Выступление "Развивающие игры на занятиях по изобразительной деятельности"
методическая разработка

Выступление на семинаре - практикуме.

В обучении детей дошкольного возраста большое место занимают игровые методы и приемы, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развивающие игры на занятиях по изобразительной деятельности»

Игра в дошкольном возрасте один из любимых видов деятельности детей. Возможность развивать у дошкольников творческие способности в игре позволяет педагогам использовать игровые приемы на занятиях по изобразительной деятельности.  Игровое творчество проявляется  в поисках средств и способов для изображения задуманного. 

Игровые приемы помогают воспитателю сделать процесс обучения занимательным, соответствующим возрастным особенностям дошкольников (особенно это относится к младшему дошкольному возрасту), позволяют представить неинтересную для детей учебную задачу в занимательной форме; дают возможность многократно упражнять детей при формировании какого-либо умения; играют роль мотива, побуждающего детей к качественному выполнению задания.

Игры для знакомства с изобразительными средствами и материалами.

Эти виды игр помогают детям запомнить правила работы с различными изобразительными средствами. В игре это проходит ненавязчиво, быстро и весело.

Игра «Королева- Кисточка».

В гости на занятие приходит Королева- Кисточка (большая кисть, красиво украшенная). Она приводит с собой подружек- Девочек- Кисточек, раздаёт их каждому ребёнку. Затем Королева- Кисточка рассказывает, как с ней нужно обращаться:

- Кисточка любит чистоту, любит купаться (промываем кисточки в стакане)

- Кисточка любит бережное обращение, она очень нежная (несколько раз проводим кистью по тыльной стороне ладони)

- Кисточка не любит, когда её грызут, оставляют в стакане с водой, дёргают за «хвостик».

- А больше всего на свете Кисточка любит рисовать.

После того, как педагог расскажет все правила, он просит нескольких детей их повторить.

Игра «Разноцветная водичка».

Эта игра поможет закрепить умение промывать кисть каждый раз перед использованием новой краски. Перед каждым ребёнком педагог ставит стаканы с чистой водой (4-5 шт.) и набор красок (лучше гуашь) в таком же количестве. Затем педагог предлагает «покрасить водичку в первом стакане в синий цвет». Показывает детям, как аккуратно нужно набрать краску на кисть, а затем промыть кисть в стакане с водой. Дети наблюдают, как в процессе промывания вода из прозрачной «превращается» в синюю. Упражнение повторяется несколько раз, последовательно, в итоге вся вода в стаканчиках становится разноцветной. Кисть должна остаться чистой.

Пальчиковая игра «Лошадка».

 Закрепляет умение правильно держать кисть (карандаш). Педагог показывает, при необходимости помогает каждому ребёнку правильно взять кисть в руку (между большим и средним пальцами, указательный свободно лежит сверху), все движения выполняются с кистью (карандашом). «Лошадка» скачет по дорожке - выполняется движение вверх- вниз, только кистью руки, язычком «цокаем», «лошадка» скачет по кругу - кистью выполняются круговые вращения влево и вправо.

Игра «Пошёл художник в магазин». 

Педагог на столе раскладывает различные предметы: инструменты, игрушки, и среди них - знакомые детям принадлежности для рисования: фломастеры, восковые мелки, акварельные краски с кистью, цветные и простой карандаши, набор гелевых ручек, набор гуашевых красок, набор пастели, альбом. Детям предлагается роль «Художника». «Художник» идёт в магазин и «покупает предмет», который нужен для рисования. Желательно этот предмет правильно назвать.

 

Игра «Цветик - семицветик».

Проводится для закрепления знаний основных цветов спектра. Каждый ребёнок получает 7 лепестков цветика - семицветика (из цветного картона). Задача игры - правильно сложить волшебный цветок, чтобы лепестки располагались в той же последовательности, что и в радуге (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый).

Игра «Волшебные краски».

Получение знаний о смешивании цветов. Педагог говорит детям, что краски наши не простые, они волшебные. Сегодня мы сами это увидим. Педагог предлагает детям изобразить жёлтое цветовое пятно и добавить в него несколько капель красной краски. Наблюдают, что в итоге получается оранжевый цвет. Аналогично проводится смешивание желтой и синей краски для получения зелёного цвета, красной и синей для получения фиолетового цвета.

Игра «Чудесный комочек».

Используется для знакомства со свойствами пластилина, а так же как разминка на каждом занятии лепкой. Каждый ребёнок получает кусочек пластилина, выбирая тот цвет, какой нравится. Педагог рассказывает, что внутри каждого кусочка кто-то прячется. А чтобы узнать кто, пластилин нужно согреть и размять. Можно применить «волшебные слова»: «Грейся, грейся, пластилин, у ребяток много сил!» Когда пластилин становится мягким, нужно присмотреться и прислушаться «кто же там прячется, внутри?». «Может, маленький червячок? Давайте попробуем его слепить!»

Игра «Сюрприз».

Закрепление знаний о видах бумаги. Педагог просит детей закрыть глаза. На ладошку кладётся кусочек бумаги. Педагог просит ребёнка не открывая глаз, наощупь, определить, какая это бумага (картон, бархатная, газетная, гофрированная и т.д.)

Игры для изучения свойств предметов (форма, величина и цвет).

Игры с мячом. «Что бывает такого цвета?»

Педагог по очереди кидает детям мяч. При этом задаёт вопрос: «Что может быть жёлтого цвета?» (синего, красного, зелёного …) Ребенок должен ответить на вопрос и кинуть мяч обратно педагогу. Игра может иметь и обратную форму. Педагог задаёт вопрос: «Какого цвета лимон?» (апельсин, баклажан, огурец). Дети отвечают и кидают мяч обратно.

Игры- лото.

Каждый ребёнок получает карточку с изображением нескольких предметов и геометрических фигур, нужно сгруппировать их по признаку «похожи по форме»- прямоугольные коврик и шоколадка, , или, наоборот «разные по величине» - высокое дерево и низкое дерево.

Игры-конструкторы.

Каждый ребёнок получает раздаточный материал (наборы пластиковых геометрических фигур разного цвета). Педагог предлагает каждому составить из них изображение какого- либо предмета (домик, кошка, ракета, машинка). Задача ребенка - правильно назвать все геометрические фигуры, которые он использовал в своём изображении. Игры- конструкторы, как и игры – лото, очень разнообразны и имеют много вариантов применения.

Игры- вернисажи.

Эта разновидность игр используется на занятиях со старшими дошкольниками. Игры применяются для закрепления знаний о жанрах изобразительного искусства, о художниках и их произведениях, о народной игрушке, о понятиях «тёплые и холодные цвета» и т.д.

«Найди пейзаж (портрет, натюрморт)».

На доске размещаются несколько репродукций, выполненных в различных жанрах. Задача игры - показать все пейзажи (портреты, натюрморты).

«Вернисаж Льдинки и Уголька».

На доске размещаются несколько репродукций, выполненных в теплых и холодных тонах (ярко выраженные). Приглашаются два желающих воспитанника. Один из них - «художник Льдинка», другой - «художник Уголёк». Задача Льдинки - показать свои, «холодные» картины. Задача Уголька - показать «тёплые» картины.

«Внимательный зритель ».

На доске размещаются репродукции известных детям картин. Задача - найти конкретную картину (например «Золотая осень» И. Левитана, «Три богатыря» Васнецова). Самый внимательный зритель получает приз.

«Найди лишнее».

Среди репродукций или предметов, подобранных по признаку сходства, найти «лишний». Например, лишним среди портретов будет натюрморт, лишней среди предметов, выполненных гжельскими мастерами, будет дымковская игрушка и т.п.

Обыгрывание результатов изобразительной деятельности.

Очень важным моментом занятия является подведение итогов и мониторинг. Для этого тоже подходит использование игровых приёмов. Один из них - обыгрывание результатов своей деятельности.

Например, слепили с малышами Улитку. Педагог предлагает: - Давайте придумаем, как её зовут. - Моя улитка - Уля, а твоя? - Моя Улитка пошла в гости к подруге, а твоя куда? - Покажи, как быстро умеет ползать твоя Улитка, а медленно умеет? - Тебе нравится твоя Улитка? Серия подобных вопросов с ответами малышей дают педагогу представление о том, довольны ли воспитанники результатами своего труда и занятием в целом.

Интересным игровым приёмом является дополнение рисунка элементами аппликации. Например, с малышами нарисовали дождик, дополнили аппликацией «тучка», нарисовали «волны на море»- приклеили кораблик.

Ещё один пример. На занятии нарисовали светофор. В конце занятия целесообразно провести игру «Светофор». Условия игры такие. Педагог называет цвета светофора, дети выполняют определённое движение. «Красный»- стоим на месте, «жёлтый»- прикладываем ладошку «козырьком» ко лбу, выполняем повороты корпуса влево - вправо с наклонами, «зелёный»- ходьба на месте.  Для усложнения игры ускоряем темп и меняем очередность названия цветов.

Значимость игровых приемов на занятиях зависит от возраста детей и степени сформированности у них опыта учебной деятельности; они доминируют в младших группах и сочетаются, взаимодействуют с другими в старших. Все возрастающий у детей старшего дошкольного возраста опыт деятельности на занятиях, интерес к ней позволяют педагогу ставить перед воспитанниками учебную задачу в других формах, обосновывающих необходимость выполнения заданий, приложения усилий.

Использованная литература:

- Григорьева, Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. – М,: Просвещение, 1995.

- Григорьева, Г.Г. Развивайте дошкольника в изобразительной деятельности. / Г.Г. Григорьева – М.: АСАDЕМА, 2000.

- Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под. ред. Казаковой Р.Г. – М.: ТЦ Сфера, 2005.- 128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей « Игра на занятиях по изобразительной деятельности »

Консультация для воспитателей« Игра на занятиях по изобразительной деятельности »...

Консультация для воспитателей "Игра на занятиях по изобразительной деятельности".

Только в этом прекрасном мире, который называется игрой, ребенок может и должен полноценно жить и учиться....

Консультация для воспитателей "Игра на занятиях по изобразительной деятельности".

Игра на занятиях по изобразительной деятельности используется для решения основных задач....

РАЗВИВАЮЩИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Картотека дидактических игр по "Художественному-эстетическому развитию для дошкольников...