Консультация для воспитателей «Музыкально- дидактические игры в детском саду
консультация

Сысоева Наталья Юрьевна

Музыкально-дидактические игры являются игровым методом обучения, направленным на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalno-didakticheskie_igry.docx135.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 10»  г. Пласта

----------------------------------------------------------------------------------------

457020, Челябинская область, г. Пласт, ул. Титова, 5А

Тел. 8(35160) 2-18-12, e-mail: mkdouv10svetlyachok@mail.ru,

Веб-сайт:  http://ds10plast.ru

Консультация для воспитателей «Музыкально- дидактические игры в детском саду

C:\Users\1\Desktop\Depositphotos_7563331_s.jpg

Выполнила: Сысоева Н.Ю

музыкальный руководитель

МКДОУ д/с №10 г. Пласта

Музыкально- дидактические игры в детском саду

Музыкально-дидактические игры являются одним из важнейших видов

музыкальной деятельности т. к. объединяют все виды музыкальной

деятельности.

Основным назначением музыкально-дидактических игр является

формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой

форме. Музыкально-дидактические игры являются игровым методом обучения, направленным на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке.

Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями,

развивают инициативу, самостоятельность, умение творчески мыслить,

помогают детям разобраться в соотношении звуков по высоте, развивают

певческие навыки, чувство ритма, тембровый и динамический слух,

творческие способности, являются средством музыкального общения и

развития ребёнка.
Дети младшего дошкольного возраста могут играть в дидактические игры только с помощью взрослого. Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они вызывают желание у детей играть в них, и соответственно закреплять знания, умения и навыки, полученные на музыкальных занятиях.

В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, развивают свои способности, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Все дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, сообразительности; приучают к быстроте действия, к сдержанности, к оценке собственных возможностей; активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют процессу обучения и воспитания; обогащению словарного запаса.

Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней: - обучающей задачи;

- содержания;

- правил;

 - игровых действий.

Все эти элементы обязательны и взаимосвязаны.

Основным элементом дидактической игры является обучающая задача. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обслуживают ее.

Игра – прекрасная форма деятельности, способствующая расположению к себе всех детей, в том числе и малоактивных. Чтобы игра была успешно усвоена детьми, воспитатель для начала сам должен понять и запомнить правила игры.

Роль воспитателя в детской игре велика: он тактично направляет её ход, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей.

Большое значение имеет качественное взаимодействие музыкального руководителя с воспитателем, от того, как они будут работать совместно, зависит успешность проведения музыкально-дидактических игр. Перед занятием можно объяснить игру воспитателю, чтобы на занятии он сделал первый показ, а дети поняли правила игры. Он должен следить за ходом игры, чтобы вовремя тактично направить ребенка и помочь ему. Также воспитатель должен контролировать взаимоотношения играющих, сохраняя при этом самостоятельный и творческий характер игры. В младших группах воспитатель не только должен организовывать игры, но и сам становиться их активным участником.

Примеры разработок   музыкально-дидактических игр трех  видов.

Игра «Веселые матрешки».

Программное содержание: Учить детей различать звуки по высоте.

Игровые пособия: Матрешки трех величин: высокие – в зеленых сарафанах и платочках, средней величины- в синих, низенькие – в красных.

Количество - по числу играющих.

Цветы красного, зеленого и синего цвета (три).

Музыкально- дидактический материал : металлофон.

 

                                

Ход игры.

1 вариант. Дети сидят за столами, поставленными буквой П. Воспитатель находится перед ними. Исполняет звуки на металлофоне. В руках у детей матрешки: у сидящих слева – высокие, у сидящих справа – низкие, в центре – средней величины.

Воспитатель : «Дети, сейчас  ваши матрешки будут плясать. Но для этого нужно внимательно слушать, какой звук звучит. Если низкий – запляшут низкие матрешки, если средней высоты – запляшут матрешки среднего роста. Если высокий – будут плясать только высокие матрешки». Объясняет, что изображать пляску нужно легким покачиванием матрешки в приподнятой руке или постукиванием. Воспитатель исполняет звуки разной  высоты, все время изменяя последовательность звучания. По окончании отмечается команда победитель, ей вручают цветы.

  2 вариант. На подставках в разных местах комнаты стоят три цветка. Дети с матрешками в руках группируются в три команды по цвету сарафанов матрешек. Воспитатель предлагает детям реагировать на звучание пляской, перемещаясь внутри группы. Дети с высокими матрешками – на высокое звучание, с матрешками среднего размера – на средние звуки, с низкими – на низкое звучание. При смене звуков всегда пляшет лишь одна подгруппа детей. Остальные останавливаются там, где их застала смена звучания. Исполняются звуки разной высоты со сменой последовательности звучания. По окончании звучания каждая группа детей должна собраться у своего цветка. Выигрывают собравшиеся первыми.

 3 вариант. Дети с матрешками в руках стоят в трех кругах вокруг цветков на подставках. При звучании низких звуков идут по кругу дети  с  низкими матрешками. При звучании средних – дети с матрешками средней величины, высоких – дети с высокими матрешками в руках.

   Последовательность исполнения звуков воспитателем постоянно варьируется. В конце отмечается круг- победитель. По желанию детей этого круга исполняется любая игра или пляска с цветами.

                    Игра « Узнай, какой инструмент звучит».

Программное содержание: Учить детей различать тембр музыкальных инструментов.

Игровые пособия: карточки с изображением треугольника, бубна, металлофона на каждого играющего.

Музыкально-дидактический материал: угольник, бубен, металлофон.

                               Ход игры.

 1 вариант.  Дети сидят за столами. Перед каждым лежит набор карточек.

 Воспитатель располагается перед детьми. Инструменты загорожены ширмой. Звучит треугольник – нужно поднять карточку с его изображением, бубен – с изображением бубна, металлофон- с изображением металлофона. По желанию  детей, ошибающихся меньшее число раз, исполняется произведение для слушания в грамзаписи.

2 вариант.  Дети строятся в три колонны. По звучание треугольника бегают  по комнате дети первой  колонны. Под звучание бубна- второй, под звучание металлофона- третьей. Исполнение на инструментах педагога варьируется. В конце проводится физкультурное соревнование: кто быстрее построит колонну.

 3 вариант.  Дети располагаются в трех кругах. Дети первого круга двигаются легким бегом под звучание треугольника и замирают на месте под звучание других инструментов, дети второго круга идут под звучание бубна, третьего- выполняют поскоки под звучание металлофона. Звучание варьируется. В конце игры отмечается круг-победитель и по желанию детей этого  круга исполняется хороводная игра или пляска.

 Игра «Колокольчики».

Программное содержание: Учить детей различать силу звучания.

Игровые пособия: Наборы колокольчиков, изготовленные из картона

 ( плоские разной величины), три колокольчика на подставках, значительно большего размера, чем те, что раздаются детям.

Музыкально дидактический материал: бубен.

                                Ход игры.

1 вариант. Дети сидят тремя рядами. Первому ряду раздаются маленькие колокольчики,  второму - колокольчики средней величины, третьему- большие.  На громкое звучание надо поднять вверх  большие колокольчики, на умеренно-громкое – средней величины, на тихое - маленькие. Педагог играет, меняя последовательность звучания различной силы. Называется рад- победитель, и по желанию детей этого ряда исполняется их любимая песня.

2 вариант.  Дети делятся на три команды. Каждая команда встает в круг около своего атрибута – большого, среднего или маленького колокольчика. Когда звучат громкие звуки, дети, стоящие около большого колокольчики, топающим шагом врассыпную продвигаются по комнате, когда звуки исполняются не очень громко, маршируют дети, стоящие у среднего колокольчика. При исполнении тихих звуков, легко на носках продвигаются дети, стоящие около маленького колокольчика. Педагог исполняет звуки многократно в разной последовательности. По окончании звучания дети должны построиться в три круга около своих атрибутов.

3 вариант. Дети стоят в трех кругах вокруг своих атрибутов, взявшись за руки. На громкие звуки топающим шагом двигаются дети одного круга, на звуки средней  громкости – дети другого и на звуки тихие – легко идут на носках дети, стоящие в третьем круге. Воспитатель исполняет многократно звуки в разной последовательности. Выделяется круг- победитель. Выполняется желание детей этого круга.

 

                                       Игра «Три медведя».

Программное содержание: Учить детей различать высоту звуков.

Игровые пособия: Плоскостные изображения медведей: большого, среднего размера и маленького, по три на каждого ребенка, плоскостной дом.

Музыкально-дидактический материал: «Мишка», муз. А Раухвергера (см.Зимина. «М-дидактичекие игры», стр 43). Игру можно проводить под звучание колокольчиков разного размера.

                                         Ход игры.

1 вариант. Дети располагаются за столами. Им раздают  изображения медведей. Когда произведение звучит в высоком регистре - выходят гулять медвежата(дети передвигают их перед собой по столу), когда в среднем_ медведи побольше, а когда в низком –большие.

Последовательность регистровых звучаний варьируется. В конце игры отмечаются дети, более точно выполнявшие задание. Они поощряются.

2 вариант. Дети делятся на команды и изображают под соответствующую музыку медведей. В конце Михаилы Иванычи ловят остальных медведей.

3 вариант проводится по типу  игры «Чей кружок скорее соберется». По окончании игры воспитатель и победители загадывают побежденным загадки о животных.

Игра «Море и ручеек».

Программное содержание:

Учить детей различать темп музыки.

Игровые пособия: наборы картинок с изображением волн моря и ручейка.

Музыкально-дидактический материал: «Бег», муз. Тиличеевой(см. Зимина «М -Дидактические  игры», стр.42); «Французкая народная мелодия», обр. Александрова (там же -стр. 41), фортепиано, грамзапись. Можно провести игру под звучание металлофона.

Ход игры.

1 вариант. Дети сидят на стульчиках, расположенных двумя полукругами. В руках детей одного полукруга - картинки с изображением ручейка. Когда прозвучит произведение быстрого темпа, дети должны поднять картинки с изображением ручейка, когда медленного – с изображением моря. Произведения исполняются в разной последовательности несколько раз. В конце игры отмечаются и поощряются дети более внимательно вслушивающиеся в музыку.

2 вариант. Дети делятся на две команды: «море» и «ручеек». При звучании произведения медленного темпа команда «море» двигается выполняя плавные движения руками вперед-назад. При звучании произведения быстрого темпа команда  «ручеек» передвигается легким бегом. Произведения исполняются непоследовательно несколько раз. По окончании

звучания дети команды «ручеек» убегают, а дети команды «море» стараются их поймать.

3 вариант. Дети стоят в двух кругах. Первый круг-«море». Второй- «ручеек». При медленном звучании дети первого круга поднимают и опускают сцепленные руки. (По морю ходят волны). При быстром звучании дети второго круга бегут (течет ручеек). Музыкальные произведения исполняются несколько раз в разной последовательности. В конце игры оценивается правильность реакции детей. По желанию победивших проводится инсценирование песни.

Игра  «Угадай-ка».

Программное содержание:

Учить детей различать длительность звуков.

Игровые пособия: Вырезанные из бумаги круги большие и маленькие, белого и черного цветов. Кругов равное количество по числу играющих  детей.

Музыкально-дидактический материал: бубен или барабан.

Ход игры:

1 вариант. Две команды детей сидят перед воспитателем. В руках  у первой команды-круги белого цвета, у второй - черного. Предлагается при исполнении долгих звуков поднять большие круги белого цвета, при исполнении коротких -маленькие круги черного цвета. Воспитатель многократно без остановок изменяет звучание и следит за правильной реакцией детей. В конце игры отмечает команду – победителя, исполняет желание детей победившей команды.

2 вариант. Дети делятся на две команды и располагаются в шеренгах у противоположных стен комнаты. Детям первой команды предлагается в соответствии с долгим звучанием ходить в разных направлениях. При исполнении звуков, противоположных заданным, дети каждой из команд остаются на тех местах, где их застала смена звучания. По окончании звучания каждая из команд должна построиться в шеренгу. Побеждает та, которая быстрее построится.

3 вариант. Дети стоят в двух кругах, взявшись за руки. При звучании долгих звуков ходят дети, стоящие в первом круге. При звучании коротких звуков

дети второго круга легко бегут. Исполнение звуков идет в разной последовательности. Воспитатель следит за правильной реакцией детей. По окончании победители поощряются и под музыку марша или пение проходят круг почета.

Музыкально - дидактические игры способствуют более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяют в доступной игровой форме приобщать их к основам музыкального искусства.

 

Используемая литература.

 Н.Г. Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников»: М. Просвещение- 1982.

А.Н. Зимина «Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста»: М. ВЛАДОС-2000.

А.Н.Зимина «Музыкально-дидактические игры»: М.-1999 г.

Л.Н. Комиссарова, Э.П. Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников»: М. Просвещение-1986.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ

Методический материал по теме"Музыкально-дидактические игры в детском саду"(методический и практический материал)...

Музыкально-дидактические игры в детском саду (картотека игр)

Практический материал для оформления картотеки  музыкально-дидактических игр в детском учреждении, рекомендуется молодым музыкальным руководителям для работы с детьми.    Материал ...

Музыкально-дидактические игры в детском саду

В консультации для муз. руководителей и воспитателей ДОУ представлены не только цели и задачи МДИ но и их подробная классификация с подробным описанием и примерами...

Консультация для воспитателей "Музыкально-дидактические игры в музыкально-сенсорном развитии дошкольников"

Содержание музыкального воспитания предусматривает воспитание у детей восприимчивости, интереса, любви к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости на нее, именно с этой целью применяют музыкально-ди...

Консультация для воспитателей "Музыкально - дидактические игры с использованием музыкальных инструментов"

Консультация для воспитателей "Музыкально - дидактические игры с использованием музыкальных инструментов"...

Консультация для воспитателей "Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкально-творческих способностей дошкольников"

Организатором процесса музыкального воспитания и развития ребёнка в детском саду является музыкальный руководитель. Музыкальный руководитель осуществляет музыкальное воспитание детей непосредств...

Консультация для воспитателей "Музыкально-дидактические игры в детском саду"

Игра занимает ведущее место  в деятельности детей  дошкольного возраста. В процессе игры  закрепляются  соответствующие знания, вырабатываются умения, навыки и привычки....