«Духовно - нравственное воспитание старших дошкольников через ознакомление с основами русской православной культуры»
материал (старшая группа)

Григорьева Татьяна Алексеевна

IX муниципальные Рождественские Педагогические чтения «Нравственные ценности и будущее человечества»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 28 «Ласточка»

Выступление «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через ознакомление с основами русской православной культуры»

на IX муниципальных Рождественских Педагогических чтениях «Нравственные ценности и будущее человечества»

Подготовила: Григорьева Татьяна Алексеевна (воспитатель высшей квалификационной категории)

Коломенская духовная семинария, 26.01.2018 г.

Одно из самых сложных и ответственных дел в жизни - это воспитание ребенка. Еще более сложная задача - созидание веры в душе этого ребенка, растущего в современном агрессивном мире с его установками на так называемые «свободные нравы», а чаще и вовсе на безнравственность. Как удержать, уберечь его хрупкое сознание от тьмы страшных, губительных соблазнов? Дети открыты и отзывчивы на всё доброе и прекрасное, поэтому столь важен ранний возраст ребёнка, когда «поле его сердца легко обрабатывать». Проработав в дошкольном учреждении много лет, я пришла к твердому убеждению, что воспитание детей должно иметь духовно-нравственную основу. В 2000 году при храме  «Воскресение Христово» в селе Васильеве открылась воскресная православная школа. Настоятель храма отец Александр предложил мне вести занятия с детьми. Я очень переживала, справлюсь ли. И действительно, было очень трудно, ведь мне приходилось учиться вместе с ними. Возраст детей был разный - от дошкольников до подростков. Занятия проходили у нас в детском саду. Преподавая детям, я чувствовала, что сама расту духовно, менялось мое мировоззрение. Постепенно я пришла к выводу, что знакомить детей с православной культурой можно начинать гораздо раньше - с дошкольного возраста. Дети старшего дошкольного возраста уже способны анализировать свои поступки, воспринимать понятия о Боге. Им в доступной форме, детским языком и кратко можно приводить примеры из Священной Истории и житий святых, знакомить с содержанием заповедей Божиих, православных праздников, известных произведений христианской культуры. С 2005 я веду кружок «Основы православной культуры», прошла курсы повышения квалификации «Основы православной культуры», оформила в группе центр по ознакомлению с  православной культурой, подобрала наглядный материал и необходимую литературу. Разработала программу по дополнительному образованию «Свет жизни» для детей старшей группы. При ее составлении использовала программу «Основы православной культуры» для детей дошкольного возраста (составитель О.К.Харитонова) и  программу «Добрый мир» Л.Л.Шевченко. Работа по программе дополнительного образования «Свет жизни» направлена на личностно-ориентированный подход в воспитании детей, что позволяет мне обеспечить её единство с основной образовательной программой ДОУ. Учитывая возраст моих детей, я ставлю следующие задачи: сформировать представления о семье, добре, совести, верности, умение противопоставить позитивное и негативное в поведении людей; воспитать положительное отношение к духовно-нравственным ценностям; учить детей справедливо оценивать поступки людей, быть послушными, вежливыми, приветливыми со всеми, доброжелательными. Перед тем как проводить занятия кружка, я беседую с родителями детей, узнаю их мнение, пожелания, составляю соглашения. На занятиях кружка дети эмоциональны, активны, любят поделиться своим пусть ещё небольшим, жизненным опытом. Некоторые занятия кружка по православной культуре мы проводили в стенах храма св. преп. Серафима  Саровского нашего родного села Акатьева. Дети узнали, что храм - это святое место, где с особенной милостью, невидимо, присутствует Сам Бог. Батюшка, о. Александр, знакомил детей с храмовой иконой, на которой изображен лик св. преп. Серафима Саровского - молитвенника и заступника земли Российской, с внутренним убранством храма: алтарем, иконостасом, иконами святых; с правилами поведения во время богослужений. В воскресный день дети с родителями приходят в храм на богослужение. Особенно дети любят православные праздники, ведь праздник - это состояние детской души. Готовясь к праздникам, делаем Вифлеемскую звезду, ангелочков, разучиваем колядки и драматизируем рождественские произведения, изготавливаем маски, костюмы, учим песни, стихи, расписываем писанки, рисуем пасхальные открытки, слушаем церковную и народную музыку, рассматриваем иконы, читаем детям библейскую литературу, организовываем выставки детских работ. В мою группу ходят дети разных национальностей: русские, украинцы, молдаване, мордва, мари - эл. Я учу их дружить, любить, уважать друг друга. Мы рассматриваем портреты людей, созданные художниками, фотографии людей разных национальностей, с разным цветом кожи, в разнообразных одеждах и украшениях. В результате мы приходим к выводу, что каждый человек красив по-своему.  Внешняя красота видна сразу, с первого взгляда, и она может привлечь или оттолкнуть окружающих. Но чтобы узнать о внутренней, духовной красоте человека, необходимо общаться с ним. Внутренняя, духовная красота человека скрыта, она проявляется в поступках, в отношении к окружающим людям. Дети стараются соблюдать правила совместной жизни: правило личной неприкосновенности (нельзя обижать других детей), уважения личной собственности (нельзя брать вещи других детей и взрослых), уважения к деятельности других (нельзя разрушать плоды труда других детей).

   Чтобы помочь детям научиться делать добро, любить своих товарищей, радоваться их успехам, бороться со своими недостатками, было сделано наглядно-дидактическое пособие «Дерево добрых дел». Каждый ребенок имеет на дереве веточку. Вместе со мной дети обсуждают различные нравственные ситуации, анализируют их, проявляют желание помочь друг другу. За хорошие поступки детей на дереве вырастают листочки, и появляется плод, за плохие - может появиться червячок и съесть и листья, и плод. В результате у детей появляются позитивные сдвиги в поведении, приобретаются устойчивые представления о морально-этических нормах поведения, формируется умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть. Родители воспитанников - постоянные гости и участники на наших праздниках, посиделках, они стали моими единомышленниками. Вопросы духовно-нравственного воспитания обсуждаю с ними в личных беседах, на родительских собраниях. Готовлю консультации, провожу анкетирование. Родители с желанием принимают участие в подготовке праздников, шьют костюмы, изготавливают нужные поделки. Совместно с Акатьевской школой ДОУ проводит просветительскую деятельность по возрождению православных традиций семейного воспитания.  Накопленный опыт по духовно-нравственному воспитанию детей наше ДОУ представляло на семинарах руководителей дошкольных учреждений Коломенского района, на научно-практической конференции «Сбережем семью - сохраним Россию», на координационных советах Коломенского района по духовно-нравственному воспитанию.

   Закончить свое выступление мне хочется словами св. преп. Серафима Саровского, который, как  никто из святых предвидел наши трудные времена и поэтому говорил: «Сей в тернии и при дороге, где-нибудь да прозябнет. Сеять нужно не задумываясь, какая почва, если где-нибудь прозябнет, тем самым будет достигнута цель».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников на основе народных традиций»

ТЕМА: «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников на основенародных традиций»   «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным»К. Д. Ушинский.В настояще...

«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе православной культуры» выполнила: воспитатель СП ГБОУ ООШ №5 г.о. Октябрьск «Детский сад №6» Ситнова .М.В. 2013г.

Актуальность выбранной темы.Православная культура представляет собой совокупность духовной и предметной социальной деятельности, а также ее результатов, сложившихся и существующих в обществе под миров...

Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников на основе социокультурных ценностей.

Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников на основе социокультурных ценностейМинченко Альмира Анатольевна, воспитательМБДОУ «Детский сад «Солнышко» г. ДолинскВ соответстви...

«Воспитание книгой». Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников

laquo;Воспитание книгой». Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольниковМеркурьева Светлана АнатольевнаТип проекта: творческий, познавательный.Участники проекта:...

"Формирование духовно - нравственных качеств старших дошкольников средствами приобщения к народной культуре" конкурс СОТ

Проект представлен взаимосвязанными тематическими блоками «Калмыцкая кибитка», «Русская изба», где собраны необходимые методические и дидактические пособия, разработана циклогр...

Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников на основе приобщения к художественной литературе в рамках реализации программы «Добрый мир»

Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников на основе приобщения к художественной литературе в рамках реализации программы «Добрый мир»...