Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Школа светофора» стартовый уровень Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года
рабочая программа по обж (старшая группа)

Горбунова Татьяна Николаевна

Данная программа рассчитана на 2 года обучения, предназначена для проведения педагогической работы с детьми от 5 о 7 лет. Целью данной программы является формирование навыков безопасного поведения на улицах  и дорогах города.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Таштагольского муниципального района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 14 «Аленушка»

Принята на заседании

педагогического совета

от «30» августа 20_23__ г.

Протокол № __1_______

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка»

_______________ Скобелева О.Н.

Приказ № 97.1-а от «30» августа 2023г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-гуманитарной направленности

«Школа светофора»

стартовый уровень

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации: 2 года

Составитель:

Горбунова Татьяна Николаевна,

воспитатель

Таштагол, 2023

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка ……………………………………………………

1.2. Цель и задачи программы …………………………………………………

1.3 Содержание программы. …………………………………………………...

1.3.1.  Учебно-тематический план ….…………………………………………

1.3.2. Содержание учебно-тематического плана……………………………..

1.4. Планируемые результаты …………………………………………………

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ …………………………………………………………………………...

     2.1. Календарный учебный график…………………………………………….

2.1. Условия реализации программы ………………………………………….

2.2. Формы аттестации / контроля …………………………………………….

2.3. Оценочные материалы ……………………………………………………..

2.4. Методическое обеспечение………………………………………………….

2.5. Список литературы …………………………………………………………

3

3

8

10

10

12

19

22

22

22

23

23

24

27

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка

 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа  светофора» имеет социально-гуманитарную направленность.

Нормативно-правовое обеспечение программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025гг., утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642;

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р;

- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;

- Федеральный проект «Успех каждого ребенка», протокол заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 года № 3,

- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 года № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"";

- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), изложенные в приложении к Письму Министерства образования и науки РФ от 18.11.15 № 09-3242 «О направлении информации»;

- Закон Кемеровской области – Кузбасса «Об образовании» от 03.07.2013 № 86-ОЗ, в редакции от 04.02.2021 № 13-ОЗ;

- Устав и локальные нормативные акты МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка».

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа светофора» содержит все необходимые компоненты, предусмотренные федеральным законодательством: титульный лист, пояснительную записку, цели и задачи, содержание программы, планируемые результаты, календарный учебный график, условия реализации программы, формы аттестации, оценочные и методические материалы, список литературы.

Программа соответствует требованиям к оформлению и содержанию структурных элементов. Соблюдены требования к оформлению титульного листа.

Актуальность

По результатам статистики, ежегодно на дорогах нашей страны совершается десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии педагогов, родителей и детей. Каждый взрослый должен знать правила дорожного движения для пешеходов и воспитывать дисциплинированных пешеходов в своих детях. Ведь правила дорожного движения едины для детей и взрослых.        

 Поэтому главная задача родителей и педагогов – доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Важно, чтобы именно при переходе из детского сада в школу, ребёнок мог легко ориентироваться в ближайшем пространственном окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

 Программа «Школа Светофора» – это работа на перспективу. Чем раньше научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.

Направленность программы

Данная программа имеет социально-гуманитарную направленность. Реализация программы направлена на формирование и развитие творческих способностей детей и удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.

Профилактическое:

  •  обеспечение знаний о транспортной среде города, поселка;
  •  предупреждение попаданий детей в различные «дорожные ловушки»;
  •  решение образовательных задач средствами систематических мероприятий.

Организационное:

  •  организация предметно-развивающей среды в группе по ПДД;
  • определение уровней сформированности умений и навыков по ПДД методами диагностики;
  • изучение передового опыта, отбор и внедрение эффективных методик и технологий;
  •  пропаганда знаний о ПДД с использованием разнообразных методов и приемов.

Новизна данной программы заключается в том, что в программе «Школа Светофора» разработана система непрерывности и преемственности образовательного процесса в области профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Использование в ходе реализации активных и интерактивных методов и форм организации образовательного процесса.

Педагогическая целесообразность программы заключается в создании условий для формирования практического опыта взаимодействия в социальной среде. Программа предусматривает изучение правил дорожного движения по трем аспектам взаимодействия ребенка с дорожно-транспортной системой города: ребенок – пешеход; ребенок – пассажир; ребенок – водитель транспортных средств (велосипедист). Педагогическая целесообразность определяется возможностью оптимального развития каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной деятельности, позволяющей ученику, в игровой форме, становиться участником ролевых событий, возможных в дорожно-транспортной среде, и дающее возможность адекватной самооценки своих действий. 

Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заключается в том, что она способствует формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление физического и социального здоровья учащихся. Особое место в программе отводится игровым технологиям, позволяющих организовывать разнообразные виды детской деятельности и поддерживать постоянный интерес детей к изучению Правил дорожного движения. Использование различных игровых технологий способствует развитию познавательных интересов, логическому мышлению, творческим способностям, умению обобщать, рассуждать, развивать внимательность, быстроту реакции на слово или сигнал, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывать выдержку, терпение в достижении цели.

Данная дополнительная общеобразовательная программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и направлена на формирование и развитие творческих способностей детей и удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья за рамками основного образования.

Адресат программы

 Программа рассчитана на детей в возрасте 5 – 7 лет, посещающих дошкольное образовательное учреждение. Количество учащихся одновременно находящихся в группе, составляет от 25 до 30 человек. Набор в группы обучения осуществляется на свободной основе.

Объем и срок освоения программы

Реализация программы рассчитана на два года. Продолжительность образовательного процесса: сентябрь — май (каникулярный период – период государственных новогодних каникул).

Режим занятий, периодичность и продолжительность

Занятия проводятся 1 раз в неделю, во вторую половину дня; 4 в месяц; 36 в год. Одно занятие длится не более 25 минут (1 академический час) для детей старшей группы (5-6 лет) и 30 минут для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет). 

Форма обучения 

Форма обучения – очная. Основная форма обучения по данной программе – занятие.

1.Фронтальная. Образовательная деятельность проводится со всей группой детей, внутри которой каждый выполняет задание самостоятельно

2.Групповая. Совместное выполнение задания несколькими детьми

3. Смешанная. Сначала дети выполняют задание все вместе, а затем по частям (парами, тройками).

1.2. Цели и задачи программы

Цель программы: формирование у учащихся интереса к изучению правил дорожного движения и привитие навыков безопасного участия в дорожном движении.

        Задачи первого года обучения:

Обучающие:

  • расширить знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора;
  • знакомить с различными видами транспорта
  • знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц  и улиц, на которых живут дети
  • знакомить с правилами  дорожного движения, правилами передвижения пешеходов
  • продолжать знакомить с дорожными знаками, сигналами светофора

Воспитательные:

  • воспитывать чувство ответственности за собственные поступки;
  • воспитывать культуру поведения  в общественном транспорте и на улице.
  • воспитывать способность управлять своим поведением и планировать свои действия;
  • воспитать стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

Развивающие:

  • развивать психические процессы ребёнка (восприятие, внимание, память, мышление);
  • развивать умение контролировать свое поведение в общественном транспорте и при передвижении на улице;
  • формировать эмоциональную стабильность ребенка

 

Задачи второго года обучения:

Обучающие:

  • систематизировать знания детей об  устройстве улицы, о дорожном движении
  • знакомить с понятиями «площадь», «перекресток», «островок безопасности»
  • расширять представления детей о работе ГИБДД
  • развивать свободную ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте
  • воспитывать способность управлять своим поведением и планировать свои действия;
  • воспитать стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

Развивающие:

  • развивать психические процессы ребёнка (восприятие, внимание, память, мышление);
  • развивать умение контролировать двигательную активность;
  • формировать эмоциональную стабильность ребенка.

1.3. Содержание программы

1.3.1. Учебно-тематический план

Первый год обучения (стартовый уровень)

 п/п

Название раздела, темы

Общее кол-во часов

В том числе

Формы аттестации/контроля

теория

практика

1.

Вводное  занятие

1

0,5

0,5

 Отчет, педагогический анализ

2.

Раздел 1. Виды транспорта

11

Фотоотчет, выставки детского творчества.

2.1

Грузовой

2

0.5

1,5

2.2

Легковой

2

0,5

1,5

2.3.

Пассажирский

3

0,5

1,5

2.4.

Машины специального назначения

3

0,5

2,5

2.5

История создания транспорта

1

0,5

0,5

3.

Раздел 3. Труд взрослых

1

Фотоотчет, анализ сюжетно ролевой игры

3.1

Водитель

1

0,5

0,5

4.

Раздел 4. Улица

2

0,5

0,5

Анализ дидактических игр, отчет(фотоотчет)

5.

Раздел 5. Дорога

3

0,5

2,5

Экскурсия, фотоотчет, анализ  сюжетно-ролевой игры

6.

Раздел 6. Наши верные друзья на улицах города

8

Фототчеты, анализ дидактических и сюжетно-ролевых игр, выставки детского творчества, акции

6.1

Светофор и его сигналы

3

0,5

2,5

6.2

Дорожные знаки

5

1

4

7

Раздел 7. Это должны знать все

7

0,5

6,5

Акции, результаты участия в конкурсах

8

Раздел 8. Мы - пассажиры

3

0,5

2,5

Фотоотчет, анализ  сюжетно-ролевой игры, выставка детского творчеств

        ИТОГО:

36

7

29

Второй год обучения (базовый уровень)

 п/п

Название раздела, темы

Общее кол-во часов

В том числе

Формы аттестации/контроля

теория

практика

1.

Вводное занятие

1

0,5

0,5

Отчет, педагогический анализ

2.

Раздел 2. Виды транспорта

9

Фотоотчет, выставки детского творчества.

2.1

Грузовой

1

0,5

0,5

2.2

Легковой

2

0,5

1,5

2.3.

Пассажирский

2

0,5

1,5

2.4.

Машины специального назначения

1

0,5

0,5

2.5

Строительная техника

1

0,5

0,5

2.6

Велосипед

2

0,5

1,5

3.

Раздел 3. Труд взрослых

2

Фотоотчет, анализ сюжетно ролевой игры

3.1

Водитель

1

0,5

0,5

3.2

Инспектор ГИБДД

1

0,5

0,5

4.

Раздел 4. Улица

1

0,5

0,5

Анализ дидактических игр, отчет(фотоотчет)

5.

Раздел 5. Дорога

6

1

5

Экскурсия, фотоотчет, анализ  сюжетно-ролевой игры

6.

Раздел 6. Наши верные друзья на улицах города

10

Фототчеты, анализ дидактических и сюжетно-ролевых игр, выставки детского творчества, акции

6.1

Светофор  и его сигналы

4

0,5

3,5

6.2

Основные сигналы регулировщика

3

0,5

2,5

6.3

Дорожные знаки

3

0,5

2,5

7

Раздел 7. Это должны знать все

6

1

5

Акции, результаты участия в конкурсах

8

Раздел 8. Мы - пассажиры

2

0,5

1,5

Фотоотчет, анализ  сюжетно-ролевой игры, выставка детского творчеств

        ИТОГО:

36

9

27

1.3.2. Содержание учебно-тематического плана

Первый год обучения (стартовый уровень)

Раздел 1. «Вводное» Стартовая диагностика (1ч.)

Задачи: Определение задач работы на год, выявление стартовых условий (исходный уровень развития). Определение возможностей, интересов и проблем каждого ребенка.

Теория: Рассказ о планах работы объединения на этот учебный год. Какие развивающие игры будут использоваться. Беседа о правилах поведения на занятиях.

Практика: выполнение творческих заданий

Раздел 2. Виды транспорта (11 часов)

Задачи: знакомить с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь, «Пожарная», машина МЧС, «Полиция»). Формировать у детей представления о том, как машины людям помогают.

Теория: тематическая беседа

Практика: рассматривание иллюстраций, плакатов, дидактические игры, выставки творчества, сюжетно ролевые игры, прослушивание рассказов и стихов, разгадывание загадок.

2.1. Грузовой  (2 часа)

Грузовой транспорт.  Назначение

2.2.  Легковой (2 часа)

Легковой автомобиль. Назначение. Сходство и отличие легкового транспорта от  грузового, пассажирского.

2.3. Пассажирский (3 часа)

Пассажирский транспорт. Сходство и различие между автобусом и троллейбусом. Место нахождение остановки. Правила поведения в пассажирском транспорте.

2.4. Машины специального назначения (3 часа)

Машины специального назначения.  Их назначение.  Оснащение звуковыми и световыми сигналами. Правила их движения.  Обязанности пешехода при встрече с машинами специального назначения.  Номера  телефона служб: скорой помощи, полиции, пожарной.

2.5. История создания транспорта. (1 час)

История создания транспорта.  Сходства и различия  старинного транспорта с современным.

Раздел 3. Труд взрослых. (1час)

Задачи: знакомить с профессией водитель

Теория: тематическая беседа

Практика: сюжетно ролевые игры, чтение стихов рассказов, рассматривание иллюстраций.

3.1. Водитель (1час)

Важность, ответственность и необходимость в профессии водителя. Причины дорожно - транспортных происшествий.

Раздел 4. Улица (2часа)

Задачи: знакомить  с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети, знакомить  с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов.

Теория: беседа  на тему занятия

Практика: рассматривание фотографий  ближайших улиц, обсуждение расстановки дорожных знаков на улице и их назначении, дидактические игры, опрос.

Улица, ее особенности.  Моя улица.  Мой город. Правила культурного поведения в общественных местах.

Раздел 5. Дорога (3часа)

Задачи: уточнять  знания детей  об элементах дороги.

Теория: тематические беседы

Практика: рассматривание плакатов и моделей улицы, сюжетно ролевые игры, экскурсии.

Основные части улицы.  Тротуар. Проезжая часть. Разметка.  Осевая линия. Зебра.  Назначение разметки.

Раздел 6. Наши верные друзья на улицах  и дорогах . (8часов)

Задачи: продолжать знакомить с дорожными знаками, сигналами светофора

Теория: тематические беседы

Практика: рассматривание иллюстраций, плакатов, чтение рассказов стихов, сюжетно ролевые игры, дидактические игры, выставки детского творчества, акции.

5.1. Светофор и его сигналы. (3 часа)

Транспортный светофор, его сигналы, назначение. Пешеходный светофор, его сигналы, назначение.

5.2. Дорожные знаки (5 часов)

Дорожная азбука.  Знаки « Пешеходный переход»,  «Дети»,  «Жилая зона», «Остановка»,  «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Телефон». Назначение.  Место их расположения.

Раздел 7. Это должны знать все (8часов)

Задачи:  знакомить с правилами  дорожного движения, правилами передвижения пешеходов; воспитывать способность управлять своим поведением и планировать свои действия; воспитать стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

Теория: тематические беседы

Практика: рассматривание иллюстраций, чтение стихов рассказов, дидактические игры, сюжетно ролевые игры, развлечение, акции, участие в конкурсах.

Соблюдение правил  дорожного движения – залог безопасности пешеходов. Правила поведения для пешеходов. Пешеходы – нарушители. Правила перехода через улицу по пешеходному переходу. Правила перехода через улицу по регулируемому переходу.  Игры во дворе, опасные игры. Дорожно транспортные происшествия, их причины. Дорожные ловушки.

Раздел 8.  Мы – пассажиры. (3часа)

Задачи: воспитывать культуру поведения  в общественном транспорте и на улице.

Теория: тематическая беседа

Практика: рассматривание иллюстраций, обсуждение правил поведения, сюжетно ролевые игры, дидактически игры.

Правила поведения в общественном транспорте. Правила перехода улиц при высадке из общественного транспорта. Ожидание транспорта.

        

Второй год обучения(базовый)

Содержание и условия реализации образовательной программы соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям учащихся по про

Раздел 1. «Вводное» Стартовая диагностика (1ч.)

Задачи: Определение задач работы на год, выявление стартовых условий (исходный уровень развития). Определение возможностей, интересов и проблем каждого ребенка.

Теория: Рассказ о планах работы объединения на этот учебный год. Какие развивающие игры будут использоваться. Беседа о правилах поведения на занятиях.

Практика: выполнение творческих заданий

Раздел 2. Виды транспорта (9 часов)

Задачи: знакомить с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь, «Пожарная», машина МЧС, «Полиция»). Формировать у детей представления о том, как машины людям помогают. Познакомить с понятием индивидуальный транспорт( велосипед)

Теория: тематическая беседа

Практика: рассматривание иллюстраций, плакатов, дидактические игры, выставки творчества, сюжетно ролевые игры, прослушивание рассказов и стихов, разгадывание загадок, рассматривание частей велосипеда и катание на нем.

2.1. Грузовой  (1 час)

Грузовой транспорт.  Назначение

2.2.  Легковой (2 часа)

Легковой автомобиль. Назначение. Сходство и отличие легкового транспорта от  грузового, пассажирского.

2.3. Пассажирский (2 часа)

Пассажирский транспорт. Сходство и различие между автобусом и троллейбусом. Место нахождение остановки. Правила поведения в пассажирском транспорте.

2.4. Машины специального назначения (1 час)

Машины специального назначения.  Их назначение.  Оснащение звуковыми и световыми сигналами. Правила их движения.  Обязанности пешехода при встрече с машинами специального назначения.  Номера  телефона служб: скорой помощи, полиции, пожарной.

2.5. Строительная техника . (1 час)

Строительная техника, виды, назначение.

2.6  Велосипед. (2 часа)

Велосипед, части велосипеда, история создания велосипеда. Правила для велосипедистов.

Раздел 3. Труд взрослых. (2часа)

Задачи: знакомить с профессией водитель; дать начальное представление о работе  инспектора ГИБДД; объяснить, в каких условиях нужна его работа, что значат его жесты.

Теория: тематическая беседа

Практика: сюжетно ролевые игры, чтение стихов рассказов, рассматривание иллюстраций.

2.1. Водитель (1час)

Важность , ответственность и необходимость в профессии водителя. Причины дорожно- транспортных происшествий.

2.2. Инспектор ГИБДД. (1час)

Работа инспектора ГИБДД. Полицейский регулировщик, сигналы регулировщика, их назначение.

Раздел 4. Улица (1час)

Задачи: знакомить  с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети, знакомить  с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов.

Теория: беседа  на тему занятия.

Практика: рассматривание фотографий  ближайших улиц, обсуждение расстановки дорожных знаков на улице и их назначении, опрос.

Улица, ее особенности.  Моя улица. О чем разговаривает моя улица. Сходство и различия между улицей и дорогой. Темная улица.

Раздел 5. Дорога (6часов)

Задачи: уточнять  знания детей  об элементах дороги.

Теория: тематические беседы

Практика: рассматривание плакатов и моделей улицы, сюжетно ролевые игры, экскурсии.

Перекресток. Островок безопасности. Площадь. Загородные дороги. Правила пешеходов при движении  по загородной дороге. Пешеходная дорожка. Велосипедная дорожка. Плохие дороги.

Раздел 6. Наши верные друзья на улицах  и дорогах . (10часов)

Задачи: продолжать знакомить с дорожными знаками;  историей исигналами  светофора; основными жестами  регулировщика.

Теория: тематические беседы

Практика: рассматривание иллюстраций, плакатов, чтение рассказов стихов, сюжетно ролевые игры, дидактические игры, выставки детского творчества, акции.

6.1. Светофор и его сигналы. (4 часа)

Виды светофоров: транспортный, пешеходный, четырехсторонний. История изобретения уличного светофора.

6.3 основные сигналы регулировщика (3 часа)

Сигналы регулировщика, их назначение. Правила перехода через улицу по жестам регулировщика.

6.3. Дорожные знаки (3 часов)

Дорожная азбука.  Знаки « Пешеходный переход»,  «Дети»,  «Жилая зона», «Остановка»,  «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Телефон». Назначение.  Место их расположения.

Классификация дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно- указательные, знаки приоритета.

Раздел 7. Это должны знать все (6 часов)

Задачи:  знакомить с правилами  дорожного движения, правилами передвижения пешеходов; воспитывать способность управлять своим поведением и планировать свои действия; воспитать стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

Теория: тематические беседы

Практика: рассматривание иллюстраций, чтение стихов рассказов, дидактические игры, сюжетно ролевые игры, развлечение, акции.

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.  Соблюдение правил дорожного движения - залог безопасности пешехода. Опасные участки на пешеходной части улицы. Погодные условия.

Раздел 8.  Мы – пассажиры. (2ч.)

Задачи: воспитывать культуру поведения  в общественном транспорте и на улице.

Теория: тематическая беседа

Практика: рассматривание иллюстраций, обсуждение правил поведения, сюжетно ролевые игры, дидактически игры

Правила поведения в общественном транспорте. Правила перехода улиц при высадке из общественного транспорта. Ожидание транспорта.

1.4. Планируемые результаты

По окончанию 1 года обучения учащийся будет знать:

  • сигналы светофора и их назначение
  •  виды транспорта и их назначение.
  •  историю создания транспорта
  •   о труде водителя
  • дорожную разметку и её значение
  • дорожные знаки « Пешеходный переход»,  «Дети»,  «Жилая зона», «Остановка»,  «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Телефон».

Будет уметь соблюдать:

  • правила поведения в автобусе
  • правила поведения пешеходов
  • правила при переходе через улицу
  • правила поведения на улице

В результате обучения по программе, учащиеся приобретут привычки, навыки, правила поведения:

  • если возникла необходимость сойти на проезжую часть дороги и тем более перейти дорогу, надо остановиться, осмотреться, посмотреть налево, направо, выйти на проезжую часть глядя налево, дойдя до середины посмотреть направо
  • когда едешь в общественном транспорте, нужно обязательно за что то держаться, чтобы не  упасть во время резкого торможения
  • играть возле дороги и даже стоять у края проезжей части дороги опасно
  • выйдя из транспорта не нужно спешить, лучше подождать, пока автобус, троллейбус, трамвай отъедут от остановки, а потом оглядевшись, можно переходить дорогу по пешеходному переходу и на зеленый сигнал светофора

По окончанию 2 года обучения учащийся будет знать:

  • основные  сигналы регулировщика
  • назначение дорожных знаков и их начертание( предупреждающие, запрещающие, указательные и знаки сервиса)
  • меры предосторожности в опасных ситуациях
  •  правила дорожного движения для пешеходов и пассажиров
  • правила поведения на улице

Будет иметь представление:

  • о строительной технике, её назначении
  • о работе сотрудников ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улице
  • о велосипеде
  • о перекрестке, островке безопасности, о площади
  • о загородной дороге

Будет уметь соблюдать:

  • правила поведения в общественном траспорте
  • правила поведения пешеходов
  • правила дорожного движения при передвижении на  транспорте (велосипед, самокат)
  • правила при переходе через улицу
  • правила поведения на улице

В результате обучения по программе, учащиеся приобретут привычки, навыки, правила поведения:

  • прежде  чем куда - то идти, нужно мысленно представить себе маршрут и отметить в нем места, представляющие наибольшую опасность
  • переходить дорогу только тогда, когда видишь её всю; если есть загораживающий часть дороги двигающийся транспорт – подождать, пока он пройдет; если стоящая машина, кусты или что – то ещё мешает видеть дорогу – пройти вдоль тротуара, пока не будет хорошего обзора
  • из всех маршрутов выбирать наиболее безопасный
  • улицы и перекрестки никогда не переходить по диагонали
  • требования дорожных знаков, сигналов регулировщика и светофора не обсуждаются, а выполняются на 100%

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Календарный учебный график

Количество учебных недель – 36;

Количество учебных дней – 36;

Продолжительность каникул – с 01.01.2024 по 08.01.2024г.г. (период государственных новогодних каникул)

Даты начала и окончания учебных периодов / этапов – с 01.09.2023 по 29.12.2023 гг.; с 9.01.2024 по 31.05.2024гг.

2.2. Условия реализации программы

В рамках реализации программы предусматривается материально- техническое обеспечение, достаточное для соблюдения условий реализации программы и достижения заявленных результатов освоения программы.

Занятия по дополнительной общеобразовательной программе проводятся в групповом помещении ДОУ.

Развивающая среда представлена в группе следующим центром (уголком)

  • уголок «Дорожного движения»;
  • наглядный материал: транспорт различного функционального назначения; настольно-печатные игры; дидактические игры по ПДД; плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации; атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Транспорт»; дорожные знаки;
  • методический инструментарий;
  • художественная литература по ПДД.

Средства, необходимые для реализации программы кружка

  • карандаши, краски, клей, ножницы, кисточки, альбомные листы, пластилин;
  • атрибуты дорожно-постовой службы: жезлы, знаки;
  • транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и полицейские машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.);
  • светофоры, дорожные знаки, фигурки людей (пешеходов, водителей);
  • плакаты, иллюстративно-наглядный материал по ПДД;
  • сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
  • атрибуты для сюжетно-ролевых, игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка и др.);
  • настольно-печатные игры;
  • детская художественная литература.

2.3. Формы аттестации / контроля

  1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики, отчет итоговый.
  2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:  итоговое занятие, проведение акций, участие в конкурсах, видеоролики, фотоотчет на сайте ДОУ.

2.4. Оценочные материалы

Диагностика результатов освоения учащимися дополнительной общеобразовательной программы «Школа светофора» проводится в начале и конце учебного года.

Графическая запись динамики знаний детьми правил дорожного движения (с.85)  и  мониторинг знаний детьми правил безопасного поведения на дороге  на этапе завершения дошкольного образования (с.86) проводится по программе   Даниловой Т.И.  «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения  – 2-е изд.,перераб. и доп. – СПб:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021г.

        Графическая запись динамики знаний проводится индивидуально с каждым ребенком два раза в год (на начало  учебного года и на конец учебного года) см. таблица №1 Приложения.

        Мониторинг знаний на этапе завершения дошкольного образования  разработан с целью выяснения, насколько хорошо ребенок усвоил правила дорожной безопасности. Определение возможности ребенка стать пешеходом,  способным безопасным путем самостоятельно ходить в школу.

Основные диагностические методы

  • практические задания
  • использование изображений транспорта и дорожных знаков, макета улицы, игрушечных автомобилей
  • вопросы

 Мониторинг  и  диагностическая карта мониторинга см. таблица №2 Приложения.

  1. Методическое обеспечение

Реализация программы  предусматривает использование различных методов: практических, наглядных, словесных.

  •  К практическим методам относятся: упражнение ( многократное повторение ребенком действий при выполнении практических и умственных заданий) и игровой метод, который основан на принципе деятельностного подхода и предполагает  использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами – показом, пояснениями, указаниями, вопросами.
  • К наглядным методам относятся: рассматривание картин, рисунков, плакатов, наблюдение, демонстрация фильмов, аудиозаписей и т.п.
  • К словесным методам относятся: рассказ, беседа, обсуждение.

Формы организации учебного занятия:

Занятия строятся в игровой форме с учетом возрастных и индивидуальных возможностей. В процессе  игровой деятельности осуществляются умственное, физическое и нравственное воспитание, развитие речи детей, трудовое воспитание.

Длительность занятий, в старшей группе 25 минут, в подготовительной группе 30 минут.

Основным механизмом формирования прочных на занятиях являются повторение и выполнение упражнений.

Примерная структура занятий:

1часть: Вводная часть – создание мотивации. Психогимнастика, сюрпризный момент или проблемная ситуация.

Психогимнастика является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную деятельность.

Сюрпризный момент  - это один из приемов активизации  детей на занятии, создают ситуацию новизны.

Проблемная ситуация для детей, решение, которой, они будут находить в течении всего занятия.

2 часть: Основная часть – изучение нового материала с использованием  наглядных, практических и словесных приемов, позволяющих решать  программные задачи занятия.

Художественно - речевой материал: загадки, стихотворения, пословицы, поговорки, сказки, словесные игры.

Пальчиковая гимнастика -  развитие мелкой моторики рук и координации движений, стимулирует слуховое и зрительное восприятие, внимание, память.

Карточки с заданиями по ПДД – используются в основной и  заключительной частях занятия. Они помогают закрепить полученные знания.

Физкультминутки необходимы для снятия напряжения, развития двигательной активности детей, способствуют ориентировки в пространстве.

3. часть: Заключительная -  подведение итога всего  занятия, оценка  детской деятельности( что нового узнали  дети на занятии, что больше всего понравилось и т.д..).

Данная программа может быть эффективно реализована во взаимосвязи методического обеспечения программы и материально-технических условий.

Методическое обеспечение программы включает в себя:

  • дополнительную общеобразовательную программу;
  • календарно-тематическое планирование занятий по программе;
  • тесты и задания для диагностики результативности обучения учащихся;
  • дидактические материалы (схемы; фотографии; видеофильмы);
  • разработки занятий в рамках программы;
  • методическую и учебную литературу.
  • Дидактические материалы:
  • настольные дорожные знаки;
  • карточки для индивидуальных занятий;
  • раскраски;
  • книжные иллюстрации;
  • комплекс физминуток;  
  • комплекс игр, применяемых при реализации программы «Школа светофора»;
  • схемы, слайды.
  • Интернет ресурсы:
  • юидроссии.рф
  • www.ddd.gazeta.ru
  • Методические разработки:
  • игровые методики;
  • методики педагогической диагностики детского коллектива.

2.6. Список литературы

1.Данилова Т.И.  Программа «Светофор» обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. – 2-е изд.,перераб. и доп. – СПб:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021г.,127с..

2. Елжова Н.В. ПДД в детском саду : развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий / Н.В. Елжова. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2013г.,  173 с..

3. Майорова Ф.С. Изучаем дорожную азбуку. Перспективное планирование. Занятия. Досуг. – «Издательство Скрипторий 2003» 2006г., 88с..

Приложение

Графическая запись динамики знаний детьми правил дорожного движения

Начало учебного года — черный цвет, конец учебного года — красный цвет.

Уровни

I не знает ответа.

II — отвечает с помощью наводящих вопросов.

III — отвечает с небольшой помощью.

IV — отвечает самостоятельно

Таблица №1

Старшая группа

Фамилия, имя ребенка________________________________________

Дата рождения ______________________________________________

Дата обследования___________________________________________

Уровень

  I

II

 III

IV

Вопросы

Какой транспорт перевозит грузы и какие?

Какой транспорт перевозит пассажиров?

Чем отличается автобус от троллейбуса?

Назови правила поведения в автобусе

Что помогает работать мотору автомобиля?

Назови машины специального назначения

Что означают сигналы светофора?

Что такое улица?

Кто является пешеходом?

Назови правила поведения пешеходов

Что такое переход?

Что такое проезжая часть?

Двустороннее, одностороннее движение — это что?

Покажи дорожный знак «Осторожно, дети!»

Покажи дорожный знак «Пешеходный переход»

Покажи дорожный знак «Пешеходная дорожка»

Подготовительная группа

Фамилия, имя ребенка________________________________________

Дата рождения ______________________________________________

Дата обследования___________________________________________

Уровень

  I

   II

  III

 IV

Вопросы

Какой вид транспорта ты знаешь?

Для чего нужен пассажирский транспорт?

Где его ожидают люди?

Как называют людей, едущих в пассажирском транспорте?

Правила поведения в автобусе

Что такое перекресток?

Что такое «зебра»?

Для чего нужен «островок безопасности»?

Что контролирует движение?

Расскажи о работе водителя и сотрудника ГИБДД

На какие две части делится дорога?

Правила перехода улицы

Как узнать, куда поворачивает автомобиль?

Правила поведения на улице

Где разрешается ездить на велосипеде?

Покажи дорожный знак «Осторожно, дети!»

Покажи дорожный знак «Пешеходный переход»

Покажи дорожный знак «Пешеходная дорожка»

Покажи дорожный знак «Велосипедное движение»

Мониторинг знаний детьми правил безопасного поведения на дороге на этапе завершения дошкольного образования

Предлагаемый мониторинг разработан с целью выяснения, насколько хорошо ребенок усвоил правила дорожной безопасности. Определение возможности ребенка стать пешеходом, способным безопасным путем самостоятельно ходить в школу. Предоставление воспитателю воспитателю возможности оценить свой труд по привитию ребенку положительных привычек в выполнении основных правил поведения на дороге и формулирование  выводов по улучшению такой работы с детьми.

Это достигается путем использования критериев развития детей данного возраста уровневого подхода к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка. Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по правилам дорожного движения.

1балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого  принимает.

 2 балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки.

3 балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью рослого.

4 балла — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Технология работы с таблицами проста. Напротив фамилии и имени каждого ребенка  проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сло­ ить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей).

Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку: больше 3,8 — это высокий уровень, от 2,3 до 3,7 — достаточный, менее 2 — недостаточный.

Основные диагностические методы:

  • практические задания;
  • использование изображений транспорта и дорожных знаков, макета улицы, игрушечных автомобилей;
  • вопросы.

Примеры

  1. «Виды транспорта и их назначение» — использование карточек с изображением транспорта.
  2. «А ну-ка, отгадай» («Соедини отдельные детали, нарисованные справа, с той машиной, к которой они относятся») — использование карточек по ПДД.
  3. «Расскажи о машинах специального назначения» — использование игрушечных автомобилей.
  4. «Сигналы светофора» («Раскрась изображения пешеходов на светофоре в красный и зеленый цвета») — использование карточек по ПДД.
  5. «Это должны знать все» («На какой картинке место для игры безопасно? Почему?») — использование карточек по ПДД.
  6. «Правильно — не правильно» («Кто из детей на улице ведет себя правильно, а кто неправильно?») — использование карточек по ПДД.
  7. «Правила перехода дороги» — вопрос.
  8. «Будьте внимательными и осторожными» («Какой путь для Бома наиболее безопасен? Объясни почему?») — использование карточек по ПДД.
  9. «Правила поведения в пассажирском транспорте» — вопрос.
  10. «Правила для пешеходов» — вопрос.
  11. «Сигналы регулирования дорожного движения» («Какие сигналы светофора соответствуют позе регулировщика?») — использование карточек по ПДД.
  12. «Дорожные знаки» («Назови дорожные знаки. Что они означают?») — использование изображений дорожных знаков.
  13. «Дорожная разметка» («Покажи на макете разделительную полосу, пешеходный переход, тротуар, островок безопасности, проезжую часть») — использование макета улицы.

Диагностическая карта мониторинга по обучению детей безопасному поведению на дороге

Таблица№2

п/п

Ф.И.

Ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

итого

Уровень развития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности «Эврика»

Пояснительная записка         Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа«Эврика» имеет социально-гуманитарную направленность...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности по духовно-нравственному воспитанию детей 4-5 лет «Сказки для воспитания души»

Направленность и уровень программыНаправленность (профиль) программы – социально-гуманитарнаяУровень программы - базовыйАктуальностьРоль детских сказок в развитии детей многогранна. От развития ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности для детей 5-7 лет" Школа Гнома Эконома".

Программа разработана на основе следующих нормативных документов: − Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Школа медвежонка"

Программа направлена на развитие познавательных способностей детей, психических процессов (памяти, внимания, мышления, коммуникативных способностей ребенка, расширение знаний об окружающем мире, ...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Зигзаг удачи» (катание на самокатах) в рамках программы «Формула безопасности».

 Летняя занятость детей сегодня - это не только социальная защита, это еще и пространство для всестороннего развития, оздоровления, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что созд...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный эколог» Направленность: познавательно –исследовательской деятельности, Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 4-5 года Срок реализаци

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безг...