Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством ИКТ
консультация (старшая группа)

Куликова Екатерина Николаевна

Консультация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи детей старшего возраста посредством ИКТ.

Современные технологии передачи информации открывают перед нами совершенно новые возможности в области образования детей дошкольного возраста. Разработано достаточное количество учебно-методических комплектов, позволяющих в доступной, интересной форме преподносить дошкольникам информацию на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Но, к сожалению, ситуация в дошкольном образовании на сегодняшний момент имеет ряд проблем:

- Анализ современных комплексных общеобразовательных программ показал, что получение информации предусматривается в основном путем чувственного (эмпирического) познания мира, что значительно затрудняет качественное усвоение такого материала, который невозможно «почувствовать»в силу определенных причин: этнических, территориальных, материальных и пр.

- Изучение опыта работы дошкольных учреждений констатирует, что используемые методы и средства в обучении дошкольников в ДОУ реализуют далеко не все возможности современного образовательного пространства (взаимодействие ребенка с интерактивным оборудованием).

Таким образом, назрела необходимость изменить систему работы с информацией и выстроить образовательное пространство с учетом новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса, способствующего самореализации и саморазвитию личности.

Обновление научной, методической и материальной базы обучения и воспитания через использование новых информационных технологий (компьютера) подчеркивается также в информационном письме Минобразования Российской Федерации от 25 мая 2001 года «Об информатизации дошкольного образования России». Минобразование России обращает внимание на то, что новые информационные технологии, являющиеся важным фактором обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором развития его творческих способностей, могут входить в дошкольное образование наравне с традиционными средствами развития и воспитания детей, но ни в коем случае не замещать их.

Использование ИКТ является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. А также позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний.

Обучение для детей становится более привлекательным и захватывающим. В работес интерактивной доской у детей развиваются все психические процессы: внимание, мышление, память; речь, а также мелкая моторика. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится более концентрированным, когда ему интересно, изучающий материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребенка положительные эмоции.

Интерактивная доска приносит в известные методы обучения специфический момент за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией. Поэтому очевидно, что актуальность данной темы несомненна.

Цель: Повышение эффективности образовательного уровня детей дошкольного возраста методом приобретения ими навыков использования интерактивного оборудования.

Задачи:

1) Создание стимулирующей среды обучения, способствующей социальному и когнитивному развитию детей.

2)Выявление условий для всестороннего развития детей: умственного, творческого, развитию исследовательских способностей детей, навыка совместной работы.

3) Развитие мыслительных навыков воспитанников с помощью использования интерактивной доски на занятиях.

4) Повышение планки подготовки детей к школе и устранение «цифрового неравенства».

Использование информационных технологий в воспитании и обучении дошкольников является мощным средством стимуляции познавательного интереса, творческой активности, интеллектуального развития детей. Однако внедрение в целостный воспитательно-образовательный процесс современных компьютерных программ,будет способствовать более эффективному развитию ребенка только при соблюдении следующих условий:

1. Обеспечение баланса между организованными и свободно выбираемыми детьми

видами деятельности;

2. Обеспечение баланса между социализацией и индивидуализацией образования;

3. Обеспечение охранительного режима здоровья ребенка при любом взаимодействии интерактивной техникой;

4. Использование программного сопровождения, отвечающего требованиям безопасности, эмоциональной привлекательности для ребенка и развивающей направленности, адекватного психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.

5. Так как взаимодействие «ребенок-интерактивная доска» не имеет особого развивающего смысла без промежуточного звена «педагог», то последний должен в совершенстве знать содержание всех компьютерных программ, их операционную характеристику.

К набору существенных преимуществ использованияинтерактивной доски в обучении перед традиционными занятиями необходимо отнести следующее:

1. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука позволяет воссоздавать реальный предмет или явление;

2. Использование компьютера позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению;

3. ИКТ вовлекают детей в воспитательно-образовательный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

4. Обучение с применением интерактивной доски способствует формированию у детей рефлексии.

Применение интерактивной доски в образовательных учреждениях позволяет: предъявлять информацию на экране монитора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника — игре; ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста; привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией; поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности учебной программы, что является стимулом для развития их познавательной активности; развивать у дошкольников исследовательское поведение; расширять творческие возможности самого педагога.

Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка.

Можно выделить следующие игры используемыена интерактивной доске:

Обучающей будет игра, если дошкольники, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре.

Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний.

Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умения действовать в различных ситуациях.

Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками — создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Под интерактивной игрой мы понимаем не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.

Задачи, решаемые при работес интерактивной доской:

- развитие познавательной и творческой активности детей, любознательности, воображения, образного мышления;

- формирование готовности ребенка к школьному обучению;

- знакомство детей с возможностями компьютерных технологий;

- овладение навыками работы с интерактивной доской;

- формирование основ здорового образа жизни;

- пробуждение гуманных чувств и заботливого отношения к миру.

С помощью компьютера я имею возможность увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала: иллюстрации, презентации, а вне занятий, с помощью компьютерных игр, закрепить знания детей.

Я считаю, что информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного и образовательного процессов.

Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

- быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве;

- тренируется внимание и память;

- активно пополняется словарный запас;

- учатся планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий;

- развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз;

- воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;

- развивается воображение и творческие способности;

- развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления;

- развивается способность к прогнозированию результата действий.

В своей работе я использую:

презентации для детей по комплексно-тематическому планированию;

проведение интегрированных занятий, виртуальных путешествий;

- (демонстрация развивающих фильмов;

демонстрации иллюстраций и картин;

музыкальный видеоряд, заучивание наизусть (потешки, песенки, прибаутки);

мастер классы по изготовлению поделок в народной тематике;

проведение дидактических игр.

Я, как воспитатель, используя ИКТ в своей практике, стараюсь творчески подходить к обучению детей дошкольного возраста. И во время занятий стараюсь своих ребят направлять к самостоятельному поиску путей и достижению поставленных в игре целей, переключаю внимание с поведения ребенка, его действий, эмоциональных проявлений, речи, на результаты, полученные в ходе игры.

Работа с интерактивной доской позволила мне по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Использование интерактивной доски в совместной и самостоятельной деятельности ребенка явилось одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Считаю, что использованиеинформационных технологий повышает мотивацию обучения детей и приводят к целому ряду положительных следствий:

• обогащает дошкольников знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;

• психологически облегчает процесс усвоения материала детьми;

• возбуждает живой интерес к предмету познания;

• расширяет общий кругозор детей;

возрастает уровень использования наглядности во время непосредственно организованной деятельности;

• повышается производительность труда педагога и детей на занятии.

Таким образом, можно сделать следующий вывод:

- использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды;

- использование  информационно - коммуникационных технологии являются новой формой подачи информации и обеспечивают образовательный процесс наглядностью и доступностью, оказывая тем самым комплексное воздействие на воспитанников, повышают мотивацию к изучению нового материала.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности"

Представляю вашему вниманию проект "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности детей"....

Проект "«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством разнообразных видов театрализованной деятельности». Название творческого проекта: «Волшебный мир театра"

Принятие Министерством образования и науки РФ Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) обусловил необходимость важных изменений в определении со...

Методическая разработка "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством русского народного фольклора."

Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития...

Родительское собрание в старшей группе «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и художественной литературы»

ull; Сформировать интерес к художественной литературе;• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.• Совершенствовать художественно-речевые исполнительс...