Консультация для родителей и педагогов "Феномен "засушенного сердца""
консультация

Ильичёва Анна Николаевна

«Отсутствие чувств»,  в значительной мере, предопределяется высоким темпом жизни в современном обществе, обилием различных гаджетов.

Это напрямую касается и наших детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_zasushennoe_serdtse_.docx106.01 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35 Колпинского района г. Санкт-Петербурга

Консультация для родителей и педагогов

Феномен «засушенного сердца»

«Глухой к другим людям остается

 глухим к самому себе:

ему будет недоступно

самое главное в самовоспитании –

 эмоциональная оценка

 собственных поступков…»

В.А. Сухомлинский

Как научить детей сочувствию | После уроков


         В настоящее время педагоги и психологи все чаще говорят о феномене «засушенного сердца», то есть об
отсутствии чувств. Этот термин впервые ввёл выдающийся педагог Л.С. Выготский.

«Отсутствие чувств»,  в значительной мере, предопределяется высоким темпом жизни в современном обществе, обилием различных гаджетов. Это напрямую касается и наших детей. Так, наши малыши много времени проводят у телевизора, за компьютером, с мобильным телефоном.

Это ограничивает их общение с взрослыми и сверстниками, блокирует чувственные каналы, существенно ограничивает возможности по обогащению эмоциональной сферы, приобретения социального морально-этического опыта. Весьма заметен тот факт, что у современных детей недостаточно развиты эмпатийные чувства: они стали менее чувствительными к эмоциональному состоянию и чувствам других людей, не умеют сочувствовать, сопереживать.

Психологи характеризуют эмоциональность, как проявление устойчивых переживаний человека (волнение, радости, горя, чувство восторга, стыда, любви, ненависти…). Это обеспечивает вариативность поведения человека, необходимую для его успешного взаимодействия с окружающей средой и адаптации к его       условиям.

Заботясь о социальной адаптации современного ребенка, родители и педагоги должны уделять должное внимание такому психологическому феномену, как воспитанию в детях сочувствия.

На вопрос, заданный Василию Александровичу Сухомлинскому, стоит ли ребенку рассказывать о человеческих страданиях и горе, а тем более демонстрировать их, педагог-новатор отвечал утвердительно.

Он советовал привлекать внимание детей к проблемам старых, немощных, одиноких людей, инвалидов, вызвать сочувствие, желание помогать, облегчать их страдания. Современные исследования показывают, что у детей часто отсутствует сочувствие к взрослым людям.

Они более склонны проявлять его к животным, малышам и к самим себе как к наиболее беззащитным, по их мнению, слабым, существам. А взрослые, по их мнению, не нуждаются в помощи.

Если ребенок научится жалеть других, он будет чувствовать себя сильнее и увереннее в правильности своих моральных поступков.

Развитие эмпатии, сострадания и отзывчивости проходит в несколько этапов. Это важно учитывать при воспитании ребенка. 

Первый этап -  «эмоциональное заражение». Это качество человека закладывается в раннем детстве. Тут важно, какие эмоции преобладают в общении мамы со своим малышом: радость и любовь  или раздражение и неприятие. Ребенок впитывает, запоминает, а потом возвращает обратно свои первые мироощущения.

Второй этап - «чувство сострадания», которое формируется на втором году жизни.  В этот период малыш начинает проявлять активный интерес к другим детям и взрослым. Он уже различает ярко выраженные чужие эмоции и переживает их как свои, например, может заплакать, когда плачет другой ребенок, или начать смеяться, когда смеются его родители. По показу и просьбе взрослого ребенок может пожалеть (погладить) маму, другого ребенка, кошку. Так появляются первые ростки сопереживания и сострадания.

Третий этап - «способность понимать других» развивается на 3 - 4 году жизни. В этот период ребенок выделяет себя из окружающего мира, у него появляется свое «Я». При этом, он начинает понимать, что  и у других людей есть свои чувства и желания. Оказывается, не только «я хочу кушать, но и мама тоже»; не только «я злюсь, но и мама тоже». Итак, малыш начинает «слышать» других, он может иногда проявлять сочувствие и желание придти на помощь, особенно к близким людям (мама устала – подает ей книгу, «укрывает» одеялом). Но пока, в силу своего возраста, ребенок очень эгоцентричен, его собственные чувства всепоглощающи, и он целиком захвачен ими.  Поэтому чаще всего ребенок этого возраста склонен  игнорировать чувства и желания других людей.

Четвертый этап - «сочувствие и отзывчивость» формируется у детей 4-6 лет. Теперь уже ребенок умеет сосредоточиться на проблемах других людей, соотносить свои и чужие чувства, может предвидеть последствия своих и чужих поступков. Проявляет стремление к содействию, правда, пока еще ребенок не всегда знает, что делать и как помочь страдающему.

Пятый этап  - «сорадование» (испытание радости от успехов других людей) и альтруизм (бескорыстная забота о других и готовность жертвовать своими интересами) формируется между шестью и девятью годами. В этот период, если развитие ребенка шло правильно и у него полностью сформировалось своё «Я», он уже довольно быстро реагирует на проблемы сверстников, и оказывает им адекватное и действенное содействие.

Для развития у ребенка сочувствия, жалости, ответственности, желания прийти на помощь и где-то сознательно принести в жертву свои личные интересы ради достойной цели, можно предложить следующие задачи и пути их решения, исходя из тех этапов, которые были описаны выше.

 

1. Эмоциональное развитие ребенка


        Проявление сочувствия и участия по отношению к ребенку и другим людям со стороны самих родителей: «Тебе больно, давай пожалею», «Бабушка спит, не будем шуметь», «Маме тяжело, поможем ей» и т.д.


Игры на сближение родителей и ребенка.


Знакомство ребенка с миром природы.


- Проговаривание своих чувств и чувств ребенка.


- Узнавание, различение и повторение 
звуковых интонаций: плач, смех, крик, стон и т.д. в игре. 


- Узнавание и различение эмоций на картинках в книжках.


- Продолжи: «Я радуюсь (грущу, боюсь, …), когда...

 

2. Развитие эмпатии


- Перевоплощения: изобрази трусливого зайчика, изобрази смелого льва, изобрази плачущего малыша, изобрази злую собаку и т.д.


- Ролевые, 
творческие, сюжетные игры, игры - драматизации.


- Выразительное и эмоциональное 
чтение или рассказывание сказок и историй.


Обсуждение сказок, рассказов, жизненных ситуаций, иллюстраций с проговариванием того, что чувствуют главные персонажи, сопереживание им, одобрение или неодобрение их поступков.


 

3. Понятия «добро» и «зло»


Различение добра и зла (на примере сказок, рассказов и т.д.)


- Формирование позитивного отношения к младшим, к родителям, пожилым, инвалидам и др.


- Решение нравственных вопросов. В процессе воспитания обсуждайте с малышом, почему нельзя мучить животных; можно ли смеяться, если друг упал; можно ли обзываться; зачем нужно делиться игрушками; почему люди стараются помогать друг другу и т.д.


- Воспитание 
трудолюбия и вежливости.

 


 
«…Помните, дорогие родители, что нужнее всего вашему сыну или дочери — это ваша забота о том, чтобы в его сердце вошли  радости и печали других людей» (В.А. Сухомлинский)

        

Задумаемся над словами великого педагога и возьмем их для себя за правило.

 

  Консультацию подготовила

педагог дополнительного образования:

Ильичёва Анна Николаевна

        

Санкт- Петербург

2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Положи твое сердце у чтения"

Статья о современной прблеме чтения книг с детьми дошкольного возраста.В статье обсуждается проблема "Визуальная культура и ребенок",а также проблема формирования грамотного читателя....

Консультация для родителей "Положи своё сердце у чтения"

 Чтобы научиться читать, нужно различать звуки, иметь солидный словарный запас, знать буквы и быть терпеливым.  Сейчас редко кто может похвастаться тем, что ребёнка буквально «не отор...

Консультация для родителей «Положи своё сердце у чтения»

Консультация для родителей«Положи своё сердце у чтения» Сегодняшним детям, в художественном произведении не нравится многое: и то, что в пушкинской сказке о рыбаке и рыбке старуху обвиняют....

Консультация для родителей:" Положи твоё сердце у чтения".

За неправильно понятым словом или фразой порою встаёт целый мир детских видений, в котором ребёнку уютно потому, что он стал для него близким, отчётливым....

Работа с родителями Консультации для родителей «Положи твоё сердце у чтения»

Работа с родителямиКонсультации для родителей«Положи твоё сердце у чтения»...