Кружковая работа «Юный эколог» по познавательному развитию детей
рабочая программа (средняя группа)

Туранская Ирина Радиковна

 «Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. Сухомлинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx41.63 КБ

Предварительный просмотр:


Рабочая программа

кружковой работы «Юный эколог»

по познавательному развитию детей

в средней группе 2 « Рябинка»

на 2021– 2022 учебный год

Воспитатель :

Туранская Ирина Радиковна




Введение

 «Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. Сухомлинский.

Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для ребят посещающих наше дошкольное учреждение.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. Четырёх - летние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Возрастает объем памяти.


1.. Цели и задачи реализации Программы

Цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней.

Задачи экологического кружка «Юный эколог»:

  • Подвести к осознанному пониманию ценности природы, что взрослые и дети, это тоже часть природы;
  • Развивать наблюдательность, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь, желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
  • Расширить представления детей о многообразии природных явлений, сезонных изменениях в природе.
  • Учить различать и называть овощи, фрукты, ягоды. Расширить представления о животных, их детенышах.
  • Дать представление о признаках и свойствах растений, животных, птиц и человека как живых организмов - двигаются, питаются, дышат, растут.
  • Дать общее представление о существовании разных сред обитания (изменение среды по сезонам, приспособление к среде животных, птиц...)
  • Включать детей под руководством взрослого в деятельность по уходу за комнатными растениями, цветника (поливка, рыхление).
  • Воспитывать любознательность и чувство сопереживания, по отношению к особенностям внешнего вида, образу жизни растений и животных.
  • Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней (беречь растения, подкармливать птиц, сохранять чистоту в природе).


1.2. Основными участниками реализации программы являются: дети среднего возраста возраста, родители (законные представители), педагоги.

Средняя группа от 4 до 5 лет

Формы реализации программы: игра, познавательная и исследовательская деятельность, творческая активность.

Реализация Программы осуществляется в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей познавательное развитие ребенка, в организованной образовательной деятельности.

феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.

     Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности,  появлением ролевых и реальных взаимодействий, с развитием изобразительной деятельности, конструированием по замыслу, планированием, совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции, развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия.


1.3. Планируемые результаты освоения Программы

Дошкольник должен:

ЗНАТЬ

Правила поведения в природе.

Растения и их характерные признаки.

Основные признаки диких и домашних животных.

Виды птиц своей местности.

Несколько видов явлений неживой природы.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

О перелётных птицах.

О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.

Об охране природы.

О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.

О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.

УМЕТЬ

Выполнять правила поведения на природе.

Обеспечивать уход за растениями уголка природы.

Обеспечивать уход за растениями цветников (полив)

Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора).

Изготовление поделок и панно из собранного природного материала.

1.4.Перспективное планирование рабочей программы

Кружковая работа проводится  1 раз в неделю – вторник, 4 раза в месяц во вторую половину дня в 15.40 – 16.00ч продолжительностью  20 минут.

Тематика занятий в календарных планах воспитательно – образовательной работы в средней группе с детьми 4-5 лет построена с учетом возрастных особенностей дошкольников и требованиями программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы.

Дата

Тема занятия

Программное содержание

Форма работы

Сентябрь

14.09

1. Мониторинг

 

21.09

2. «Наш дом-природа»

Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе

Наблюдение на прогулке «Что такое природа?»

Дать понятие живая, не живая природа.

Беседа: «Дом – жилище человека» и «Дом - природа»

Д/и «Природа – не природа»

Внести календарь природы.

28.09

3. «Путешествие в страну осень»

Закреплять представления детей об осени, её признаках. Развивать познавательный интерес. Воспитывать любовь к природе.

Наблюдение за состоянием погоды на участке.

Чтение стихотворения «Осень»

Беседа о сезонных изменениях в природе.

Работа с календарём природы.

4. «Лес»

Дать представление о том, что в лесу растёт и кто живёт. Учить распознавать 2-3 вида деревьев, кустарников. Уточнить сезонные изменения в жизни растений.

Воспитывать у детей любовь к природе.

Что такое лес?

Рассказ о том, что растёт в лесу и кто там живёт.

Рассматривание иллюстраций «Лесные животные»

Собирание гербария.

Октябрь

05.10

5. «Царство грибов»

Познакомить детей с грибами, где они растут. Дать понятие съедобные, несъедобные. Побеседовать о пользе грибов.

Рассмотреть иллюстрации «Грибы»

Рассказ воспитателя о грибах.

Рисование «Грибы»

12.10

6.  «Цветы на участке осенью»

 

 

 

 

Закрепить знания детей о осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь детей словами, означающими названия садовых цветов.

Наблюдение на прогулке за цветами на территории д/с.

Сбор семян цветов.

Лепка «Разноцветная поляна»

19.10

7. «Куда исчезают насекомые ?»

Способствовать формированию общих представлений о насекомых (тело состоит из трёх основных частей – голова, брюшко, имеют шесть ног); развитию представлений о

приспосабливаемости насекомых к сезонным изменениям; развитию познавательного интереса к природе, уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле; учить детей проявлять заботу о насекомых, защищать их.

Наблюдение на прогулке за насекомыми.

Беседа воспитателя о насекомых.

Аппликация «Бабочка»

26.10

8. Осенние явления в неживой природе

Познакомить с комплексом характерных  явлений неживой природы и их сезонными изменениями;

Уточнить зависимость изменений живой природы от изменений в неживой природе;

Наблюдения за состоянием погоды и сезонными изменениями в жизни растений и животных

Игра «Следы осени»

29.10

9. Деревья и кустарники на участке детского сада

Способствовать формированию представлений детей о деревьях и кустарниках, сезонных изменениях; развитию у детей умения обобщать по существенным признакам, используя схему-модель; воспитанию интереса к растениям, желания узнавать, как они себя чувствуют, и помогать соответствующим образом; прививать бережное и чуткое отношение к растительному миру природы

Наблюдение на прогулке за деревьями и кустарниками на территории д/с.

Ноябрь

02.11

10. «Как растения готовятся к зиме»

- Учить распознавать и называть по листьям и плодам 5-6 деревьев, 3-4 кустарника, 4-5 садовых цветущих растений.

- Уточнить сезонные изменения в жизни растений: расцвечивание листвы, плоды, листопад, замирание листьев.

Наблюдение на прогулке за цветущими растениями поздней осенью

Аппликация «Осенний пейзаж» из засушенных листьев;

09.11

11. «Перелётные

птицы»

Закреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелетных птицах. Показать связь птиц со средой обитания.

Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам.

Рассмотреть иллюстрации птиц.

Беседа «Почему птицы улетают в тёплые края».

Просмотр мультфильма о птицах «Серая шейка».

На прогулке организовать п/и «Перелётные птицы».

16.11

12. «Знакомство детей с почвой»

Уточнить представление детей о почве как о верхнем слое земли: «живая земля».

Почему нельзя загрязнять почву. Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Просмор обучающего фильма «География для самых маленьких».

Беседа «почему нельзя загрязнять почву»

23.11

13. «Глина и земля» 

Познакомить детей с природными материалами-земля, глина. Учить сравнивать землю и глину.

Рассказ о свойствах земли и глины. Как используются эти природные материалы.

Рассмотреть землю и глину. Чем они отличаются.

Совместно с детьми посадить в землю цветок (комнатное растение).

Наблюдение за ним.

Декабрь

07.12

14. «Растения зимой»

Углублять знания детей о сезонных изменениях в природе, зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Развивать познавательную активность детей.

Закреплять разнообразие видов растений в природе, их характерные признаки, названия. Доступно объяснить детям, почему растениям под снегом теплее.

Рассмотреть иллюстрацию зимнего пейзажа

Беседа «Для чего растениям снег»

Наблюдение за деревьями на прогулке

14.12

15. «Зимующие птицы»

  Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам. Показать сезонные изменения в жизни птиц. Закреплять названия зимующих птиц.

Воспитывать любовь, заботливое отношение к птицам.

Рассмотреть иллюстрации «Зимующие птицы»

Рассказ о жизни птиц зимой

Беседа «Чем мы можем помочь птицам»

21.12

 16. «Путешествие

в зимний лес»

Формировать представления детей о жизни животных в холодный период. Учить распознавать следы лесных обитателей на снегу

Воспитывать любовь и сочувствие к животным.

Рассмотреть иллюстрации «Лесные животные»

Рассказать о жизни диких животных в лесу (чем питаются животные зимой, способы передвижения, места обитания)

Просмотр слайдов «Следы лесных обитателей на снегу»

28.12

19. «Ёлочка –

красавица»

Расширять представление детей о сосне, её полезных свойствах. Воспитывать бережное отношение к растениям, стремление заботиться.

Дать понятие о хвойных деревьях.

Беседа о сосне.

Рассмотреть шишки

(внести в познавательно – исследовательский уголок)

Январь

14.01

18.  «Зимние явления в неживой природе»

Уточнить и закрепить знания детей о зимних явлениях в неживой природе. Развивать способность анализировать и обобщать.

Дать определение понятию - зимние явления.

Беседа «Если на улице сильный мороз»

Наблюдения на прогулке, работа с календарём природы

21.01

19. «Вода вокруг нас»

Формировать представление детей о значении воды в нашей жизни, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Воспитывать бережное отношение к воде.

Просмотр слайдов

«Вода в окружающей среде.

Рассказ о значении воды в нашей жизни, о необходимости бережного

отношения к ней.

28.01

20. «Что мы знаем о воздухе»

Систематизировать знания о свойствах воздуха.

- Уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых организмов.

Опыты по выявлению свойств воздуха

Февраль

04.02

21. «Морозные

узоры»

 

Сформировать представления о том, что вода бывает разной. Развивать познавательный интерес.

Наблюдение за морозными узорами на стекле. Что будет, если дотронуться ладошкой до окон с узорами?

Чтение стихотворения «Ледяные цветы» Ю. Марцинкявичус

Обсуждение стихотворения

11.02

22.  «Снег»

Формировать представление детей о свойствах снега, от чего они меняются. Вспомнить о защитных свойствах снега.

Наблюдение за свойствами снега (Какого цвета снег в солнечную погоду, в пасмурную? Когда он блестит? Когда хорошо лепится? В какую погоду он хрустит под ногами? и т.д.)

Беседа о защитных свойствах снега

18.02

23. «Красная книга России»

Развивать представления детей о редких растениях и животных нашей страны

Беседа «Что такое «красная книга»

Просмотр презентации

25.02

24.«Огород на окне»

Вызывать интерес к выращиванию

огорода на окошке.

Развивать  желание наблюдать за

изменениями в луковицах.

Учить создавать ситуацию опыта.

Формировать представления о свойстве

лука и его пользе для человека зимой.

Активизировать словарь детей: полезный,

 горький.

Посев лука.

Март

03.03

25. «Растения  весной»

 Уточнить видеть разнообразие видов растений в природе.

- Воспитывать эстетическое отношение к растениям.

Наблюдение на прогулке за состоянием растений 

Сравнение : дерево, куст, трава

10.03

26. «Весенние явления в неживой природе»

Учить детей замечать увеличение дня и укорачивание ночи, появление, проталин и сосулек, взаимосвязь с живой природой. Упражнять в сравнении признаков зимы и весны.

Рассмотреть иллюстрацию «Весна»

Беседа «Признаки весны»

Сравнение признаков зимы и весны

17.03

27. «Берегите первоцветы»

 Учить распознавать и называть первые весенние цветы по листьям и цветам.

- Уточнить роль растений в жизни человека и природной среды в целом;

Дидактические игры о цветах и растениях

Беседа «Первоцветы нашего края»

24.03

28. «Как солнце жизнь

дает земле»

Уточнить роль солнца как источника света и тепла в жизни живых существ. Развивать познавательный интерес.

Чтение и рассматривание иллюстраций «География для малышей»

Просмотр мультфильма «Краденое солнце»

31.03

29. «Особенности жизни зверей весной»

Учить замечать особенности жизни зверей весной.

- Уточнить что изменения в живой природе связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений и животных

Беседа о животных

Рисование (коллективная работа) «Звери весной»

Апрель

07.04

30. «Встречаем птиц»

Совершенствовать знания о перелетных птицах;

- Уточнить сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов)

Рассматривание картинок стрижей, ласточек, скворцов

Наблюдение за прилетающими птицами, их поведением

На прогулке найти скворечники на территории д/с

14.04

31. «Растения весной»

Учить детей наблюдательности: набухают почки, появляются листья и цветы, трава. Уточнить и расширить знания детей о разнообразии видов растений в природе. Закреплять знание названий растений. Развивать способности анализировать и сравнивать: дерево – куст, куст – трава. Воспитывать эстетическое отношение к растениям.

Наблюдение за деревьями.

Впомнить названия

некоторых деревьев и кустарников

Работа с календарём природы

21.04

32. «Насекомые»

Формировать представление о жуках (майский, носорог, божья коровка); бабочках

(капустница, крапивница).

На доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых. Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

Рассмотреть иллюстрации.

Рассказ о том, какую пользу приносят насекомые.

Рисование «Бабочка»

28.04

33. «Огород

на окошке»

Показать зависимость роста растений от условий. Закреплять представления детей о потребности растения в почве, воде, свете, тепле. Воспитывать ответственность.

Беседа «Что нужно растению?»

Отметить рост лука, высаженного ранее.

Посадить петрушку.

Дальнейшие наблюдение и уход.

Май

05.05

34. «Экологическая площадка»

Приблизить детей к природе,

учить общаться с ней, любить ее. Уточнять, имеющиеся знания об окружающей природе.

Чтение стихотворения

Р. Рождественского

«Береги природу»

Целевая прогулка по экологической площадке

Беседа «Что будет, если…»

19.05

35. «Цветущий сад»

Познакомить детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев

(цветением). Продолжать устанавливать связи между

изменениями условий

(тепло, свет) и изменением состояния растений (рост, цветение). Воспитывать эстетические чувства.

Наблюдение за яблоней.

Беседа «Почему цветут деревья»

(установить связь с

погодными условиями)

Работа с календарём природы.

26.05

36 .«Приборы – помощники»

Познакомить с термометром, его устройством: для чего он используется, как действует. Измерение температуры воздуха. Доступно объяснить о положительной и отрицательной температуре. Познакомить с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, подзорной трубой, биноклем, телескопом. Развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками. Воспитывать аккуратность при работе с приборами.

Рассмотрение комнатного, водного, медицинского термометров, модели термометра.

Экспериментальная деятельность : измерения температуры холодной и горячей воды.

37. Итоговый мониторинг

3.3. Методическое обеспечение программы

Основой к структуре разработки рабочей программы экологического кружка «Юный эколог» являются Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» и  парциальная программа Рыжовой Н.А.  «Наш дом — природа».

Методы, используемые для реализации работы кружка:

Наглядные методы: экскурсии, целевые прогулки; наблюдения; показ сказок (педагогом, детьми);рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; проведение дидактических игр

Словесные методы: чтение литературных произведений; беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя

Игровые методы: проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.); загадывание загадок; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров

Практические методы: организация продуктивной деятельности детей; оформление гербария растений; драматизация сказок, отрывков литературных произведений

  1. Организация развивающей предметно – пространственной среды

Необходимая развивающая экологическая среда представлена следующими

центрами:

«Уголок природы»

- календарь природы, модель календаря природы

- уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в

соответствии с их особенностям, паспорта растений)

- различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов бутылки),

воронки

- природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины)

- металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы

- игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики…)

Центр «Маленький гений»

Представлены различные приборы:

микроскопы, лупы;

- разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы;

- природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;

-медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;

- бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха, опилки,

стружка ,гайки, винтики, гвоздик, проволока;

- сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода); свечи, фонарики;

- детские халаты, фартуки;

«Огород на подоконнике»

- мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных

культур; семена цветов, овощных и злаковых культур)

- уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями)

  1. Целевые ориентиры на этапе завершения реализации программы

Модель предполагаемого результата по образовательным задачам:
Дети будут знать:

Об экологических системах (лес, луг, водоём, город).

Об особенностях внешнего вида растений и животных в зависимости от среды обитания (лес, тундра, тайга).

О приспособляемости растений и животных к условиям жизни, в том числе и в условиях Крайнего Севера.

О роли человека в сохранении взаимосвязей в природе.


Дети будут иметь представления:

О соотношении воздуха, воды и суши на Земле.
Об особенностях внешнего вида растений и животных, обитающих в разных природных зонах (в том числе и на Крайнем Севере).


Дети будут уметь:
С помощью моделей устанавливать взаимосвязи растений и животных с условиями жизни в разных природных зонах.
Проводить самостоятельно и с помощью взрослого опыты и эксперименты и делать выводы.
Объяснять экологические зависимости.
Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.

Используемая литература


Веракса Н.Е., Васильева М.А.,. Комарова Т.С Программа «От рождения до

школы»... Москва: «Мозаика- Синтез», 2010год.

Рыжова Н.А. Программа экологического образования дошкольников «Наш общий дом – природа» М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный эколог» Направленность: познавательно –исследовательской деятельности, Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 4-5 года Срок реализаци

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безг...