Мастер-класс для педагогов "Использование блоков Дьенша на занятиях"
презентация по математике

Петушкова Любовь Анатольевна

Мастер класс для педагогов. как можно использовать блоки Дьенеша на занятиях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Средняя образовательная школа №5»

 

Мастер-класс для педагогов

«Использование блоков Дьенеша на занятиях»

Воспитатель: Петушкова Л.А

г. Югорск, 2020

Мастер-класс для педагогов «Использование блоков Дьенеша на занятиях»

Во многих странах мира успешно используется дидактический материал "Логические блоки", разработанный венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем для развития логического мышления у детей. Суть его подхода заключается в том, что математические знания дети получают, не решая многочисленные примеры в тетрадках и читая скучные учебники, а играя . Самое известное его пособие — Блоки Дьенеша, которые специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики

Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов и родителей нашей страны.

 Что же такое "Блоки Дьенеша"?

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);

б) трех цветов (красный, синий, желтый);

в) двух размеров (большой, маленький);

г) двух видов толщины (толстый, тонкий).

Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками:

формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет ни одной

одинаковой фигуры.

Во многих играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств. Знакомство ребенка с символами свойств важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования и т. д. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина) Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств,  И карточки с отрицанием свойств, обратите внимание на перечеркнутые карточки, например: не красный. Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них.

Подробно с технологией применения блоков можно познакомиться, изучив такую литературу как.

Логика и математика для дошкольников. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. В книге рассказывается о возможностях использования блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для детей 2-6 лет. Приводится описание разнообразных игр.

Давайте поиграем: математические игры для детей 5-6 лет. Под редакцией А. А. Столяра. Книга поможет сформировать у детей 5-6 лет первые элементарные математические представления и определенную логическую структуру мышления. В нее включено 59 логико-математических игр с многочисленными вариантами условий и описанием их проведения.

Игры и упражнения с логическими блоками вы можете предлагать детям на занятиях и в свободные часы, как в детском саду, так и дома. Если вы дополните их другими развивающими играми и игровыми заданиями, «насытите» новыми игровыми задачами, действиями, сюжетами, ролями и пр., то этим только поможете детям преодолевать интеллектуальные трудности.

Наряду с логическими блоками применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков:

цвет, форма, толщина, размер

Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий.

• Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств –мостик к словесно-логическому мышлению.

Существует несколько групп игр с блоками Дьенеша.

1 группа игр. Это игры на выявление и абстрагирование свойств.

Они развивают умение выделять в предметах от одного до четырех свойств, абстрагировать одни от других, называть их. С их помощью дети получат первые представления о замещении свойств знаками- символами, освоят умения строго следовать правилам при выполнении действий, приблизятся к пониманию того, что нарушение правил не позволяет получить верный результат.

(«Найди клад», «Автотрасса», «Необычные фигуры» и др)

2 группа игр. Классификация, обобщение, сравнение.

Помогают развивать у детей умения классифицировать, обобщать и сравнивать предметы по одному, двум, трем или четырем свойствам. Сначала малыши осваивают умения классифицировать и обобщать по заданным свойствам, а затем – по самостоятельно выделенным («Где чей гараж», «Засели домики»). («Дорожка», «Найди пару», «Поймай тройку», «Домино»).

3 группа игр. Логические действия и операции.

Эти игры и упражнения предназначены в основном для детей старшего дошкольного возраста. Они помогут развить у детей умения разбивать множества на классы по совместимым свойствам, развить умение производить логические операции «не», «и», «или», умения с помощью этих операций строить правильные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов. В результате ребенок сможет свободно рассуждать, обосновывать правомерность или ошибочность своих действий («Помоги фигурам выбраться из леса», «Построй дом», «Раздели блоки»).

Прежде чем начать работу с детьми, следует установить, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый ребенок. Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданиями определенной ступени –это сигнал к тому, что ему следует предложить игры и упражнения следующей группы сложности. Однако переводить ребенка к последующим игровым упражнениям можно только в случае, если он вырос из предыдущих, т. е. когда они для него не составляют труда. Если же передержать детей на определенной ступени или преждевременно дать более сложные игры и упражнения, то интерес к занятиям исчезнет. Дети тянуться к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.

Младший дошкольный возраст

Работу с блоками Дьенеша следует начинать с младшей группы. Для начала предлагаются самые простые игры, цель которых освоение свойств, освоение таких выражений, как «Такой же»«Не такой». Давайте представим, что вы дети 3-4 лет.

1. Покажите блок такого же цвета как этот.

2. Найди блок такой же формы.

3. Усложняем задание: Найди такой же блок по цвету и форме.

4. Найди не такой блок по цвету; по форме. Данный вид игры проводим индивидуально.

5. Более сложный вариант: Найди такую же как этот по цвету и форме, но другого размера. Проводим индивидуально.

6. Можно использовать и задания с игрушкам. Предлагаем детям разделить, чтобы у Мишки все фигуры были красные, у зайца – желтые и т. д. В конце игры дети должны ответить на вопрос«Какие фигурки у Мишки?»«Какие фигуры у зайца?» и т. д.

Во второй младшей группе дети начинают оперировать двумя свойствами одновременно и разбивают множества на классы по одному свойству, используют логическую операцию «не» (все круглые, все не круглые).

В средней группе дети оперируют двумя, а концу года тремя свойствами одновременно. Разбивают множество по двум совместимым свойствам. В данном возрасте дети знакомятся с символами свойств. Так цвет обозначается пятном (красный, желтый, синий, величина – силуэтом домика (большой, маленький, форма– контурами фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный, толщину – условным изображением человеческой фигуры (толстый, тонкий).

И глядя на модель, выполняют задание: покажи фигуру такую же по цвету. Усложняем: Покажи такую же фигуру по цвету и форме; по цвету, форме и размеру.

Знакомятся с понятием «НЕ». Покажи фигуру по моделям (используется модель с «НЕ»).

Например, игра «Цепочка»: Постройте цепочку, чтобы рядом не было блоков одинаковой формыЦель: ребенок должен построить цепочку как можно длиннее.

В этом возрасте ребенок манипулирует двумя свойствами: Например, Чебурашка не любит красные игрушки и не хочет играть с круглыми. Какую он возьмет?

В старшем дошкольном возрасте игры становятся более эмоциональными и насыщенными, дети проявляют элементы творчества и оперируют уже тремя- четырьмя свойствами, используя логические операции «не», «и», «или».

Для детей старшей и подготовительной группы все задания усложняются. Самое главное, что в этом возрасте дети должны выполнять игровую задачу быстро и качественно. А также ребенок в этом возрасте уже умеет описать свойства любого блока с противоположной стороны. 

Например: Что можно рассказать о желтом прямоугольнике? (ответы присутствующих)

Ответ: он не красный, не синий, некруглый, не треугольный, неквадратный, нетолстый, немаленький.

Что можно сказать о красном треугольнике?

Игры с логическими блоками позволяют:
* Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
* Развивать пространственные представления.
* Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование информации).
* Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.
* Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
* Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
* Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
* Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
* Развивать речь.
* Успешно овладеть основами математики и информатики.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер класс Использование блоков Дьенеша на занятиях

Слайд 2

Золтан Пал Дьенеш (1916-2014) Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр.

Слайд 3

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур: а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); б) четырех цветов (красный, синий, желтый); в) двух размеров (большой, маленький); г) двух видов толщины (толстый, тонкий). Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками : формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

Слайд 4

Во многих играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств.

Слайд 5

Методическая литература Авторы-составители: Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая "Логика и математика для дошкольников" (под редакцией З.А.Михайловой , Е.А. Носовой- СПб, 2000).

Слайд 6

Все игры и игровые упражнения можно разделить на 4 группы с постепенным усложнением для развития умения выявлять и абстрагировать свойства; для развития умений сравнивать предметы по их свойствам; для развития действий классификации и обобщения; для развития способности к логическим действиям и операциям.

Слайд 7

Игры на выявление и абстрагирование свойств Автотрасса Необычные фигуры

Слайд 8

Игры на умение сравнивать классифицировать, обобщать Игра «Засели домики» Игра «Найди фигуру»

Слайд 9

Игры на развитие способности к логическим действиям и операциям Раздели блоки

Слайд 10

Игры для самых маленьких

Слайд 11

«НАЙДИ КЛАД» или «КУДА СПРЯТАЛСЯ ЩЕНОК» (Игры для детей 2 - 4 лет) Кладоискатель отворачивается, ведущий под одним из блоков прячет клад. Кладоискатель ищет его, называя различные свойства блоков. Если малыш находит клад, то забирает его себе, а под одним из блоков прячет новый клад. Ведущий вначале сам выполняет роль кладоискателя и пока­зывает, как вести поиск клада. Называет различные свойства блоков. Выигрывает тот, кто найдет больше кладов. При повторении игры блоки меняют, увеличивается их количество. 2 вариант Ведущий говорит: щенок спрятался под красным, большим кругом. Можно карточками – символами написать письмо:

Слайд 12

Игры для детей среднего и старшего возраста

Слайд 13

« Разложите вещи на свои полки»

Слайд 17

«Соберите код к замку»

Слайд 19

Помогите разобрать подарки

Слайд 21

«РАЗДЕЛИ БЛОКИ » (подготовительная группа) В лесу переполох! Лиса, волк и медведь никак не могут поделить подарки деда Мороза. Дед Мороз сказал взять лисе все маленькие подарки, медведю все – толстые, а волку – круглые. Но вот беда, есть подарки и круглые и маленькие одновременно. Их должна взять и лиса и волк. А есть подарки и круглые, и маленькие, и толстые. Ими могут играть все звери вместе. Игра учит: разбивать множество по двум, трем совместимым свойствам. Производить логические операции « не», «и», «или».

Слайд 22

Альбомы для детей 2-4 лет

Слайд 23

Альбомы для детей 5-8 лет

Слайд 24

Альбомы ! Удивляйка »

Слайд 25

Игры с логическими блоками позволяют: * Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов. * Развивать пространственные представления. * Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование информации). * Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления. * Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения. * Развивать познавательные процессы, мыслительные операции. * Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. * Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию. * Развивать речь. * Успешно овладеть основами математики и информатики.

Слайд 26

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме "Логические блоки Дьенеша"

Дидактические игры с использованием блоков Дьенеша...

Мастер-класс на тему: «Логические блоки Дьенеша в развитии интеллектуальных способностей дошкольников»

Здесь представлен мастер-класс по повышению профессионального мастерства педагогов.Задачами  мастер-класса являются донесение  до сознания педагогов необходимости работать с блоками Дье...

Мастер класс для воспитателей логические блоки Дьенеша

Задачи мастер–класса:1. Сформировать у педагогов – участников мастер-класса представление об игровой технологии.2. Познакомить участников мастер-класса с  применением развивающих игр ...

Мастер – класс для родителей «Логические блоки Дьенеша».

Цель:  ознакомление родителей с логическими блоками «Дьенеша» и их использовании в развитии детей дошкольного возраста.Задачи:Способствовать повышению педагогической грамотности родит...

Мастер-класс "Особенности использования логических блоков З.Дьенеша в разных возрастных группах"

Мастер-класс "Особенности использования логических блоков З.Дьенеша в разных возрастных группах"Презентация к мастер-классу https://cloud.mail.ru/public/RngP/3rPHkWwBY...

Мастер класс для родителей Логические блоки Дьенеша

Мастер класс для родителей Логические блоки Дьенеша...