ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный эколог» Направленность: познавательно –исследовательской деятельности, Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 4-5 года Срок реализаци
рабочая программа (средняя группа)

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

 

  1. Пояснительная записка

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский.

Кружок «Юные Экологи родного края» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить ребёнка правильно общаться с природой родного края, любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Исходя, из всего этого я взяла в качестве дополнительного образования экологический кружок «Юные экологи родного края». Программа нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю. Программа позволяет через дополнительное образование воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на познавательную его деятельность.

Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы родного края. Дети дошкольного возраста получают знания через рассматривание иллюстраций книг, картин местных художников, слушание произведений художественной литературы, экскурсии и исследовательскую деятельность.

Направленность программы: предлагаемая программа по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической; по функциональному предназначению – познавательно –исследовательской деятельности, по форме организации – групповой.

Актуальность

В основу содержания кружка легла программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

У детей 4-5 лет ещё недостаточно исследовательских навыков по исследованию природных объектов с помощью органов чувств (на прогулке потрогать, понюхать, погладить, рассмотреть (кору деревьев) в уголке природы и т.д.

Дети средней группы заинтересованы проведением экспериментов с водой, воздухом, песком, глиной, камнями, плодами, семенами и т.д.

Дети способны узнавать свойства разных объектов и могут исследовать предметы и материалы.

У детей появится желание составлять и изучать мини-коллекции.

Дети этого возраста очень любознательны, задают много вопросов, поэтому нужно использовать эти качества для развития самостоятельности в решении возникших вопросов. (направить желания детей: поискать в книгах, спросить взрослых, поискать в Интернете вместе с родителями.

Адресат программы: Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юные экологи» 4-5 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №35 «Теремок» р.п. Приютово
муниципального района Белебеевский район
Республики Башкортостан

Принята на заседании УТВЕРЖДЕНО

педагогического совета Заведующим МАДОУ №35

протокол № р.п. Приютово

от «___» ________2022г ________ Г.Х. Докучаева

Приказ №____от «__»__2022г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Юный эколог»

Направленность: познавательно –исследовательской деятельности,
Уровень программы: ознакомительный

Возраст обучающихся: 4-5 года

Срок реализации: I год

Автор - составитель:

Воспитатель: Ибрагимова Алия Хамитовна

р.п.Приютово. 2023 г.

Оглавление

1

Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной дополнительной общеразвивающей программы

3

Пояснительная записка

3

Цели и задачи

5

Содержание программы

5

Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юные экологи»

5

Содержание учебного плана

8

Планируемые результаты

12

2.

Комплексорганизационно- педагогическихусловий

13

Календарный учебный график

13

Условия реализации программы

13

Формы аттестации и контроля

14

Оценочные материалы

14

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы (Учебно-методический комплекс)

15

Список литературы

17

3.

Приложения

19

4.

Рабочая программа воспитания ОДО «Юные экологи»

20

РАЗДЕЛ I.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский.

Кружок «Юные Экологи родного края» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить ребёнка правильно общаться с природой родного края, любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Исходя, из всего этого я взяла в качестве дополнительного образования экологический кружок «Юные экологи родного края». Программа нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю. Программа позволяет через дополнительное образование воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на познавательную его деятельность.

Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы родного края. Дети дошкольного возраста получают знания через рассматривание иллюстраций книг, картин местных художников, слушание произведений художественной литературы, экскурсии и исследовательскую деятельность.

Направленность программы: предлагаемая программа по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической; по функциональному предназначению – познавательно –исследовательской деятельности, по форме организации – групповой.

Актуальность

В основу содержания кружка легла программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

У детей 4-5 лет ещё недостаточно исследовательских навыков по исследованию природных объектов с помощью органов чувств (на прогулке потрогать, понюхать, погладить, рассмотреть (кору деревьев) в уголке природы и т.д.

Дети средней группы заинтересованы проведением экспериментов с водой, воздухом, песком, глиной, камнями, плодами, семенами и т.д.

Дети способны узнавать свойства разных объектов и могут исследовать предметы и материалы.

У детей появится желание составлять и изучать мини-коллекции.

Дети этого возраста очень любознательны, задают много вопросов, поэтому нужно использовать эти качества для развития самостоятельности в решении возникших вопросов. (направить желания детей: поискать в книгах, спросить взрослых, поискать в Интернете вместе с родителями.

Адресат программы: Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юные экологи» 4-5 лет.

Объем и срок освоения программы

Данная программа рассчитана на 1 год обучения (36 часа в год). Режим работы объединения:1 раза в неделю по 20 минут, общее количество занятий - 36.

Расписание работы

Кружок работает в течение учебного года (сентябрь – май включительно), один раз в неделю – среда. План кружка рассчитан на год. Количество детей посещающих кружок «Юные Экологи» - 10 человек. Возраст детей: от 4 до 5 лет.

Цели и задачи

Исходя из этого, работа кружка «Юные Экологи» призвана решать следующие задачи:

1. Приобщить детей дошкольного возраста к изучению родного края – малой Родины.

2. Воспитывать экологическую грамотность дошкольника.

3. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, формирование у дошкольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае.

4. Формировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности:

*познавательно-исследовательскую;

*чтение художественной литературы;

*коммуникативную;

*экспериментальную;

*продуктивную;

*трудовую;

*игровую;

5. Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире.

Методы, используемые для реализации работы кружка:

1. Наглядные методы:

- экскурсии, целевые прогулки;

- наблюдения;

- показа сказок (педагогом, детьми);

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

- проведение дидактических игр;

2. Словесные методы:

- чтение литературных произведений;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

3. Игровые методы:

- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр –

драматизаций и др.);

- загадывание загадок;

- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

4. Практические методы:

- организация продуктивной деятельности детей;

- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;

- постановка сказок, отрывков литературных произведений;

- изготовление с детьми наглядных пособий.

При построении системы работы экологического кружка я обратила особое внимание на следующие основные направления:

1. Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).

3. Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих программ состоит в том, что работа с дошкольниками осуществляется в одном узком направлении, учитывается региональный компонент.

В реализации данной образовательной программы задействованы дети 4-5 лет. Программа рассчитана на один год обучения детей дошкольного возраста.

Основные формы кружковой работы – интегрированные занятия, в них включены: беседы, рассказы педагога, чтение художественной литературы; дидактические игры; составление творческих рассказов. А также наблюдения, эксперименты, экскурсии, целевые прогулки и развлечения.

Критерии результативности обучения:

* Дети должны знать и проявлять интерес к природе, знать животный и растительный мир.

*Должны быть сформированы навыки бережного и неразрушающего обращения к окружающей природе;

*Необходимо сформировать у детей желание продолжить занятия по экологии в дальнейшем;

*Приобретение детьми большого объема знаний по вопросам экологии;

  1. Содержание программы

Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юные экологи»

  1. Содержание учебного плана

Тема занятий

Цель и задачи наблюдений

Формы работы

Сентябрь

1. Приютово – наша малая Родина.

Развивать интерес к изучению родного края, воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.

1. Рассматривание иллюстраций о нашем крае.

2. Просмотр видеоролика.

2. «Овощи и фрукты»

Закреплять представление детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Развивать сенсорные чувства, речь, внимание.

1. Рассматривание иллюстраций с их изображением.

2. Разгадывание загадок.

3. Игра «Угадай на вкус».

Октябрь

1. «Вот она какая, осень золотая! »

Уточнять и расширять представление детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

1. Чтение пословиц, поговорок и примет.

2. Игра «Найди такой же листочек».

3. Эксперимент «Легкий - тяжелый»

2. «Домашние животные – друзья человека».

Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными(их кормят, лечат, выгуливают).

1. Беседа о домашних животных.

2. Отгадывание загадок про домашних животных.

3. Игра «Кого не стало».

3. «Чудо- ягодка»

Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых; их пользе, среде произрастания, качествах(лечат, имеют запах).

1. Рассматривание иллюстраций, муляжей.

2. Отгадывание загадок.

3. Дидактическая игра «Лесные и садовые ягоды».

4. Развлечение

«Волшебница-осень! »

Ноябрь

1. «Грибное царство нашего края».

Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы(рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов.

1. Разгадывание загадок о грибах.

2. Дидактическая игра «Найди лишний гриб».

3. Игра «Собери грибы»

;Рыбки плавают, молчат, ни о чем не говорят… .»

Познакомить с аквариумными рыбками. Учить выделять и называть части тела рыб, повадки. Побуждать к наблюдениям за аквариумными рыбками. Воспитывать интерес и желание ухаживать за рыбками.

1. Наблюдение за аквариумными рыбками.

2. Кормление рыбок.

3. Игры с водой «Рыбаки».

3. «Мир растений»

Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по строению, запаху, окраске. Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями. Воспитывать эстетические чувства.

1. Рассматривание иллюстраций.

2. Дидактические игры:

«Собери букет».

«Узнай растение»

4. «В гостях у птиц».

Продолжить знакомить детей с зимующими и перелётными птицами(сорока, ворона, скворец, грач, голубь).

1. Презентация «Зимующие птицы»

2. Игра «Кто, где живёт?»

3. Устройство птичьей столовой

4. Наблюдение за птицами на участке

5. Слушание пения птиц (аудио запись)

Декабрь

1. «А снег идет».

Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и зависимости свойств снега от температуры воздуха(на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным).

1. Наблюдение «Снег, какой он? »

2. Рассматривание снежинок через увеличительное стекло».

3. Игра «Собери фигурки».

2. «Воздух»

Учить выявлять свойства воздуха(невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха(воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений.

1. Эксперимент «Что в пакете? »

2. Игры с воздушными шариками и соломинкой.

3. Рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей.

3. «Путешествие по временам года».

Обобщить знания детей о временах года; учить видеть характерные особенности разных времен года

1. Путешествие по временам года.

2. Дидактическая игра «Какое время года? »

4. «Водичка-водичка».

Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды(вода может быть холодной, тёплой; вода прозрачная, но может менять окраску, имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества). Расширять знания детей о значении воды в нашей жизни.

1. Беседа «Что было бы, если не было воды?

2. Эксперименты по определению свойств воды.

3. Изготовление цветных льдинок.

Январь

1. «Елочка-красавица всем ребятам нравиться».

Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Формировать умения видеть отличие игрушечной ели от настоящей; воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе

1. Сравнение живой и искусственной елей.

2. Игры с шишками.

3. Чтение стихотворения К. Чуковского «Ёлка».

2. «Зимушка-зима».

Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой.

1. Беседа «Что нам нравится зимой».

2. Эксперименты с водой.

3. Лепка из снега «Снежный городок»(совместно со взрослыми).

4. Аппликация» Деревья зимой»(коллективная, обрывание полосок).

3. «Кто живет в лесах нашего края?

Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных(как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Воспитывать любовь и заботу к животным.

1. Беседа о зимних изменениях в природе.

2. Игра «Угадай по описанию».

3. Эксперимент «Лед- твердая вода.

Февраль

  1. «Крылатые

соседи»

Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к «братьям нашим меньшим»

1. Дидактическая игра «Опиши птичку»

2. Игра «Собери из частей»

3. Подвижная игра «Снегири»

2. «Знакомство с лягушкой»

Познакомить с циклом развития лягушки.

1. Рассказ о лягушке.

2. Игра «Посели лягушку».

3. Эксперимент «Вода нужна всем».

3. «Посадка лука»

Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта.

1. Беседа о временах года, о посадке лука.

2. Посадка лука.

3. Игра «Сложи картинку».

4. «Зимние явления в неживой природе»

Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

1. Встреча со снеговиком.

2. Беседа о свойствах снега.

3. Эксперименты со снегом.

Март

1. «Комнатные растения».

Закрепить названия знакомых растений(бальзамин, фикус). Продолжать обучать детей описывать растения, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

1. Беседа о строении растения.

2. Игра «Выбери себе растение и дай ему имя» (с последующим ухаживанием за растением-другом) .

3. Пальчиковая гимнастика «Посадим цветы».

2. «Домашние любимцы».

Воспитывать любовь и интерес ко всему живому.

1. Наблюдение за черепахой.

2. Знакомство со строением черепахи.

3. Эксперимент «Какой бывает вода»

3. «Весна идет! »

Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца.

1. Разгадывание загадок о весне.

2. Чтение стихотворений о весне.

3. Эксперимент «Таяние снега».

4. «Веснянка знакомит с новыми комнатными растениями».

Познакомить с новыми растениями (бегония, герань).

1. Встреча с Веснянкой.

2. Беседа об уходе за комнатными растениями.

3. Игра «Живые картинки».

Апрель

1. «Земля- мой дом»

Дать представление о суше и водном пространстве, разнообразие рельефа земной поверхности, видах поселения(деревня, город, страна), о звёздах.

1. Беседа «Где я живу»

2. Игра «Кто живёт на суше, а кто в воде».

3. Беседа о звёздах

4. Рисование» Звёздное небо».

2. «Водоемы родного края»

Сформировать у детей представление о реке Бурея.

Дать представление о водоёмов(пруд, болото, озеро, река, море).

1. Рассматривание иллюстраций.

2. Беседа о водоемах.

3. Отгадывание загадок

3. «Рыбы наших водоемов».

Расширить сведения детей о многообразии видов рыб. Воспитывать бережное отношение к обитателям рек и к природе в целом.

1. Беседа о рыбах.

2. Дидактическая игра «Что есть у рыбы».

3. Игра «Рыбная ловля»

4. Развлечение

«Весна-красна»

Май

1. «Камни, песок»

Научить узнавать и называть камень, песок. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства.

1. Рассматривание камней и песка на прогулке.

2. Эксперименты с камнями и песком.

3. Дидактическая игра «Чудесные фигурки».

2. «Экологическая тропинка»

Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить её. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе(о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке). Упражнять в практической помощи природе(уборка мусора, лечение деревьев).

1. Чтение стих-я Р. Рождественского «Береги природу».

Целевая прогулка по экологической тропинке.

3. Подвижная игра «Раз, два, три- к дереву беги».

3. «Растения на территории детского сада»

Закрепить умение ухаживать за растениями; воспитывать отношение к растениям как к живым существам.

1. Наблюдение за растениями.

2. Дидактическая игра «Угадай растение».

3. Чтение стихотворений.

Список литературы:

1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.

2. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998. - 320 с.

3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999. - 207 с.

4. Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 330 с.

5. Программа «От рождения до школы». Под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. Москва: «Мозаика- Синтез», 2010год.

6. В. А. Зебзеева Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей – М. : ТЦ «Сфера»

7. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми. Издательство «Учитель», Воронеж, 2002.

8. Экологические проекты в детском саду / О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко – Волгоград : Учитель, 2011 го.

9. В. Н. Чернякова Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2008.

10. Горькова Л. Г., Кочергина А. В. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников М. : ВАКО, 2005год.

РАЗДЕЛ II.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО- ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

Календарный учебный график.

Дата начала и окончания учебного года: 1 сентября по 31 мая.

Количество учебных недель: 36 недель

Количество учебных дней: 36 дня

Условия реализации программы.

• кружок «Юные экологи» проводятся в группе (столы, стулья, магнитная доска, общее освещение, оснащенном современными техническими средствами обучения (мультимедийное оборудование, компакт-диски с обучающими программами)

•практические занятия проводятся в группе и на улице с использованием необходимого оборудования (лейки, савочки,ведерки, грабли, емкости для воды,песка, бутылочки и т д.

Дети средней группы должны знать:

  • Правила поведения в природе;
  • Растения и их характерные признаки;
  • Основные признаки диких и домашних животных;
  • Виды птиц своей местности;
  • Несколько явлений о неживой природе;
  • О перелетных птицах;
  • Об охране природы.

Дошкольник должен иметь представление:

  • О значении природы в жизни человека;
  • О последствиях небрежного отношения к природе.

Дошкольник должен уметь:

  • Уход за растениями в уголке природы;
  • Оказывать помощь окружающей природе(подкормка птиц зимой, уборка мусора на участке).
  • Ожидаемый результат взаимодействия с детьми .
  • Дети должны знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способ безопасного взаимодействия с растениями и животными)
  • Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
  • Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.
  • В качестве подведения итогов планирую провести развлечение
  • «В мире природы»

Материально-техническое оснащение занятий:

Группа с вместимостью 10 человека для проведения занятий с площадью по нормам САНПиН;

  • рабочий стол педагога 1 комплект;
  • учебная мебель для воспитанников 12 комплектов;
  • доска меловая 1 шт;
  • ноутбуки с выходом в Интернет 1 шт.;
  • мультимедийный проектор 1 шт.;
  • экран 1 шт.;
  • зона проведения практических работ;

Используемый кабинет соответствует всем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам: хорошее освещение, периодическое проветривание, допустимая температура воздуха.

Кадровое обеспечение: Педагог, работающий по данной программе должен знать экологическое воспитание в дошкольных образовательных организациях. По данной образовательной программе работает воспитатель Ибрагимова А.Х. – образование средне-специальное, стаж работы 2,6года.

#1060;ормы аттестации и контроля

В ходереализациипрограммыведетсясистематическийучетзнаний и уменийвоспитанников. Дляоценкирезультативностиприменяетсявходящий (опрос), текущий и итоговыйконтроль в форметестирования.

Вначалегодапроводитсявходящийконтроль в формеопроса и анкетирования, с цельювыявления у ребятсклонностей, интересов, ожиданийотпрограммы, имеющихся у нихзнаний, умений и опытадеятельностиподанномунаправлениюдеятельности.

Текущийконтроль в видепромежуточнойаттестациипроводитсяпослеизученияосновныхтемдляоценкистепени и качестваусвоенияучащимисяматериаладаннойпрограммы.

В концеизучениявсейпрограммыпроводитсяитоговыйконтроль в видеитоговойаттестации с цельюопределениякачестваполученныхзнаний и умений.

Критериемоценкипрограммыможеттакжесчитатьсягодовоймониторингучастия в конкурсах, фестивалях, выставкахнаразличныхуровнях (Международном, Федеральном, региональном, муниципальном, учреждения, внутри творческого объединения).

Формы отслеживания результатов: аналитическая справка, материалы тестирования, портфолио, отзыв, перечень готовых работ, видеозапись, фото, отзыв и др.

Формы предъявления и демонстрации результатов: аналитический материал (справка) по итогам проведения контроля, открытое занятие, презентация,выставка и др.

#1054;ценочныематериалы

Мониторинг на начало года:

практическая часть: в виде тестов по заданной теме

Промежуточная аттестация:

практическая часть: в виде викторины по заданной категории

Мониторинг на конец года:

практическая часть: в виде тестов по заданной теме

Форма обучения – познавательно –исследовательская деятельность,игровые задания, любое задание превратить в интересную и выполнимую для ребенка задачу. Каждое занятие эмоционально окрашено, по содержанию занятия подобраны стихи, песенки, загадки, дидактические игры. На занятиях, предполагается использовать игрушки, предметные и сюжетные картинки по темам, атрибуты для эксперементальной деятельности, а также предполагается проводить подвижные игры, рисовать, и обыгрывать различные ситуации. Все это в комплексе позволит успешно проводить занятия на раннем этапе обучения, максимально использовать способности детей дошкольного возраста.

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы (Учебно-методический комплекс)

Формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая

Формы организации учебного занятия (игра - путешествие, беседа, экспериментальная деятельность)

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:

Наглядные методы:

- экскурсии, целевые прогулки;

- наблюдения за изменениями в природе;

-показ иллюстраций, фильмов, слайдов, сказок, прослушивание аудиозаписей;

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

- проведение дидактических игр;

Словесные методы:

- чтение литературных произведений;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы:

- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр – драматизаций и др.);

- загадывание загадок;

- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

Практические методы:

- организация продуктивной деятельности детей;

- эксперименты;

- трудовая деятельность;

- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;

- постановка сказок, отрывков литературных произведений;

- изготовление с детьми наглядных пособий.

Дидактические материалы

Дидактические и настольные игры: «Живая и неживая природа»,«Учись играя. Времена года», «Съедобные и несъедобные грибы», «Природные явления», «Птичий базар», «Собери картинки», «Чей хвост?», «Цветы».

Центр «Экологическая лаборатория»

  • Наборы для исследования –микроскопы, пробирки, весы, магниты, лупы
  • Сыпучие продукты – крупы, песок, земля, опилки, мука, крупа, соль, сода
  • Различные емкости, воронки, мерные стаканчики
  • Дидактические игры, игры для экспериментирования
  • Природный материал: шишки, камни, глина, земля, песок, листья, семена
  • Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха, гайки, винтики, гвоздик, проволока
  • Свечи, фонарики;
  • Детские халаты, фартуки;

Центр природный

  • комнатные растения (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностям, паспорта растений)
  • календарь природы
  • металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы
  • игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики…)

Учебно-наглядные средства

  • Иллюстрации
  • Тематические папки
  • Плакаты

«Огород на подоконнике»

  • мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур)
  • уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями)

Структура занятия

#1054;рганизация начала занятия, постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач, сообщение темы и плана занятия.

2. Проверка имеющихся у детей знаний и умений и их готовность к изучению новой темы.

3. Ознакомление с новыми знаниями и умениями.

#1059;пражнения на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу, а также их применение в сходных ситуациях, использование упражнений творческого характера.

5. Подведение итогов занятия, формулирование выводов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основной список

  1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.
  2. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998. - 320 с.
  3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999. - 207 с.
  4. Т.В. Зотова «Азбука Природолюбия»/учебное пособие для дошкольников и младших школьников.

Дополнительный список

Журналы « Дошкольное воспитание»:

№ 7 – 1993г. « Ребѐнок и природа», стр. 3.

№ 7 – 2000г. « Нащ дом – природа», стр 2 -26

№9 – 2000г. « Ознакомление дошкольников с неживой природой», стр.47

№11 – 2000г. « Ознакомление дошкольников с неживой природой», стр.31

№7 – 2005г. « Воспитание бережного отношения к воде» , стр. 37

Интернет-ресурсы

Сайт «Инфоурок»

Сайт "Фестиваль педагогических идей. Открытый урок"

Международный образовательный портал «;

для педагогов

1. Алябьева, Е. А. Природа. Сказки и игры для детей / Е. А. Алябьева. - M. : Сфера, 2012. - 128 c.

2. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты. Методическое пособие / О. А. Воронкевич. - М. : Детство-Пресс, 2014. - 176

6. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Подготовительная к школе группа (6-7 лет). Наглядная информация для родителей. Часть 2 / О. А. Воронкевич. - М. : Детство-Пресс, 2012. - 456 c.

7. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Средняя группа. Часть 1 / О. А. Воронкевич. - М. : Детство-Пресс, 2009. - 411 c.

9. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Средний дошкольный возраст. Наглядная информация для родителей. Часть 1 / О. А. Воронкевич. - М. : Детство-Пресс, 2011. - 231 c.

12. Времена года. Дидактический материал в картинках. - М. : Школьная Пресса, 2008. - 890 c.

13. Григорьева, О. А. Весна. Лето. Демонстрационный материал / О. А. Григорьева, Л. Б. Фесюкова. - М. : Ранок, Сфера, 2007. - 269 c.

14. Журавлева, Л. С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром / Л. С. Журавлева. - М. : Мозаика-Синтез, 2014. - 471 c.

15. Зверев, А. Т. Экология. Наблюдаем и изучаем / А. Т. Зверев. - М. : Оникс, 2015. - 782 c.

16. Иванова, А. И. Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду / А. И. Иванова. - M. : Сфера, 2010. - 240 c.

17. Кокуева, Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе / Л. В. Кокуева. - М. : АРКТИ, 2005. - 248 c.

18. Коробова, М. В. Малыш в мире природы / М. В. Коробова, Р. Ю. Белоусова. - Л. : Просвещение, 2010. - 110 c.

21. Николаева, С. Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома / С. Н. Николаева. - М. : Мозаика-Синтез, 2013. - 120 c.

22. Николаева, С. Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для работы с детьми 4-5 лет / С. Н. Николаева. - М. : "МОЗАИКА-СИНТЕЗ", 2010. - 152 c.

23. Николаева, Светлана Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников / Светлана Николаева. - М. : Мозаика-Синтез, 2010. - 569 c.

26. Тамбиев, А. Х. Кто где живет? Книга 4. Кто на болоте живет? / А. Х. Тамбиев. - М. : Дрофа, 2007. - 341 c.

27. Фесюкова, Л. Б. Уроки экологии / Л. Б. Фесюкова. - М. : Ранок, 2010. - 551 c.

4.Рабочая программа воспитания ОДО «Юные экологи»

Рабочая программа воспитания для обучающихся объединения дополнительного образования разработана педагогом дополнительного образования согласно требованиям следующих документов:

1. В соответствии с Федеральным Законом от № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от #1075;. №06-1844);

3. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Минпросвещения России от #1075;. №196.

Актуальность программы

Актуальность данной программы:

В основу содержания кружка легла программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

У детей 4-5 лет ещё недостаточно исследовательских навыков по исследованию природных объектов с помощью органов чувств (на прогулке потрогать, понюхать, погладить, рассмотреть (кору деревьев) в уголке природы и т.д.

Дети средней группы заинтересованы проведением экспериментов с водой, воздухом, песком, глиной, камнями, плодами, семенами и т.д.

Дети способны узнавать свойства разных объектов и могут исследовать предметы и материалы.

У детей появится желание составлять и изучать мини-коллекции.

Дети этого возраста очень любознательны, задают много вопросов, поэтому нужно использовать эти качества для развития самостоятельности в решении возникших вопросов. (направить желания детей: поискать в книгах, спросить взрослых, поискать в Интернете вместе с родителями.

2. Адресат программы

Рабочая программа воспитания предназначена для воспитанников средней группы, а также их родителей (законных представителей) объединения дополнительного образования «Юные экологи» .

Данная программа воспитания рассчитана на один учебный год.

п/п

Тема занятия

Часы

Формы занятия и контроля

Дата

План

Факт

1

2

Мониторинг

Мониторинг

1

1

3

Приютово-наша малая Родина.

1

Рассматривание иллюстрации о нашем крае.

4

«Овощи и фрукты»

1

Рассматривание иллюстрации с их изображением. Разгадывание загадок.

5

«Вот она какая осень золотая!»

1

Чтение пословиц, поговорок, и примет. Д/игра «Найди такой же листочек».

6

«Домашние животные-друзья человека»

1

Беседа о домашних животных. Отгадывание загадок. Д/игра «Кого не стало»

7

«Чудо-ягодка»

1

Беседа, Д/игра,

8

Развлечение «Волшебница-осень!»

1

Наблюдение, п/игра

9

«Грибное царство нашего края»

1

Разгадывание загадок о грибах.

10

Рыбки плавают, молчат, ни о чем не говорят»

1

Наблюдение, беседа. Игры с водой «Рыбалка»

11

«Мир растений»

1

Рассматривание иллюстраций. Д/игра «Собери букет». Узнай растение

12

«В гостях у птиц»

1

Наблюдение, беседа, чтение рассказ, Д/игра «Кто, где живет?»

13

«А снег идет»

1

Наблюдение, беседа, Д/игра

14

«Воздух»

1

Игра с шариками и соломинкой, экспериментирование «Что в пакете?»

15

«Путешествие по временам года»

1

Наблюдение, рассматривание, Д/игра «Какое время года»

16

«Водичка-водичка».

1

Беседа, экспериментирование с водой изготовление цветных льдинок.

17

«Елочка красавица всем ребятам нравится»

1

Сравнение живой и искусственной елей. Игры с шишками.

18

«Зимушка-зима»

1

Беседа, игра

19

«Кто живет в лесах нашего края?»

1

Беседа, игра «Угадай по описанию»

20

Развлечение «Зимушка-зима в гости к нам пришла»

1

21

Крылатые соседи

1

Беседа, игра, Д/игра

22

«Знакомство с лягущкой»

1

Рассказ. Игра. Эксперимент «Вода нужна всем»

23

«Посадка лука»

1

Наблюдение, игра

24

Зимние явления в неживой природе

1

Беседа, встреча со снеговиком, эксперимент со снегом.

25

«Комнатные растения»

1

Беседа, рассматривание иллюстраций

26

«Домашние любимцы»

1

Наблюдение, эксперимент «Какой бывает вода»

27

«Весна идет!»

1

Разгадывание загадок, экспериментирование.

28

«Веснянка знакомит с новыми комнатными растениями»

1

Беседа, труд

29

«Земля- мой дом»

1

Беседа, игра «Кто живет на суше, а кто в воде?

30

«Водоемы родного края»

1

Рассматривание иллюстрации, беседа, отгадывание загадок.

31

Рыбы наших водоемов

1

Беседа, Д/игра «Что есть у рыбы», игра «Рыбалка»

32

Развлечение «Весна-красна»

1

33

«Камни, песок»

1

Рассматривание, Д/игра, Чудесные фигурки.

34

Экологическая тропинка

1

Экскурсия рассматривание, чтения стиха, П/игра

35

«Растения на территории детского сада.

1

Экскурсия. Наблюдение

36

Мониторинг

1

Итого

36

Матрица для разработки дополнительных общеразвивающих программ

Уровень

Количество часов в год

Срок обучения

Возрастной состав

Формы организации

познавательно –исследовательской деятельности

До 36

1 год

4-5 года

одновозрастной

Групповые

Муниипальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №35 «Теремок» р.п. Приютово

муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МАДОУ №35 р.п. Приютово

_______ Г.Х. Докучаева

Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юный эколог»

Руководитель: Ибрагимова Алия Хамитовна

Количество часов в год: 36 часов

Количество групп: 1 группа

Количество часов в неделю: 1 час

р.п.Приютово, 2023г



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №35 «Теремок» р.п. Приютово муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан

Перспективный план

по самообразованию воспитателя

Ибрагимовой Алии Хамитовны

на 2023-2024 учебный год

Тема: «Театр, как средство формирования связной речи детей с ОВЗ»

р.п. Приютово-2023г.

Театр –искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека.

Тот, кто любит театр по настоящему всегда уносит из него запас мудрости и доброты.

К. С. Станиславски

Актуальность

Детство–это совсем немаленькая страна, а огромная планета, где каждый ребёнок имеет свои таланты. Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению-это путь через игру, фантазирование. Известно, что дети любят играть, их ненужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.

«Игра–это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра–это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

(В.А. Сухомлинский).

И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли»


Цели: создать условия для развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности.

Задачи:

  • Приобщать детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности.
  • Способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей.
  • Обогатить театральный уголок в группе различными видами театров (кукольный, конусный, теневой, пальчиковый и др.), театральных атрибутов, картотека театрализованных игр, картотека «Загадки о сказочных героях», алгоритмов деятельности.
  • Создать условия для развития творческой активности детей.
  • Сформировать у детей и родителей интерес к театру и совместной театральной деятельности.
  • Развить артистические навыки детей, воображение, эмоции, фантазию, коммуникативные навыки, речь.
  • Воспитывать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству.

Предполагаемый результат:

1. Умение владеть навыками звуковой культуры речи, выразительной речи, cтроить грамматически правильные предложения, вести диалог;

2. Умение передавать различные чувства, используя мимику, жесты, интонацию;

3. Передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;

4. Взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;

5. Умение владеть своими чувствами, держаться уверенно перед аудиторией;

6. Умение владеть правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми;

7. Сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества;

8. Приобретение детьми знаний о театре – как увлекательному искусству;

9. Обогащение театрального уголка.

Выход: Драматизация русской народной сказки «Репка». Презентация о проделанной работе. Показ презентации на родительском собрании.

План работы по самообразованию

Этапы работы по самообразованию

Содержание работы

Программное содержание

Сентябрь

Подбор и приобретение

необходимого материала и оборудование по театрализованной деятельности.

Беседа «Что такое театр?»

Подбор и изучение педагогической литературы, чтение русских народных сказок «Репка», «Теремок», «Колобок», «Рукавичка», «Под грибом», «Заюшкина избушка» , «»Волк и семеро козлят», стихотворений, потешек; загадок о героях сказок.

Изготовление картотеки «Загадки о сказочных героях», «Театрализованные игры»

Знакомить детей с русскими народными сказками.

Развивать интерес к слушанию произведений.

Воспитание у детей

интереса к драматизации, театральной

деятельности.

Познакомить детей

театром, с правилами поведения.

Создание предметно развивающей среды в группе.

Октябрь

Беседа «Виды театра»

Виды театра: перчаточный, настольный, пальчиковый.

Работа над :

- мимика

- сила голоса

- разыгрывание стихов, песенок, потешек, мини-сценок, сказок

Подготовка и проведения праздника «Золотая осень»

Кукольный спектакль «Яблонька»

Консультация для родителей «Театрализованная игра-источник творчества и самовыражения дошкольников»

Освоение навыков владения перчаточным, настольным и пальчиковым театрам.

Развитие мимики;

Раскрепощение через игровую деятельность;

Развитие силы голоса;

Участие в музыкальном празднике «Золотая осень»

Ноябрь

Познакомить детей с настольным театром.

Игры с кубиками: «Собери сказку»

Игры на имитацию голоса:

«Кто как кричит»

Рассматривание игрушек и

иллюстрации к сказкам;

Показ кукольного театра:

«Теремок»

Освоение навыков владения настольным театром (инсценировка сказок «Теремок»)

Вызвать желание участвовать

Театрализованной игре.

Декабрь

Театрализованная постановка.

Инсценирование Русской народной сказки «Колобок»

Театрализованная игра «Что ты видишь, покажи»

Изготовление театра из ложек.

Подготовка к новогоднему празднику.

Вызвать положительный эмоциональный настрой.

Участие в празднике «Новогодний бал»

Развитие мелкой моторики рук в сочетании с речью.

Поручения родителям по изготовлению новогодних украшений, оказания помощи к заучиванию детьми стихов и песен. Участие в музыкальном празднике.

Январь

Знакомство детей:

- плоскостной пальчиковый шагающий театр.

Изготовление пальчикового шагающего театра.

Обыгрывание детьми знакомых сказок («Репка», «Курочка ряба») по ролям с помощью настольного театра.

Освоение навыков владения шагающим пальчиковым театром (инсценировка сказок)

Формировать умения детей соблюдать содержание и правильный ход текста; развивать диалогическую речь.

Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.

Февраль

Знакомство детей:

-театром масок

Театрализованные игры: «Угадай по звуку», «Где мы были, мы не скажем, а что делали-покажем»

Изготовление театра из фетра.

Имитационные упражнения

«Покажи, как ходит мишка, лисичка, зайка, лягушка»

Разучивание и постановка сказки «Рукавичка».

Освоение навыков владения театром масок (инсценировка сказки «Рукавичка»)

Формировать умения детей импровизировать, отображать характерные черты героев

Раскрытие творческих способностей детей.

Март

Дидактические игры «Назови ласково героя»,

«Кто как говорит»

Театрализованная постановка.

Подготовка к празднику 8 марта

Инсценировки сказки «Гуси-лебеди»


Тренировать четкое произношение звуков, тренировать, речь внимание, память.

Развивать умение вжиться в роль, передать характерные черты сказочных героев, сочетать речь, движение и мимику.

Участие в музыкальном празднике.


Апрель

Знакомство детей:

с теневым театр.

Просмотр мультфильмов по русским народным сказкам:

«Рукавичка», «Колобок», «Репка», «Теремок» и т.д.

Разучивание и постановка сказки «Три медведя»

Освоение навыков владения

теневым театром (инсценировка сказки

«Заушина избушка», «Три поросенка»)

Обобщение знаний детей о русских народных сказках.

Май

Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра: настольного, пальчикового, теневой, конусный.

Презентация о проделанной работе.

Показ презентации на родительском собрании.

Закрепить знания детей о видах театров. Продолжать формировать умение выразительно передавать образы, используя мимику и пантомиму.

Используемая литература:

#1040;гапова И., Давыдова М. «Развивающие игры со словами для детей» М. ., Рипол Классик Дом , 2007;

#1043;ербова В.В. «Занятия по развитию речи» М., Мозаика – Синтез, 2009;

#1040;нтипина А.Е. «театрализованная деятельность в детском саду» М., 2003;

#1048;нтернет ресурсы ,

,

#1059;шакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.



Предварительный просмотр:

«Кинезиология в работе с детьми дошкольного возраста»

«Мозг хорошо устроенный

стоит больше, чем мозг

хорошо наполненный»

М. Монтель

Введение

Актуальность

Компьютеризация общества (это мир, наполненный обилием компьютеров, различных гаджетов, способствует снижению двигательной активности человека. Как это отражается на физическом и психическом здоровье ребенка? Так же, как и на здоровье взрослого человека. Современный мир не требует от детей ручных усилий и, поэтому, моторные навыки ослабляются: дети плохо держат карандаш, кисточку, ножницы, отчего и происходят постоянные зажимы кисти, что ведет к нарушению даже эмоционального состояния. А все это в дальнейшем сказывается на восприятии и усвоении любого обучающего материала и на здоровье. Отсутствие физической нагрузки тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационные способности, выносливость, возникают проблемы с речевым развитием.

На какую работу нас ориентирует ФГОС ДО? ФГОС ДО ориентирует педагогов на психолого-педагогическую поддержку детей. Мы призваны создать условия для интеллектуального, творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Особенно актуально звучит задача по социализации ребенка, развитию у него потребностей в творчестве, формировании любознательности, мотивации в достижении успеха. В свете ориентиров ФГОС ДО и выше описанных проблем в обществе, метод кинезиологии стал очень актуален.

Значимость технологии.

Кинезиология или «Гимнастика для мозга»— наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Основная идея ее построения — это активизация деятельности двух полушарий головного мозга. Исследования физиологов показывают, что правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой. С помощью определенных движений и развивается межполушарное взаимодействие. В основу опыта легли материалы исследований отечественных и зарубежных ученых: Лурия А. Р., Бехтерева Н. П., Семенович А. В, Сиротюк А. Л., Семенова О. А., Хомская Е. Д, Леонтьева А. Н., Лейтеса А. Р., Анохина П. Н., Сеченова И. М., Смит Кр., и программа Шейфер Дж. Пол Деннисон «Гимнастика мозга».

Вся работа строится на связи трех элементов: мозга, тела и эмоций. Применение данной методики развивает тело, позволяет улучшить у воспитанников память, внимание, речь, зрительно-моторную координацию, формирует пространственную ориентировку, развивает мелкую и крупную моторику, позволяет снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю. Специальные кинезиологические упражнения обладают оздоравливающим и антистрессорным эффектом, улучшают мыслительную деятельность ребенка, помогают выдерживать нагрузки, проявлять волевые качества.

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Задачи:

Синхронизация работы полушарий и отделов коры головного мозга.

Развитие общей и мелкой моторики.

Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.

Развитие речи.

Формирование произвольности высших психических процессов.

Снятие эмоциональной напряженности.

Создание положительного эмоционального настроя.

Методы и приёмы:

Растяжки (нормализуют гипертонус и гипотонус).

Дыхательные упражнения (улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность, восстанавливают и формируют правильное дыхание).

Глазодвигательные упражнения (позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие способствуют профилактике глазных заболеваний).

Телесные движения (развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы).

Упражнение для развития мелкой моторики (стимулируют речевые зоны головного мозга).

Массаж ушных раковин, лица (воздействует на биологически активные точки).

Упражнения на релаксацию (способствуют расслаблению, снятию напряжения).

(см. Приложение 1)

Форма проведения:

Используются фронтально, в подгруппе, индивидуально в образовательной деятельности, в коррекционно-развивающих занятиях, в режимных моментах, в свободной деятельности ребенка.

Условия организации деятельности:

Упражнения проводятся регулярно в рамках непосредственной образовательной деятельности и в режимных моментах, коррекционно - развивающей деятельности.

Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.

От детей требуется точное выполнение движений и приемов.

Упражнения проводятся стоя, сидя и лёжа.

Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания даются чётко, спокойно. Педагог следит за правильностью выполнения заданий.

Диагностика показателей развития межполушарного взаимодействия.

Проба Н. И Озерецкого на динамический праксис «Кулак-ребро—ладонь».

Методика проведения:

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе.

Задание доступно детям 6 лет и старше. Данный тест чувствителен не только к поражению двигательных систем (премоторных отделов, но и к модально неспецифическому дефициту сукцессионных функций. Первый и второй варианты расстройств порождают разные виды ошибок. В первом случае чаще страдает переключение с одного движения на следующее в автоматизированном режиме: ребенок повторяется или делает большие паузы между движениями. Во втором случае дети путают последовательность движении или пропускают некоторые из них. Предположительно, затруднения в данном задании можно связать с левополушарной недостаточностью.

Степень сохранности премоторной зоны.

Проба на перебор пальцев проводится следующим образом: испытуемый на двух руках одновременно соприкасает последовательно большой палец с остальными. Сначала движения выполняются от указательного пальца к мизинцу, затем от мизинца к указательному пальцу. Оценивается точность, дифференцированность движений пальцев и способность к переключению с одного движения на другое (отсутствие застреваний). Каждая синкинезия штрафуется одним баллом.

Критерии оценки:

5 баллов — правильно и быстро;

4 балла — правильно, но медленно;

3 балла — дезавтоматизация движений на истощении;

2 балла — повторение на истощении;

1 балл — выраженные застреваемость на отдельных позах.

Проба на пальцевой гнозис и праксис.

Ребенку предлагается, не глядя на свою руку, вслед за экспериментатором, воспроизводить различные позы пальцев:

Все пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь повернута вперед;

1-й палец поднят вверх, остальные собраны в кулак;

указательный палец выпрямлен, остальные собраны в кулак;

2-й и 3-й пальцы расположены в виде буквы Y;

2-й и 5-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак;

2-й и 3-й пальцы скрещены, остальные собраны в кулак;

2-й и 3-й пальцы выпрямлены и расположены в виде буквы Y, а 1-й, 4-й и 5-й пальцы собраны в кулак («зайчик»);

1-й и 2-й пальцы соединены кольцом, остальные выпрямлены.

Оценивается положение каждой позы в штрафных баллах:

поза не выполнена — 1 балл,

поза воспроизведена неточно — 0,5 балла,

замедленное воспроизведение позы (поиск нужных движений) — 1 балл,

поиск нужных движений продолжается от 10 до 30 с —2 балла,

поиск нужных движений продолжается более 30 с —3балла.

Выполнение этого упражнения в значительной степени зависит от кинестетического анализатора и «схемы тела» (Лурия А. Р.)- Зарубежные исследователи рассматривают нарушение данных операций как одно из проявлений синдрома Герстманна. У взрослых синдром Герстманна наблюдается при поражении теменных зон коры доминантного по речи полушария.

Исследование орального праксиса.

По подражанию ребенку предлагается выполнить 11 действий:

1) улыбнуться;

2) надуть щеки;

3) сделать губы трубочкой (как при звуке «У»);

4) сделать губы как при звуке «О»;

5) «покатать орешки за щеками» (кончиком языка);

6) высунуть язык лопаткой (широким);

7) поднять кончик языка вверх и положить его на верхнюю губу;

8) опустить кончик языка вниз и положить его на нижнюю губу;

9) поместить кончик языка в правый угол рта;

10) то же — в левый угол рта;

11) высунуть язык и сделать кончик узким.

Оцениваются точность движений и способность к переключению.

невозможность выполнить движение штрафуется оценкой в 1 балл.

неточно выполненное движение — 0,25 балла.

наличие сопутствующих движений губами, челюстью — 0,5 балла за каждую пробу.

асимметрично выполненные движения — 0,5 балла.

Нарушения в выполнении этого упражнения свидетельствуют о незрелости мозолистого тела, отдельных участков головного мозга (центрально-теменных отделов коры).

Наглядный вариант пробы Хеда.

Ребенку предлагается воспроизвести движения, выполняемые сидящим напротив обследующим: коснуться левой рукой правого уха, правой рукой левого глаза, правой рукой правого глаза и т. д. Задание может быть использовано для детей 9 лет и старше. Его выполнение требует мысленной пространственной переориентации для преодоления тенденции к зеркальному воспроизведению. Ошибки возникают не только при нарушении пространственного праксиса, но и при снижении психической активности по «лобному» типу.

Речевой вариант пробы Хеда.

Простая ориентировка. Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо только с левой руки, покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет — прекращают.

Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой — за правое ухо, правой рукой — за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз».

Критерии оценки:

3 балла — выполнены оба задания;

2 балла — выполнена только простая ориентировка;

1 балл — не выполнено ни одного задания.

Выполнение пробы затруднено у детей с левополушарной недостаточностью и у детей, страдающих дислексией.

Результаты диагностики (см. Приложение 3)

Заключение

В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у детей дошкольного возраста легко корригируются речевые нарушения, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способности к обучению, а так же управлению своими эмоциями. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные и структурные изменения, чем более интенсивна нагрузка (но оптимальна для ребенка, тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляются на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Таким образом, следует подытожить положительный эффект кинезиологических упражнений для детского физического и психического здоровья:

Оптимизация деятельности мозга.

Гармоничное развитие двухполушарного мышления.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей.

Развитие способностей к обучению и усвоению информации.

Восстановление работоспособности и продуктивности.

Снятие стресса, нервного напряжения, усталости.

Список литературы:

1.

2.

3. :18/

4. Воробьева В. А., Иванова Н. А., Сафронова Е. В., Семенович А. В., Серова Л. И. Комплексная нейропсихологическая коррекция когнитивных процессов в детском возрасте. М., 2001.

5. Деннисон П. И., Деннисон Г. И. Образовательная кинестетика для детей: Базовое пособие по Образовательной Кинесиологии для родителей и педагогов, воспитывающих детей разного возраста: Пер. с англ. М.: Восхождение, 1998.

6. Сиротюк А. Л Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 60с

7. Сазонов В. Ф., Кириллова Л. П., Мосунов О. П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000. – 48 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Начнем играть!» - подготовка детей с нарушением интеллекта к обучению сюжетно-ролевой игре» (возраст детей: 3-4 года, срок реализации: 1 год)

Актуальность: Нарушение психического развития умственно отсталых детей обусловливает в том числе и своеобразие их игровой деятельности- ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Прежде всего, отмеча...

Дополнительная общеразвивающая программа по Духовно – нравственному воспитанию дошкольников через приобщение к народным сказкам. «Сказочный сундучок» возраст обучающихся: 4-5 лет . срок реализации: 1 год

Актуальность выбранной темы:   В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную рол...

«Юный исследователь» Возраст обучающихся: 6-7 года Срок реализации: 1 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность программыДополнительная образовательная общеразвивающая программа «Юный исследователь» имеет  познавательно-исследовательскую деятельно...

Дополнительная общеразвивающая программа «Талантливые ручки» Направленность: художественная Уровень: стартовый Возраст обучающихся: 5 – 7 года Срок реализации: 2 год

Пояснительная запискаАктуальность.Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Школа светофора» стартовый уровень Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года

Данная программа рассчитана на 2 года обучения, предназначена для проведения педагогической работы с детьми от 5 о 7 лет. Целью данной программы является формирование навыков безопасного поведения на ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный математик» Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года Направленность программы – социально-педагогическая

В основу программы кружка положены идеи развития личностного потенциала ребенка и его психического становления, посредством художественно-эстетического освоения математических понятий. Это о...