

Рассказы детей «Зима в моём городе».

В течении года

Родительское собрание “Исследовательская деятельность и детское экспериментирование, что это такое?”.

январь

Сообщение на педагогическом совете: «Экспериментирование - как вид деятельности в реализации образовательной области «Познавательное развитие»

ноябрь

3

Смотр – конкурс “Лучший уголок экспериментирования”

 Декабрь

 Анкетирование родителей “Чем занят ребенок дома?”

Практикум:

 «Организация домашней лаборатории»

март

Консультация для педагогов ДОУ «Здоровый дошкольник сейчас – в будущем научный сотрудник».

4

Обмен опытом на сайтах по теме самообразования.

В течении года

Консультация для родителей: “Как научить ребенка исследовать?” Консультация на тему: «Маленький исследователь: как направить энергию ребенка в позитивное русло»

апрель

Деловая игра «Аукцион идей» Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками по опытно-экспериментальной  и исследовательской деятельности.                

декабрь

5

Рассказы из личного опыта «Воздух». Изготовление поделки «Флюгер» из бросового материала.

В течении года

Консультация «Берегите воду».

Фотовыставка “Экспериментируем с водой дома”

 В течении

года

Сообщение о результатах экспериментальной деятельности «Познай себя» на собрании по итогам работы за год.

апрель

На 2024-2025 учебный год

Работа с детьми

Работа с родителями

Взаимодействие с  коллегами

Форма, тема

дата

Форма, тема

дата

Форма, тема

дата

1

Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы.

В течении

года

Изготовление совместных поделок, детей и родителей, из бросового материала

Сентябрь, октябрь.

Изучение опыта педагогов по теме: «Опыты и эксперименты в детском саду» (на Интернет-сайтах, в периодической печати).

В течении

года

2

Познавательная минутка «А знаете ли вы, что…..»

В течении года

Консультация на тему: “Развиваем внимание и мышление дошкольников – учим ребенка быть любознательным”

“Как научить ребенка исследовать?”

В течении

года

Просмотр образовательной деятельности.

ноябрь

3

«Приборы-помощники» Приобретение навыков работы с исследовательскими 

приборами (лупы, микроскоп…)

 В течении года

 Памятка для родителей «Чего нельзя, Что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Декабрь

Консультация для педагогов ДОУ “ Методики и тесты по исследовательской деятельности”».

февраль

4

Проведение опытов на занятиях и в свободное время.

В течении

года

Совместное мероприятие с детьми и родителями на тему: «Лаборатория- волшебника».

март

Презентация альбом "Техника безопасного поведения во время проведения  экспериментирования».

март

5

Итоговая игра «В гости к дедушке Знаю»

май

Творческая мастерская «Умелые руки не знают скуки». 

 Консультация для родителей «Опыты дома, или чудеса из простых вещей».

 В течении

года

Консультация на тему: «Экспериментальная деятельность в летний период».

апрель

На 2025-2026 учебный год

Работа с детьми

Работа с родителями

Взаимодействие с  коллегами

Форма, тема

дата

Форма, тема

дата

Форма, тема

дата

1

Обогащать предметно-пространственную развивающую среду для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей

В течении

года

Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в группе. Привлечение к созданию предметно-пространственной развивающей среды в группе.

Сентябрь, октябрь.

Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы.

В течении

года

2

Природоохранная акция «Природа просит защиты».

В течении года

«Памятка для родителей по организации  познавательно-исследовательской деятельности»

В течении

года

Просмотр занятия на РМО

ноябрь

3

Подбор и изучение литературы для создания картотеки опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста.

 В течении года

 Просмотр занятия с элементами экспериментирования (видео)

Обсуждение.

 Игротека-практикум:

 «Поэкспериментируем!»

Январь

Мастер класс для педагогов:

 «Растим многознайку».

4

Публикация в социальной сети для педагогов по теме: «Значение поисково- исследовательской деятельности в развитии ребенка»

В течении года

Конкурс домашних фокусов.

 Оформление папки «Мои открытия».

март

Медиатека по опытно-экпериментальной деятельности в образовательном пространстве.

В течении года

5

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете

май

Оформление фотоальбома «Умные предметы»

 В течении

года

Доклад и презентация по теме «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности».

апрель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на 2013-2014 уч.год "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности".

План работы по самообразованию на 2013-2014 учебный год "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности"....

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности

laquo;Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при...

План работы по самообразованию " Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности"

Цель самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: изучение необходимой литературы, проведение открытых мероприятий для анализа с...

План по самообразованию по теме:"Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности".

Цель самообразования: помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности; повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и ко...

Папка по самообразованию по теме"Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно - экспериментальной и исследовательской деятельности"

В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключ...

план саморазвития "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности."

Развитие познавательных интересов, потребности и способности, к самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащённого и сформированного эмоционально-чувственного опыта....